УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИКИ ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ
статья на тему
Предварительный просмотр:
УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИКИ ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ
Воспитание – это вечная и общая сторона жизни человечества, которая постоянно изменяется с развитием общества. Оглядываясь назад на своё школьное детство и юность, пытаюсь проанализировать существовавший тогда педагогический подход к воспитательной работе. Мы, школьники 80-х годов прошлого века, были, с одной стороны, постоянными участниками многообразных мероприятий, организуемых взрослыми или непосредственно, или вместе с выбранным активом. Классный руководитель проводил обширную по числу мероприятий и разделов в планах воспитательной работы деятельность, а с другой стороны, была масса учащихся, кто нисколько не был заинтересован в этой деятельности. Теперь, став учителем и имея опыт воспитательной работы в качестве классного руководителя, понимаю, что главная причина такого несоответствия скрывается не в уровне добросовестности воспитателей, осознания ими целей воспитания и своей ответственности, не в количестве разделов в планах воспитательной работы, а в характере взаимодействия воспитателей и воспитанников. Взаимоотношение воспитателей и воспитанников не должно носить одностороннего, опекающе-потребительского характера. Именно односторонние воспитательные отношения являются основной причиной живучести потребительского отношения к окружающей жизни, отношению к окружающему как к источнику удовольствия и пользы только для одного себя, формируя эгоистическое отношение к себе как потребителю готовых материальных и духовных благ.
Основу воспитательного процесса составляют такие отношения воспитателей и воспитанников, которые носят характер общей творческой заботы, как старших, так и младших об улучшении окружающей жизни, о каждом воспитаннике как самостоятельной творческой личности. Для успешного функционирования детского коллектива как живого организма необходимо создание нескольких условий.
Первое условие. Организовать воспитание так, чтобы включать каждого ребёнка как своего младшего товарища в совместную деятельность на общую пользу и радость: в поиск нужного окружающим людям, в выбор лучших средств решения жизненно полезных задач, в обмен опытом, в преодоление трудностей, в противоборство с тем, что мешает добру и красоте нашей жизни, в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее.
Общая забота позволяет осуществить взаимосвязь всех частей воспитания: нравственного, умственного, физического, трудового, эстетического. Именно в общей заботе и вырабатывается у воспитанника подлинно гражданское отношение к окружающей жизни, труду, природе, культуре.
Второе условие. Организовать воспитание так, чтобы проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как к младшему товарищу. В отношении к воспитаннику необходимо сочетать уважение с дружеской требовательностью. Только на основе уважения, веры в творческие силы, возможности человека, понимания его сильных и слабых сторон, можно развить лучшее в нём и преодолеть недостатки. Тогда возникает и крепнет то «обратное» отношение воспитанников к воспитателю, которое делает весомым, успешным каждое его воздействие, создается и крепнет, по выражению А.С. Макаренко, «истинный авторитет» взрослых[2]. Это отношение, в котором неразрывно соединены уважение и требовательность воспитанников к воспитателю как к старшему товарищу, младших членов семьи к их родным, учащихся к учителю, воспитанников к воспитателю.
На практике же нередко в воздействиях на воспитанников проявляется другое отношение, в котором есть авторитарная, формально-административная требовательность, предписывающая те действия, которые должны послушно совершить воспитанники, чтобы выполнить волю воспитателя. Для такой требовательности совсем не нужны уважение к воспитаннику, вера в его творческие силы, стремление развить эти силы.
Другой вариант, внешне противоположный, но, по сути, столь же односторонний: в воздействиях на воспитанников нет никакой требовательности к ним, а есть только «советы», «подсказки», «пожелания», которые воспитанники могут выполнить, а могут и не выполнять, если не захотят. В этих воздействиях проявляется уважение к воспитанникам, но не товарищеское, а скорее «приятельское», без твердого стремления раскрыть и развить в нужных направлениях творческие силы каждого человека.
Есть еще вариант, пожалуй, наиболее распространенный: в различных способах воспитательного воздействия проявляются и уважение и требовательность к воспитанникам, но только или по преимуществу как к активным потребителям готового опыта, или как к активным исполнителям того, что предписано взрослыми. Не случайно ведущей стороной в таком воспитательном отношении является опекающая требовательность - раскрытие тех активных действий, которые должны совершить воспитанники, чтобы успешно усвоить передаваемые им знания и умения, успешно выполнить придуманное для них и за них. Чем добросовестнее, активнее действует при этом воспитанник, тем с большим опекающим уважением относится к нему воспитатель и наоборот.
Именно поэтому возникают те виды «обратного» отношения воспитанников к воспитателю, которые делают ложным его авторитет, ведут его воздействия к односторонним, нулевым или даже отрицательным результатам. Это отношение боязливое или отчужденное, подчас озлобленное. Или приятельски-снисходительное, пренебрежительное. Это может быть и «потребительское» уважение к воспитателю как к хорошему передатчику готового опыта.
