Как развить у ребенка целеустремленность
материал по теме
Системно векторная психология поможет нам узнать чем душат, о чем думают наши дети, понять и принять все их беспокойства, помочь в становлении личности в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_rabota.docx | 52.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
( помощь родителям и педагогам для лучшего познания формирующейся личности.)
Тема:
«Как развить у ребенка целеустремленность».
подготовила педагог дополнительного образования
Филиппова Виктория Николаевна
МАОУ ДОД ДЮЦ «ИМПУЛЬС»
г. Хабаровск
2014 г.
Целеустремленность — главное качество личности.
Умение ставить цели — первая ступенька к успеху.
Не добивается целей лишь тот, у кого их нет, и тот, кто ничего не делает для их реализации.
Подобные установки современной жизни вызывают закономерное желание родителей воспитать целеустремленного ребенка.
В поисках ответов на вопрос, как воспитать целеустремленность у ребенка, многие отправляются бродить по Интернету, психологическим сайтам, различным форумам для родителей. Там их ждут простые и, на первый взгляд, дельные советы по воспитанию детей.
Советы по воспитанию детей:
«Учите детей ставить цели: от простой к сложной. Развивайте в ребенке умение доделывать начатое дело до конца и не бросать его на полпути, не перескакивать с одного на другое. Хвалите за успехи, будьте строги при неудачах. Обучайте дальновидности…»
Все понятно, как красивые блюда из кулинарной книги, а вот начинаешь готовить и понимаешь, что не все так просто, как кажется, и что что-то в рецепте не дописали, упустили. И приготовленное кулинарное чудо, подававшее блестящие надежды, далеко от нарисованного идеала. Если с последствиями неудачного ужина справиться достаточно легко, то вот провалы родительского воспитания дают о себе знать долгое время, иногда длиною в жизнь.
Нельзя научить собаку летать — это всем известно и ясно, но несмотря на прописную истину, родители и педагоги зачастую, не зная врожденных особенностей ребенка, во-первых, пытаются развить в нем то, что ему не дано от природы, а во-вторых, используют одни и те же методы, без учета индивидуальных особенностей.
В том числе, воспитывают у ребенка целеустремленность шаблонными путями. Но для кого-то они работают, для кого-то проходят впустую, а кому-то наносят непоправимую душевную травму.
«Умный, но пассивный»
Тихий, спокойный, послушный ребенок. Много знает, много познавательных книг прочел. Старательный отличник. Терпеливый, дотошный. Ребенок, рожденный с анальным вектором. Вязкая психика, энциклопедичная память, стремление доводить начатое дело до идеального завершения. Однако ему трудно решиться начать новое дело. Все новое, как и резкая смена обстановки, создает для него ситуацию стресса.
В понимании анального ребенка целеустремленность — это доведение дела до конца, причем без сучка и задоринки. Родители и педагоги при воспитании ребенка с анальным вектором обычно допускают следующие ошибки: торопят выполнять задание, ругают за медлительность в принятии решения, постановке цели, упрекают в тугодумности.
На самом же деле, необходимо поддерживать его в начинании, корректно подталкивать к реализации целей с помощью похвалы, тогда хорошей привычкой для него станет сначала размышление о цели, потом ее постановка и пошаговое выполнение. Выработанный и закрепленный алгоритм действий — отличное подспорье для консервативного по своей сущности анального ребенка.
«Быстрый, но не усидчивый»
Кожные дети отличаются активным поведением, логичным мышлением, любознательностью. Им нравится все новое, при этом быстро адаптируются к изменениям. Рациональные, прыткие. Легко начинают новое дело, но так же быстро его забрасывают, если оно их не заинтересовало.
Для кожного ребенка целеустремленность — это стремительная реализация цели, той которую он сам выбирает. Неверными действиями педагогов и родителей, обучающих и воспитывающих ребенка с кожным вектором, является желание развить усидчивость, заставить выполнять не то, что интересно, а то, что нужно, хвалить за положительный результат, заставлять доделывать начатое до совершенства и не хвататься за все сразу.
Кожный ребенок нуждается в ощутимом стимулировании своей деятельности, его гибкая психика позволяет делать несколько дел одновременно, делать пусть не идеально, но быстро, а также его надо воспитывать в дисциплине, четко соблюдать распорядок дня.
