Программа взаимодействия педагогов и родителей "Лучики содружества"
рабочая программа на тему
В программе описана технология сотрудничества педагогов и родителей, формы и методы взаимодествия. Отражены этапы построения работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotrudnichestva_luchiki_sodruzhestva.doc | 371 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на педсовете № 3 Утверждаю :
от « 6 » февраля 2008 г. Заведующий МДОУ № 46
______________ Т.Х. ЛИ
приказ № 18 от 17.03.2008г
ПРОГРАММА
СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ «ЛУЧИКИ СОДРУЖЕСТВА»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах»
для детей с тяжелыми нарушениями речи
Автор – составитель учитель – логопед Железнова С.С.
г. Нижневартовск 2008
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Паспорт программы.
- Этапы реализации.
- Технология сотрудничества.
- Основные направления.
- Общие принципы работы с родителями.
- Формы и методы работы с родителями.
- Методическая помощь педагогам.
- Мероприятия реализации программы.
- Критерии результативности.
- Управление реализацией программы.
- Приложения.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детский сад и семья составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и ДОУ по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОЦУ воспитание всегда стоит на первом месте.
Специфика специализированного ДОУ предполагает тесное взаимодействие педагогов и семьи, активное участие родителей в коррекционном процессе, что является положительным фактором воспитания.
Но, иногда семья может выступать и отрицательным фактором воспитания. На ребенка негативно влияют ссоры, конфликты родителей, непоследовательность, плохой пример. Взрослые допускают промахи в воспитании: относятся к ребенку как к своей уменьшенной копии, часто несправедливы к детям, используют физические наказания и многое другое. Или наоборот позволяют ребенку все. Эти негативные проявления связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания ребенка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического опыта. Родители нуждаются в помощи со стороны специалистов ДОУ, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности.
Анализируя систему взаимодействия педагогов, ДОУ и родителей, мы выявили ряд проблем снижающих уровень коррекционно-образовательной деятельности ДОУ:
- Невысокий уровень социально-психологической культуры участников образовательного пространства
- Недостаточный уровень сформированности доверительных и партнерских отношений между субъектами образовательного пространства.
- Низкий уровень мотивации родителей на сотрудничество.
- Потребительский взгляд родителей на ДОУ.
Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, добиваться положительных результатов в коррекционно-образовательном процессе, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех участников этого процесса.
Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ. Активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и детском саду более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным.
Необходимо предоставить родителям возможность быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ.
Работа с родителями должна основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.
Данная программа обеспечивает комплексный, поэтапный подход к повышению эффективности взаимодействия ДОУ и семьи.
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | «Лучики содружества» программа сотрудничества педагогов с семьей |
Разработчики программы | Железнова Светлана Серафимовна – учитель-логопед МДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» |
Исполнители программы | Педагоги и родители МДОУ № 46 |
Нормативно - правовые основы разработки программы |
|
Научно - методические основы разработки программы. | Исследование психолога Л.С. Выготского в области семейных отношений. Работы известных педагогов как К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Е.А. Аркин, Н.К. Крупская |
Сроки реализации программы | Программа долгосрочная 2010- 2013 годы |
Цель программы | Повысить качество образования через создание действенной системы содружества, поддержки, взаимодействия и взаимопомощи педагогов, детей и родителей. Вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс, в физическое и эмоциональное воспитание детей. |
Задачи: |
|
Практическая значимость | Реализация данной программы позволит повысить качество образования, что в свою очередь сократит время пребывания детей в ДОУ, таким образом, появится возможность охватить большее количество детей нуждающихся в специализированной помощи. |
Предполагаемый результат | Будут созданы:
Повысится:
|
- ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Этапы | Сроки реализации | Содержание деятельности | Предполагаемый результат |
Ⅰ Информационно-просветительский | 1 год обучения |
|
|
Ⅱ Практический (организационно-внедренческий) | 2 год обучения |
|
|
Ⅲ Обобщающий (итоговый) | 3 год обучения |
|
|
IV. ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
- Основные направления
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Содержание работы педагогов ДОУ с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагоги знакомят родителей дошкольников.
В разработке содержания программы важную роль играет приоритетное направление ДОУ. Специфика нашего детского сада предполагает приоритет коррекционного образования, чтобы предоставить детям с тяжелыми нарушениями речи, к поступлению в школу, равные стартовые возможности со своими сверстниками. Разрабатывая содержание знаний для родителей, следует остановиться на сущности речевого и интеллектуального развития детей. Необходимо познакомить родителей с тем, что может ребенок в том или ином возрасте, каковы психические закономерности его развития. Наряду с формированием словесно - логического мышления, речи ребенка необходимо развивать его память, внимание воображение, восприятие, речь. Исходя из вышеизложенного определяются основные направления реализации программы.
