педагогический проект "Формирование связной речи у детей 5-6 лет. УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО"
методическая разработка на тему

развитие связной речи у детей 5-6 лет с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedproekt_svyaznaya_rech.docx82.61 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

Формирование связной речи у детей 5-6 лет.

«УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»

                                     Выполнила:

                                                     старший воспитатель

                                                                       Иванова Татьяна Геннадьевна

Актуальность проекта    

В Концепции модернизации Российского образования обозначены целевые установки начального образования: сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, самостоятельности и активности, без ущерба для здоровья, где самостоятельность и активность определены ключевой компетентностью старшего дошкольника, от сформированности которого зависит новое качество образования в школе.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, Л.Рубинштейн и др.) и подготовки детей к школе.

Поэтому формирования связной речи у детей 5-6 лет относится к числу актуальных.

Однако, если воспитатель  будет соблюдать принцип преемственности в обучении, он сможет не только опираться на прошлый опыт, но и строить обучение с широкой ориентировкой на последующее. Под преемственностью в обучении связной речи следует понимать установление взаимосвязи разных сторон и их соотношения на разных ступенях усвоения языка. Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений - это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок  показала, что при списочном составе в 18 детей, семь из них имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден).  Десять - средний уровень (в рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий). И лишь один человек владеет теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (ребёнок самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей; имеет широкий словарный запас).

Я давно работаю в детском саду, и хочу сказать, что составление рассказа это трудоёмкая, серьёзная, продолжительная по времени работа, требующая от детей навыков и умений. Но хорошее, динамичное, интересное, занимательное начало мобилизует детей, вызывает желание, интерес к тому, что будет происходить дальше. Интересная, увлекательная, содержательная концовка непосредственной образовательной деятельности также несёт в себе определённый смысл - оставляет хорошие впечатления и создаёт положительные эмоции.

Анализ внешней ситуации.

        

Современные   условия   развития   общества   и   перемены   в   системе образования в условиях рыночной экономики диктуют необходимость изменение образования, серьезную организационно -     методическую    перестройку  образовательного процесса. Процесс реорганизации всей системы образования подразумевает появление новых более эффективных  психолого-педагогических подходов   к   организации   воспитания   и   обучения,   особенно   дошкольного образования, как первой его ступени.

Ключевыми проблемами в системе дошкольного образования остаются охват детей старшего дошкольного возраста предшкольной подготовкой, очередь на получение места в дошкольных учреждениях, удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей с разным уровнем доходов.

В целях создания благоприятных условий для решения этих задач рекомендуется всемерно развивать и совершенствовать имеющиеся формы образования детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время основной организационной формой по подготовке детей к школе является ДОУ, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приоритет в осуществлении предшкольного образования принадлежит ДОУ, в котором работают квалифицированные специалисты. Дети обеспечены правильным чередованием двигательной активности, организованных занятий, игры и отдыха. Занятия по всем направлениям развития детей проводятся  дифференцированно, с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей.

Дошкольное образование направленно на развитие основных психических функций  (мышление, произвольная память, воображение), которые обеспечивают успешность их дальнейшего обучения, личностного и профессионального становления.

Анализ внутренней ситуации.

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Исследования  последних лет  свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.

Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

В этой связи передо мной встала задача способствовать развитию умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок в процессе специально организованного обучения по соответствующей методике, а так же с применением приёмов, методов, средств, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении.

Поэтому, я считаю необходимым разработать проект по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок, где будут соблюдены эти требования.

Недостаточность сформированности связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста преодолевается  наиболее успешно при условии проведения системы занятий, направленных на ознакомление с закономерностями создания связного речевого высказывания.

Анализ проблем

Проблема

Недостаточная сформированность всех компонентов устной речи и практического овладения воспитанниками нормами речи

Причины проявления этой проблемы

Бедный лексический запас

Недостаточно развита звуковая сторона речи

Бедная речевая среда

Психологические особенности ребенка

Импрессивная речь развита более чем экспрессивная


Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, поставила перед собой ЦЕЛЬ:

формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами серии сюжетных картинок.

Задачи:

  1. Совершенствовать диалогическую форму речи.
  2. Развивать монологическую форму речи.
  3. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы.
  4. Формировать умение (по плану и образцу) рассказывать о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Ожидаемый результат:

ДЕТИ

  1. Обогащение лексического словаря
  2. Развитие грамматического строя речи
  3. Развитие диалогической речи
  4. Развитие монологической речи
  5. Овладение нормами речи

РОДИТЕЛИ

  1. Включение родителей воспитанников в педагогический  процесс как равноправных партнеров.
  2. Расширение    знаний родителей в педагогических    вопросах  образования детей.

ПЕДАГОГИ

  1. Повышение профессионального мастерства педагогического состава.
  2. Повышение интереса к проблеме.
  3. Повышение авторитета ДОУ у родителей.

Аннотация.

В связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев, Л.Рубинштейн и др.) и подготовки детей к школе. Развитие связной речи детей — одна из главных задач в развитии ребенка. Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка. [27] Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. По мнению А.В.Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания)представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.[29]

Поэтому формирование связной речи у детей 5-6 лет относится к числу актуальных. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Понятие «связная речь относится как к диалогической, так и к монологической формам речи». В 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка (А.Н.Гвоздев, 1961; Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев, 1984 и т.д.). В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативносгь речи. Уже с 4-х лет им становятся доступны такие виды монологической речи, как описание и повествование, а на седьмом году жизни и короткие рассуждения.

Данный проект рассчитан на 1 год.

ЦЕЛЬ:

формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами серии сюжетных картинок.

