Ваш ребенок пятиклассник.
консультация (5 класс) на тему
Цель данного занятия: психологическое просвещение родителей; знакомство их с психологическими особенностями возраста; анализ основных трудностей, возникающих при переходе учащихся в среднее звено.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vash_rebenok_5_klssnik.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Ваш ребенок — пятиклассник
Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.
Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.
Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.
Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации — привыкании к новым условиям обучения.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:
– возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
– возросший объем работы как на уроке, так и дома;
– новые требования к оформлению работ;
– необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников (агрессивность, затруднения в общении со сверстниками и взрослыми).
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное — помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.
Золотые правила воспитания для родителей · Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. · Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками. · Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности. · Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место. · Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым. · Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания. · Помните, что воспитывают не слова, а личный пример. · Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален. · Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите. · Проявляйте уважение к другим детям. · Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 5 кл. «Наш ребенок – пятиклассник!»
http://ru.calameo.com/read/0004985197f867da2a3d4?editLinks=1...
Буклет "Памятка для родителей. Ваш ребенок -пятиклассник"
Буклет разработан с целью распространения информации о проблемах адаптации пятиклассников среди родителей и был использован на первом родительском собрании. В данной публикации раскрыты вопросы: "Неко...
родительское собрание "ваш ребенок-пятиклассник"
в лекции для родителей указаны особенности перехода ребёнка на среднюю ступень образования. Помещены рекомендации родителям, советы учащимся о некоторых аспектах их возрастного периода ...
Родительское собрание с психологом "Ваш ребенок - пятиклассник, или особенности адаптации"
Цель: психологическое просвещение родителей (психологические особенности младшего подросткового возраста);анализ особенностей адаптации учащихся....
Памятка для родителей «Ваш ребенок —пятиклассник»
Материал позаимствован на просторах Интернета, авторам большое спасибо! Немного доработан и очень пригодился!...
Ваш ребенок- пятиклассник
Данная работа - рекомендации для родителей учащихся, - как средство для решения некоторых проблем: процесс формирования школьной мотивации; школьная тревожность и ее преодоление; отсутствие настоящих ...
Родительское собрание "Ваш ребенок-пятиклассник. Как помочь адаптироваться ребенку в среднем звене"
Разработка родительского собрания для родителей обучающихся 5 класса....