Основные направления
№ п/п | Направление | Содержание деятельности |
1. | Содержательное | Разработка содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов. |
2. | Коррекционно-педагогическое | Реализация системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей:
Разработка и реализация мероприятий направленных на:
|
3. | Кадровое | Разработка и осуществление мероприятий направленных на повышение социально-психологической культуры педагогов и родителей. |
4. | Управленческое | Содействие привлечению к взаимодействию учреждений здравоохранения, социальной защиты и др. |
- Общие принципы работы с родителями
Важно уметь правильно поставить перед собой задачи и цели, выбрать методику, определить планы, которые придется осуществлять вместе с родителями. Кроме того, необходимо учитывать разный социальный статус, этнокультурные особенности семей воспитанников.
На первом этапе главной и определяющей задачей является установление доверительных отношений с родителями построенных на доброжелательности и сотрудничестве. При общении с родителями важно заинтересовать их в необходимости тесного сотрудничества. Это возможно сделать, если в разговоре суметь правильно отметить положительные стороны личности ребенка. Подчеркивая его способности, которые выделяют его из круга сверстников. Для этого разговора необходимо серьезно подготовиться. Надо внимательно понаблюдать за каждым из детей, с тем, чтобы в ходе игровой и учебной деятельности можно было наиболее точно расставить акценты в разговоре с родителями. Будет большой ошибкой, если уже на первом этапе знакомства с родителями педагог делает акцент, лишь на негативных сторонах поведения, проявляемых ребенком в общении со сверстниками или во время выполнения заданий в группах.
Таким образом, для первого этапа общения с родителями выделяют три основные цели:
Установление контакта с родителями и воспитанниками ДОУ;
Умение с первого момента общения с родителями сделать их своими союзниками;
Совместными усилиями с родителями сделать жизнь воспитанников более насыщенной и интересной.
Если в процессе работы были успешно реализованы все цели, обозначенные нами на первом этапе, то на втором этапе общения с родителями необходимо приступить к знакомству с условиями жизни и воспитания детей в семьях и суметь закрепить выстроенную на первом этапе атмосферу сотрудничества.
Важно чтобы педагог был лично заинтересован в выстраивании гармоничных отношений с родителями и детьми. Для этого необходимо суметь убедить родителей в необходимости их личного знакомства с базовыми педагогическими знаниями, чтобы общение с детьми в домашних условиях осуществлялось в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями. Убеждая родителей в необходимости получения данной информации, педагог должен вызвать у родителей доверие. В данном разговоре необходимо проявлять такт и деликатность, касаясь семейных взаимоотношений, учитывая, что в некоторых семьях есть серьезные разногласия, которые могут пагубным образом отразиться на ребенке.
Важно учитывать, что современное поколение родителей не допускает по отношению к себе авторитарного тона, который мог успешно «сработать» еще 20 лет тому назад. В личной беседе с родителями, рассказывая о поведении ребенка на занятиях, его успехах и промахах, о его умении общаться со сверстниками, необходимо выбрать тон союзника. Сегодня общение с родителями воспитанников нужно рассматривать через призму сотрудничества, где нет главных и подчиненных лиц. Роль педагога в современном ДОУ – это роль одного из двух партнеров в процессе воспитания и становления личности ребенка.
Главные цели, которые намечаются на втором этапе. Можно сформулировать следующим образом:
- выстраивание доверительных взаимоотношений педагога-воспитателя с детьми и родителями;
- определение запросов родителей и их позиции воспитании ребенка;
- согласование совместного режима работы родителей и воспитателей, так чтобы возникающие проблемы решались оперативно и действенно;
- выработка общих требований в поведении ребенка, как в семье, так и во время его нахождения в дошкольном учреждении.
3. Формы и методы работы с родителями
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания, побудить их стать активными участниками образовательного процесса.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества педагогов с родителями дошкольников. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Традиционные формы
Коллективные | Индивидуальные | Наглядно-информационные |
1. Родительское собрание в форме:
| 1. Консультации в форме:
| 1. Библиотечка для родителей. |
2. Практические семинары:
| 2. Посещение занятий. | 2. Родительские уголки |
3. Лекторий для родителей с привлечением специалистов | 3. Посещение детей на дому. | 3. Выпуск совместной газеты. |
4. «Педагогическая гостиная»
| 4. Выпуск бюллетеней, информационных листов. | |
5. Экскурсии и походы. | 5. Стенды различного содержания. | |
6. Совместное проведение праздников:
| 6. информационные корзины. | |
7. День открытых дверей. | 7. «Обратные талоны». |
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест, по мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия (Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, В.П. Дуброва, и др.).
Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто не возможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине наше ДОУ сегодня ориентируется на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьей. В нашем детском саду успешно реализуются нетрадиционные формы сотрудничества.
Нетрадиционные формы организации взаимодействия
педагогов и родителей.
Форма мероприятия | Цель проведения |
1. Диагностические срезы, опросы, анкетирование, «Почтовый ящик» | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности и удовлетворенности услугами ДОУ. |
2. Совместные праздники, досуги, занятия:
| Построение, функционирование и развитие детско-взрослого сообщества, которое предполагает наличие:
|
3. Поощрение родителей за любой вид участия:
| Обеспечить право родителей на инициативу и успешность. |
4. «Педагогическая азбука» - постоянно действующий факультатив для родителей и педагогов. | Повышение социально-психологической культуры педагогов и родителей через:
|
5. Игры с педагогическим содержанием. | |
6. «Информационные корзины» | Согласование работы всех служб и родителей ДОУ. |
7. Использование видеозаписи:
| Повысить уровень мотивации родителей на сотрудничество |
8. Информационные стенды альбомы, папки для родителей, которые не могут принять участие в очных формах сотрудничества:
| |
9. Разработка индивидуальных программ сопровождения семьи | Привлечение к сотрудничеству семей группы риска. Обозначить ключевые позиции взаимодействия, меру ответственности сторон. |
Теперь рассмотрим нетрадиционные формы работы более подробно.
Диагностические срезы, анкетирование, опросы позволяют получить необходимую информацию о семье каждого воспитанника, об уровне общекультурного развития его родителей, наличие у них необходимых педагогических знаний, отношения в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогических знаниях. Только используя данные формы сотрудничества возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях ДОУ, повышение эффективности образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Совместные мероприятия праздники, досуги, занятия – позволяют установить теплые неформальные отношения между педагогами, родителями и детьми. Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в общении, сблизить участников коррекционно-образовательного процесса, способствуют тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще наладить с ними контакты, предоставлять необходимую информацию. Эффективность данных форм будет высокой, если содержание мероприятий соответствует запросам, потребностям и интересам родителей.
Факультативы, семинары, конференции для родителей и педагогов носят познавательный характер. Данные формы предполагают знакомство родителей с особенностями возрастного, интеллектуального и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Игры с педагогическим содержанием предполагают участие не только родителей, педагогов, но и детей.
Поощрение родителей, информационные корзины, использование видеозаписей являются формами, способствующими активации родителей. Данные формы взаимодействия призваны повысить уровень мотивации родителей на сотрудничество с ДОУ, переориентировать родителей имеющих потребительский взгляд на ДОУ, («Мы Вам привели ребенка, заплатили, вот и занимайтесь»). Исключить такие же проявления со стороны педагогов («Вы нам доверили ребенка, а мы, профессионалы, знаем, что делать»).
Использование видеозаписей с обучающих и практических мероприятий для детей и родителей, где предполагалось их присутствие. Просматривание кассеты дома спровоцирует у родителей возникновение вопросов, а значит, появится потребность в общении с педагогами, специалистами по их разрешению. Повышает качество сотрудничества взаимообмен видеозаписями о жизни ребенка в семье, о создании условий, о стиле общения в семье, празднование дня рождения и т.д. – это информация к размышлению для педагогов, ведь увидеть ребенка в условиях семьи – это обратная связь и предпосылка к созданию единого образовательного пространства.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в качестве экспертов, членов жюри, подчеркивая при этом их значимость.
Информационные стенды, папки, альбомы – для родителей, которые по каким-либо причинам не могут принять участие в очных формах сотрудничества. Например, мы используем «Рекомендации в копилку семьи Ивановых» - оформляется папка, содержание которой определяется с учетом опыта семейного воспитания конкретной семьи, особенностей ее ребенка и формируется специалистами, педагогами, медиками ДОУ.
Индивидуальные программы сопровождения семьи – это выход на индивидуальные формы сотрудничества, разработка совместных действий ДОУ и семьи по обеспечению развития ребенка в различных сферах. В этих программах обозначены ключевые позиции взаимодействия, мера ответственности сторон, ожидаемые результаты.
При реализации данной системы сотрудничества родителей, а также другие близкие ребенку люди (бабушки, дедушки, братья, сестры) имеют возможность свободно посещать дошкольное учреждение; ознакомиться с жизнью ребенка в ДОУ, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями, с педагогами другими родителями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей стали принимать участие в играх, занятиях, праздниках и т.д.