Нужно развить в нем заложенные свойства к самоограничению, ответственности, его лидерские задатки. Кожник амбициозен и стремится быть первым — это благодатная почва для того, чтобы развивать в нем целеустремленность. Соответственно, необходимо создать ему условия состязательности и реализации амбиций, он должен видеть, куда можно расти.
«Талантливый, но своенравный»
Ребенок - сорвиголова. Прирожденный природный вождь. Ему не нужно никому доказывать свое превосходство - он и так это знает, чувствует. Огромный потенциал уретрального ребенка зачастую остается не раскрытым, потому что взрослые, ориентируясь на различные курсы по воспитанию детей, пытаются установить для него собственные правила, заставить выполнять то, что они считают нужным, подчиняться требованиям взрослых, учат знать меру.
После неудачных попыток восстановить родительский авторитет, утвердить свою власть над этим "неуправляемым", "дерзким" ребенком он даже может уйти из дома.
Для уретрального ребенка целеустремленность — это взгляд в будущее, цели —всегда за горизонтом и при приближении следующие — снова за горизонтом. И пусть другим она может казаться "нереалистичной", "недосягаемой", но для уретрального вождя нет границ, рамок — он сам устанавливает свои правила игры. Им нужно восхищаться, быть его регентом, советоваться с ним, но ни в коем случае не подавлять или ограничивать его широкую, милосердную натуру.
«Сильный, но бесхарактерный»
Мышечные дети физически развитые, крепкие, спокойные, трудолюбивые. Соль земли. Воспитателям этого ребенка повезло — он послушен, исполнителен. Они недовольны одним — он не проявляет сам инициативу, не ставит собственные цели — его ведут за собой и он идет.
Некоторые родители, желая воспитать у него целеустремленность, отдают мышечного ребенка в спорт. В итоге он развивает свою мускулатуру, но так и не обучается целеустремленности. Вместо того чтобы стать человеком, приносящим обществу своей простой, земной работой пользу, он становится "грудой мышц", потенциальным орудием насилия для преступных главарей.
Кроме нижних векторов нужно учитывать верхние для определения верного курса воспитания целеустремленности у своего ребенка. Так, свои особенности в целеполагании дает каждый вектор — зрительный, звуковой, оральный, обонятельный.
«Реализация зрительного вектора в современном обществе —это КРАСИВО не в живописи, не в искусстве, а в Любви к человеку. Чувственный, сопереживательный и классически влюблённый в людей, человекозрительник, красотой называет человеческие качества». Юрий Бурлан
Зрительный вектор обладает наибольшей эмоциональной амплитудой. Про него говорят, что он «из мухи делает слона», имея в виду сильное эмоциональное проживание любой ситуации. Однако мы видим, что способность делать из мухи слона дана ему от природы именно для выполнения заданной видовой роли.
В детском возрасте зрительный вектор можно перевести из состояния страха в состояние любовь через чтение книг, воспитывающих эмпатию. Сопереживание главным героям помогает направить эмоции в нужное русло. Параллельно с чувственностью развивается интеллект.
Ни в коем случае нельзя пугать зрительных детей, читая им страшные сказки — это фиксирует детей на страхе и значительно затормаживает развитие. По той же причине зрительным детям лучше не присутствовать на похоронах — это травмирует их, вгоняет в стресс, рождая массу неприятных переживаний.
Зрительные люди были самыми слабыми членами стаи, такими они остаются по сей день. У них самая слабая иммунная система. Зрительник чаще других простужается, при сезонных вирусных эпидемиях всегда заболевает первым. Им всех жалко: и птичек, и рыбок, и слоников, и паучков. Любовь зрительник всю свою богатую эмоциональную амплитуду направляет наружу: он способен тонко чувствовать эмоциональное состояние другого человека, умеет по-настоящему сострадать и сопереживать. Развитый зрительник понимает психологию общения через свою эмоциональную чуткость – он способен проникнуться
эмоциональным состоянием другого человека, разделить его. Сопереживая другому человеку, реализованный зрительник поглощает чужую маленькую эмоцию своей огромной.
Звуковой вектор — абсолютный эгоцентрик. Он высокомерен, в собственных ощущениях он — самый умный, «выше всех», поэтому его могут считать заносчивым. Это наибольший интроверт, закрытый в панцире собственного тела, всецело сосредоточенный на себе и своих состояниях. Наиболее часто встречающееся слово в речи звуковика – местоимение «Я».