Задачи:

  1. Совершенствовать диалогическую форму речи.
  2. Развивать монологическую форму речи.
  3. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказать небольшие сказки, рассказы.
  4. Формировать умение (по плану и образцу) рассказывать о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Реализация проекта.

I этап – подготовительный.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Повышение собственной профессиональной компетентности.

Подбор и изучение методической литературы.

Подбор диагностического материала.

 Май-август

Педагогическое просвещение родителей.

- Анкетирование родителей.

- Консультации:  «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

I квартал

2010г.

Создание условий для организации работы.

- Подбор и приобретение дидактического материала для занятий.

- Приобретение и изготовление настольно-печатных и дидактических игр.

- Подбор иллюстративного материала, серии сюжетных картинок

август

 Мониторинг состояния проблемы на начальном этапе.

Диагностика детей.

сентябрь

 Систематизация работы с детьми.

Разработка перспективного плана  тематики, содержания и конспектов НОД на учебный год.

август - сентябрь

Анализ рассказов детей позволяет предположить, что трудности при выполнении предложенных заданий обусловлены недостатками различных сторон речевой деятельности (планирования, реализации замысла высказывания, несформированностью контроля над его выполнением и другое). При большом разнообразии отмечаемых дефектов можно выделить следующие, наиболее характерные:

  • существенные трудности при построении высказывания отмечались,
    прежде всего, на уровне планирования его содержания. Это проявлялось при
    установлении последовательности информативных звеньев в структуре высказывания, их взаимосвязи и т. п. Трудности планирования и текущего контроля часто приводили к тому, что предложения рассказа как бы механически присоединялись без учёта её содержания и структуры. Во многих случаях при попытке дать развёрнутое сообщение наблюдался пропуск важных смысловых звеньев, что делало его малопонятным;
  • недостатки в построении высказываний были связаны также с явными
    лексическими затруднениями, что определялось бедностью словарного запаса, несформированностью лексических дифференцировок и другими особенностями;
  • у многих детей построение высказываний затруднялось в связи с
    грамматико-синтаксическими   нарушениями,   особенно  при  передаче  пространственных, атрибутивных и других межпредметных отношений. Однако не было замечено резко выраженного, комплексного характера нарушений связной речи.

Таким образом, у большинства детей с общим речевым недоразвитием                          возникали в той или иной степени выраженные трудности при составлении рассказа, несмотря на облегчённую форму задания.

Анализ сюжетного построения рассказов показал, что большая часть детей составляли их по однотипной элементарной схеме с небольшими вариантами. Отдельные рассказы этих детей были предельно лаконичны, без детализации передаваемых событий. В рассказах многих детей с общим недоразвитием отмечалось простое называние предмета или действия, или их развёрнутое описание. Это позволяло определить, насколько полно отражена ребёнком тема сообщения.

Были выявлены недостатки в языковом оформлении сообщений - нерезко выраженные нарушения связности повествования, лексические затруднения, различные аграмматизмы. Отмечалась недостаточная степень самостоятельности при выполнении заданий.

Выделение указанных групп имеет значение в плане дифференцированного подхода к детям при проведении коррекционной работы по формированию связной речи и позволяет наметить пути индивидуального подхода в условиях проведения групповой работы.

  Более наглядно результаты сформированности связной речи можно представить в следующей диаграмме.

Рисунок 1

II этап – деятельный.

Задачи

Мероприятия

Сроки

  Внедрение системы работы.

Организация и проведение занятий с детьми.

В течении года по плану

 Индивидуальная работа с детьми.

Организация и проведение индивидуальной работы с детьми, расширение и обогащение пассивного и активного словаря детей, устранение аграмматизмов, развитие связной речи

постоянно

 Работа с родителями

Организация семейного чтения

 Привлечение родителей к обогащению предметно – развивающей среды группы

2-4 раза в год

Перспективный план работы

Месяц

НОД

Задачи

Материал

Сентябрь

«Кто больше увидит»

сформировать лексическую базу связной речи, пополнив ее существительными и прилагательными.

«Сосчитай и назови все предметы на рисунке»

«Один - много».

сформировать грамматический базис связной речи.

«Кто самый внимательный?»

сформировать грамматический базис связной речи.

Октябрь

«Поможем художнику»,

Цель: сформировать грамматический базис связной речи.

«Кто самый внимательный?»

«Я начну, а ты закончи».

упражнять в составлении предложений по картинкам с изображением действий.

«Поможем художнику»

сформировать грамматический базис связной речи.

Ноябрь

Пересказ рассказа В. Сутеева «Приключения плюшевого медвежонка»

Формировать у детей навык связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал.

8 сюжетных картинок.

Пересказ рассказа В.Сутеева «Рыболовы».

Формировать у детей навык связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал.

6 сюжетных картинок

Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок «Петя и волки».

Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий и, таким образом, являющихся зрительным планом изложения.

серия сюжетных картинок

Декабрь

Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок «Собака Пушок»

формирование у детей умения воссоздать сюжетное действие на основе анализа изображенных ключевых моментов и передавать общее сюжетное действие. Упражнять в составлении фраз – высказываний, отражающих последовательно происходящих действий.

2 сюжетные картинки.

Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок «Собака Пушок»

формирование навыков составления предложений определенной синтаксической структуры, отражающих последовательность и взаимосвязь действий, причинно – следственных отношений.

2 сюжетные картинки.

Январь

Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок

 «Вороны».

Учить детей отвечать на вопрос фразой из 3—5 слов, строя ее в полном соответствии с порядком слов в вопросе. Учить объединять фразы в рассказик из 4—5 предложений

2 сюжетные картинки.

Составить связный рассказ по серии сюжетных картин

«Нашли ежа».