4. Методическая помощь педагогам
Реализация данной программы предполагает значительно высокий уровень профессиональной подготовки педагогов в вопросах взаимодействия с семьей. Низкий уровень мотивационной готовности и педагогов и родителей к сотрудничеству, порождает неуверенность некоторых педагогов в своем профессиональном качестве. Недостаточный уровень социально-психологической культуры у участников образовательного процесса мешает формированию доверительных и партнерских отношений. Для устранения данных негативных проявлений ДОУ разрабатываются мероприятия направленные на повышение статуса:
- Ребенка в глазах педагогов и родителей;
- Педагогов в глазах родителей;
- Специалистов ДОУ в глазах педагогов и родителей;
- Родителей в глазах педагогов и ребенка.
Для этого необходимо научить каждого педагога и специалиста взаимодействовать с родителями и детьми, помочь осознанию значимости каждого субъекта. Анализ причин трудностей педагогов говорит о необходимости осуществления целенаправленной методической работы по оказанию помощи педагогам по взаимодействию с семьей. Методическая помощь педагогам в установлении контакта с родителями состоит из:
- изучения опыта других педагогов;
- внедрения новых современных технологий;
- диагностики;
- планирования;
- консультирования.
Все эти мероприятия находят отражение в годовом плане ДОУ.
Формы и методы работы педагогов разнообразны и взаимосвязаны. В нашем ДОУ в методической работе с кадрами используют интерактивные формы и методы обучения. Активизация педагогов помогает принять им на себя ответственность за обучение и изменить позицию «пассивного слушателя» не «вовлеченных участников». Они разрабатывают мероприятия, проекты, мини-программы, обучаются сами и делятся опытом со своими коллегами.
Объединенные в творческие группы педагоги разрабатывают различные проекты взаимодействия с семьей с последующей их защитой, проектируют работу по вовлечению родителей из неблагополучных семей в образовательный процесс в ДОУ.
Содержание методической работы с педагогами.
Основные направления работы с педагогами | Задачи | Формы |
Нормативно-правовые | Изучение документов определяющие взаимоотношения ДОУ и семьи | Лекции, консультации |
Информационно-познавательные | Формирование у педагогов знаний о семье, воспитательном потенциале семьи, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи. | Анкетирование, дискуссии, практикумы, семинары. конференции, деловые игры, круглый стол. открытые мероприятия. |
Мотивационные |
| Дискуссии, семинары, практикумы, тренинги, анкетирование. |
Практические | Развивать у педагогов умения: - применять методы изучения семьи, образовательных потребностей родителей; - прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути развития ребенка; - ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями; - устанавливать контакт с родителями; понимать, сопереживать, проявлять внимание. | Деловые игры, защита программ, проектов, показ открытых мероприятий, семинары – практикумы, тренинги, заседание «круглого стола». |
V. МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Содержание мероприятий | Сроки реализации | Исполнители | Прогнозируемый результат |
1. Нормативно – правовое обеспечение программы | ||||
1.1. | Изучение документов всех уровней определяющих особенности взаимоотношений ДОУ и семьи. | I этап Сентябрь - ноябрь | Педагоги, родители | Повысится уровень правовой компетентности педагогов и родителей |
1.2. | Изучение документов всех уровней определяющих права ребенка. | I этап Ноябрь- декабрь | Педагоги, родители | |
2. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы | ||||
2.1. | Сбор данных о семьях воспитанников | I этап Сентябрь - октябрь | Педагоги | Банк данных о семьях воспитанников |
2.2. | Выявление уровня родительских требований к ДОУ. | I этап Декабрь | Педагоги | |
2.3. | Выявление степени вовлечения семей в образовательный процесс | I, I I, I I I этапы Октябрь - апрель | Педагоги | |
2.4. | Разработка и корректировка планов по просвещению родителей. | I, I I этапы Сентябрь | Педагоги | Планы мероприятий по формированию психолого-педагогических знаний у родителей |
3. Кадровое обеспечение программы | ||||
3.1. | Изучение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с родителями | I этап Октябрь | Зам. зав. по ВМР | План методических мероприятий по повышению компетентности педагогов |
3.2. | Разработка плана методической работы с педагогами по вопросам сотрудничества с семьей | I этап Декабрь | Зам. зав. по ВМР | |
3.3. | Реализация цикла просветительских мероприятий | I, I I этапы Октябрь - апрель | Зам. зав. по ВМР, педагоги, родители | Повысится уровень компетентности педагогов |
3.4. | Обобщение и внедрение передового педагогического опыта | I I I этап | Педагоги | Будут разработаны индивидуальные программы сопровождения семьи |
4. Диагностическое обеспечение программы | ||||
4.1. | Разработка и внедрение диагностических материалов: разработка анкет и опросников для родителей; разработка анкет для педагогов. | I, I I этапы | Зам. зав. по ВМР, творческая группа | Будет разработан диагностический инструментарий для отслеживания результатов реализации программы |
4.2. | Сравнительная диагностика усвоения детьми программных знаний | I, I I, I I I этапы | Педагоги |
VI. КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами разрабатываются в соответствии с целями и задачами программы.