Звуковой ребенок уже в 5-6 лет начинает задавать вопросы о смысле жизни: «Папа, а кто мы? Зачем мы живем? В чем смысл жизни? И что такое смерть? Что будет после того, как мы умрем? Что такое космос? А бесконечность? Почему я в своем теле, а не, например, в теле моего брата?»
Звуковой ребенок тише остальных, не бегает и не шумит на переменках вместе со всеми, предпочитая уединение. Чудаковатый тихоня со взглядом взрослого человека, задумчивый и малообщительный. Лицо звуковика амимично и совсем не отражает эмоций. Вместе с тем, эмоции у звуковика ничуть не менее сильные и даже более глубокие, чем у других, только не выносятся наружу. Так что со стороны о них можно даже не догадываться.
То, как проявляет себя звуковой ребенок в школе, во многом говорит о его состоянии. Ребенок с подавленным звуковым вектором замкнут и отчужден. Ему сложно найти общий язык со сверстниками. По ночам он занят своими «делами», живя в своем мире, мире фантастики, идей и музыки, он редко высыпается. Как результат в первой половине дня он пребывает в состоянии полудремы, проваливая контрольные, которые так часто дают именно на первых уроках. Такой ребенок рискует попасть в разряд неуспевающих, может даже по ошибке получить штамп умственно отсталого.
Такой же звуковой ребенок при адекватном развитии, в хороших для звукового вектора условиях показывает блестящие интеллектуальные способности и хорошую обучаемость. Часто ему особенно легко дается изучение языков. Звуковые дети очень хорошо чувствуют интонации, звучание речи и способны говорить на любом иностранном языке без акцента. Они единственные обладают абстрактным мышлением, могут решать сложнейшие задачи по физике и математике. Лучшие из лучших в этих областях, они становятся призерами олимпиад.
Ключевым моментом становится правильный подход к таким детям. Родители звуковых детей должны обеспечить своему ребенку максимально благоприятную среду: тишину и возможность уединения. Громкие звуки — такие как хлопающие двери и грохот посуды — вредоносны для звукового ребенка. На звукового ребенка ни в коем случае нельзя кричать, его нельзя оскорблять: «Ну что ты за идиот такой, зачем я тебя родила!» Унижение звуковика и частые скандалы между родителями могут значительно снизить его способность к обучению и контакту с другими людьми. Так происходит первый удар по сенсору звуковика. Аутист — это травмированный звуковик, а крайняя степень стресса звукового ребенка оборачивается звуковым неврозом — шизофренией.
Состояние абсолютного комфорта для звуковика — это тишина. Тишина — средство самоуглубления, только в тишине хорошо думается. Звуковик избегает шумных компаний и мест, предпочитая уединение.
Звуковой вектор — один из трех «читающих» векторов. Звуковики предпочитают поэзию, научную фантастику, книги по философии и психологии. Изучают эзотерику, религии, теологию, физику. По ночам не спят, а философствуют, созерцая ночное небо, могут часами смотреть на звезды, получая от этого своеобразное успокоение.
Загадочный и причудливый оральный вектор, особенности психики оральных людей, особенности их мышления раскрываются во всей красе.
В шесть лет оральный ребенок начинает пробовать мат в своей речи, он первый начинает шутить на «эти» темы и рассказывать неприличные истории. А если ему не дают об этом говорить, именно он пишет матерные слова на заборах и в лифтах. Так его сверстники узнают ответ на вопрос, откуда берутся дети.
Оральные дети очень шумные, говорят без остановки. Поскольку потребность говорить большая, а речевой аппарат еще не развит, он сильно шепелявит, торопится и проглатывает части слов.
Оральник — любимец класса. Он шутит так, что смеются все, включая учительницу. Одноклассники только и ждут от него очередную хохму — смех расслабляет ум, даёт приятное ощущение освобождения от всех забот и мыслей.
Оральный ребенок готов говорить все, лишь бы его слушали. Если родители вовремя не направят его, то он может уйти в тотальное враньё. Он будет придумывать самые невероятные истории про соседей, знакомых, одноклассников, родителей.
Если в качестве наказаний за привирания и матерные ругательства орального ребенка бьют по губам, такие удары по сенсору превращают его в заику.