Третье условие. Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную. Формировать научные знания, гуманные и демократические взгляды, убеждения, идеалы. Возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности. Развивать необходимые каждому умения, способности, привычки и черты характера.
В жизни же нередко делается упор на одну из сторон и сил личности, особенно часто на формирование знаний, в то время как другие силы - чувства, потребности, привычки - постоянно оказываются на втором плане, играют по преимуществу вспомогательную роль, да к тому же воздействие на них оказывается обособленным друг от друга, дробным.
Именно поэтому и получается разрыв между знаниями и взглядами, убеждениями, между знаниями и интересами, между умениями и потребностями...
Четвертое условие. Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников становились бы способами воздействия самих воспитателей на себя, воспитанников друг на друга и каждого воспитанника на себя. Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех звеньев - воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитания воспитанников - взаимного и личного, самовоспитания воспитателей - тоже взаимного и личного. Тогда каждую личность воспитывает единый коллектив, и каждый его участник - старший и младший - воздействует на жизнь коллектива.
В жизни же нередко процесс воспитания сводится только или по преимуществу к воздействию воспитателей на воспитанников: родители учат младших членов семьи, учителя - учеников. Воспитываться самим воспитателям уже не надо или же поздно, или не хватает времени и сил... Воспитываться самим воспитанникам, наоборот, еще рано. Их дело - учиться у воспитателей. Так подчас и на словах и на деле.
Именно поэтому у воспитанников не формируется важнейшая привычка отвечать за себя и за товарищей, самим развивать у себя необходимые качества и преодолевать недостатки. Воспитатель при этом лишает себя важнейшего способа воздействия на воспитанников - личного примера постоянного самосовершенствования, постоянного духовного роста, высокой требовательности к себе и к другим воспитателям, основанной на уважении к себе как старшему товарищу воспитанников.
Пятое условие. Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия - открытые и незаметные, прямые н опосредованные. Использовать творчески конкретные многообразные приемы. Тогда воспитанники не являются лишь объектами воспитания. Они, прежде всего, участвуют в творческом решении общих с воспитателями жизненно полезных практических задач. Они - младшие товарищи взрослых по общей творческой гражданской заботе. Воспитатель воздействует на воспитанников и прямо (в личном общении) и опосредованно (через самих воспитанников, через других воспитателей). Однако и в том и в другом случае воздействие должно иметь, прежде всего, практическую направленность: что и как лучше сделать, чтобы улучшить окружающую жизнь и жизнь своего коллектива? А собственно воспитательные задачи (научиться, овладеть, преодолеть), которые при этом ставятся воспитателями, решаются незаметно для воспитанников.
Так открытое воспитательное воздействие, которое нацеливает на достижение собственно воспитательных целей, становится средством, необходимым для решения общих жизненно важных практических задач: «Чтобы успешно сделать то-то, надо научиться тому-то...»
Особенно важно, что такое воздействие, необходимое н воспитателям и воспитанникам, используется и прямо и опосредованно, через воспитанников, используется по-разному в разных ситуациях разными воспитательными приемами.
В жизни нередко воспитательное воздействие происходит только или по преимуществу открытым и прямым образом, к тому же лишь привычными, «отработанными» способами. Считается, что это кратчайший, а значит, наилучший путь к достижению воспитательных целей.
Но именно поэтому нельзя вывести воспитательный процесс за узкие рамки шаблонного влияния воспитателей на воспитанников со всеми теми последствиями, о которых говорилось раньше.
Литература
- Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи // Журн. Кл. руководитель 2002,№ 3
- Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Школьная Пресса, 2003. -192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИКИ ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ
В данной статье на основе личного педагогического опыта автор пытается проанализировать некоторые недостатки организации процесса воспитания в детском коллективе, приводящие к потребительскому отношен...
Взаимодействие школы и семьи - условие успешности ребенка.
«Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец», - писал В.А.Сухомлинский.Таким образом, необходимость и важн...
Статья «ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ» КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ «КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»
Создавая методику КТД, И.П.Иванов вряд ли задумывался о том, что его теория, которая создавалась в советское время, спустя долгие годы, не только не потеряет своей глубины, но, также, сохранит а...
Педагогический совет "Взаимодействие с родителями обучающихся как одно из условий успешной адаптации пятиклассников"
Презентация поможет завучу организовать работу с коллективом на заседании педагогического совета"...
Проект "Соуправление в классном коллективе как условие успешной социализации школьников "
Работа классного руководителя...
« Взаимодействие общеобразовательной школы и центра дополнительного образования как условие успешной социализации обучающихся в обществе»
О необходимости взаимодействия общеобразовательной школы и центра дополнительного образования с целью успешной социализации обучающихся в обществе...
Консультация «Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда как условие успешной социализации детей с нарушениями речи»
Консультация для педагогов ДОУ«Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда как условие успешной социализации детей с нарушениями речи»...