Буклет "Дисграфия. Дислексия"
консультация по теме
Данное пособие может быть использовано как для просветительской работы с учителями начальной школы, так и для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya_disleksiya.docx | 98.92 КБ |
Предварительный просмотр:
16. Подбор рифмы к слову: ёлка – полка, лук – жук, конфета – газета, мак – рак . 17. Отгадывание ребусов. 18. Игра «Любопытный». Взрослый задает вопросы, ребенок в ответ придумывают предложение, все слова в котором начинаются на заданный звук, например:
19. Игра «Цепочка слов». Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего, например: мост - телефон - носки - иголка - автобус... 20.Упражнение "Пишем вслух". Совет логопеда! Не думайте, что ошибки пройдут с течением времени по мере роста ребенка. Они многократно возрастут подобно снежному кому. С увеличением объема учебного материала работать над преодолением ошибок становится все труднее. Поэтому начинать коррекционную работу следует как можно раньше. Часто родители недоумевают: «У меня ребенок смышленый и не глупый, а в тетрадках - ошибка на ошибке. И читает по слогам, как маленький. А про оценки даже говорить не хочется… Что с ним происходит? » На самом деле виной всему особенность речевого развития. Эта беда имеет имя. Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность ребенка овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Распознают дисграфию по повторяющимся ошибкам стойкого характера. Рассмотрим некоторые из них: • пропуск букв и слогов (дружба –дужба, работа – рата);
• перестановка букв, вставки (накрыла – наркыла, подул - подуул );
• недописывание слов (проверка – проверк, барсук – барсу);
• замена гласных букв (задача – задоча, кругом – крюгом, поляна – полана, посёлок – посялок);
• замена согласных букв (собака – зобака, миска – мишка, мебель – небель, рука – лука, чаща – щаща); • искажение слов (тонких перекладин – тонклдин,
• слитное или раздельное написание слов (у меня – уменя, столбом – с толбом);
• обозначение мягкости при помощи Ь (двенадцать – двенадцат, коньки – конки). | Тактично и с пониманием относитесь к ребенку. Покажите, что вы знаете: его ошибки происходят не от глупости или лени, а из-за реальных проблем, решать которые вы будете вместе. Ваши занятия с ребенком должны давать ему ощущение успеха. Вообще побольше играйте с ним. Ему в школе приходится заниматься больше, чем сверстникам. Так пусть хотя бы дома поиграет, но с пользой. Помогите ребенку разбить большое домашнее задание на несколько маленьких, чтобы он выполнял их постепенно, с перерывами, паузами для отдыха. Развивайте у ребенка навык рефлексии (анализ в конце рабочего дня, недели «что у меня хорошо получилось»), приучайте его сравнивать свои последние достижения с собственными успехами за неделю, за месяц до происходящего. При этом сами не сравнивайте его со сверстниками! Контролируйте ребенка, четко, но ненавязчиво: регулярно проверяйте его тетради, дневник, периодически обсуждайте школьные успехи и неудачи. Главное, помните: контроль не должен быть оскорбляющим. Устраивайте чаще для ребенка занятия, развивающие мелкую моторику рук и активизирующие работу различных участков мозга: рисование, лепка, выкладывание узоров из мозаики. Всячески поощряйте упорство и трудолюбие. Если рядом любящая мама - все ребенку будет по плечу!
Одной из причин появления таких ошибок является недостаточно развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Важно также помнить, что мы обладаем по крайней мере тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля... Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Речевой или фонематический слух позволяет понимать речь, чувствовать интонацию и оттенки сказанного. Фонематический слух — это и умение различать все звуки родного языка, смысл слов, близких по звучанию. Для успешного овладения грамотой ребенок должен иметь хорошо развитый фонематический слух, развитое фонематическое восприятие — способность устанавливать, какие звуки слышны в слове, их последовательность, количество. Например, слово «дом» — звуки — д, о, м. Три звука. Первый звук — «д», второй — «о», третий звук в слове — «м». Если ребенок затрудняется в выделении звуков в слове, их последовательности, количестве, то это уже должно насторожить родителей. Ребенку нужна помощь! Помните, что дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий функциональные особенности мозговых тканей, незрелостью ряда психических функций, возможные последствия раннее перенесенных заболеваний, нервно-психические расстройства, а потом уже непосредственно нарушения чтения и письма. Поэтому без специально организованной, систематической помощи специалистов:
| Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа–интернат (VI вида) № 49 Санкт–Петербурга «Школа здоровья» ТРУДНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОВЛАДЕНИИ ЧТЕНИЕМ И ПИСЬМОМ
советы логопеда Жаровой Татьяны Ивановны неврологом, психологом, логопедом и учителем эти нарушения не могут быть скомпенсированы. Игры, задания на развитие фонематического слуха 1. Подобрать слова или отобрать картинки с заданным звуком. 2. Подбери и назови слова с заданным количеством звуков. 3. Определить наличие, место данного звука в слове (на слух). Взрослый произносит слово, выделяет в нем звук, а ребенку нужно определить его порядковый номер в слове. 4.Взрослый в правильной последовательности раздельно произносит звуки, ребенок – составляет из них слово. Например, (р) (у) (ч,) (к) (а) - ручка 5. «Звукоедик» съел первый звук (последний) в словах, ребенку нужно восстановить слова. 6. «Буква заблудилась». Верни ее домой. РОАЗ (роза), КАРН (кран) 7. Игра «Слово рассыпалось». Составить из букв слово: Ы Ш Р А К (крыша) 8. «Буква потерялась». Найди её и вставь. КАРАНД?Ш 9. «Лесенка». Добавить недостающую букву. Па - , па - -, па- -, па - - - (паР, паРК, паРОМ) 10. Добавление недостающего слога Коле… , пар …, солда …, сто … 11. Деление слов на слоги, определение последовательности слогов, количества звуков в каждом слове. 12. Выделение ударного слога (отхлопать слово по слогам, ударный слог хлопать громче) 13. Отстукивание ритмических рисунков после однократного прослушивания. 14. Игра «Телеграф». Взрослый отстукивает слоговую структуру слова, а ребенок должен догадаться, какое это могло бы быть слово. 15. Игра «Магнитофон». Взрослый поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дислексия как проблема обучаемости
Информация пригодится учителям русского языка и не только, которые не могут разобраться в причинах плохой успеваемости своих учащихся.Полезно также почитать детям и родителям....
Профилактика дисграфии дислексии
Профилактика дисграфии дислексии у учащихся начальных классов массовойшколы ...
Профилактика дисграфии дислексии
Профилактика дисграфии дислексии у учащихся начальных классов массовойшколы ...
Классификация дислексии
Для диагностики...
Логопедическое занятие в начальной школе по работе над дислексией и дисграфией на материале русской народной сказки "Снегурочка"
В занятии показана работа над содержанием сказки.Совершенствуется навык чтения, уточняется понимание лексических значений слов.Коррегируется внимание и память через иллюстрации к сказке. Автоматизируе...
Дисграфия и дислексия: что нужно знать родителям, дети которых с трудом пишут и читают.
ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ДЕТИ КОТОРЫХ С ТРУДОМ ПИШУТ И ЧИТАЮТСтатья содержит полезный материал для родителей. В ней рассказывается о том, что такое дисграфия и дислексия....
«Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи, как профилактика дисграфии и дислексии»
Данный материал предназначен для логопедов и воспитателей ДОУ....