Выступление на педагогическом совете "Сотрудничество семьи и школы".
статья по теме

          Представление о счастье каждый человек связывает с семьей. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье ». Семья- это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости,

уникальности. Здесь дети получают первые уроки любви, понимания, доверия,

веры. Это- первый коллектив ребенка, естественная среда ребенка, где закладываются основы будущей личности.

           Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Представление о счастье каждый человек связывает с семьей. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье ». Семья- это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости,

уникальности. Здесь дети получают первые уроки любви, понимания, доверия,

веры. Это- первый коллектив ребенка, естественная среда ребенка, где закладываются основы будущей личности.

           Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

           Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к.

система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

    1. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей;

        влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным.

    2.  Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отме-

         чают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он маленький и

     « лежит поперек лавки, а не вдоль».

  3. Происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения  соци-

      ально-экономических  трудностей (  низкая зарплата, низкий  прожи-

      точный минимум); сегодня родители занимаются добыванием средств,

      иногда просто выживанием.

  4. Гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются

      просмотром передач политического или художественного характера ( в

      виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их воспитание не

      хватает времени.

           Задача учителя – всеми доступными ему средствами достичь взаимо-

действия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности.

            Основными  условиям и для такого сотрудничества должны  высту-

пать: взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных целей;

открытость и взаимное доверие; взаимопомощь; совместные усилия в  реше-

нии воспитательных проблем.

             Одним из направлений работы по повышению педагогической  куль-

туры родителей может стать оптимизация различных форм их обучения .

             Родительский семинар- расширение знаний родителей о психологии

воспитания, о педагогических приемах взаимодействия с детьми; изменение

отношения родителей к самому процессу воспитания.

  а) мини-лекции приглашенных специалистов (педагогов, психологов, соци-

      альных работников, дефектологов). Темы: «Индивидуальные особенности

      детей», «Возрастные кризисы развития ребенка», «Искусство хвалить и    

      наказывать».

 

 б) групповые дискуссии, в основе которых - конкретные педагогические  си-

      туации, пережитые родителями.

                в) книжная терапия, суть которой - в обсуждении содержания специально                              

                     подобранных педагогом  методических пособий, посвященных проблемам

                     семейной жизни и семейного воспитания.

               Классное собрание до сих пор является основной формой взаимо-

действия учителя с родителями. Как его подготовить, чтобы конечный резуль

тат оправдал ожидания всех его участников? Перечислю возможные момен-

ты подготовки:

  1. тщательно продумать «сценарий» собрания;
  2. подготовить вопросы, которые следует задать родителям;
  3. продумать оформление классной комнаты, чтобы она соответствовала проблеме обсуждения;
  4. желательно заранее провести анкетирование родителей и детей, чтобы посмотреть на проблему их глазами;
  5. расставить столы и стулья по кругу, чтобы все чувствовали себя в одинаковых условиях;
  6. привлекать к подготовке собрания родительский комитет или отдельных активных родителей.

Результат: родители становятся более заинтересованными в жизни класса

и школы, принимают активное участие в ее работе.

             Наглядная педагогическая пропаганда позволяет познакомить роди-

телей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок. Можно составить и постоянно обновлять стенды « Для вас, роди-

тели», «Родителям о детях», содержащие информацию о повседневной жизни

класса, о текущей и воспитательной работе в школе и семье.

             Деловая игра максимально приближает своих участников к реальной

обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных

решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Конкретной схемы проведения деловых игр не существует. Все зависит от выдумки учителя.

Цель деловых игр: выработка и закрепление определенных навыков, умений

Предупредить конфликтные ситуации.

            Вечера вопросов и ответов представляют собой сбор педагогической

информации по разнообразным проблемам. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное  об-

суждение. Такие вечера должны проходить как равноправное общение родителей и педагогов.

            Родительские конференции предназначены для обмена опытом во-

спитания. Мысли, высказанные на них родителями и подкрепленные их же опытом, оказывают большое влияние на присутствующих. Конференции проводятся как по проблемам, затрагивающим  широкий круг психолого-

педагогических вопросов, так и по конкретным вопросам  семейного  воспи-

тания.  

           День открытых дверей объединяет целый комплекс мероприятий,

проводимых в масштабе всей школы в специально отведенный для этого

день. Родители получают возможность: а) наблюдать за своими детьми  в

ситуации, отличной  от семейной; б) сравнивать умения и поведение своего

ребенка с умением и поведением других детей; в) перенимать у педагога приемы воспитательных воздействий. Родители могут увидеть уроки и

внеклассные занятия, посмотреть, как учат их детей, как работают сами

школьники, что требует от них учитель, какими приемами он пользуется.

           В заключение хочу еще раз напомнить, что основа нашей воспи-

тательной  работы  - союз учителя, родителей и ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое партнёрство семьи и школы

Педагогический совет.Педмарафон руководителей ОУ, заместителей руководителей ОУ....

Выступление на тему "Сотрудничество семьи и школы"

Данное выступление раскрывает сущность работы школы с семьей....

Педагогический совет "Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества"

Разработка педагогического совета "Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества". Представлены примеры мониторинга по данной теме. Памятка для учителя "Какие факторы способствуют привле...

Педагогический совет "Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества"

Разработка педсовета "Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества". Примеры мониторинга по теме педсовета.  Памятка  для учителей: «Какие факторы способствуют привлечению род...

Педагогический проект "Семья и школа - залог успешного воспитания ребенка"

Целью данного проекта является создание условий  для активизации  воспитательных функций  родителей  через   вовлечение их  в единое образовательно - воспитательное ...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

выступление на педагогическом совете " Современные подходы к организации взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС"

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и школы в условиях реализации ФГОС...