Методическая разработка Родительское собрание «Роль родителей в профилактике правонарушений и формировании здорового образа жизни у детей»
методическая разработка (10 класс)
Родительское собрание «Роль родителей в профилактике правонарушений и формировании здорового образа жизни у детей»
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г. Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №27 имени Д.И. Донского»
МБОУ СОШ №27 г. Шахты
346516 Россия, г. Шахты, Ростовской области, ул. Азовская, 46, тел./факс (8636)26-87-41, e-mail:russchool27@rambler.ru
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Родительского собрания «Роль родителей в профилактике правонарушений и формировании здорового
образа жизни у детей»
Учитель: Цапенко Д.В.
Шахты
2018г.
Методическая разработка
родительского собрания «Роль родителей в профилактике правонарушений и формировании здорового
образа жизни у детей»
Родительское собрание
«Роль родителей в профилактике правонарушений и формировании здорового образа жизни у детей».
Кто-то, когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, взгляните,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
С. Давидович
Социально-экономические проблемы в обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Причины, по которым подростки чаще всего совершают правонарушения:
1. Подростки без должного почтения относятся к закону.
2. Из-за отсутствия контроля со стороны родителей, подросток часто совершает противоправные поступки: употребляет алкоголь, участвует в драках, оскорбляет окружающих.
3. Зачастую, из-за отсутствия занятости молодых людей, противоправные действия совершаются от скуки и безделья.
Поэтому, проведение профилактической работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних является актуальной.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.
В педагогической литературе выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения:
- неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
- порицаемое поведение - (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности), вызывающее осуждение у педагогов, родителей;
- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);
- предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назовем наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье.
Неблагоприятные условия семейного воспитания.
Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец – это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.
Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.
Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.
Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
«Это может случиться с кем-то другим, но не со мной и моим ребенком» - говорят большинство родителей. Но правонарушения и преступления совершают не только дети из неблагополучных семей.
Так что же делать родителям, если они узнали о том, что их ребенок попал в «группу риска»? Реальная возможность помочь ребенку, как говорят психологи – это следовать «дорогой в четырнадцать шагов».
Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство
Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику. Криком на ребенка, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Но исправить ситуацию можно, только если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно.
Шаг 2. Разберитесь в ситуации
Даже то, что ребенок совершил правонарушение и вам это известно, отнюдь не означает, что он - закоренелый преступник. Не спешите с категоричными выводами. Постарайтесь определиться, сумеете ли вы сами справиться с ситуацией или же вам необходимо обратиться за помощью к специалистам.
Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе
Поговорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет вам лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства. У подростков достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о вашем детстве, юности, о совершенных в прошлом ошибках, о вашем собственном опыте употребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Возможно, в таком разговоре удастся выявить общность ваших прошлых и стоящих сегодня перед ребенком проблем. Вполне возможно, что ребенок ведет себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.
Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребенком
Совершив противоправные действия, ребенок склонен обвинять в случившемся других, хитрить и изворачиваться. Постарайтесь разобраться в ситуации максимально объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны. Если ваши предположения относительно действий собственного ребенка подтвердились, не притворяйтесь, что все в порядке. Дайте понять, что вы в курсе событий.
Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку
Случившееся должно заставить вас понять, что ваш ребенок – уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за свои поступки.
Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать
Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка, его раздражение, попытки вами манипулировать. Сюда могут присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы вы своевременно его спасли и исполнили желание подростка. Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться в том, что он вам небезразличен. А вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете в его интересах.
Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки
Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает нужных выводов, становится безответственным.
Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте
Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, практически не слыша ни единого вашего слова. Такое отношение формируется у ребенка потому, что вы не выполняете ни одного из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать «нормальным» человеком. Обещать будет все, что угодно, т.к. не собирается ничего выполнять, давно перестав верить в реальность угроз. Ребенок считает вас своей собственностью, поэтому не ждет от вас никаких конкретных действий. Однако, когда вы выполняете свои обещания, он становится гораздо более управляемым и послушным.
Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком
Обратитесь вместе с ребенком к психологу, психотерапевту, убедив в том, что эта помощь необходима и вам и ему. Специалист поможет выстроить новые взаимоотношения с вашим ребенком.
Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно.
Бывают случаи, когда ребенок сам признается в том, что он ведет себя неконструктивно, но категорически отказывается обращаться за помощью к специалистам. Разрешите ему попробовать исправить ошибки самостоятельно. Это трудно, но возможно. Поэтому дайте ребенку самому убедиться в этом.
Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек
Необходимо поддержать самостоятельные шаги ребенка к исправлению. Используйте любые возможности для моральной поддержки.
Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку
В первую очередь прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте ребенку о его проступке, т.к. навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль.
Шаг 13. Установите разумные границы контроля
Конечно, вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребенка, мелочного контроля за каждым его шагом - это не поможет, а только будет травмировать его.
Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему
Постарайтесь найти время для общения и совместных занятий с ребенком. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит.
Существует еще одна опасность для наших детей. Компьютер. А в нем социальные сети – такие соблазнительные и такие опасные.
