Проект "Рифмушечки" в старшей группе ДОУ.
презентация к уроку на тему
Совместный проект «Рифмушечки» в старшей группе направлен на автоматизацию звуков в процессе обучения детей рифмовке, позволяющая значительно расширить словарный запас детей, воображение и чувство слова, тем самым, одновременно совершенствуя речевое дыхание, так как создаются условия для четкости соблюдения пауз. Важная роль рифмовок и в формировании дикции, четкого и ясного произнесения не только звука, но и фразы в целом. Звуковой повтор в рифмовке также способствует выработке правильного произношения отдельных звуков, слов. Через чтение рифмовок у детей формируется умеренный темп речи. Деятельность по составлению не сложных рифмовок, как одна из форм детского «словотворчества», являющаяся одной из заданий обучающего характера по направлению – устное народное творчество, Создание и слушание рифм способствует улавливанию звуков речи, дети замечают их повторы и созвучие, что необходимо на этапе автоматизации звуков. Детям и родителям предлагаются речевые игры - презентации: «Доскажи словечко», «Кто больше отгадает загадок», «Парочки-рифмушечки», «Подбери рифму» и др., привлекая детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются. Придумать соответствующую рифму, выявить связь между двумя рифмованными предметами, затруднительно, в процессе усложнения игр, участники проекта часто придумывают несуществующие слова.
Задачи:
- Формировать умение детей слушать небольшие стихотворные тексты, потешки, загадки, договаривать слова, подбирать отгадки в рифму;
- Формировать навык правильного, выразительного и эмоционального чтения стихотворных текстов;
- Научить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой слова с помощью предметных картинок;
- Развивать умения по составлению двух рифмованных строчек.
Используемая литература:
1. Л.Г.Савенкова. Проект "Мои первые рифмы"// Детский сад будующего-галерея творческих проектов.- №2(11), февраль, 2013, с.21.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта. С самого рождения детей сопровождают разнообразные потешки , песенки, рифмовки и стихотворения. Это тот текстовый материал, который дети очень любят, который им интересен, а следовательно, включение различных стихотворных форм в образовательный процесс имеет положительную эмоциональную окраску для ребёнка и в значительной степени благополучно способствует процессу его развития. Дети старшего дошкольного возраста имеют естественную потребность в стихосложении и «стихотворчестве», но в силу физиологических и психологических особенностей, малого словарного запаса они не умеют придумать соответствующую рифму, выявить связь между двумя рифмованными предметами, часто придумывают несуществующие слова. Но развивая способность к рифмовке, можно значительно расширить словарный запас детей, воображение и чувство слова.
Слушая рифмовки, дети улавливают звуки речи, замечают их повторы и созвучие. В рифмовке слово звучит отчетливее, самостоятельнее, привлекает к себе внимание. Ребёнок произносит его с большей выразительностью, чем в речи иного типа. Дети склонны к рифмованию знакомых слов, радуясь их узнаванию в полученных сочетаниях. Что привлекает детей в рифмовке?
В процессе чтения рифмовок совершенствуется речевое дыхание, так как создаются условия для четкости соблюдения пауз. Благодаря соблюдению пауз появляется выразительность речи. Важная роль рифмовок и в формировании дикции, четкого и ясного произнесения не только звука, но и фразы в целом.
Звуковой повтор в рифмовке также способствует выработке правильного произношения отдельных звуков, слов. Через чтение рифмовок у детей формируется умеренный темп речи. Размеренность и ритмичность рифмовок, наличие близких к детскому восприятию образов развивает способность удерживать в памяти слова, словосочетания, обеспечивает быстрое их запоминание, что в свою очередь способствует развитию психической функции, как память.
Задачи проекта: Формировать умение детей слушать небольшие стихотворные тексты, потешки , загадки, договаривать слова, подбирать отгадки в рифму; Формировать навык правильного, выразительного и эмоционального чтения стихотворных текстов; Научить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой слова с помощью предметных картинок; Развивать умения по составлению двух рифмованных строчек.
Этапы проекта 1 этап – создание копилки материалов Просмотр литературы по обучению детей рифмовке; Подбор картинок с обозначением предметов, названия которых рифмуются (лиса-коса, ёжик-ножик, ёлка-полка, барабан-кабан и т.д.), привлечение детей и родителей к сбору различных картинок; Составление картотеки игр по обучению детей рифмовке ; Опрос родителей, что дети больше любят: прозу, сказки, стихи …; Привлечение родителей и воспитателей данной группы детей; Использование ИКТ в ходе проекта; Подготовка презентации по данному проекту.
2 этап – игры с рифмами Создание проблемной ситуации Педагог предлагает детям послушать сказку про лесных друзей. И не просто послушать, а помогать её рассказывать. Рассказывание сказки можно сопровождать кукольным театром или показом картинок .
