ЗАНЯТИЕ-ПРАКТИКУМ С РОДИТЕЛЯМИ "КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО"
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Представьте, ваши дети учатся в 8-м классе. Они имеют скорость чтения 50 слов в минуту. В 8-м классе задание на один день в среднем составляет 9 страниц по всем предметам или 6300 слов. Разделим 6300 на 50. Приблизительно 126 минут: 2 часа нужно, чтобы прочитать один раз по всем предметам тексты. А им нужно трижды прочитать. Потребуется 6 часов. Да 2 часа потребуется им, чтобы выполнить письменные работы. Прибавим еще 6 часов, которые дети пробыли в школе. Получается: 14 часов рабочий день будет у ваших детей. Такую нагрузку не выдержат взрослые люди. Чтобы такого не случилось с вашими детьми, надо в начальных классах добиться нужной скорости чтения до 120 слов в минуту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ-ПРАКТИКУМ С РОДИТЕЛЯМИ
"КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО"
Ход занятия
Слово учителя. Сегодня мы встретились, чтобы обсудить причину неуспеваемости наших детей и поговорить о том, как же приохотить детей к чтению. Большинство учащихся плохо читает. Скорость чтения у них гораздо ниже нужной скорости. И отсюда все беды в школьной системе. К пятому классу чтение должно быть в темпе разговорной речи от 110 до 130 слов в минуту. В этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками.
Представьте, ваши дети учатся в 8-м классе. Они имеют скорость чтения 50 слов в минуту. В 8-м классе задание на один день в среднем составляет 9 страниц по всем предметам или 6300 слов. Разделим 6300 на 50. Приблизительно 126 минут: 2 часа нужно, чтобы прочитать один раз по всем предметам тексты. А им нужно трижды прочитать. Потребуется 6 часов. Да 2 часа потребуется им, чтобы выполнить письменные работы. Прибавим еще 6 часов, которые дети пробыли в школе. Получается: 14 часов рабочий день будет у ваших детей. Такую нагрузку не выдержат взрослые люди. Чтобы такого не случилось с вашими детьми, надо в начальных классах добиться нужной скорости чтения до 120 слов в минуту.
Как же научить читать?
1. Поможет не длительность, а частота тренировочных упражнений. В некоторых семьях можно наблюдать, как родители усаживают своего сына или дочь, которые слабо читают, и говорят: "Прочитай вот этот рассказ. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи". А чтобы прочитать этот рассказ, надо сидеть час. Родители допускают грубую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Нужно домашнюю тренировку проводить тремя порциями по 5-10 мин. Небольшой абзац прочитать и пересказать. Через час еще прочитать и пересказать и перед сном прочитать и пересказать. Такой режим выполняется при просматривании диафильма: две-три строки под кадриком прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующий кадрик - опять прочитал, опять посмотрел картинку. С помощью диафильмов и чтения порциями даже в 4-5-х классах можно приобщить к чтению.
- Я в классе любой урок начинаю с жужжащего чтения. Одновременно вслух, вполголоса читают дети 5 минут. Потом закрывают книги, которые лежат всегда на партах, а я продолжаю вести урок по расписанию.
- Вам, товарищи родители, можно применить такой прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. У ребенка появляется желание узнать, что произойдет с героем. Предложите ему самостоятельно дочитать рассказ. После обязательно нужно спросить, о чем он прочитал, прхвалить за самостоятельное чтение.
Можно рассказать ребенку занимательный эпизод из произведения. На интересном месте остановиться. Если он спросил: "А что дальше?" В ответ надо дать книгу: "Вот прочти. Здесь столько интересных историй".
- Часто дети, читая книгу, заглядывают на последнюю страницу - чем кончилось. Узнав судьбу героев, продолжают читать менее внимательно, пропуская абзацы, а иногда прекращают читать эту книгу.
- Мама одного моего ученика поделилась опытом: как ее сын полюбил чтение. Мальчик читал мало и слабо. Мало активен был на уроках, в библиотеку ходил с нежеланием. Его мама стала выбирать интересные книги и читать сыну перед сном. Мальчик старался до прихода матери с работы выполнить добросовестно домашнее задание и предлагал помощь в ее домашних делах. За полчаса до сна начинали читать. Читали по очереди. Сначала мама. Потом притворялась, что устала, в горле запершило и предлагала продолжить чтение сыну. Читали и оба увлекались. Пора было спать, а он упрашивал: "Мамочка, ну пожалуйста, ну еще одну страничку!" Конечно, следующего вечера он ждал. А когда не хватало терпения дождаться желанного часа, дочитывал рассказ самостоятельно до конца.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, живущий, учи псалтырь на сон грядущий", т.е. учи на ночь, чтобы это было последним
- В первом классе дети читают медленно и невнятно. Очень страшно, когда родители возмущаются: "Разве так читают? Смотри, как надо!". Забыли мамы как в детстве им тоже нелегко давалось чтение. А ребенок? Одни обижаются и вообще отказываются читать, а другие становятся равнодушными к чтению. Поэтому надо набираться терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Надо делать так, чтобы ребенок радовался каждому прочитанному слову, гордился всякой удачей в преодолении трудностей.
