Родительское собрание мам. « В семье растет дочь »
методическая разработка на тему
Цель: Актуализировать роль мамы в воспитании дочери.
Задачи:
1. Дать понять мамам, что зависит от них, какой вырастет дочь.
2. Познакомить с условиями успешного семейного воспитания девочки.
План:
1. Как образ матери влияет на формирование женственности в девочке?
2.Обсуждение ситуаций, возникающих в воспитании дочерей.
3. Заполнение анкет. Анализ анкет детей.
4. Знакомство с выставкой поделок.
5. Правила воспитания дочери.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit.sobr_.-doch.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Корчагина И.В.
Родительское собрание мам.
« В семье растет дочь »
Цель: Актуализировать роль мамы в воспитании дочери.
Задачи:
1. Дать понять мамам, что зависит от них, какой вырастет дочь.
2. Познакомить с условиями успешного семейного воспитания
девочки.
План:
1. Как образ матери влияет на формирование женственности в девочке?
2.Обсуждение ситуаций, возникающих в воспитании дочерей.
3. Заполнение анкет. Анализ анкет детей.
4. Знакомство с выставкой поделок.
5. Правила воспитания дочери.
Подготовка к собранию.
- Девочки пишут красочные приглашения для мам на родительское собрание.
- Готовится выставка «Что умеют дочери и мамы ». На родительском собрании происходит выставка поделок, сделанных девочками и мамами.
- Проводится предварительное анкетирование девочек:
Анкета для девочек
1. Считаешь ли ты, что у вас с мамой есть взаимопонимание?
а) да б) не всегда в) нет
2. Какие общие занятия и увлечения есть у вас с мамой?
3. Бывают ли у вас с мамой конфликты?
а) часто б) иногда в) никогда
4. Если бывают, то по какой причине?
а) из-за одежды б) из-за домашних обязанностей в) по поводу учебы
г) из-за телевизора или музыки д) по другим причинам
5. Своими проблемами я делюсь:
а) с мамой б) с подругами в) я ни с кем не могу поделиться
6. Как твоя мама относится к твоим друзьям?
а) маме не нравятся мои друзья б) ей нравятся мои друзья.
в) маме нравятся мои друзья, но с некоторыми она мне запрещает
общаться;
7. Мама понимает меня:
а) да; б) нет; в) не всегда
Классный руководитель анализирует анкеты и готовит сообщения о результатах
анкетирования девочек.
- Готовится анкета для мам:
Анкета для мам
- Считаете ли вы, что у вас с дочерью есть взаимопонимание?
- Говорит ли с вами дочь по душам, советуется ли по личным делам?
- Знаете ли вы друзей вашей дочки?
- Участвуете ли вы вместе в хозяйственных делах?
- Есть ли у вас с дочкой общие занятия и увлечения?
- Бываете ли вы вместе в театре, на выставке, на концерте?
- Обсуждаете ли вы вместе с дочкой прочитанные книги, журналы?
- Бывают ли у вас с дочерью конфликты?
а) часто б) иногда в) никогда
9. Если бывают, то по какой причине?
а) из-за одежды б) из-за домашних обязанностей
в) по поводу учебы г) из-за телевизора или музыки
д.) по другим причинам
Оформление:
- На доске написана тема собрания, ниже – русская пословица
« Нет лучше дружка, чем родная матушка».
2. На доске записаны правила:
- Начинать с прекрасного! - Учить рукоделию!
- Создавать уют в доме! - Учить кулинарному искусству!
- Начинать с малого и постепенно! - Поддерживать интерес!
- Не опускать руки! - Хвалить почаще!
3. На столе лежат:
- красочно оформленный « конверт дружеских вопросов»,
- бланки отпечатанных анкет для мам,
- памятки – советы мамам, тематика классных часов.
4. На видном месте располагается выставка
«Что умеют мамы и дочки».
Мамы рассаживаются по группам
Ход собрания.
Классный руководитель. Уважаемые мамы! Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить о том, как воспитывать дочь, как сделать так, чтобы дочь выросла настоящей хозяйкой, настоящей женщиной, женой и матерью, способной сохранить тепло домашнего очага. Именно в этом – залог счастья дочери. А что может быть более важным для родителей, чем счастье их детей? Поэтому целью родительских забот является необходимость деликатного и умно учить девочку быть женщиной в самом широком смысле этого слова. Несмотря на то, что в воспитании дочери принимает участие и отец, по своей женской сущности дочь всегда ближе к матери. Поэтому мама оказывает большое влияние на дочь, именно от матери зависит, какой вырастет дочь.
