Родительское собрание: "Роль родителей в профилактике вредных зависимостей"
методическая разработка (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 71.5 КБ |
prezentatsiya1.ppt | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образовательных учреждений и социальных технологий Курганской области»
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шадринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 16 VIII вида»
Тема курсов: Психологическое здоровье детей и подростков в УГПД.
Проект родительского собрания:
Роль родителей в профилактике вредных зависимостей
Родители воспитанников 13-17 летнего возраста.
Автор — составитель:
Воспитатель
Кискина Вероника Игоревна
Консультанты:
Кеппер Н.Н.
Доц. кафедры ПиПО ИРОСТ
Фролова З. Г.
Методист УГПД
подведомственных
образовательных учреждений
Шадринск 2011
Актуальность.
Проблемы вредных привычек в подростковом возрасте в последние годы стала чрезвычайно актуальной. Только врачи-наркологи и сотрудники правоохранительных органов знают, как много сейчас подростков, употребляющих алкоголь. Очень часто ни педагоги, ни родители даже не подозревают, что подросток регулярно употребляет спиртное, а узнают об этом лишь тогда, когда он попадает в психиатрическую больницу или милицию.
Даже эпизодическое употребление алкоголя и курение в подростковом возрасте должно рассматриваться как чрезвычайное событие, потому что это сразу сказывается на психике, поведении подростка, на учении в школе и взаимоотношениях с родителями. Алкогольная и никотиновая зависимость у подростков развивается гораздо быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиям она гораздо тяжелее. В психиатрических больницах много 14-15 летних ребят с алкоголизмом второй и даже третьей стадии, которые уже никогда не станут полноценными людьми, так как у них развилось необратимое токсическое поражение головного мозга- алкогольная энцефалопатия.
Цель: проблема подростковой алкоголизации и курения глазами родителей,
повышение уровня педагогических знаний по вопросам профилактики вредных привычек.
Задачи: обсудить причины появления вредных привычек;
раскрыть механизм привыкания;
дать рекомендации для работы с подростками по проблеме;
привлечь родителей к профилактической работе по предупреждению вредных привычек.
Форма проведения: родительское собрание.
Методы: Лекция с элементами беседы, проблемные вопросы, использование элементов тренинга для более полного воздействия на все органы чувств, презентация лекционного материала.
Ожидаемые результаты: Ожидается повышение родительской компетентности, более быстрое и "без потерь" взаимодействие детей и родителей.
Предполагаемые сроки реализации: май 2011 (перед летними каникулами, т.к. именно в этот период у подростков свободное время занимает значительную часть режима дня)
Подготовка: проведение диагностики, приглашение на собрание с заранее объявленным планом
Время: 40 минут.
«От человека не зависит, в какую ситуацию он попадает.
Но только от человека зависит, как он выходит из этой ситуации»
А. Рыбаков.
В ходе собрания родители смогут
* рассмотреть понятие «психоактивные вещества»;
* проанализировать условия среды общения своего ребёнка;
* получить советы и рекомендации, как определить по внешнему виду употребление психоактивных веществ;
* как правильно разговаривать с подростком при подозрении его в употреблении психоактивных веществ.
Вопросы собрания
- Информация об обстановке по употреблению ПАВ в стране.
- Информация об обстановке по употреблению ПАВ в классе.
- Мера ответственности родителей за поведение ребёнка.
Основные понятия
- психоактивные вещества
- профилактика
Структура собрания
Этапы | Формы и методы | Время | Ожидаемые результаты |
1 этап Мотивация | Вводное слово педагога. Постановка проблемы собрания. | 10 мин. | Родители знакомятся с криминальной обстановкой в стране, что настраивает понять актуальность значимой проблемы |
2 этап Работа с понятиями | Мозговой штурм. Обсуждение ответов родителей на вопрос «Что такое психоактивные вещества?» | 5 мин. | Родители знакомятся с определениями и осмысливают их. |
3 этап Обсуждение основной проблемы | Работа с диаграммами, составленными после анкетирования учащихся. Как определить, что ребенок начал употреблять наркотические яды. Как вести себя взрослому при подозрении на то, что ребенок употребляет наркотические яды. | 20 мин. | Родители узнают результаты социологического исследования, проводимого с учащимися 7класса Возникающие проблемы зависимости несовершеннолетних при употреблении ПАВ. Настораживающие признаки зависимости от наркотических ядов. Куда обратиться родителям, когда случилась беда. |
4 этап Подведение итогов | Коллективное чтение на слайде письма подростка взрослым. Беседа. | 5 мин. | Родители делают выводы по теме. |
5 этап Рефлексия | Высказывания родителей о ходе собрания. | 5 мин. | Впечатления родителей о прошедшем собрании. Задают интересующие вопросы. |
Ход собрания.
10 минут. 1 этап: Мотивация
Воспитатель: В романе А. Рыбакова «Тяжелый песок» есть фраза: «От человека не зависит, в какую ситуацию он попадает. Но только от человека зависит, как он выходит из этой ситуации».
Наша задача сегодня – сохранить наших детей, нашу Россию.
Да, сегодня существует много проблем, связанных с употреблением несовершеннолетними ПАВ. И, к сожалению, часто это становится для молодежи нормой жизни.
Каждый год на подпольные рынки нашей страны поступают новейшие разновидности наркопрепаратов. В России на почве наркомании совершается более 20 тысяч преступлений, а за последние пять лет общее количество изъятых наркотиков выросло с 12 до 85 тонн.
По данным социологических опросов, 12% школьников в возрасте до 16 лет хотя бы один раз в жизни пробовали наркотики; около одного процента употребляют их регулярно. Это официальные сведения.