формирование у детей умения анализировать ключевые моменты сюжетного действия и передавать общее сюжетное действие. Упражнять в составлении фраз – высказываний, отражающих последовательно происходящих действий.

3 сюжетные картинки.

Составить связный рассказ по серии сюжетных картин

«Нашли ежа».

формирование навыков составления предложений определенной синтаксической структуры, отражающих последовательность и взаимосвязь действий; развитие навыков контроля за построением развернутого высказывания.

3 сюжетные картинки

Февраль

Составить связный рассказ по серии сюжетных картин «Доигрались».

формирование у детей умения анализировать ключевые моменты сюжетного действия и передавать общее сюжетное действие. Упражнять в составлении фраз – высказываний, отражающих последовательно происходящих действий.

3 сюжетные картинки.

Составить связный рассказ по серии сюжетных картин «Доигрались».

формирование навыков составления предложений определенной синтаксической структуры, отражающих последовательность и взаимосвязь действий; развитие навыков контроля за построением развернутого высказывания. Сформировать умение самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

3 сюжетные картинки.

Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок «Шалун».

продолжать учить составлять фразы с опорой на картинку и вопрос; развивать навык составления распространенных ответов на вопросы, формирование навыков словоизменения.

3 сюжетные картинки.

Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок «Шалун».

формирование навыков контроля за построением развернутого высказывания, составления предложений, отражающих последовательность и взаимосвязь действий, причинно – следственных отношений.

3 сюжетные картинки.

Март

Составить связный рассказ по серии сюжетных картин

«Просто старушка».

Упражнять в составлении фраз из 3-6 слов, отражающих последовательно происходящие действия, развитие воссоздающего и творческого воображения у детей

3 сюжетные картинки.

Составить связный рассказ по серии сюжетных картин

«Просто старушка».

продолжать формировать навык планирования собственного рассказа, формировать навык составления предложений, закрепление грамматических обобщений, связанных с употреблением языковых средств.

Материал: 3 сюжетные картинки.

Составление рассказа по серии картинок Н.Радлова «Умный ёжик»

обучение детей составлению связного рассказа по серии картинок, изображающих основные моменты сюжетного действия.

серия сюжетных картинок

Апрель

Составление рассказа по серии картинок Н.Радлова «Умный ёжик»

Обучение составления завязки рассказа (начала к избранному действию).

воссоздание исходной ситуации на основе содержания картинок по вопросам

серия сюжетных картинок

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Синичка».

Развить фразовую речь, составить фразу из 3-6 слов; сформировать навык составления развернутого ответа, навык словоизменения.

4 сюжетные картинки.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Синичка».

сформировать умение самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картинок, развитие творческого воображения.

4 сюжетные картинки.

Май

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Маленький помощник».

продолжать учить определять последовательность событий по серии картинок, составлять по ним рассказ, отражающий изображенный сюжет; продолжать формировать умение составлять рассказ на основе снижения наглядности.

4 сюжетные картинки.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Лодочка».

обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок с достаточно подробно представленным развитием сюжетного действия.

5 сюжетных картинок.

III этап – оценочный.

Задачи

Мероприятия

Сроки

 Мониторинг проекта.

- Конечная  

  диагностика.

- Анкетирование родителей.

- Анализ данных и графическое отображение результатов.

Апрель-май

Перспективы проекта.

 Внедрение новых методических разработок в педагогическую  работу

Июнь-август

 Представление итогов реализуемого проекта.

-Презентация  

работы.

Май

Этап

подготовительный

оценочный

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Высокий

-

-

4

40

Выше среднего

4

40

4

40

Средний

5

50

2

20

Низкий

1

10

-

-

Из данных таблицы мы видим, что уровень успешности детей выше. Высокий уровень составляет 40% . Дети самостоятельно составили рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка. Уровень выше среднего показали 40% детей, рассказ которых недостаточно полно отражал содержание картинок, отмечались единичные ошибки в построении фраз. На оценочном этапе средний уровень показали 20% детей, что в сравнении с подготовительным уменьшился на 30%. Они не смогли составить рассказ без помощи педагога. В рассказе детей были пропуски нескольких моментов действия, что нарушило связность повествования. Низкий уровень дети не показали.

Мониторинг.

Показатели эффективности:

  • Результаты диагностики
  • Результаты опросов
  • Анализ проведения мероприятий с детьми, с родителями, педагогами.

Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного  преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. Умение общаться со взрослыми и сверстниками – необходимое условие для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе.

По данным литературы большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме.

Поэтому обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей, относится к числу актуальных.

1. Результаты подготовительного этапа показали, что связная речь детей характеризуется более низким уровнем его развития. Больше половины детей с нарушением речи показали уровень выше среднего, средний и низкий уровни.

Анализ рассказов детей с речевым недоразвитием говорит о том, что трудности при выполнении предложенных заданий обусловлены недостатками различных сторон речевой деятельности (планирования, реализации замысла высказывания, несформированностью контроля над его выполнением и другое). При большом разнообразии отмечаемых дефектов можно выделить следующие, наиболее характерные:

  • существенные трудности при построении высказывания отмечались,
    прежде всего, на уровне
    планирования его содержания. Это проявлялось при
    установлении последовательности информативных звеньев в структуре высказывания, их взаимосвязи. Трудности планирования и текущего контроля часто приводили к тому, что предложения рассказа как бы механически присоединялись без учёта её содержания и структуры. Во многих случаях при попытке дать развёрнутое сообщение наблюдался пропуск важных смысловых звеньев, что делало его малопонятным;
  • недостатки в построении высказываний были связаны также с явными
    лексическими затруднениями, что определялось бедностью словарного запаса, несформированностью лексических дифференцировок, о
    тдельные рассказы этих детей были предельно лаконичны, без детализации передаваемых событий;
  • у многих детей построение высказываний затруднялось в связи с
    грамматико-синтаксическими   нарушениями,   особенно  при  передаче  пространственных, атрибутивных и других межпредметных отношений, искажение смысловой и синтаксической связи между предложениями. Однако не было замечено резко выраженного, комплексного характера нарушений связной речи.
  • отмечалась недостаточная степень самостоятельности при выполнении заданий.
  1. После проведения системы коррекционно – развивающей работы по формированию связной речи у детей произошли позитивные изменения: дети показали новый качественный уровень развития связной речи (высокий уровень). При выполнении заданий дети стали более активны и самостоятельны. В результате упражнений и игр, используя зрительный план, дети научились планировать и контролировать построение своего высказывания. Их рассказы стали последовательными, четкими, полными. В текстах экспериментальной группы отмечаются смысловые связи между предложениями и законченность смыслового выражения. Дети в своих рассказах использовали разнообразные языковые средства в соответствии с сюжетом. Меньше стало ошибок при передаче пространственных отношений, при согласовании существительных и глаголов, существительных и прилагательных.

Среднеуровневая успешность контрольной группы незначительная, а успешность экспериментальной группы свидетельствует о позитивном сдвиге. Таким образом, используемый последовательный и системный подход в обучении, с переходом от простого к сложному, снижением наглядности и помощи взрослого свидетельствуют о том, что формирование связной речи осуществлено успешно. Значит, специально организованная система занятий является эффективным средством развития связного речевого высказывания.

3. Реализованная система коррекционно – педагогической работы доказала свою эффективность при условиях: проведения игровых упражнений, направленных на формирование лексико – грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений различной структуры; проведения занятий, направленных на обучение выделять и осознавать правила построения внутреннего, смыслового и внешнего, языкового планов рассказа.

4. Результаты проведенного исследования имеют прикладное значение. Разработанная и апробированная программа формирования связной речи дошкольников может быть использована педагогами и логопедами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми старшего дошкольного возраста общеразвивающих и коррекционных групп.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

«Кто больше увидит», «Сосчитай и назови все предметы на рисунке».

Цель: сформировать лексическую базу связной речи, пополнив ее существительными и прилагательными.

Инструкция. Назовите изображенные предметы указанного цвета, назначения, сделанные из тоги или другого материала.

Игры на развитие грамматического строя речи.

«Один - много».

Цель: сформировать грамматический базис связной речи.

Инструкция. Вызванный ребенок берет картинку, на которой нарисован один предмет, а другой ребенок подбирает картинку, на которой изображено много таких же предметов. При этом каждый называет то, что изображено у него на картинке. (У меня тыква. А у меня тыквы.)

«Поможем художнику», «Кто самый внимательный?».

Цель: сформировать грамматический базис связной речи.

Инструкция. Логопед предлагает детям по три картинки. Логопед называет обобщающее слово (птицы, домашние животные, дикие животные). Дети должны поднять соответствующую картинку и назвать, чего не хватает у птиц, животных (у коровы нет рога, у лошади нет хвоста).

«Я начну, а ты закончи».

Цель: упражнять в составлении предложений по картинкам с изображением действий.

Инструкция. Каждый ребенок отбирает для себя картинку. Логопед (а затем ребенок) называет начало предложения, а ребенок заканчивает его, используя свою картинку. (Котенок (что делает?) выглядывает из окна. Малыш …спрятался под стол.)

 «Cоставление предложений по картинкам с использованием фишек».

Цель: учить составлять предложения по сюжету картинки, используя приемы контроля своего ответа.          

  Инструкция. Ребенок произносит фразу и после каждого слова убирает одну из расположенных перед ним фишек. При подборе картинок учитывались упражнения на составление ряда последовательных предложений методом распространения начальной структуры: подлежащее и сказуемое (Мальчик пишет — Мальчик пишет письмо. Девочка рисует — Девочка рисует домик — Девочка рисует домик красками.).

«Кто что делает?».

Цель: учить составлять предложения с однородными сказуемыми.

Инструкция. Составить предложение, отвечая на вопросы «Где находится?» и «Что делает?».

«Кто что любит?».

Цель: Учить оставлять предложения со сложносочиненными конструкциями из двух симметричных частей, где вторая часть дублирует первую.

Инструкция. Подобрать к картинкам животных картинки с тем, что они любят.  Хорошо ли им вместе? («Заяц любит морковку, а белка любит орехи» и т.п.).

«Кто лучше запомнит».

Цель: Учить оставлять предложения со сложносочиненными конструкциями из двух симметричных частей, где вторая часть дублирует первую, развивать память.

Инструкция. Детям предлагается посмотреть на картинку, а потом ее закрывают. Затем предлагается вспомнить, какие действия совершали персонажи. (Мальчик сажает дерево, а девочка поливает цветы.)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

(справочное)

Пересказ рассказа В. Сутеева «Приключения плюшевого медвежонка».

Цель: Формировать у детей навык связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал.

Материал: 8 сюжетных картинок.

Пересказ рассказа.

Пришли ребята в лес и взяли с собой плюшевого Мишку. Ходили – ходили по лесу ребята и не заметили, как потеряли Мишку. Лежит в лесу Мишка. Подошла к нему медведица.

- Это не мой, конечно, - сказала медведица, - но жалко маленький…

Взяла осторожно Мишку и понесла к себе домой, в берлогу. Очень обрадовались Мишке медвежата.

Пересказ рассказа В.Сутеева «Рыболовы».

Цель: Формировать у детей навык связного последовательного пересказа текста с опорой на иллюстративный материал.

Материал: 6 сюжетных картинок

Пересказ рассказа.