- Иногда из-за слабой памяти тормозится развитие техники чтения. Например, читает ученик предложение в шесть-семь слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забывает первое. Я в классе на каждом уроке русского языка пишу небольшие зрительные диктанты, письмо по памяти, а вы, товарищи родители, должны разучивать наизусть с ними стишки.
- Для развития слуха и артикуляции провожу на каждом уроке чтения "речевую зарядку" - хором читаем скороговорки.
- При чтении, если встретилось трудное слово, пусть ребенок прочитает его несколько раз и продолжит чтение дальше.
- В нашем классе каждый ученик завел тетрадь, где записывает, сколько он читает каждый день дома. Вы, товарищи родители, должны проследить, как ваш сын читал и сколько. И только в том случае расписаться. И если эта работа будет добросовестно проводиться, то ваши дети привыкнут к тому, что надо каждый день дома читать.
- В конце урока проверяю технику чтения. И результат дети записывают в тетради. Сравниваем с результатами, которые были раньше, и дети видят рост, убеждаются, что труд приносит успехи. Дома тоже можно проверять, сколько дети читают в минуту.
- В классе ведем соревнования между сильными детьми, между слабочитающими, по группам. Дома тоже можно вести соревнования между детьми, если у вас двое-трое.
- Детям, начинающим читать, надо предлагать книги с большими рисунками, т.к. страница, насыщенная только шрифтом, пугает ребенка. С каждой самостоятельно прочитанной книгой уверенность ребенка растет, и можно постепенно переходить к книгам, не имеющим иллюстраций.
Литература для чтения должна быть разнообразной. Надо читать сказки, фантастику, рассказы, стихотворения, басни, фольклор. Ес ли применять все методы, то можно добиться хороших результатов в технике чтения, в конце 3-4-х классов - 120 слов в минуту.
Великий педагог В.А.Сухомлинский писал о том, что можно жить и быть счастливым, если не получился из тебя математик. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно чтение, невоспитанный человек, нравственный невежда.
Слово родителям.
Задаются вопросы по выступлению учителя.
У читель. А теперь послушаем, как читают и пересказыва юг текст дети нашего класса. 7-8 детей читают новый текст прп вильно, выразительно (небольшой отрывок) и пересказывают прочи тайное.
После чтения дети уходят. Учитель обращает внимание присутс твующих на то. что дети читали незнакомый им текст споОодно и осознанно, и хорошо передали его содержание.
Учитель. А теперь пусть выступят родители этих детей и поделятся опытом, как им удалось приохотить детей к чтению и до биться таких результатов в чтении.
Выступают папы, мамы и рассказывают, как прививали своим до т я м любовь к книге.
У читель. Давайте еще раз вспомним все приемы, о которых мы говорили сегодня (читает по таблице).
- .В начале урока чтения, можно и дома, - проводить "речемую зарядку", используя скороговорки.
- На каждом уроке чтения и дома вести работу над трудными словами и сочетаниями, чтобы приобрести навыки уверенного чтении.
- Если в классе есть робкие дети, использовать хоровое что
ние.
- Для развития памяти детей, на уроках писать зрительные диктанты, письмо по памяти, а дома учить наизусть стихи.
- Начинающим или плохо читающим - читать книги с большими рисунками.
- Применять не длительное чтение, а частоту тренировочных упражнений.
- В начале всех уроков применять пятиминутное "жужжание".
- Учителю и родителям следить, чтобы дети вели тетради по чтению.
- В конце каждого урока чтения, можно и дома, проверять технику чтения, сравнивать с результатами, полученными через неделю, через месяц, чтобы видеть рост.
- Родителям любыми способами вести работу над привитием любви к чтению.
- Всей группой к концу 4-го класса выйти на рубеж - 120 слов в минуту.
Подводятся итоги, родители делают для себя практические выводы. Звучат добрые пожелания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как быстро научить детей читать на английском языке
Практическое пособие при обучении чтению. Можно использовать на уроках, на кружке, на индивидуальный занятиях....
Родителям второклассников: как научить ребенка читать по-английски?
В статье содержатся советы родителям второклассников по обучению чтению на английском языке на начальном этапе...
консультация для родителей "Как научить детей соблюдать Правила Дорожного Движения"
КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ СОБЛЮДАТЬ ПДД...
Уголок для родителей "Как научить ребенка читать?"
Материал подскажет родителям как научить ребенка читать и как помочь ему полюбить книгу...
Как научить детей читать.
Консультация для родителей....
Как правильно научить ребенка читать?
Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению....
Статья "Как научить быстро и правильно читать"
Коррекционная педагогика...