ПОИГРАЕМ! Игра «Доскажи словечко» Цель: ориентируясь на окончания глаголов и существительных, подбирать слова в рифму. Зайка звонко барабанит, он серьезным делом…(занят). Первым просыпается пастух, раньше пастуха встаёт…(петух). Ёжик – сторож теремка – злой лисе намял…(бока). Снеговик – «морковный нос» - ёлку нам домой … (принёс). Карлсон съел большой пирог и взлетел под…(потолок). Хоть зубаст, но очень добр, он речной строитель…(бобр). В тишине морских глубин смело плавает…(дельфин ). Игра «Чудесный мешочек» Цель: формировать умение подбирать меткие слова и выражения народной речи, называть одни и те же предметы разными словами, образовывать слова с уменьшительным суффиксом. Ход: Педагог достаёт из «чудесного мешочка» по очереди разные игрушки, например, петушка и просит детей, как ещё можно его назвать. Петушок – золотой гребешок. Травушка – муравушка. Зайчик – побегайчик . Коза – дереза. Лягушка – квакушка. Волчок – серый бочок. Лисичка – сестричка. Муха – Цокотуха.
Конкурс - игра «Кто больше отгадает загадок» Цель: формировать умение подбирать детей слушать, договаривать слова, подбирая отгадки в рифму. Летом в болоте, вы её найдёте, Зеленая квакушка. Кто это…(лягушка). Встаёт на заре. Поёт во дворе, На голове гребешок, Кто же это..(петушок). Дидактическая игра «Парочки – рифмушечки » Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются. Материалы: картинки с изображением различных предметов, названия которых рифмуются по количеству играющих детей (20-25 пар). Ход игры: Вариант 1: педагог раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак-рак, олень-тюлень и т.д.), затем взрослый поднимает какую-либо картинку и просит детей найти парную по рифме. Нашедшего нужную картинку можно поощрить жетоном, фишкой или просто словом. Игра считается законченной, когда дети найдут все пары рифмовочных слов. Вариант 2: педагог раздаёт детям по одной картинке, а остальные, которые к ним рифмуются, раскладываются на столе. Детям предлагается найти пару по рифме к своей картинке. Вариант 3: все картинки разложены в разбивку на столе или на ковре. Детям предлагается собрать парные по рифме картинки по принципу «Кто больше».
Речевая игра «Подбери рифму» Цель: ориентируясь на окончания заданных слов и звукосочетаний подбирать слова в рифму. Ход игры : педагог произносит звукосочетание или слово, дети должны придумать рифму. Игру можно сопровождать показом соответствующих картинок. За-за-за Вот рогатая … Ор-ор-ор Я весёлый… Ис-ис-ис , Ах, какой у нас…
От-от-от это наш пушистый … Ом-ом-ом, Вот наш … Уп-уп-уп , Вот в тарелке… Ко-ко-ко, пейте, дети… Са-са-са , Это…
Игра «найди первые двустишья » Цель: формирование первых навыков составления двухстрочных рифмовок с использованием визуальной модели. Материалы: карточки с изображением двухсторонней модели в форме прямоугольника, разделённого на две строки, картинки. Ход игры : педагог показывает детям пару картинок, названия которых рифмуются. Вариант 1. Педагог даёт одну строчку стихотворного текста и начало второй, а дети сочиняют последнее слово.
Вариант 2. (с усложнением): педагог даёт одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют вторую строчку
СОЧИНЯЮТ ДЕТИ… Артур В. По полянке скачут зайчики, Они шустрые, как мальчики. По льду скользит Умка, Он нашёл в сугробе сумку. Серёжа Т. По лесу бежит лиса, Её укусила оса. На полянке стоит домик, В нем живёт весёлый гномик. Серёжа С. На севере родился Умка, На плече он носит сумку. Во дворе лежит корона, Утащила её ворона. Ваня лежит на печке, В углу светит свечка. Денис Т. В лесу растёт ёлочка, На ней много иголочек. На подушке киска, А во рту – сосиска. Андрей В. В лесу живёт гномик, У него красивый домик. Летает везде ворона, У неё на голове корона. Артур В. Я люблю пирожное, И съесть могу мороженное. По полянке бежит лиса, За ней гонится оса. Летит по небу ворона, С неё слетела корона.
Результаты совместного проекта детей и родителей МОЛОДЦЫ!
1 . Л.Г.Савенкова . Проект «Мои первые рифмы. // Детский сад будущего – галерея творческих проектов. - № 2(11) февраль, 2013 - с.21. Используемая литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность по с применением ИКТ в старшей группе по экологии "Зимний лес полон сказок и чудес" в старшей группе
Приоритетные направления деятельности в интеграции: "Познание", "Музыка", "Художественное творчество".Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе по экологии«Зимний лес полон сказок ...
Конспект логопедического занятия с группой детей ОНР III р.у. (старшая группа)
Цель:1. Закрепление правильного произношения звука с.2. Выделение звука с из ряда звуков и слов.3. Деление слов на слоги.4....
Конспект логопедического занятия с группой ОНР III р.у. и ФФН с элементами ОНР III р.у. (старшая группа)
Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука Ш2. Знакомство с буквой Ш3. Составление рассказа по сюжетной картинке, по опорным словам и схеме.4. Закрепление понятий - дикие и домашние животные...
Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя
Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...
Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».
Родительское собрание в старшей группе.Воспитатель:Габоева МарианнаАнатольевнаТема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы»....
Рабочая программа группы № 8 "Дружная семейка" (старшая группа) на 2019-2020 учебный год
Содержание образовательной работы в старшей группе № 8 "Дружная семейка" на 2019-2020 учебный год...
Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада и воспитанников старшей группы».
Ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет....