Тематический вечер "СЛАВЛЮ ТЕБЯ, РУССКИЙ ЯЗЫК !"
методическая разработка (5 класс) по теме

         Мы будем говорить о необходимости изучения русского языка, о людях, внесших огромный вклад в развитие и культуру России, о словарях, которые  мы используем в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_vecher.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический вечер  «СЛАВЛЮ ТЕБЯ, РУССКИЙ ЯЗЫК!

(с родителями)

Ученица: «Я люблю свой родной язык!

                        Он понятен для всех,

                        Он певуч,

                        Он, как русский народ, многолик,

                        Как держава наша, могуч.

                        Он язык луны и планет,

                        Наших спутников и ракет,

                        На совете за круглым столом

                        Разговаривайте на нём:

 

                       Недвусмысленный и прямой,

                       Он подобен правде самой.»

Учитель: Так писал о своем родном русском языке известный поэт Александр Яшин в стихотворении «Русский язык».

А.И.Куприн нашел такие слова для описания человеческого языка:

(пишу на доске)

«Вот скрипнула калитка … Вот прозвучали шаги под окнами … Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: Мы начнем разговаривать. Гость издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха…

И его мысли станут моими…»

Учитель: Сегодня, дорогие друзья, мы проводим лингвистическую игру «Славлю тебя, русский язык!»

А 2007 год – особенно знаменательный: этот год объявлен Годом русского языка.

Мы будем говорить о необходимости изучения русского языка, о людях, внесших огромный вклад в развитие и культуру России, о словарях, которые  мы используем в работе.

На нашей игре присутствуют 2 команды, а также зрители – болельщики и жюри.

(представление команд, жюри)

Учитель: Мы проводим первый конкурс – «Приветствие команд».

Выходит  команда  «Книгочитающих»

Слово капитана команды:

«Мы - рыцари Ордена Книгочитающих».

«Страницы книг сродни могучим крыльям –

Листай, лети хоть прямо на Луну.

Раскрыта книга – значит, мы открыли,

Опять открыли новую страну».

(Капитан поименно представляет участников своей команды).

(Выходит команда  «Смекалистых»

Слово капитана команды:

«Мы – рыцари Ордена Смекалистых».

«Книжка – умный, добрый друг,

Знает книжка все вокруг:

Что, зачем, откуда, как

И о чем писал Маршак.

Чем питается верблюд?

Сколько лет киты живут?

Спросишь книжку – даст ответ,

У нее секретов нет!»

(Капитан поименно представляет участников своей команды).

Учитель: Следующий конкурс: «Проверка домашнего задания».

Домашнее задание давалось довольно трудное. В русском языке есть так называемые фразеологизмы – речевые обороты, утратившие свой первоначальный смысл.

1. Объясните, как вы понимаете фразеологические обороты:

книгочитающие :                 смекалистые:

1. совать нос  -                                   1. чесать языком –

2. зарубить на носу -                        2. попасть впросак –

3. унести ноги -                                 3. намозолить глаза –

4. надуть губы -                                4. водит за нос –

5. держать язык за зубами -             5. руки опустились –

6. клевать носом -                             6. как кошка с собакой –

        Учитель: А этот конкурс – для юных стихотворцев. Рифмы уже заданы. Пофантазируйте и помните, что стихотворение должно быть ещё и ритмичным, попросту говоря, складным.

        2. Сочини стихотворение (2-4 строки) на эти рифмы

книгочитающие :                    смекалистые:                                

Окошко – кошка                           Журит – говорит

        Учитель: Пока команды заняты сочинительством, полезно устроить конкурс болельщиков. К рифмованной загадке добавить нужное слово.

- Едет он на двух колесах

Не буксует на откосах.

И бензина в баках нет

Это мой … (велосипед).

- Когда порою одиноко

Вдруг в тишину ворвется звон,

И голос друга издалека

Тебе подарит … (телефон)

- Идет спокойно, не спеша –

Пусть видят все, как хороша

Удобна и прочна рубаха

В которой ходит … (черепаха)

        Учитель: Слово стихотворцам.

3. А теперь вас ждет библиотечный конкурс. Все ли помнят о том, что говорилось на библиотечных уроках? Кто же из вас настоящий библиофил? Дайте, как можете, определение библиографическим терминам:

книгочитающие :                    смекалистые:                                

Библиография                                     Аннотация

Титульный лист                                  Переплет

Форзац                                                Энциклопедия

Формуляр                                           Суперобложка

        Учитель: Прошу жюри подвести итоги конкурса «Домашнее задание».

        Учитель: Следующий конкурс – «Собери слово» (задание выдается в конвертах).

Пишу на конверте.

        Внимание! Даю подсказку! Имейте ввиду, что слово, которое нужно собрать из букв в конверте, относится к разделу русского языка как предмета изучения. Подумайте, и у вас все получится!

        

        

Слово «Лексика»                            Слово «Фонетика»

(в конверте буквы                          (в конверте буквы

Л, Е, К, С, И, К, А)                        Ф, О, Н, Е, Т, И, К, А)

        Учитель: Команды собирают слова, а мы поиграем с вами дорогие болельщики!

        Угадай слово:

1. С «П» - куда заходит судно,

С «Б» - найдешь на кораблях,

С «Т» - так сладко и так вкусно

С «Ф» - в военных крепостях.

(порт, борт, торт, форт)

2. С «Ю» - я по воде скольжу,

        С «Я» - на голове сижу.

        (шлюпка, шляпка)

3. Местоимение, предлог,

        Меж них – фамилия поэта

        А целое – известный плод,

        Что зреет на исходе лета.

        (я – блок - о)Ай, Моська! Знаеш

Учитель: Слово командам (конкурс «Собери слово».)

- А теперь конкурс «Найдите слова в слове»

Правила этой игры просты: нужно из букв предлагаемого слова составить другие слова. (Лучше, чтобы по количеству букв исходные слова были одинаковы)

книгочитающие :                    смекалистые:                                

«Электровозик»                          «Аэропланчик»

Учитель: Пока команды составляют слова, мы с вами, дорогие болельщики проведем викторину.

1. Какие три выдающихся писателя носят одну фамилию? (Л.Н.Толстой, А.К.Толстой, А.Н.Толстой)

2. Из каких книг эти герои?

- Дуремар – А.Н.Толстой «Приключения Буратино»,

- Волька Костыльков – Л.И.Лагин «Старик Хоттабыч»,

- Ваня Солнцев – В.Катаев «Сын полка».

3. Назовите басню И.А.Крылова, в которой есть такие строки: «Ай, Моська! Знать, она сильна…» («Слон и Моська»).

4. Назовите любые 3 произведения А.П.Гайдара.

5. В каком произведении девизом героя были слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться». (В.Каверин «Два капитана»)

6. В какой из сказок Х.К.Андерсена упоминается цветок тюльпан, а в какой-роза? («Дюймовочка», «Снежная королева»)

7. В какой книге жил «старший брат» Буратино – деревянный мальчишка с длинным носом? (К.Коллоди «Приключения Пиноккио»)

8. Какое одноименное произведение написано А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым, Л.Н.Толстым? («Кавказский пленник»).

9. В какой повести живут мальчишки, похожие, как близнецы, один из которых робот? (Е.Велтистов «Приключения электроника»)

Учитель: Слово командам (какие слова у вас получились?)

Следующий конкурс «Придумай рифму к слову» (Отвечают сразу!)

книгочитающие :                    смекалистые:                                

лягушка -                                       храбрец –

книжка -                                         печка –

Учитель: Жюри подводят итоги( родители- учителя) А мы в это время послушаем стихотворения, подготовленные командами.

книгочитающие :                    смекалистые:                                

 «Русской речи государь               «Скороговорка»

по произведению Словарь»         (читает ученик)

(читает ученик)

Учитель: Слово предоставляется жюри.

- Я объявляю конкурс «Скороговорка»

книгочитающие :                    смекалистые:                                

1. От топота копыт                       1. Иван – болван молоко

пыль по полю летит.                    болтал, да не выболтал.

2. Стоит поп на копне,                 2. Четыре черненьких

колпак на попе.                            чертенка чертили

                                                      черными чернилами

                                                      чертеж.

Учитель: Пока команды готовятся, проводим для болельщиков «Юмористическую викторину»(родитель проводит).

1. В какой сказке жительница морских глубин проучила жадину? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина)

2. Кто умудрился находиться в одно и то же время далеко и близко, высоко и низко, все видеть, все слышать и … есть не велел? (Маша в сказке «Маша и медведь»)

3. В какой сказке пироги, блины да сушеные грибы использовались не по назначению? («Путаница» К.И.Чуковского).

4. Кому удалось дважды разоблачить горестроителей? (Волку из сказки С.Михалкова «Три поросенка»)  

5. Какой серый зверь обидел нечетное количество малышей? (Волк из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»)

6. Старик и старуха начинают плакать после проделки маленького зверька. Успокоились они только тогда, когда получили взамен похожий предмет, но только другого цвета и другого материала. (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).

7. В какой сказке героиня поет, танцует, печет, жнет, вышивает? («Золушка»)

8. Назовите два слова, начинающихся с четырех согласных (встреча, взгляд, встроить)

Учитель: Слово командам (скороговорки)

Объявляю заключительный конкурс «Отгадай кроссворд.»

(Кроссворды выдаются командам в конвертах)

1. Изобретатель книгопечатания (Гутенберг)

2. Название алфавита, созданного в 9 веке Кириллом и Мефодием (Кириллица)

3. Первая русская печатная книга (Апостол)

4. Первый русский книгопечатник (Федоров)

5. Материал для письма, изготовленный из растительного сырья (бумага)

6. Материал, на котором писали древние русичи (Береста)

7. Книга Ивана Федорова для «Скорого младенческого научения» (Букварь)

8. Лист бумаги, приклеенный с одной стороны к переплетной крышке книги (Форзац)

9. Способ письма на глиняных плитках тросниковой палочкой (Клинопись)

10. Основное устное средство общения между людьми (язык)

11. Прочитайте сверху вниз название современной фабрики по изготовлению бумаги. (Типография.)

1

11

2

3

4

5

6

7

8

9

10

                           

Учитель: Пока команды отгадывают кроссворд мы с вами, дорогие болельщики, поиграем.

1. Произнеси слово во множественном числе.

1) плот –

          крот –

          кот –

   рот –

2) Дуга –

    рука –

    мука –

3) Житель –

    любитель –

    учитель –

4) Грек –

    узбек –

    человек –

5) Стол –

    стул –

    метро –

2. Измени род имен существительных (мужской на женский)

повар –

портной –

купец –

храбрец –

А теперь – женский на мужской:

коза –

оса –

3. Поменяем слоги, найдем новое слово.

- Буквы слово загадали:

«Ко» в конце и «Ок» - в начале,

Это слово дарит свет.

Догадались или нет? (окошко)

- Буквы слово поменяли:

«Ок» в конце, а «Ко» в начале

Между ними – часть лица.

Без улыбки нет словца. (колобок)

4. Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа.

Килограммы – килограммов

помидоры – помидоров

Апельсины – апельсинов

рельсы – рельсов

Чулки – чулок

сапоги – сапог

Ботинки – ботинок

Валенки – валенок

Носки – носков

Места – мест

Окна - окон        

5. К каким частям речи относятся выделенные слова?

1) Кто без кисти и белил

Крыши города белил?

2) Снежное покрывало покрывало все поле

3) Бабка Дарья Холст чернила,

Внучка пролила чернила.

Жюри просматривает выполненные кроссворды, подводит итоги вечера, отмечает особо отличившихся.Подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер-конкурс по русскому языку "О, великий, могучий..".

Внеклассное мероприятие по русскому языку для среднего класса....

Лингвистическая игра для 5-6 классов «Славлю тебя, русский язык!» (посвящается Году Русского языка)

Лингвистическая игра для 5-6 классов «Славлю тебя, русский язык!»(посвящается Году Русского языка)...

«Славлю тебя, русский язык!»

«Славлю тебя, русский язык!»...

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАРАФОН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СЛАВЛЮ ТЕБЯ , РУССКИЙ ЯЗЫК !

ЦЕЛЬ: научить молодое поколение в совершенстве владеть нормами русского литературного языкаЗАДАЧИ: - вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к русс...

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "Славлю тебя, русский язык!"

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "Славлю тебя, русский язык!"...

Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс

Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан   на 34 часа  и предназначен   для учащихся 6 классов.Курс непосредственно связан с программой по р...

"И мы сохраним тебя,русский язык!

Презентация к вводному уроку русского языка...