- «Все, чем может помочь один человек другому,- это раскрыть перед ним правдиво и с любовью существование альтернативы»
Эрих Фром
американский психолог
- «Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей!»
- Как думаете, когда были сказаны эти слова?
Ответы родителей.
Воспитатель: Ворчание-сетование на молодёжь донеслось до нас из v века до нашей эры, из уст самого Сократа.
- Легенда о…
«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…
«Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели.
Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоём пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».
Горькие цифры
- 85% подростков, ежедневно выкуривающих буквально 2-3 сигареты, скорее всего в будущем превратятся в регулярных курильщиков.
- 70% курящих подростков не стали бы курить, если бы у них был бы шанс начать всё заново.
- 60% подростков мечтают бросить курить, но не находят в себе сил.
- Начав курить в 14 лет, к 18 годам человек превращается в закоренелого курильщика:
- в школе курит каждый 8- подросток,
- в институтах каждый 5-ый студент,
- 80-90% всех курильщиков начинают курить в период до 20лет, и это весьма печально.
5 мин. 2 этап: Работа с понятиями.
Мозговой штурм.
Родителям предлагается ответить на следующие вопросы:
- Что такое ПАВ?
- Что подразумевает под собой понятие ПРОФИЛАКТИКА?
Педагогом делается вывод: задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой.
10 мин. 3 этап: Обсуждение основной проблемы.
Помните!
Климат собственной семьи в вашей власти.
Вы воздействуете на него ежеминутно, и вам по силам изменить его и сделать благоприятным.
Благоприятным не вообще, а для своего ребёнка, для такого, какой он есть, даже если он далёк от идеала и совсем не похож на вас.
При подготовке к собранию с учащимися 7 класса, было проведено социологическое исследование проблемы зависимости несовершеннолетних при употреблении ПАВ. Задачи исследования:
- выявление учащихся, употребляющих и интересующихся психоактивными веществами;
- выявление причин употребления ПАВ подростками;
- оценка масштабов распространения зависимости в абсолютных числах и процентном соотношении.
Результаты опроса представлены в следующих диаграммах
Педагог обсуждает с родителями каждый вопрос анкеты. Родители делают выводы.
Педагог напоминает статьи Семейного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях, где прописана ответственность родителей по исполнению родительских обязанностей.
Далее родителям предлагается перечень настораживающих признаков (слайд), при проявлении которых необходимо бить тревогу и которые говорят о том, ребенок начал употреблять наркотические яды:
- бледность кожи
- расширенные или суженные зрачки
- покрасневшие или мутные глаза
- замедленная речь
- плохая координация движений
- свернутые в трубочку бумажки
- уходы из дома, прогулы в школе
- невозможность сосредоточиться
- бессонница
- частая и резкая смена настроения
- нарастающая лживость
Родителям даются рекомендации, что делать если возникли подозрения:
- Не отрицайте ваши подозрения.
- Не паникуйте.
- Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока вы не справитесь с вашими чувствами.
- Если ребенок не склонен обсуждать с вами этот вопрос, не настаивайте. Будьте откровенны сами, говорите о ваших опасениях и переживаниях. Предложите помощь.
- Важно, чтобы вы сами были образцом для подражания.
- Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Если ваш ребенок отказывается идти вместе с вами, придите вы.
5 мин. 4 этап. Подведение итогов.
Для проведения итоговой работы педагог предлагает родителям прочитать на слайде письмо подростка, обращенное к взрослым.
Письмо школьницы «Мы ваше зеркало!»
«Неужели вы, взрослые дядечки и тётечки, добившиеся успеха, думаете, что ваши дети другие? Как же! Дети будут курить, «торчать», и пить, пока вы пьёте, пока вы курите, пока вы запрещаете.
Попробуйте объяснить себе, зачем вы пьёте. «За компанию», потому что хочется «постоянного праздника», «чувства общности» или чтобы «уйти в аут»?
Что вы можете изменить? Нас не убедить словами?
Потому что покупать пиво, сигареты, таблетки для нас так же престижно, как для вас – машину. Наше поведение крик, что мы выросли. Что не нуждаемся в вас. Неужели вы ещё не поняли, что «подросток» не означает «недоросток», что мы имеем такое же право на разрушение своего организма, как и вы?
Мы снова и снова принимаем этот яд,
показывая, что мы становимся вами».
5 мин. 5 этап: Рефлексия.
В конце собрания родителям предоставляется возможность высказать свои впечатления от прошедшего собрания, полученной информации, задать интересующие вопросы.
Литература:
- Голубева Я.В. Проблемные классные часы. Волгоград, «Учитель», 2004.
- Копыт М.Я., Скворцова Е.С. Алкоголь и подросток. М., «Медицина»,1998.
- Маюров А.Н. Антиалкогольное воспитание. М., «Просвещение», 1998.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Роль семьи в профилактике правонарушений»
Цели проведения собрания:- Методическая: применение на практике новых форм проведения родительских собраний, работы с родителями.-...
Доклад на родительском собрании "Роль семьи в профилактике правонарушений несовершеннолетних"
Доклад на общешкольном родительском собрании...
Презентация к докладу на родительском собрании "Роль семьи в профилактике правонарушений несовершеннолетних"
Презентация...
Родительское собрание "Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"
Родительское собрание "Роль семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"...
Родительское собрание "Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения и негативных привычек школьника"
Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и своих детей. Вз...
Методическая разработка Родительское собрание «Роль родителей в профилактике правонарушений и формировании здорового образа жизни у детей»
Родительское собрание «Роль родителей в профилактике правонарушений и формировании здорового образа жизни у детей»...
"Роль родителей в профилактике вредных зависимостей."
Доклад на родительсом собрании на тему "Роль родителей в профилактике вредных зависимостей."...