О том, что социальные сети опасны для детей, написано и пишется не мало. У детей, выросших в социальных сетях, утрачиваются навыки межличностного общения, развивается синдром гиперактивности, отмечается подъем психотических проявлений, таких как бред, беспокойство, спутанность сознания, тревога, повышенная уязвимость, формируется ощущение безнаказанности, отсутствуют знания о добре и зле, о моральных законах социума, о границах поведения и т.д. Часть информации, которую дети публикуют на своих страницах, может сделать их уязвимыми для киберугроз и интернет-похитителей.
Понятно, что нельзя полностью оградить ребенка от интернета, да это было бы неправильным. К тому же опасности настигнут ребенка лишь тогда, когда он будет в социальных сетях находиться больше, чем в реальном мире.
Если ребенок находится в социальной сети более 4 часов в день, он в два раза чаще страдает от депрессии, и в три раза от расстройства сна, нежели тот, кто проводит в социальных сетях ограниченное количество времени.
Что же делать? Научите детей правильно общаться в социальных сетях.
Девять правил для подростков в помощь родителям
1. Говори в сети только то, что скажешь, глядя в глаза.
2. Не показывай информацию о себе никому, кроме близких друзей.
3. Не трави других.
4. Травят тебя — закрывай аккаунт.
5. Не рассказывай о себе незнакомцам.
6. Важно сказать «нет» предложениям о переписке, созвоне, встрече.
7. Троллинг — не повод для нервных потрясений.
8. У шутки могут быть далеко идущие последствия.
9. За экраном такие же люди, как ты, помни об этом всегда.
Более подробные советы опубликованы в буклетах, которые вы можете взять после собрания.
Воспитание подростков никогда не было легким делом. Кажется, что сегодня мир кружится быстрее. Наше поколение молодежи находится в жестокой жизненной борьбе и большом душевном стрессе. Молодежь, не нашедшая себя в условиях нынешней реальности, утверждается не всегда законными средствами и способами.
Это значит, что дети нуждаются в любви и внимании взрослых, больше, чем когда-либо!
Поговорите с детьми об их опыте общения в социальных сетях. Дайте им понять, что вы вместе с ними постараетесь найти удачный выход из сложившейся ситуации, если она возникнет.
Установите собственные правила пользования Интернетом у вас дома. В них должно быть указано, могут ли дети использовать сайты социальных сетей и каким образом.
Проследите за тем, чтобы дети соблюдали возрастные ограничения на сайте. Не разрешайте пользоваться сайтами социальных сетей детям, не достигшим 13-летнего возраста.
Научитесь пользоваться сайтом. Узнайте, существует ли на сайте контроль над публикуемым содержимым, установите его при необходимости, периодически просматривайте страницу вашего ребенка.
Настаивайте на том, чтобы дети никогда лично не встречались с тем, с кем они общались только по Интернету, и попросите их общаться только с теми, кого они знают лично. Иногда бывает недостаточно просто сказать детям, чтобы они не разговаривали с незнакомыми людьми.
Проследите за тем, чтобы ваши дети не указывали свои полные имена. Не разрешайте им публиковать полные имена своих друзей.
Опасайтесь наличия в профиле ребенка информации, по которой можно идентифицировать его личность. В противном случае, ваши дети могут подвергаться киберугрозам, атакам со стороны интернет-преступников, интернет-мошенников или краже личных данных. Будьте бдительны, если дети разглашают эту и другую информацию, которую можно использовать для их идентификации, например школьный талисман, рабочие места и название города проживания.
Посоветуйте выбрать сайт, который не столь широко используется. Некоторые сайты позволяют обеспечить защиту с помощью пароля или другими способами, чтобы ограничить круг посетителей, разрешив его только тем лицам, которых знает ребенок.
Следите за деталями на фотографиях. Попросите детей не публиковать фотографии себя или своих друзей, на которых имеются четко идентифицируемые данные, такие как названия улиц, государственные номера автомобилей или название школы на одежде, которые могут раскрывать много личной информации.
Предостерегите своего ребенка относительно выражения собственных эмоций перед незнакомцами. Объясните детям, что многое из публикуемого сможет прочесть любой пользователь, имеющий доступ в Интернет, а также, что похитители часто ищут эмоционально уязвимых детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профилактике правонарушений и формированию здорового образа жизни "Навстречу подростку"
Создание оптимальных условий по предотвращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, и в преодолении зависимости от алкогольных напитков и наркотиков. Снижение уровня агрессивн...
Родительское собрание «Роль семьи в профилактике правонарушений»
Цели проведения собрания:- Методическая: применение на практике новых форм проведения родительских собраний, работы с родителями.-...
Доклад на родительском собрании "Роль семьи в профилактике правонарушений несовершеннолетних"
Доклад на общешкольном родительском собрании...
Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и формированию здорового образа жизни учащихся. МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа.
Цель программы: - Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у школьников социально - нормативного жизненного стиля, отказа от противоправных действий. - Добиться ...
Родительское собрание на тему: «Обеспечение полезной досуговой занятости детей и подростков в дни каникул как одна из форм профилактики правонарушений и формирования здорового образа жизни”
Работа с родителями...
Программа « по профилактике безнадзорности, правонарушений и формированию здорового образа жизни на 2021-2024 учебный год».
Цель программы:Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.Содействие со...
Программа по профилактике безнадзорности,правонарушений и формированию здорового образа жизни несовершеннолетних.
МБОУ Комаричская средняя общеобразовательная школа № 2Рассмотрено и Введено в действиеутверждено на приказом №_______заседании педсовета от «___» ____20___г.от «___&ra...