Обращение к родителям: « Какие качества необходимо воспитывать в дочери?» «Каковы же составляющие понятия « женственности ».
Мамы обсуждают, высказывают свое мнение. Классный руководитель записывает на доске:
« Нежность, женское достоинство, забота о других, аккуратность, добропорядочность, хозяйственность, доброта, вежливость, благоразумие, приятная внешность, мягкость, отзывчивость, терпимость, образованность.»
Классный руководитель. Если сложить эти качества воедино, то мы можем назвать их одним словом – женственность. Быть женственной дочь учит ее мать. Именно мама должна научить дочь уметь вкусно готовить, быть аккуратной, уметь всегда хорошо выглядеть, уметь вести хозяйство, а также научить гигиене, благоразумию, а самое главное – не терять своего женского достоинства. Не зря говорят в народе, что дочь – это лицо матери, а сын – лицо отца. Но чтобы иметь влияние на дочь, мать должна иметь авторитет в глазах дочери. И еще : девочка должна доверять своей маме. Доверяют ли вам ваши дочери?
Я вам предлагаю заполнить анкеты для мам.
Родители заполняют анкеты. Затем учитель рассказывает, что дочери ответили в своих анкетах. Идет обсуждение, насколько ответы мам совпали с анкетами дочерей. Делаются выводы, насколько гармоничны отношения мам с дочерьми.
Классный руководитель. А теперь давайте поработаем по группам и обсудим следующие ситуации.
( Каждой группе раздаются карточки с ситуациями)
1 карточка: Моя дочь – отличница в школе. Она очень много занимается. Я, мама, сама вначале отстранила ее от домашних хлопот. А теперь она отказывается помогать мне по дому. Выполняет домашнюю работу только после скандала.
2 карточка: Моя дочь – тихая и скромная девочка. Хорошо учится в школе. Но она начала встречаться с мальчиком, который нам с отцом не нравится. Из-за первой любви дочери у нас с ней портятся отношения. Если раньше дочь мне рассказывала, то теперь она молчит. Не знаю, что и делать.
3 карточка: Моя дочь хорошо училась в школе, посещала музыкальную школу. Мы с отцом всегда ей говорили, что важно получить сначала высшее образование, а потом – все остальное: любовь, друзья и т.д. Не пускали ее гулять, пока она не выучит домашнее задания. Контролировали дела в школе. Ругали за четверки, а о тройках не могло быть и речи. Но дочка в этом году потеряла интерес к учебе. Бросила музыкальную школу. В учебе «скатилась» до троек. Что делать?
( Каждая группа высказывает свое мнение о ситуациях)
Классный руководитель подводит итоги.
Ситуация 1. Дочь не привыкла заниматься домашними делами, мама сознательно не привлекала ее помогать по хозяйству, а теперь дочка просто ленится. Кто в этом виноват? Мама. Как исправить ситуацию? Во-первых, никаких скандалов. Конфликт только усугубит ситуацию. Во – вторых мама должна привлекать девочку к совместному труду. Например, дочка вместе с мамой печет пирог. И от этой совместной работы девочка должна получить радость. Совместный труд должен проходить не в напряженной атмосфере, а в радостной. Мама должна не забывать хвалить дочь, даже если у нее ничего
не получается. Мама учит дочку справляться с домашними хлопотами. Девочка должна чувствовать себя маленькой хозяйкой, она должна получать удовлетворение от труда.
Ситуация 2. Дочь влюбилась в первый раз. Может, это и не влюбленность, но ей нравится мальчик. Родители не одобряют выбора девочки. Между матерью и дочерью портятся отношения. Может быть, родителям стоит взглянуть на мальчика другими глазами, найти в нем что – то положительное, ведь за что-то он дочке понравился! Родителям необходимо проявить гибкость. Если они этого не сделают, конфликт может перерасти в «затяжную войну». Девочка отдалится от родителей. Здесь необходимо учитывать и возрастные особенности дочери. Ведь ей 13 лет. Это переходный возраст, в котором происходит становление личности. У девочки может возникнуть чувство противоречия, она будет назло родителям встречаться с этим мальчиком. Каков же вывод? Это, конечно же, гибкость со стороны родителей в отношениях с дочерью.
Ситуация 3. Родители навязчиво говорили дочери, что необходимо учиться, получить высшее образование. Да, здесь родители правы, они заинтересованы в успехах дочери. Но возникает вопрос, как они это делали? Они не поддерживали интерес ребенка к учебе, а действовали « диктаторскими » методами, и в результате девочка потеряла интерес к учебе. Здесь, конечно же, сказывается и переходный возраст дочери.
Обычно в 7-8 классах дети учатся хуже. Здесь необходимо не «потерять» ребенка, а поддержать его. Девочка получила, допустим, четверку, а родители наказали ее, не пустив гулять. Как она будет чувствовать себя? А нужно маме поговорить с дочерью, почему она стала учиться хуже: может быть, у нее трудности с преподавателями, она не понимает предмет, помочь ей как – то. Мама, как деспот, стоит над дочерью и говорит ей:
« Я тебя накажу, если снизятся отметки» Этим мама добьется того, что девочка отдалится от родителей. Мама должна в спокойной и дружеской обстановке говорить с дочерью, не забывать хвалить дочь. Мама должна направить дочь на достижение хороших результатов.
Классный руководитель. Очень часто девочка хочет быть похожей на свою маму. Здесь важно маме не забывать и о своем примере. Если, допустим, мама курит или выпивает, дочь будет поступать также. Обращение к родителям.
( Родители обсуждают сказанное)
Классный руководитель. Если мама добропорядочная женщина, прекрасная хозяйка, создающая уют в доме, девочка обязательно вырастет похожей на мать, хотя бывают и редкие исключения.
Вывод: « Мама не только воспитывает словами, но также и своим примером».
Классный руководитель. А теперь давайте обратимся к нашей выставке и посмотрим, хорошие ли хозяйки ваши дочери?
Идет обсуждение выставки. Мамы знакомятся с поделками своих дочерей.
Классный руководитель. Есть старинная русская пословица: « Нет милее дружка, чем родная матушка». И, правда, именно к маме должна приходить дочка со своими проблемами, не боятся ей открыться. У нас с вами на доске написаны правила воспитания матерью дочери.
1. Начинать с прекрасного! Пусть дочь учится украшать жизнь цветами, где бы она ни жила.
2. Учить рукоделию! Умелые руки обязательно пригодятся дочке в будущем.
3. Создавать уют в доме! Чистота, порядок, красивый интерьер - все это останется рядом с вашей дочерью, если это есть в вашей семье.
4. Учить кулинарному искусству!
5. Начинать с малого и постепенно. Нельзя сразу добиться результатов, не проявляя терпения, мудрости и настойчивости.
6. Поддерживать интерес! Пусть сама придумает новое блюдо, по-своему заварит чай, найдёт интересный рецепт.
7. Не опускать руки! Если что-то не получилось – сделайте вместе. 8. Хвалите по - чаще! Замечайте успехи дочери, рисуйте положительные перспективы жизни.
Необходимо уважать дочь как личность, вникать в проблемы дочери, чаще разговаривать с ней. Вы согласны со мной, что соблюдение этих правил приведет к тому, что мать будет другом дочери? Хвалите по-чаще! Дочь вытерла пыль, помыла полы, за это обязательно ее нужно похвалить. Сказать ей: « Какая у меня растет хорошая помощница! Похвала будет стимулировать девочку, дочка будет стремиться и дальше облегчать труд мамы.
Дочь – это будущая жена, хранительница очага, а каким будет очаг, зависит от того, какой хозяйкой она вырастет. Поэтому девочку необходимо вовлекать в ведения домашнего хозяйства. А начинать надо с малого. Сначала дочь учится готовить простые блюда (яичницу, жареный картофель), а затем, постепенно, дочка научится готовить и борщи. У нас с вами на доске записано: « Начинать с малого. Учить ведению домашнего хозяйства». Вы согласны со мной, что дочь необходимо вовлекать в домашние дела?
Следующее правило: « Своим примером вы воспитываете дочь ». Уважаемые мамы, вы согласны, что именно мама в первую очередь служит примером для дочки?