Отправился как-то Ваня на рыбалку. И своего песика Джоя с собой позвал. Ваня удочку в воду закинул, а Джой свой хвост опустил. Сидят, ждут, волнуются. Ой! Поплавок под воду ушел, леска натянулась! Клюет!

Большая рыба попалась! Скачет у Вани на крючке, а Джой тоже скачет, скулит от радости. Ваня рыбину с крючка снял, а Джой все не умолкает! Его, оказывается, рак схватил за хвост! Кто кого поймал - непонятно. Вцепился рак, не хочет свою добычу отпускать! Еле справился с ним Ваня. Зато рыбалка получилась знатная, улов богатый. А хвост у песика быстро прошел. В следующий раз ему тоже удочка понадобится!

Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок «Петя и волки».

Цель: Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий и, таким образом, являющихся зрительным планом изложения.

Материал: серия сюжетных картинок.

Ход занятия.

  1. Организационная часть. Постановка цели занятия.

Развитие мелкой моторики пальцев рук. «Волк и лиса».

Серый волк бежит по лесу,

                                                       А за ним бежит лиса.

                                                      Поднялись у них грубою

Два пушистеньких хвоста.

Волк. Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» - верхнюю и нижнюю челюсти.

Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.

  1. Двукратное чтение текста. По ходу первого чтения детям демонстрируются иллюстрации из рассказа. При повторном чтении применяется прием дополнения детьми отдельных, незаконченных педагогом предложений нужными словами или словосочетаниями.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Б

  1. Лексический разбор текста.

План-вопрос.

  • Откуда шел Петя?
  • Где нужно было идти Пете, чтобы попасть в деревню?
  • По какой дороге шел Петя?

-  Кого вдруг увидел Петя на опушке леса?

  • Куда забрался мальчик?
  • Могли ли волки достать Петю?
  • Где сидели волки?
  • Как долго просидел Петя на сосне?
  • Кто помог вечером мальчику?
  1. Дети поочередно составляют пересказ рассказа, сначала по 1-2 фрагментам, а затем всего текста – с опорой и без опоры на наглядность.

Пересказ рассказа

  • Это было зимой в одной деревне. Петя шёл из школы домой. Вдруг на опушке леса Петя увидел двух волков. Волки тоже заметили Петю и стали приближаться к нему. Петя испугался, бросил портфель и стремглав вскарабкался на сосну. Волки сели под сосной и стали ждать. Хорошо, что мимо проходил охотник на лыжах. Он вскинул ружьё и выстрелил в волков. Волки убежали, а Петя слез с дерева и поблагодарил охотника.

Игра «Волк во рву»

Поперек площадки двумя шнурами обозначается ров. Во рву - «волк». Дети стоят у края площадки - это козы. Взрослый говорит: «Козы, в поле!». Дети бегут на противоположный край площадки, по пути перепрыгивая ров. Волк бегает, не выходя за пределы рва, и ловит тех коз, которые не смогли перепрыгнуть (коснулись земли в пределах рва). Козы резвятся в поле. Через некоторое время новая команда: «Козы, домой!». Дети вновь перепрыгивают ров, игра повторяется.

 

Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок «Собака Пушок»

Занятие 1

Цель: формирование у детей умения воссоздать сюжетное действие на основе анализа изображенных ключевых моментов и передавать общее сюжетное действие. Упражнять в составлении фраз – высказываний, отражающих последовательно происходящих действий.

Материал: 2 сюжетные картинки.

Ход занятия.

  1. Организационная часть. Подведение детей к теме составляемого рассказа.
  2. Разбор содержания картинок по вопросам педагога.

- Сегодня мы будем продолжать учиться составлять рассказ по сюжетным картинкам. Я предлагаю выполнить упражнение. Подойдите к столам. На них лежат карандаши и листы бумаги с изображением точек и цифр около них. Соедините точки с цифрами по порядку и узнаете, о ком сегодня будете придумывать рассказ (дети соединяют точки и у них получаются следующие изображения: собака и мальчик).

- Ну, а теперь посмотрим изображения на картинках. Посмотрите внимательно на них и расставьте их по порядку так, чтобы можно было понять, что было сначала, что потом (дети выполняют задание).

1-ая картинка.

- Что вы видите на первой картинке?

- Куда пошел Саша?

- Прошла ли с ним собака?

(мальчик – школьник, у него есть собака, мальчик собирается уходить, собака остается дома).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В

2-ая картинка.

- Что изображено на второй картинке?

- Что произошло, когда мальчик ушел в школу?

- Что можно сказать о собаке?

 (Пушок сорвал салфетку со стола. Со стола упали ложка, нож, чашка. Пушок шалун.).

3. Упражнение в составлении фраз-высказываний.

Теперь настало время поиграть в игру, которая называется "Предложения в шкатулке". Становитесь в круг. Представьте себе, что у меня в руках шкатулка (логопед держит в руках коробку, в которой лежат карточки с незаконченными предложениями). Пока будет звучать музыка, вы должны будете идти по кругу. Как только музыка закончится, я открываю шкатулку, зачитываю начало предложения, а тот, на кого я укажу, его заканчивает.

Саша надел портфель потому, что…

Саша пошел в школу потому, что…

Саша оставил собаку дома потому, что…

Пушок шалун потому, что…

Пушок сорвал салфетку потому, что…

Посуда оказалась на полу потому, что…

- Садитесь, и послушаем, какие рассказы вы составили. Выберете лучший. Объясните свой выбор.

Занятие 2

Цель: формирование навыков составления предложений определенной синтаксической структуры, отражающих последовательность и взаимосвязь действий, причинно – следственных отношений.

Материал: 2 сюжетные картинки.

Образец рассказа.

