статья "Давайте учить детей правильной речи вместе!"
статья по теме
В статье даются рекомендации родителям по развитию правильной речи и практический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья по развитию речи | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Давайте учить детей правильной речи вместе!
Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.
Правильно поставленная речь очень важна для каждого человека! От того, как вы говорите, зависит порой даже больше, чем от того, что вы говорите. Так давайте учить своих детей правильной речи вместе. Ведь это так забавно и полезно не только малышу, но и вам!
Что такое скороговорки?
Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка (да и не только). Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Не нужно никаких вложений, кроме нескольких минут вашего совместного с малышом времени. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.
Одним из первых исследователей народного фольклора, кто заинтересовался этим жанром, был В.И.Даль.
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого. Например, «Мама мыла мылом Милу». Ребенок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.
Кроме того, это самое настоящее развлечение. От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну, казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас крутит по двадцать раз и никак не выкрутит, - очень весело и полезно! Такую забаву можно устроить где угодно, и для этого не нужно иметь никаких подручных средств. Это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.
Как организовать «учебный» процесс?
Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение. Да, логопеды очень успешно применяют скороговорки в процессе исправления косноязычия у детей и взрослых. Этот метод вот уже многие столетия оправдывает себя как нельзя лучше. Но вовсе не обязательно ждать, пока такая потребность возникнет у вашего ребенка. И даже если он не будет нуждаться в проговаривании скороговорок в обязательном порядке, то все равно такие тренировки будут ему крайне полезны и интересны.
- Поэтому начинайте разучивать скороговорки с малышом, как только он научился говорить. Пускай он сначала больше слушает – ему это тоже будет очень нравиться, вот увидите. Только проговаривайте фразы медленно и четко. Потом детка подключится к проговариванию вместе с вами – ведь так трудно удержаться, чтобы не проверить свои возможности. А позже научится без труда произносить заковыристые предложения.
- Начинайте с самых простых и легких скороговорок. При этом маленькие детки могут «отхлопывать» каждый слог или слово ладошками или «отстукивать» мячом. Все должно непременно проходить в форме игры, без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка и обязательно под ваш совместный громкий хохот. Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса будут получать от него настоящее удовольствие!
Как проговаривать скороговорки с ребенком?
Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
Итак, проделывайте все пошагово:
- Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
- После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все тоже, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
- Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
- Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
- Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.
Каждому звуку – своя скороговорка
Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.
Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Например:
Для звука [б]: | Для звука [п]: |
Для звука [в]: | Для звука [р]: |
Для звука [д]: | Для звуков [с], [с’]: |
Для звука [ж]: | Отработка звука [т]: |
Для звуков [з], [з’]: | Для звука [ц]: |
Для звука [к]: | Для звука [ч]: |
Для звука [г]: | Для звука [ш]: |
Для звука [х]: | Для звука [щ]: |
Для звука [л]: |
|
В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.
Самые известные скороговорки
*** Шла Саша по шоссе и сосала сушку. | *** Ткёт ткач ткани на платки Тане | *** Осип охрип, Архип осип. |
.*** Коса косит гладко, коса любит лопатку, Лопатка песoчек, косец — пиpoжочек. | *** Ехал Гpека через реку, Видит Гpека — в рeкe рак, Сунул Гpека руку в pеку, Рак за руку Гpеку цап. | *** Бeлый снег. Бeлый мел. Бeлый сахар тожe бел. А вoт белка не бeла. Бeлой даже нe была. |
*** Вoт так Еpмак — пoсeял мак, Pасцвел мак. Вoт так Еpмак! Пoжал мак, смoлoтил мак, Продал мак — вот так Еpмак! | *** Сopoк сорок ворoвали горох, Сopoк ворон отoгнали сорок. Сopoк орлов напугали вoрон, Сopoк коров разoгнали орлов. | *** Шел Егор через двор Нес топор чинить забор. Галка села на забор Грач завел с ней разговор |
*** На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. | *** Кoсаpь кoсил, кoсу носил, Коси, коса, пока poса. Роса дoлoй — косец домой. | *** Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет. |
*** Расскажите про покупки Про какие про покупки Про покупки, про покупки, про покупочки мои. Купили Валерику и Вареньке Варежки и валенки. | *** Pыла свинья, тупopыла, белopыла, Пoлдвopа рылом из-pыла, Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла. На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла. | *** Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была, Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла. |
*** Кукушка кукушoнку купила капюшoн. Надел кукушoнoк капюшoн, Как в капюшoне oн смешoн! | *** Пoлосатые паласы Пoлоскала дочка Власа. Пoлоскала, полоскала – Пoлосатой речка стала. |
|
Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим детей красивой и правильной речи
Грамматически грамотной, культурной речи дети обучаются в детском саду и школе. Однако в первую очередь действует, прежде всего, среда, которую ни в коем случае нельзя отбрасывать, когда мы го...
Мультимедийная обучающая программа "Развитие речи.Учимся говорить правильно".
Обучающая программа для развивающей и коррекционной работы с детьми старшего дошколього и младшего школьного возраста.Программа состоит из четырёх разделов по этапам развития речи:от неречевых звуков ...
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
педагогический проект "Формирование связной речи у детей 5-6 лет. УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО"
развитие связной речи у детей 5-6 лет с нарушениями речи...
Учите детей различать и правильно произносить звуки родной речи
Развитие фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста...
Родительское собрание "Учите детей говорить правильно" в группе детей 4-5 лет
Материал содержит конспект родительского собрания на тему "Учите детей говорить правильно". Данный материал поможет познакомить родителей с развитием речи у детей в норме, а также позво...
Развитие речи. Учимся говорить правильно, точно, выразительно.
Сколько, по-вашему, будет частей в нашей работе? Обращаем внимание на трехчастность самого названия урока.Что значит «говорить правильно»? (Без ошибок, в соответствии с нормами литер...