Достижение личностного успеха учащимися специальной (коррекционной) школы в процессе музейной деятельности.
консультация по теме
Музей "Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра" в специальном (коррекционном) ОУ. Достижения учащихся в процессе музейной днятельности. Приглашение родителей к совместному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dostizhenie_lichnostnogo_uspekha.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (V вида) Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Достижение личностного успеха учащимися специальной (коррекционной) школы в процессе музейной деятельности.
Руководитель школьного музея «Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра»
Олийник Людмила Ивановна.
Описание музея. Музейно-методический комплекс «Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра» работает в специальной (коррекционной) школе-интернате №2, где учатся дети с тяжёлыми нарушениями речи, а более половины из них – дети из социально неблагополучных семей; в отдельную группу можно выделить воспитанников детского дома. Перед педагогическим коллективом стоят реабилитационные задачи: коррекция познавательной деятельности ребёнка, коррекция его личности, исправление тяжёлых нарушений речи. На школу также возложена задача компенсации недостаточного или полностью отсутствующего гражданского и патриотического воспитания в семье. В решении всех этих задач школьный музей оказывает неоценимую помощь.
Фонды музейно-методического комплекса насчитывают около 4000 экспонатов и комплектуются из методических материалов, материалов по истории школы, образцов детского творчества. Музейные фонды представлены в разделах: «История возникновения и развития Санкт-Петербурга»; «Становление и развитие науки и культуры в Санкт-Петербурге в XVII-XX веках»; «Агломерация Санкт-Петербурга»; «Город морской славы»; «Пушкинский Петербург»; «В объективе XIX – начало XX века»;
«Российская империя»; «Страна Советов»; «Ленинград в блокаде». Последний раздел – особая гордость. Здесь воссоздана комната блокадного времени, собраны уникальные документы блокадной поры.
Отличительной особенностью функционирования музейно-методического комплекса является полная востребованность всех экспонатов, методических пособий и разработок в учебно-воспитательном процессе. Музей работает по следующим направлениям: учет и хранение музейных экспонатов; пополнение фондов; методическая работа; встречи с людьми, помогающими больше узнать об истории школы, с ветеранами войны и труда; исследовательская деятельность; работа кружка музееведения и экскурсоведения; экскурсионная работа; выставочная деятельность; поисковая работа.
Из истории музея. В начале 1990-х гг. в образовательную программу школы-интерната был введён предмет «История и культура Санкт-Петербурга». Работа, которая начиналась на уроках, продолжалась на индивидуальных занятиях и внеклассных мероприятиях, музейных посещениях, экскурсиях по городу – ведь ученики живут в интернате всю неделю. В ходе работы накапливался методический материал, который стал основой методического кабинета истории и культуры Санкт-Петербурга, призванного обеспечить учебно-воспитательный процесс. Постепенно в методический кабинет стали поступать документы, подлинные предметы быта, фотографии конца ХIХ – начала ХХ вв. - всё это приносили учителя и ученики нашей школы. К 1994 году методический кабинет стал приобретать облик музея с функциями методического центра по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга.8 июля 1999 г. по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны, детей блокадного Ленинграда и педагогов школы на базе методического центра была открыта музейная экспозиция, а затем музейный зал «Я – петербуржец». В 2003 году музейный зал получил статус «Школьный музей», был сертифицирован и внесён в каталог школьных музеев Санкт-Петербурга. Большую помощь в организации его жизни всегда оказывала и оказывает бессменный на протяжении 38 лет директор школы-интерната, а теперь заместитель директора Ольга Григорьевна Запорожцева и учитель русского языка и литературы Ида Филипповна Соловьёва – первый руководитель музея. Обе они – дети блокады.
Формы работы музея. Работа с учащимися в музее школы для детей с тяжелыми нарушениями речи имеет коррекционно-реабилитационные цели и задачи, воспитывает патриотизм и гражданственность. Она развивает у детей-логопатов культуру речи, эмоциональную сферу личности, организует взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании представления об окружающем мире, характере мышления, стиле поведения.
В своей работе с детьми музей ставит перед собой следующие цели: формирование духовно осмысленного отношения к историческому прошлому России, нравственно-эстетических норм коллективного общения; освоение и сохранение культурного наследия России; осмысление на ценностно-эмоциональном уровне подвигов выдающихся деятелей России; внедрение знания истории школы в учебный процесс; воспитание патриотизма и гражданственности школьников. Задачи музея мы условно разбили на четыре группы.
Образовательные: развитее представлений об окружающем мире и кругозора детей-логопатов; развитие речи, пополнение словаря учащихся; освоение понятий, используемых при работе на экспозиции; работа с понятийным словарём в рамках усвоения тем по истории и культуре Санкт- Петербурга; подготовка учащихся и педагогов к использованию знаний, полученных в музее, на занятиях обязательного образовательного цикла в рамках межпредметных связей.
Воспитательные: повышение общественно значимого статуса воспитанников школы; подготовка их к поисково-исследовательской работе с материалами музея; освоение музейного материала через детское творчество.
Коррекционно-развивающие: психотерапевтическое воздействие, направленное на устранение психогенных нарушений (страха речи и ситуаций, чувства ущемлённости и подавленности, фиксации на своём речевом дефекте), перестройку изменённых у ребёнка под влиянием речевого дефекта представлений, отношений и поведения;
включение в музейно-экскурсионную работу логопедических воздействий (закрепление и введение в спонтанную речь звуков, поставленных на логопедических занятиях, координация речевой моторики, нормализация темпа и ритма речи, её просодики, развитие слухового внимания, расширение словаря, совершенствование грамматического оформления фразы).