   У Саши была собака Пушок. Ушел Саша в школу. Собаку оставил дома. Пушок сорвал салфетку со стола. На пол упала чашка, ложка, нож.

Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок

 «Вороны».

Цель: Учить детей отвечать на вопрос фразой из 3—5 слов, строя ее в полном соответствии с порядком слов в вопросе. Учить объединять фразы в рассказик из 4—5 предложений

Материал: 2 сюжетные картинки.

Образец рассказа.

Юра и Володя пришли в лес. Они нашли на березе гнездо. В гнезде были птенцы ворон. Ребята  хотели выкинуть из гнезда птенцов. Налетели вороны. Вороны клевали мальчиков и били их крыльями. Юра и Володя спустились с березы и убежали от ворон. Так вороны спасли своих птенцов.

Составить связный рассказ по серии сюжетных картин

«Нашли ежа».

Занятие 1

Цель: формирование у детей умения анализировать ключевые моменты сюжетного действия и передавать общее сюжетное действие. Упражнять в составлении фраз – высказываний, отражающих последовательно происходящих действий.

Материал: 3 сюжетные картинки.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В

Занятие 2

Цель: формирование навыков составления предложений определенной синтаксической структуры, отражающих последовательность и взаимосвязь действий; развитие навыков контроля за построением развернутого высказывания.

Материал: 3 сюжетные картинки.

Образец рассказа.

Ребята пришли в лес. Под кустом нашли ежа. Они положили ежа в шапку и пошли домой. Дома они напоили ежа молоком.

Составить связный рассказ по серии сюжетных картин «Доигрались».

Занятие 1

Цель: формирование у детей умения анализировать ключевые моменты сюжетного действия и передавать общее сюжетное действие. Упражнять в составлении фраз – высказываний, отражающих последовательно происходящих действий.

Материал: 3 сюжетные картинки.

Занятие 2

Цель: формирование навыков составления предложений определенной синтаксической структуры, отражающих последовательность и взаимосвязь действий; развитие навыков контроля за построением развернутого высказывания. Сформировать умение самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Материал: 3 сюжетные картинки.

Образец рассказа.

Ребята сидят за столом. Они сделали бумажную лодочку и стали тянуть каждый к себе. Оба мальчика упали, а лодочку разорвали.

Составление связного рассказа по серии сюжетных картинок «Шалун».

Занятие 1

Цель: продолжать учить составлять фразы с опорой на картинку и вопрос; развивать навык составления распространенных ответов на вопросы, формирование навыков словоизменения.

Материал: 3 сюжетные картинки.

Занятие 2

Цель: формирование навыков контроля за построением развернутого высказывания, составления предложений, отражающих последовательность и взаимосвязь действий, причинно – следственных отношений.

Материал: 3 сюжетные картинки.

Образец рассказа.

У Милы был белый котик. Его звали Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле теплые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай лапками толкать клубок. Клубок упал со стола на пол. Котик катал клубок по полу, толкал его лапками. Беляк катал, катал и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: «Ай, ай, какой ты шалун Беляк!»  

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В

Составить связный рассказ по серии сюжетных картин

«Просто старушка».

Занятие 1

Цель: Упражнять в составлении фраз из 3-6 слов, отражающих последовательно происходящие действия, развитие воссоздающего и творческого воображения у детей

Материал: 3 сюжетные картинки.

Занятие 2

Цель: продолжать формировать навык планирования собственного рассказа, формировать навык составления предложений, закрепление грамматических обобщений, связанных с употреблением языковых средств.

Материал: 3 сюжетные картинки.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

2. После размещения серии картинок на наборном полотне. Логопед повторяет образец начала рассказа.

Логопед                                                                          Дети

По улице шли …кто?                                                   мальчик и девочка

А впереди них шла…кто?                                           старушка

Было очень ….как?                                                       скользко

Старушка поскользнулась и …что случилось?          упала   и т.д.

3. Составление продолжения рассказа по данному началу по картинкам серии (1-2 ребенка).

4. Составление всего рассказа в целом    

Образец рассказа «Просто старушка».

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь к старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

-Это твоя бабушка?

-Нет – ответил  мальчик.

- Мама?

-Нет.

-Ну, тетя? Или знакомая?

-Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка.

5. Анализ детских рассказов.

6. Игра драматизация по рассказу.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

(справочное)

Составление рассказа по серии картинок Н.Радлова «Умный ёжик»

Занятие 1

Цель: обучение детей составлению связного рассказа по серии картинок, изображающих основные моменты сюжетного действия.

Основные задачи:

1. Развитие навыков анализа наглядно изображенного сюжета, умений воссоздавать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок;

2. Развитие фразовой речи детей, навыков составления распространенных ответов на вопросы; использование фраз из 3-6 слов при составлении рассказа и др.;

3. Формирование навыков словоизменения (в основном существительных);
4. Развитие воссоздающего и творческого воображения у детей;
5. Формирование и развитие связной речи в форме рассуждения.
Материал: 4 сюжетные картинки

Ход занятия

I. Оргмомент. Подготовка детей к основной части задания. Узнавание предмета по его описанию. Детям предлагаются 2 загадки, связанные с содержанием картинок серии; упражнение на отгадывание загадок сопровождается дополнительными вопросами педагога.

Загадка о яблоке: «Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие дети».

Вопросы:
- Скажите, ребята, где растут яблоки?

- Как называется дерево, на котором растут яблоки? (при повторении вопроса: «Где растут яблоки?» - дается инструкция отвечать полным ответом. По цепочке повторяется словоформа «на яблоне».)

Загадка о ёжике: «под соснами, под ёлками бежит клубок с иголками».

Педагог: «Кто скажет, где живёт ёж?»

