Сотрудничество семьи и школы
материал на тему
Сотрудничество семьи и школы - залог успешности ученика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_semi_i_shkoly.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Сотрудничество семьи и школы
Беседу подготовила и провела Артеева В.Е., 2012 г, Бакуринская СОШ
В законе об образовании говорится, что образование – это воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства.
Слово «Воспитание» стоит на первом месте в Законе. Усиление роли воспитательной функции образовательного учреждения влечёт необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, т.к. семья и школа – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:
- Малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сёстрами, в большинстве своём становятся эгоистичными.
- Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается, остаётся невостребованным.
- Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребёнка нужно заниматься пока он маленький «лежит поперёк лавки, а не вдоль».
- Происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально – экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум, безработица).
- Гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром передач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.
Но при всём этом семья есть и остаётся опорой, крепостью, началом всех начал. Это одно из немногих мест, где ребёнок чувствует себя личностью, место, где его любят, где его понимают, где доверяют ему, где верят ему. Это – первый коллектив ребёнка, естественная среда ребёнка, где закладываются основы будущей личности, где у ребёнка создаётся чувство защищённости, душевного покоя. При этом ребёнок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него легче раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Любовь, ласка, нежность, которые ребёнок воспринял в детстве, в последующем помогут ему решить сложные проблемы.
Но ребёнок живёт в обществе. Поэтому воспитание является процессом социальным. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Задача школы - заложить в ребёнке понимание того, что школа – это определённая социальная ступень, которую совершенно не нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в школе не подменяет родительское воспитание. Оно продолжает его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребёнка.
Перед школой, которая занимается вопросами образования и воспитания учащихся, стоит большая цель: она должна вооружить ребёнка знаниями по основам наук, образовательным опытом поколений и помочь самоопределиться.
Основные задачи педагогического коллектива:
- Поиск путей наиболее полного использования возможностей школы для раскрытия способностей обучающихся.
- Стимулирование познавательной активности и творческой деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время.
- Повышение активности родителей в совместной деятельности семьи и школы.
- Создание информационного пространства школы.
Основные направления взаимодействия семьи и школы:
- Информирование родителей о содержании учебно – воспитательного процесса.
- Взаимодействие с родительскими комитетами классов, Советом школы.
- Совместная деятельность родителей и учащихся.
- Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей, предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей.
Несколько предложений о возможности организации работы родителей совместно с классом, где учится ребёнок:
1)Руководство кружком по своей специальности, спортивной секцией, руководство экскурсиями.
2)Содействие в проведении экскурсий.
3) Содействие в проведении классно – семейных праздников.
4) Содействие в организации встреч с интересными людьми.
и т. д.
Можно отыскать много разных путей для сотрудничества школы и семьи. Важно, чтобы было общее желание достичь конечной цели - воспитать Человека с большой буквы.
Традиционной формой работы с родителями является родительское собрание.
Итоги посещения родителями родительских собраний
Класс | Кол-во уч-ся/ посещ. | % посещения | Классный руководитель |
1 класс | |||
2 класс | |||
3 класс | |||
4 класс | |||
5 класс | |||
6 класс | |||
7 класс | |||
8 класс | |||
9 класс | |||
10 класс | |||
11 класс | |||
По школе |
На родительских собраниях решаются различные вопросы, в том числе и вопросы обучения. А вопрос обучения невозможен без выполнения домашних заданий, задаваемых учителем ученику для самостоятельного выполнения после уроков. Есть санитарные нормы для домашних заданий по классам.
Класс | Время выполнения |
1 | 1 полугодие – не задаётся, 2 полугодие – до 1 часа |
2 | 1,5 часа |
3 - 4 | 2 часа |
5 - 6 | 2,5 часа |
7 - 9 | 3 часа |
10 - 11 | 4 часа |
Главное назначение домашнего задания.
- Воспитание волевых усилий ребёнка, ответственности и самостоятельности.
- Овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы.
- Формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей.
- Формирование исследовательских умений школьника ( сопоставление, сравнение, предположение и т.д.)
Основные виды домашних заданий.
- Изучение материала по учебнику.
- Выполнение различных письменных и практических работ.
- Написание сочинений и других творческих работ.
- Подготовка различных схем, диаграмм.
- Проведение наблюдений за явлениями природы, а также различных опытов по химии, физике и т. д.
На заметку родителям:
- Не превращайте выполнение ребёнком домашних заданий в неприятную процедуру.
- Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
- Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
- Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
- Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.
- Формируйте у ребёнка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.
- Консультируйтесь с учителями – предметниками, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий. Успехов вам всем в деле воспитания и обучения своих детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые особенности сотрудничества семьи и школы.
Работа посвящена анализу взаимоотношений родителей, педагогов и обучающихся в рамках современного образовательного процесса....
Сотрудничество семьи и школы – важное условие успешности ученика
“Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны”Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”В.А.Сухомлинский Я часто размышляю о связи школы и с...
Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей
Презентация к родительскому собранию...
Проблемы сотрудничества семьи и школы
Практикум, который можно организовать на педагогическом совете или заседании методического объединения классных руководителей с целью обсуждения проблемы сотрудничества семьи и школы....
Выступление на тему "Сотрудничество семьи и школы"
Данное выступление раскрывает сущность работы школы с семьей....
Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и школы.
1.Деятельность социального педагога по работе с семьей. 2.Стили семейного воспитания. 3.Условия воспитания ребенка в семье. 4.Правила для родителей. 5.Воспитание младшего школьника в семье. 6.Про...
Выступление на педагогическом совете "Сотрудничество семьи и школы".
Представление о счастье каждый человек связывает с семьей. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье ». Семья- это опора, крепость, нач...