Методические: изготовление наглядных пособий для уроков по истории и культуре Санкт-Петербурга и внеклассных мероприятий; создание хроники развития музея средствами видеозаписи, фотодокументов; подбор видеоряда по музейной тематике (в том числе и детские работы).
Музей занимает важное место в учебной и внеклассной работе. Учащиеся пишут доклады, рефераты, исследовательские работы. Здесь проводятся учебные экскурсии, проходят уроки-экскурсии, встречи с ветеранами войны и труда, внеклассные мероприятия, родительские собрания. Музейные экспонаты используются в качестве учебных пособий на уроках, демонстрационного материала. Экскурсии (а точнее, экскурсионно-театрализованные представления) в музее проводят сами ученики, посещающие кружок экскурсоведения.
Я занимаюсь музейной деятельностью в нашей школе с 1999 года, со дня основания музея. В специальной (коррекционной) школе это очень кропотливый труд.
К работе в музее я привлекаю всех желающих учеников. Их успеваемость и диагнозы в расчёт не берутся. Каждый ребёнок, пришедший к нам в музей, - способный среди способных, талантливый среди талантливых, успешный среди успешных. Схема нашей деятельности в музее выглядит так: внимание, забота, требовательность, приводящие к успеху и самореализации ребёнка. Требовательность наша вплотную связана с поощрением ребёнка за самые незначительные достижения в его делах. То есть, привлекая ребёнка к какой-либо деятельности, мы настраиваем его на то, что его ожидает успех.
Детей приводит в музей интерес к музейной деятельности, который затем переходит в привычку, а позже в потребность. Опыт такой деятельности способствует их реабилитации в обществе, повышается статус самооценки, что является главным в социализации. Ведь они не только учатся общаться, приобретают уверенность в себе, но и в ходе работы в музее знакомятся с замечательными людьми, их судьбами и стараются быть достойными их. Все учащиеся, работающие в музее, чувствуют свою неразрывную связь с ним. Они видят, как их поисковая деятельность в «Блокадной комнате» приобретает общественную значимость. В таких условиях дети стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле, а затем и соответствовать новому образу.
Схема нашей музейной деятельности даёт замечательные результаты. В результате поисковой исследовательской деятельности, проводимой по материалам фондов школьного музея, работы учеников представлены в Государственный музей истории Санкт-Петербурга (отдел «Особняк Румянцева»), Государственный музей обороны и блокады Ленинграда, на районных и городских конкурсах юных экскурсоводов школьных музеев, ученических конференциях «Ленинград. Война. Блокада», историко-краеведческих чтениях, выставках и конкурсах.
Так, в 2006 году ученица 8 класса Александра К. получила диплом II степени на городских историко-краеведческих чтениях. В 2008 году Саша, уже ученица 10 класса, вышла в финал городского конкурса юных экскурсоводов школьных музеев. Это девочка из неблагополучной семьи, мать у неё – алкоголичка с большим стажем, отец умер. Саша пришла к нам в школу с диагнозами: общее недоразвитие речи III уровня, моторная дислалия.
В 2007 году девятиклассник Ярослав М. стал лауреатом городского конкурса юных экскурсоводов школьных музеев. Ярослав тоже из неблагополучной семьи. В 1-ый класс он пришёл со следующими диагнозами: общее недоразвитие речи II уровня, выход из моторной алалии, дизартрия. Говорил так, что невозможно было понять ни слова. Учился не очень хорошо, был робким, закомплексованным. Увлёкшись работой в музее, он очень изменилась в лучшую сторону. Заслужив уважение и похвалы окружающих, он стал уважать себя сам, избавился от чувства страха речи. В 2009 году Ярослав закончил лицей с красным дипломом, поступил в институт.
Десятиклассник Владислав Ф. в 2008 году стал финалистом городского конкурса юных экскурсоводов школьных музеев и выступал со своей презентацией «Школьный музей «Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра» на городской ученической конференции «Ленинград. Война. Блокада» в Городском доме творчества юных в Аничковом дворце. В 1-ом классе Владу были поставлены следующие диагнозы: общее недоразвитие речи III уровня, моторная дислалия».
В 2008 году ученик 10 класса Александр Ш. был награждён дипломом III степени на городских историко-краеведческих чтениях. Он несколько лет проводил экскурсии в нашем музее, неоднократно получал дипломы I степени на районных конкурсах юных экскурсоводов школьных музеев. В 2008 году он участвовал в отборочном туре городского конкурса юных экскурсоводов школьных музеев. В школу он поступил с диагнозами: общее недоразвитие речи III уровня, дизартрия, ринолалия. Саша – инвалид детства.
Таким образом, мы видим, что участие в работе музея прививает детям такие необходимые для социализации качества, как коммуникабельность, общительность, уверенность в себе, раскрепощённость, умение раскрыть свои лучшие качества, осознанная поведенческая свобода, культура поведения и культура речи, внимание к людям, благодарность и уважение к старшему поколению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....
Методическая консультация по теме: "Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий"
Практически всем учителям коррекционной школы приходится искать ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченн...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ОЦЕНКИ КАК КОМПОНЕНТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА.
В данной статье рассматривается проблема поиска наиболее эффективных методов оценки учебной деятельности, способствующих, стимулированию учебной активности учащихся специальной (коррекционной) школы V...
«Активизация познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида средствами дидактических игр на уроках математики»
тема по самообразованию...
«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики»
Квалификационная работа посвящена одной из актуальных проблем специального (коррекционного) образования – социально-трудовой адаптации учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии, и...
«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики» (2)
В практической части работы рассмотрен современный концептуальный подход к созданию модели факультативного курса по математике: определена его целевая ориентация, дидактические принципы и принци...