II. Разбор содержания картинок .

Педагог: «Ребята, сегодня мы будем рассматривать картинки, где изображен случай, который произошёл с одним ёжиком».

Проводится разбор содержания картин в вопросно-ответной форме.

В о п р о с ы к к а р т и н к а м.

1-я картинка

Что вы видите на этой картине? Какие деревья здесь растут? Как называется место, где растут яблони? (при затруднении дается подсказка: «Это слово начинается со звука С»). Кто изображен на картинке?

При этом одновременно осуществляется дифференциация вопросов с вопросительными словами «кто» и «что».

Что делает ёжик? Что он делает с яблоками?

Актуализируются слова: «собирает», «сгребает», «куча», «кучка». В случае необходимости указанные слова воспроизводятся по подсказу начального слога.

2-я картинка

Что сделал ёжик? Куда залез ёжик? (на дерево?); Где лежат яблоки? (под деревом); Где сидит ёжик? (на дереве). (Дети упражняются в словоизменении на основе слов «дерево» и «яблоня». Для закрепления указанных словоформ используется хоровое проговаривание и произнесение слова по цепочке.)

3-я картинка

Что сделал ёжик? Как прыгнул (упал) ёжик? (Вводятся словоформы – «на спину», «спиной вниз»). Куда упал ёжик? (на яблоки).

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г

4-я картинка

Что изображено на этой картинке? Куда пошел ёжик? Почему яблоки лежат на земле? (Внимание акцентируется на слове «созрели»)

Какое время года здесь изображено? Когда созревают яблоки? (в конце лета, в начале осени).

Указанные словосочетания закрепляются в развёрнутых фразах-ответах, например:  Яблоки созревают в конце лета.

При работе с детьми более сильной группы разбирается содержание 1, 2 и 4-ой картинок.

III. Размещение картинок детьми в нужной последовательности на наборном полотне. Составление рассказа по цепочке (по одному фрагменту каждым ребёнком).

Занятие 2

I. Оргмомент. Объяснение цели занятия.

Один из детей размещает на наборном полотне картинки в нужной последовательности.
II. Упражнение в дополнении предложений, предлагаемых педагогом, нужным по смыслу словом (участвуют поочерёдно все дети).

Яблоки лежат на… под… (траве, деревом);

Ёжик собрал яблоки в… (кучку);

Ёжик залез на… (дерево, яблоню);

Ёжик прыгнул на … (яблоки);

Яблоки накололись на… (колючки, иголки) и т.д.

III. Обучение составления завязки рассказа (начала к избранному действию).

а) воссоздание исходной ситуации на основе содержания картинок по вопросам (наряду с краткими требуются развёрнутые ответы):

Что виднеется вдали?

Где жил ёжик? (Кто жил в этом лесу?)

Что было рядом с лесом?

Что однажды решил сделать ёжик?

б) Педагог дает образец начала рассказа.

Однажды ёжик решил пойти на прогулку. Он вышел из… (леса), перебежал дорожку и увидел сад, где росли большие… (яблони). Ёжик добежал до… (сада) и увидел, что под яблонями лежат на земле большие румяные… (яблоки). Ёжику захотелось принести домой…(яблок). Но как унести яблоки домой он не знал. Задумался ёжик.

Думал, думал и придумал.

IV. Составление рассказа детьми.

Составление рассказа по цепочке – по первым картинам - фрагментам (в зависимости от состава подгруппы).

Составление рассказа по серии в целом одним ребёнком.

Составление вариантов рассказа с другой завязкой действия, придумываемой детьми по предварительно заданным, направляющим вопросам.

Педагог: «Теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил ёжик; куда пошёл ёжик однажды; что он увидел».

V. упражнение в подборе слов – определений к данному слову. Дается характеристика действующего лица (по вопросам):

- Что можно сказать про ёжика, какой он?

Актуализируется ряд слов-определений. Например:

- Ёжик догадался, что ему нужно сделать. Значит, он… какой? – Догадливый.
- А теперь скажем по-другому. Ёжик думал, думал и сообразил, как ему нужно поступить. Значит, ёжик какой? – Сообразительный.

- Ёжик нашел выход из положения – «находчивый ёжик» и т.п.

Актуализируемые слова закрепляются путем повторения их по цепочке. Затем на вопрос «Что можно сказать о ёжике?» - один-два ребёнка повторяют все указанные определения.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Синичка».

Занятие  1.

Цель: Развить фразовую речь, составить фразу из 3-6 слов; сформировать навык составления развернутого ответа, навык словоизменения.

Материал: 4 сюжетные картинки.

Ход занятия.

1. Оргмомент

2. Разбор содержания картинок

План-вопрос по картинкам.

Какое время года было? Кто находился дома? Почему синичка постучалась в окно? Как ухаживали дети за синичкой? Где жила синичка у ребят? Когда дети отпустили синичку?

3. Размещение картинок в нужной последовательности на наборном полотне.

4 . Динамическая пауза. Подвижная игра «Ворона и воробьи»

Две команды выстраиваются в ряд спинами друг к другу. Первая команда воробьи, а вторая - вороны. Ведущий называет одну из команд, например, «воробьи». Дети этой команды бегут к своей черте, «в гнездо». Команда «ворон» бросается вдогонку, стараясь осалить «воробьев» до того, как они доберутся до гнезда.

5. Составление рассказа «по цепочке» (по одному фрагменту каждым ребенком).

Образец рассказа.

      Была холодная зима. К окну дома прилетела синичка. Ей было очень холодно. У окна стояли дети. Дети открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодная, она стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму синичка жила у детей. Наступила весна. Дети взяли клетку, пошли в

лес и выпустили синичку на свободу. Синичка полетела и весело запела.

