Программа занятий с родителями "Мудрые родители"
рабочая программа по теме

Важнейшим звеном коррекционной работы является работа с родителями. Цель такой работы состоит в повышении уровня родительской компетенции, в активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_roditelyami.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ

«Мудрые родители»

   Важнейшим звеном коррекционной работы является работа с родителями. Цель такой работы состоит в повышении уровня родительской компетенции, в активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.

Основной задачей психокоррекции в родительских группах является:

  • Изменение неадекватных родительских позиций,    
  • Адекватизация стиля воспитания,
  • Расширение осознанности мотивов воспитания в семье,
  • Оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.

   Основные блоки программы: диагностический, информационный, развивающий. Диагностический блок заключается как в первоначальной психодиагностике взаимоотношений родителей и ребенка перед проведением занятий, так и в последующей диагностике

   Особое внимание уделяется коррекции эмоционального фундамента воспитания.

    В процессе коррекционной работы предлагается научить родителей быть более сензитивными к своим детям, относится к ним с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы исследовать другие аспекты собственной личности и другие способы взаимодействия с родителями.

    Главным предметом коррекции становятся сфера сознания, самосознания родителей, система восприятия детей и отношений с ними, а также реальные формы взаимодействия в семье. В группе родителям отводится не пассивная, а активная позиция в обсуждении и обдумывании их семейных проблем и проблем детско-родительских отношений, предлагается самостоятельное их разрешение в ходе группового обсуждения, а также обмен опытом.

   Позиция психолога не директивна. В родительской группе могут использоваться следующие методы и приемы работы:

  • Беседы для родителей на различные темы
  • Групповые дискуссии.

   Главной задачей групповой дискуссии является повышение мотивации и вовлеченности участников группы в решение обсуждаемых проблем.

   Дискуссия может проводится в 2-х формах: тематическая дискуссия и дискуссия по типу анализа конкретных ситуаций и случаев. Темы дискуссии второго типа проводятся по темам, предложенным самими родителями.

  • Групповой анализ анонимных трудных ситуаций.
  • Библиотерапия.
  • Игровые приемы.

Разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, принятия ребенка; отрабатываются некоторые приемы общения с детьми; демонстрируются способы невербального взаимодействия.

   Родительская группа состоит из 5-8 человек. Большее число родителей в группе не желательно, т. к. это будет мешать эффективному взаимодействию внутри группы. Периодичность встреч 1 раз в месяц, каждое занятие рассчитано на 1-2 часа. Занятия могут проводиться совместно с детьми

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ

   Занятие 1. Знакомство. «Мои проблемы и проблемы моей семьи»

       Цель: Знакомство участников друг с другом  и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей.

   Занятие 2. Спокойствие, только спокойствие.

        Цель: Научить родителей способам саморегуляции. Упражнения на релаксацию.

   Занятие 3. Как обрести родительскую мудрость?

       Цель: Повысить психолого-педагогическую грамотность родителей.

   Занятие 4. Как на самом деле любить своего ребенка. Обсуждение книги Кэмпбелла.

       Цель: отработка новой позиции общения с ребенком.

Занятие 5. Как понять себя? Рис. семьи. Диагностика с использованием техник арт-терапии.

       Цель: применять полученные навыки изменения отношения к ситуации, учиться владеть собой (саморегуляция).

   Занятие 6. Сказка А. Гнездилова о детско-родительских отношениях. Проведение занятия в условиях сенсорной комнаты

Занятие 7. Решение возникающих проблем.

       Цель: закрепление новых способов общения в семье.

   Занятие 8. Проигрывание и решение возникающих проблем.

       Цель: закрепление новых способов общения

Занятие 9. Свободное время с детьми.

       Цель: закрепление  эффективных способов взаимодействия с детьми.

Занятие 10. Дискуссия: впечатления родителей о пользе занятий в группах.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Р. В. Овчарова Практическая психология в начальной школе М.: ТЦ «Сфера» 1998
  2. И. М. Марковская Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: ООО Издательство «Речь» 2000
  3. Л. И. Божович Личность и ее формирование в детском возрасте. -         М. 1968
  4. А. И. Захаров Неврозы у детей и подростков – М. 1988
  5. В. С. Мухина Детская психология – СПб 1992
  6. Основы коммуникации Программа развития личности ребенка, навыков общения  со взрослыми и сверстниками. – СПб 1993
  7. Ю. Г. Демьянов Диагностика психических нарушений. – СПб 1997
  8. Ю.Г. Демьянов Лекции
  9. Учимся общаться с ребенком / В. А. Петровский, А. Д. Виноградова, Л. М. Кларина и др. – М. 1993
  10. Рогов  Е. И . Настольная книга практического психолога М 1995
  11. А. Я. Варга Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М 1989
  12. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич Как помочь «особому» ребенку Книга для педагогов и родителей. - СПб 1998
  13. О.Н. Истратова , Т.В. Эксакусто Справочник психолога начальной школы  - РОСТОВ-НА-ДОНУ «ФЕНИКС» 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по проведению домашнего речевого занятия. Консультация для родителей.

В статье даны рекомендации логопеда родителям по проведению домашнего речевого (логопедического) занятия и рассмотрена его структура....

Конспект занятия с замещающими родителями на тему:"Особенности взаимодействия с тревожным ребенком. Как играть с тревожными детьми".

Данный материал предназначается для педагогов-психологов и социальных педагогов, взаимодействующих с детьми-сиротами, которые воспитываются в замещающих семьях. Этот материал может быть включен в корр...

Открытое занятие с приглашением родителей «Где тепло и уют, там весело живут»

Открытое мероприятие с приглашением родителей. Праздник о семейных ценностях и традициях...

ЗАНЯТИЕ-ПРАКТИКУМ С РОДИТЕЛЯМИ "КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО"

Представьте, ваши дети учатся в 8-м классе. Они имеют ско­рость чтения 50 слов в минуту. В 8-м классе задание на один день в среднем составляет 9 страниц по всем предметам или 6300 слов. Разделим 6300...

Занятие - практикум для родителей "От игры к знаниям"

Занятие - практикум ознакомит с коррекционными играми играми и упражнениями...