Как развить у ребенка творческие способности.
учебно-методический материал по химии на тему
Для формирования познавательной учебной деятельности существует много технологий, одна из них - творческое мышление - это технология обучения, способствующая развитию творческого мышления у учащихся, т.к. интенсивность развития мышления связана с развитием творческого ресурса, что особенно важно в познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_razvit_u_rebenka_tvorcheskoe_myshleni15.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Как развить у ребенка творческое мышление?
Учитель химии МБОУ «СОШ №42»
города Братска
Братск, 2015г
Для формирования познавательной учебной деятельности существует много технологий, одна из них - творческое мышление - это технология обучения, способствующая развитию творческого мышления у учащихся, т.к. интенсивность развития мышления связана с развитием творческого ресурса, что особенно важно в познавательной деятельности.
Учебное творчество включает:
1. Теоретическое творчество: теоретические исследования, предполагающие поиск и открытие учеником нового для себя знания на основе постановки и решения творческих учебных проблем.
2. Практическое творчество: поиск практического решения той или иной проблемы (поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, экспериментирование). В основе его лежит постановка и решение практических учебных проблем.
3. Художественное творчество: связано с художественным отображением действительности на основе творческого воображения, включающего литературные сочинения, игру, химические сказки, сочиненные учащимися и т.д.
В реальном обучении, перечисленные виды творчества часто - единое целое, взаимно дополняют друг друга и обогащают самостоятельную поисковую деятельность учащихся.
Детям очень нравится последний вид творчества. Возможны разные подходы к развитию художественного предметного творчества.
Можно предложить учащимся сочинить сказки на основе изученного материала о веществах, классах веществ, различных явлениях. В последующем тексты сказок можно использовать на занятиях для активизации и стимулирования умственной деятельности, предложив учащимся, к примеру, записать химические формулы веществ и уравнения реакций, о которых идет речь в тексте сказки.
Сказка – загадка к теме «Азот и его соединения»
Поспорили как – то раз НАШАТЫРЬ и СЕЛИТРА, кто из них важней да сильней. СЕЛИТРА и говорит:
- Вот я, бывало, возьму себе в компанию Серу и Уголь, да пальну – так, что дым пойдет! То-то потеха!
А НАШАТЫРЬ отвечает:
- Твоя потеха – военная, а моя – мирная. Я, во -первых, могу без насоса теннисный мячик надуть, а ведь это нелегко. А во- вторых, я любой металл заставлю всю свою подноготную показать, а потому дружбу вожу с Паяльником и Канифолью.
Спорили они, спорили, так ни с чем и разошлись.
О чем рассказывали друг другу СЕЛИТРА и НАШАТЫРЬ?
( селитра - нитрат калия - в смеси с углем и серой дает порох. При поджигании порох мгновенно сгорает, образуя большое количество газов – диоксида серы и диоксида углерода; окислителем в этом процессе служит селитра, которая превращается в нитрит калия:
2 KNO3 + S = 2KNO2 + SO2
2 KNO3 + C = 2 KNO2 + CO2
Нашатырь действительно надувает теннисный мячик без насоса. Только надо предварительно смешать его с нитритом натрия и спрессовать смесь в виде таблетки. Заготовка для теннисного мяча - это две одинаковых полусферы. Таблетку – смесь солей – кладут внутрь заготовки, смазывают и нагревают резиновым клеем обе половинки мяча и нагревают в печке. Это делают для «вулканизации» клея,чтобы склеить половинки мяча.При этом разлагается и смесь солей; получается азот, который под давлением заполняет мячик:
Na NO2 + NH4CI = NaCI + N2 + 2 H2O
А когда предстоит с помощью паяльника соединить медные провода, их поверхность предварительно обрабатывают нашатырем, чтобы очистить от оксидов металлов. Ведь спаять можно только совершенно чистые поверхности металлов! Хлорид аммония – нашатырь - при высокой температуре распадается на аммиак и хлороводород:
NH4CI = NH3+ HCI
Хлороводород реагирует с оксидом меди и превращает его в соль хлорид меди, тоже летучую:
CuO + 2HCI = CuCI2 + H2O
Так место будущего спая становится совершенно чистым.
Сказка - загадка к теме «Кремний и его соединения»
Жил- был когда-то на свете храбрый богатырь Диоксид Кремниевич. У него была сестрица по имени Кремниевая Кислота – толстушка и хохотушка, но большая умница. Стала однажды сестрица брата в гости звать на пироги с черникой. А тот кричит:
- Вольно же тебе меня в гости звать! Твой дом за рекой, а переправы нет!
- Проще нет ничего, чем переправу поставить. Запомни два волшебных слова: «Щелочь, Кислота». Как их скажешь, через реку мост встанет,- учит сестра брата.
- Ты сестра, колдовать да заговаривать научена, а я человек простой, все забуду,- отвечает Диоксид Кремниевич.
Рассердилась Кремниевая Кислота и говорит:
- Эти слова забудешь, так другие два запомни: «Фтороводород, Вода». Да поторапливайся, а то пироги простынут.
Есть ли химический смысл у волшебных слов?
( Хотя диоксид кремния SiO2 – кислотный оксид, он не может перейти в кремниевую кислоту H2SiO3 напрямую, при взаимодействии с водой. Надо действовать иначе. И здесь есть два варианта:
Первый: «щелочь- кислота». Диоксид кремния при реакции со щелочью, например, NaOH, превратится в соль – силикат натрия Na2SiO3. Потом, действуя на раствор силиката натрия соляной кислотой HCI, можно выделить осадок кремниевой кислоты H2SiO3.
SiO2 + 2 NaOH = Na2SiO3 + H2O
Na2SiO3 + 2HCl = 2NaCl + H2SiO3
Второй: «фтороводород- вода». Диоксид кремния при реакции со фтороводородом HF переходит в тетрафторид кремния SiF4, который разлагается водой опять- таки до кремневой кислоты H2SiO3.
SiO2 + 4HF = SiF4 + 2H2O
SiF4 + 3H2O = H2SiO3 + 4HF
Вот такие « мосты» между SiO2 и H2SiO3!
С удовольствием ребята составляют презентации сказок, например, по коррозии металлов:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей как средство формирования личности ребенка.
Работа предназначена для учителей, слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников гуманитарного цикла, родителей....
Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных возможностей детей на уроках природоведения и биологии Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных
Актуальные вопросы методики преподавания предметов естественнонаучного цикла и географии...
Игры для развития творческих способностей ребенка.
Игры для создания благоприятного климата в группе, на внимание, игры, направленные на снятие мышечног напряжения....
доклад "Развитие творческих способностей как средство формирования личности ребенка"
В докладе рассматриваются такие вопросы как: условия успешного развития творческих способностей; воспитательное пространство как средство развития творческих способностей учащихся; система развития тв...
Рекомендации по развитию творческих способностей ребенка.
Данная презентация содержит некоторые рекомендации для родителей по развитию творческих способностей детей....
Как развить у ребенка творческие способности
Продолжение темы "Как развить у ребенка творческие способности"...
Как развить творческие способности детей с ОВЗ
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики. Человек должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Как сделать так...