Занятие 2.

Цель: сформировать умение самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картинок, развитие творческого воображения.

Материал: 4 сюжетные картинки.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

2. Упражнение в дополнении предложений, требующих слова по смыслу (ответы детей по цепочке).

    Была холодная …(зима).

    К окну дома прилетела…(синичка) и т.д.

3. Составление рассказа.

А) «по цепочке»;

Б) составление целого рассказа;

В) составление 1-2 вариантов с другим концом.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Собака и вороны».

Цель: сформировать умение самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картинок; формировать умение составлять рассказ с восстановлением пропущенного звена.

Материал: 4 сюжетные картинки.

Ход занятия.

  1. Организационная часть. Подведение детей к теме составления рассказа.

Педагог: Сегодня мы будем составлять рассказ по картинкам. О ком будет этот рассказ  - вы мне сами скажите. Самостоятельное  выкладывание картинок в нужной последовательности.

  1. Разбор содержания картинок серии по вопросам:

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г

- Кто изображен на картинке?

- Что делает собака?

-Что делают птицы?

- Что происходит на второй картинке?

- Что происходит дальше?

- Что вы видите на последней картинке?

  1. Упражнение в составлении фраз-высказываний, отражающих последовательно происходящие действия. (по цепочке)
  2. Составление целого рассказа.
  3. Упражнение в восстановлении пропущенного звена. Дети восстанавливают содержание изображения на 3 картинке, но не показанного фрагмента, закрытого экраном.

Образец рассказа.

Собака ела мясо. Прилетели две вороны. Одна ворона клюнула собаку, другая схватила мясо. Собака бросилась за вороной. Обе вороны улетели.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Маленький помощник».

Цель: продолжать учить определять последовательность событий по серии картинок, составлять по ним рассказ, отражающий изображенный сюжет; продолжать формировать умение составлять рассказ на основе снижения наглядности.

Материал: 4 сюжетные картинки.

Ход занятия.

  1. Организационная часть.
  2. Размещение детьми картинок в нужной последовательности. Вопросы по картинкам.

1-ая картинка. Что вы видите на картине? Что произошло с машиной? Что стал делать шофер? Кто помог шоферу?

2-ая картинка. Чем занят шофер? Что делает мальчик?

3-ая картинка. Что происходит между мальчиком и шофером? Что дальше происходит?

4-ая картинка. Каким мальчик пришел домой? Как он объяснил маме, почему такой грязный?

  1. Составление рассказа по одному фрагменту каждым ребенком.
  2. Составление целого рассказа детьми с восстановлением пропущенного звена.

Образец рассказа.

В дороге испортилась машина. Шофер стал ремонтировать машину. Мимо проезжал мальчик. Он остановил свой велосипед, подошел к шоферу и стал ему помогать. Мальчик подает шоферу инструмент. Машина починена. Шофер благодарит мальчика. Мальчик уезжает домой. Дома его встречает мама. Она испугалась, увидев его таким грязным. Но мальчик объяснил маме, что он помог шоферу починить машину.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Лодочка».

Цель: обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картинок с достаточно подробно представленным развитием сюжетного действия.

Материал: 5 сюжетных картинок.

Ход занятия.

  1. Организационная часть. Объяснение цели занятия. Один из детей размещает на доске картинки в нужной последовательности.
  2. Вопросы к картинкам:

- Какое было время года?

- Куда пошел мальчик?

- Что делал мальчик?

- Почему мальчик плакал? 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Г

- Кто помог мальчику?

- Что было дальше?

  1. Упражнение по дополнению предложения словом.

- Коля сидел у …. (реки)

- Мальчик делал лодку из ….(бумаги)

- Коля лег на ….(живот)

  1. Составление рассказа детьми

а) составление рассказа «по цепочке» - по 1-2 картинкам;

б) Составление рассказа по серии в целом одним ребенком.

Образец рассказа.

Было лето. Ярко светило солнце. Коля сидел у реки и делал из бумаги лодочку. Коля сделал лодочку и лег на живот, чтобы было удобно ее пустить по воде. И вот лодочка поплыла. Коля рад: хорошая вышла лодочка. На небе появилась туча, стало темно, пошел дождь. Лодочка намокла и утонула. Коля заплакал. Жалко лодочку. Около берега плавали лягушата. Увидели они, что Коля плачет, жаль им стало Колю. Лягушата достали лодочку и отдали ее Коле. А тут и дождь кончился. Коля плакать перестал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная обучающая программа "Развитие речи.Учимся говорить правильно".

Обучающая программа для развивающей и коррекционной работы с детьми старшего дошколього и младшего школьного возраста.Программа состоит из четырёх разделов по этапам развития речи:от неречевых звуков ...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

«Учимся говорить правильно и красиво»

Проект«Учимся говорить правильно и красиво»Цель:·         Воспитание культуры общения·         Создание благоприят...

Логопедическая игра "Учусь говорить правильно"

краткое описание каждого раздела игры...

Учимся говорить правильно

Данная  презентация развивает зоркость в нахождении грамматических  ошибок. На слайдах размещены предложения с ошибками, учащимся необходимо определить тип ошибки, исправить предложение, наз...

«Использование ИКТ в коррекционно-педагогической работе по формированию лексико-грамматических представлений и развития на их базе связной речи у детей с ТНР»

Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы  по формированию лексико - грамматических представлений и развития на их базе связной речи детей с ТНР через использование продуктов ИК...

Развитие речи. Учимся говорить правильно, точно, выразительно.

Сколько, по-вашему, будет частей в нашей работе? Обращаем внимание на трехчастность самого названия урока.Что значит «говорить  правильно»? (Без ошибок, в соответствии с нормами литер...