Важно направить в правильное русло активность орального ребенка. Показать ему, про что вам хочется слушать. Чтобы быть выслушанным, он обязательно станет узнавать и рассказывать вам то, что вам интересно.
Его нужно отдать в кружок ораторского мастерства — это разовьет его вербальный интеллект и поможет ему впоследствии реализовать себя. Для него будут хороши любые специальности, связанные с говорением: политик, сатирик, комментатор, ведущий.
Оральник с неразвитым вербальным интеллектом обречен быть кухонным шутом и балагуром всю жизнь.
Обонятельники – те люди, которые заняты исследованием неизвестного. Это и называется в народе любопытством. Когда на это накладывается еще и соответствующее умение, то мы имеем дело с крайней любознательностью. Она делает из обонятельников гениальных ученых. Не тех, кто систематизирует готовые знания, а тех, кто делает колоссальные прорывы — такие, например, как изобретение пенициллина.
Склонный к меланхолии обонятельный ребенок не стремится к общению. Во дворе, в классе, в школе его все не любят. Он ощущает это как постоянную угрозу и, естественно, пытается от нее уйти, остаться дома под тем или иным предлогом. Если родители поддерживают такое поведение, они растят мерзавца и интригана с плохим будущим. Когда-нибудь он может сам стать жертвой своих интриг.
Нужно понимать, что по-настоящему заботиться о своем обонятельном ребенке означает выталкивать его в коллектив. Все во двор? И его во двор. Все в школу? И его в школу. Все в поход? И его в поход! Это — именно то, что ему нужно. Напрягая все свои способности, чтобы выжить в коллективе, не получить в свой эрогенный нос, обонятельник развивается. Так он учится выполнять свою видовую роль — выживать во что бы то ни стало.
Поскольку задача выжить во что бы то ни стало важнее всех остальных, она не ограничивается ни нормами морали, ни нормами культуры, ни нормами нравственности и этики.
Обонятельник сохраняет исключительно живое вещество. Не культуру, не нравственность, а саму жизнь. И жизнь не каждого отдельного человека, а жизнь всей целостности людей. И потому на него не накладывается ни одно культурно-нравственное ограничение. Там, где обоняние будет ограничено, все живое умрет. Они стремятся взять под контроль то, что несет с собой угрозу выживанию, и, в конце концов, это становится их профессией.
В развитом состоянии обонятельники элементарно адаптированы к понятиям правды и лжи, добра и зла, но внутри себя они этого не ощущают. И исполняют свою видовую роль вне этих категорий. Иными словами, развитые обонятельники работают в областях, где понятия нравственности, правды и лжи не требуются, где важнее другое – обеспечение выживания стаи. Это шпионаж, политика, финансы и наука.
В конечном итоге любое целеполагание любая целеустремленность — это выбор наиболее «вкусных» и адекватных данному вектору стимулов, к которому он безошибочно всегда будет стремиться.
Сейчас практически каждый человек является носителем в среднем трех-четырех векторов. Это позволяет людям почувствовать жизненные сценарии, которые проживает человек и понимать его и себя на уровне систем ценностей, подсознательных желаний и предпочтений.
Работа написана с помощью тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Рекомендуемый сайт по системно - векторной психологии:
http://www.yburlan.ru/biblioteka/komplementarnost-vektorov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как развить в ребенке положительное отношение к его домашним обязанностям
Самая трудная вещь - это требование к себе. (А.С Макарекно)1. С раннего детства поручите своему ребенку быть ответственным за что-либо. Например, чтобы входная дверь перед сном была закрыта на ключ.2....
Как развить у ребенка чувство юмора
Как развить у ребенка чувство юмора...
Доклад: «Как развить внимание ребенка и подготовить его к занятиям художественным творчеством?
Внимательность,наблюдательность необходимое качество не только у художника...
Как развить у ребенка творческие способности.
Для формирования познавательной учебной деятельности существует много технологий, одна из них - творческое мышление - это технология обучения, способствующая развитию творческого мышления у учащихся, ...
Как развить у ребенка творческие способности
Продолжение темы "Как развить у ребенка творческие способности"...
как развить память ребенка
стаья...
Как развить способности ребенка.
О необходимости физических тренировок для развития умственных способностей и о занятиях математикой перед сном....