Этапы мониторинга:
- Выработка комплекса показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о состоянии работы с родителями на данном этапе.
- Сбор данных о реализации мероприятий программы и оценка этих данных.
- Принятие управленческих решений и оценка результатов их реализации.
Объект мониторинга:
- качество результатов образовательного процесса;
- профессиональная компетентность педагогов;
- педагогическая культура родителей;
- мотивация на сотрудничество.
Мониторинг
Критерии оценки результатов | Формы, методы | ||
Педагоги | Родители | Дети | |
Уровень специфических знаний | Анкетирование, опросы | Анкетирование | Беседа |
Уровень усвоения программы воспитанниками | - | - | Диагностика согласно мониторинга образовательной и коррекционной программ |
Профессиональная компетентность педагогов в вопросах работы с семьей | Анкетирование | - | - |
Уровень мотивации на сотрудничество | Анкетирование | Анкетирование | - |
VII. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Мотивационно - целевая деятельность
В связи с включением в процесс управления воспитателей и родителей, предполагается использование разнообразных форм проведения педагогических советов, методических объединений и родительских собраний.
Информационно – аналитическая деятельность
В план работы будет включен анализ окружающего социума, обеспечивающий прогнозирование текущих изменений в деятельности педагогического коллектива по организации сотрудничества.
Планово – прогностическая деятельность
Предполагается разработка перспективных планов по различным направлениям деятельности. Их реализация позволит вносить необходимые коррективы в программу.
Организационно - исполнительская деятельность
Предполагается статистическая диагностика по основным направлениям, которая позволит корректировать планирование.
Контрольно – регулировочная деятельность
Контроль за реализацией программы будет осуществляться по стержневым линиям развития, что позволит своевременно выделять конкретные проблемы и целенаправленно работать над их решением.
VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Зверева О.Л., Кротова Т.Л. «Общение педагога с родителями в ДОУ» Методический аспект – М.: ТЦСфера, 2005г.
- Алебастрова А.А. «Справочник заведующего ДОУ» Москва. «ВАКО», 2008г.
- Арнаутова Е.П. «Педагог и семья» М.: Карапуз, 2001г.
- Арнаутова Е.П. «Планируем работу с семьей» //Управление ДОУ, 2002г. № 4 стр. 10.18
- Доронова Т.Н., Глушкова Л.В., Гризик Т.Ц. «Вместе с семьей» М.: Просвещение, 2005г.
- Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями. //Управление ДОУ, 2002г. № 4 стр. 100 – 110.
- Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия 2000г.
- Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга/СОСТ. Н.п. Митрошина и др. СПб, 2001г. С. 23 – 27
- Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М.: 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."
Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....
Презентация программы сотрудничества педагогов и родителей "Лучики содружества"
В программе: обозначены ключевые позиции организации взаимодействия педагогов ДОУ и родителей, определена мера ответственности сторон в реализации образовательного процесса, спрогнозированы пред...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ».
Метапредметные требования к результатам обучения были утверждены ФГОС и составляют основу реформирования системы образования. Метапредметный подход к системе обучения стал занимать ключевые пози...
Программа взаимодействия педагогов и родителей "Лучики содружества"
В программе описана технология сотрудничества педагогов и родителей, формы и методы взаимодествия. Отражены этапы построения работы. ...
Сценарий праздника "23 февраля- День защитника отечества".Взаимодействие педагогов ДОО:учителя-логопеда,педагога-психолога,музыкального руководителя,воспитателей.
Праздничное спортивное мероприятие направлено на социализацию детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР(ОНР) старшего возраста....
Городской семинар "Реализация вариативных образовательных программ: взаимодействие педагогов ДО в работе с детьми с особенностями речевого развития"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14371637","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"86","width":"410"}}]]Выступление по теме: "Формы взаимодействия педагогов в раб...
Программа профессионального взаимодействия педагогов, ориентированная на повышение качества образования основной школы
Актуальность проекта обусловлена выявленным противоречием между социально-профессиональным заказом на организацию инновационной образовательной деятельности школы и низким уровнем мотивации субъектов ...