Программа занятий с родителями "Мудрые родители"
рабочая программа по теме
Важнейшим звеном коррекционной работы является работа с родителями. Цель такой работы состоит в повышении уровня родительской компетенции, в активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_roditelyami.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ
«Мудрые родители»
Важнейшим звеном коррекционной работы является работа с родителями. Цель такой работы состоит в повышении уровня родительской компетенции, в активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.
Основной задачей психокоррекции в родительских группах является:
- Изменение неадекватных родительских позиций,
- Адекватизация стиля воспитания,
- Расширение осознанности мотивов воспитания в семье,
- Оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.
Основные блоки программы: диагностический, информационный, развивающий. Диагностический блок заключается как в первоначальной психодиагностике взаимоотношений родителей и ребенка перед проведением занятий, так и в последующей диагностике
Особое внимание уделяется коррекции эмоционального фундамента воспитания.
В процессе коррекционной работы предлагается научить родителей быть более сензитивными к своим детям, относится к ним с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы исследовать другие аспекты собственной личности и другие способы взаимодействия с родителями.
Главным предметом коррекции становятся сфера сознания, самосознания родителей, система восприятия детей и отношений с ними, а также реальные формы взаимодействия в семье. В группе родителям отводится не пассивная, а активная позиция в обсуждении и обдумывании их семейных проблем и проблем детско-родительских отношений, предлагается самостоятельное их разрешение в ходе группового обсуждения, а также обмен опытом.
Позиция психолога не директивна. В родительской группе могут использоваться следующие методы и приемы работы:
- Беседы для родителей на различные темы
- Групповые дискуссии.
Главной задачей групповой дискуссии является повышение мотивации и вовлеченности участников группы в решение обсуждаемых проблем.
Дискуссия может проводится в 2-х формах: тематическая дискуссия и дискуссия по типу анализа конкретных ситуаций и случаев. Темы дискуссии второго типа проводятся по темам, предложенным самими родителями.
- Групповой анализ анонимных трудных ситуаций.
- Библиотерапия.
- Игровые приемы.
Разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, принятия ребенка; отрабатываются некоторые приемы общения с детьми; демонстрируются способы невербального взаимодействия.
Родительская группа состоит из 5-8 человек. Большее число родителей в группе не желательно, т. к. это будет мешать эффективному взаимодействию внутри группы. Периодичность встреч 1 раз в месяц, каждое занятие рассчитано на 1-2 часа. Занятия могут проводиться совместно с детьми
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ
Занятие 1. Знакомство. «Мои проблемы и проблемы моей семьи»
Цель: Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей.
Занятие 2. Спокойствие, только спокойствие.
Цель: Научить родителей способам саморегуляции. Упражнения на релаксацию.
Занятие 3. Как обрести родительскую мудрость?
Цель: Повысить психолого-педагогическую грамотность родителей.
Занятие 4. Как на самом деле любить своего ребенка. Обсуждение книги Кэмпбелла.
Цель: отработка новой позиции общения с ребенком.
Занятие 5. Как понять себя? Рис. семьи. Диагностика с использованием техник арт-терапии.
Цель: применять полученные навыки изменения отношения к ситуации, учиться владеть собой (саморегуляция).
Занятие 6. Сказка А. Гнездилова о детско-родительских отношениях. Проведение занятия в условиях сенсорной комнаты
Занятие 7. Решение возникающих проблем.
Цель: закрепление новых способов общения в семье.
Занятие 8. Проигрывание и решение возникающих проблем.
Цель: закрепление новых способов общения
Занятие 9. Свободное время с детьми.
Цель: закрепление эффективных способов взаимодействия с детьми.
Занятие 10. Дискуссия: впечатления родителей о пользе занятий в группах.
ЛИТЕРАТУРА
- Р. В. Овчарова Практическая психология в начальной школе М.: ТЦ «Сфера» 1998
- И. М. Марковская Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: ООО Издательство «Речь» 2000
- Л. И. Божович Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. 1968
- А. И. Захаров Неврозы у детей и подростков – М. 1988
- В. С. Мухина Детская психология – СПб 1992
- Основы коммуникации Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СПб 1993
- Ю. Г. Демьянов Диагностика психических нарушений. – СПб 1997
- Ю.Г. Демьянов Лекции
- Учимся общаться с ребенком / В. А. Петровский, А. Д. Виноградова, Л. М. Кларина и др. – М. 1993
- Рогов Е. И . Настольная книга практического психолога М 1995
- А. Я. Варга Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М 1989
- Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич Как помочь «особому» ребенку Книга для педагогов и родителей. - СПб 1998
- О.Н. Истратова , Т.В. Эксакусто Справочник психолога начальной школы - РОСТОВ-НА-ДОНУ «ФЕНИКС» 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий по психолого-педагогической подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями) несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание «Близкие люди»
Целью данной программы является психолого-педагогическая подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями) несовершеннолетних граждан....
Рекомендации по проведению домашнего речевого занятия. Консультация для родителей.
В статье даны рекомендации логопеда родителям по проведению домашнего речевого (логопедического) занятия и рассмотрена его структура....
Конспект занятия с замещающими родителями на тему:"Особенности взаимодействия с тревожным ребенком. Как играть с тревожными детьми".
Данный материал предназначается для педагогов-психологов и социальных педагогов, взаимодействующих с детьми-сиротами, которые воспитываются в замещающих семьях. Этот материал может быть включен в корр...
Открытое занятие с приглашением родителей «Где тепло и уют, там весело живут»
Открытое мероприятие с приглашением родителей. Праздник о семейных ценностях и традициях...
Презентация к совместному занятию детей и родителей в "День открытых дверей"для будущих первоклассников.
Материал для беседы "Цветы в окружающем мире" (сокращено)...
ЗАНЯТИЕ-ПРАКТИКУМ С РОДИТЕЛЯМИ "КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО"
Представьте, ваши дети учатся в 8-м классе. Они имеют скорость чтения 50 слов в минуту. В 8-м классе задание на один день в среднем составляет 9 страниц по всем предметам или 6300 слов. Разделим 6300...
Занятие - практикум для родителей "От игры к знаниям"
Занятие - практикум ознакомит с коррекционными играми играми и упражнениями...