Еще одно правило: « Не опускать руки в трудных ситуациях». Ситуации в жизни могут быть разными. Могут возникнуть непонимание, конфликты между матерью и дочерью. Не нужно отчаиваться. Мама всегда должна быть мудрой, если она не хочет потерять дочь. И последнее: « Начинать надо с прекрасного». Например, для того, чтобы девочка научилась ценить красоту, можно сделать так, чтобы в доме были цветы, приучить девочку ухаживать за ними. И, наконец, последнее, о чем я с вами хочу поговорить – это чувство собственного достоинства матери. Я вам зачитаю слова, написанные в книге Али Акбар Фурутан « Отцы, матери, дети» и мы с вами их обсудим: « Милосердная, добрая и сострадательная мать всегда разговаривает с детьми с теплотой, предпочитая мягкий и спокойный тон грубому, ранящему сердце ребенка, подобно стрелам. Воспитывая ребенка, направляя его действия, матери необходимо также постоянно принимать все меры, чтобы не терять
чувства собственного достоинства. Ни в коем случае принижать себя в глазах детей и потакать их неразумным требованиям. Если мать будет подчиняться безосновательным и эгоистическим капризам ребенка, то ему придет в голову, что мать боится его, что она считает себя обязанной как можно больше угождать ему, выполнять все его прихоти. Советуем родителям не допускать, чтобы страдало достоинство матери. Если в глазах детей ее значение умаляется, то налаженная жизнь в семье пойдет под откос, в этой маленькой стране воцарится хаос, и никакими силами не удастся водворить мир и покой. Мать никогда не должна выдвигать властные, жесткие и нелогичные требования для того, чтобы поддержать свое положение и достоинство. Но в то же время ей ни в коем случае нельзя потакать неразумным запросам детей. Следуя дорогой умеренности, можно избежать этих двух крайностей.
Смесь из любви и дисциплины –
Вот золотая середина;
И словно врач, что вены отворяет,
Она и ранит, но и исцеляет.
Если же мать уронила свое достоинство в глазах ребенка и стала предметом насмешек, то процесс его воспитания никогда не будет озарен лучом счастья». Классный руководитель предлагает обсудить эти слова мамам.
Заключительное слово классного руководителя.
Уважаемые мамы! Обязанность и ответственность матери по отношению к семье, конечно же, гораздо выше, чем у отца. Именно мать является источником нравственности для своей дочери и определяет ее поведение. Находясь в постоянном контакте с матерью, дочь быстро усваивает ее взгляды, мысли, мнения и привычки. Мать не должна ни при каких обстоятельствах преступать в воспитании ребенка разумных границ. Она должна служить примером для своей дочери. Маме следует стремиться проявлять мудрое и достойное поведение. Ведь именно от матери зависит, какой вырастет ее дочь. Мамам вручаются памятки « Советы мамам »
Советы мамам
- Обращайтесь с девочками без нравоучений и упрёков.
2. Не обсуждайте достоинства и недостатки дочери с окружающими
(особенно в её присутствии).
3.Приучение – это многократное повторение. Напоминая, чаще подбадривайте, чем упрекайте.
4.Умейте помолчать. Иногда нет места ни грубоватым шуткам, ни насмешкам.
5. Не кричите! Крик – демонстрация несдержанности, запальчивости, ещё хуже « пилить изо дня в день» Всё это создаёт атмосферу отчужденности.
6. Не отвечайте грубостью на грубость. Покажите превосходство вежливости в общении.
7. Считайтесь с мнением дочери, советуйтесь с нею.
8. Не бойтесь сказать « Извини!».
9. С взрослеющей дочерью говорите, как с взрослой женщиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ситуационное родительское собрание - Где в семье лад...
Данное родительское собрание я проводил в рамках одного из этапов конкурса "Учитель года 2009". Родительское собрание построено по методике рефлексивного воспитания Н.П.Капустина...
Родительское собрание матерей: «В семье растёт дочь».
Способствовать осознанию мамами их роли в воспитании дочери. Познакомить с условиями успешного семейного воспитания девочки....
Родительское собрание отцов "В семье растет сын"
Цель проведения родительского собрания: побудить отцов к тому, чтобы они задумались о собственной роли и ответственности в воспитании сыновей....
Родительское собрание "Воспитание в семье. Родительский авторитет"
Родительское собрание по теме "Воспитание в семье. родительский авторитет"Содержание:1. Законы жизни и семьи2. Анкетирование детей "Что значит "почитать своих родителей", "Мои права"3. Авторитет пьющи...
Материал для родительского собрания «Нравственные законы семьи – законы жизни» (родительский всеобуч от 30 .01.2015 года) К воспитанию детей следовало бы относиться как к самой важной из земных профессий.
Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания....
Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.
Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...
родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»
родительское собрание «В счастливой семье растут счастливые дети. Почему одни семьи счастливы, а другие нет?»...