Профессия дефектолог
статья по теме

Разделкина Надежда Олеговна

"Кто такие дефектологи? Какие дефектологические специальности существуют? Основные направления в работе." На эти вопросы можно найти ответы в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takie_uchitelya.docx43.38 КБ

Предварительный просмотр:

Кто такие учителя-дефектологи?

Для  того,  чтобы ответить на этот вопрос обратимся к справочникам.

Дефектология (лат.defektus -недостаток) -  это наука, находящаяся на стыке медицины и педагогики и изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания (Л.С. Выготский «Основы дефектологии»).

Дефектолог – это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. Иными словами дефектолог в узком смысле – это коррекционный педагог.

Учителя-дефектологи (они же специальные педагоги)  занимаются развитием, воспитанием и обучением деток с практически любыми проблемами  развития  - как в физической сфере, так и психологической. Различные направления работы дефектологов нацелены на детей с врожденными и приобретенными нарушениями слуха и зрения, патологией речевого аппарата, снижением интеллекта, психоневротическими реакциями и так далее.

Основной задачей дефектологов является не столько развитие речи, сколько психологическая и социальная помощь  ребенку с особенностями развития, а также развитие его интеллектуальных способностей.

Так, например, учитель-дефектолог, работающий с детками, имеющими сниженный слух, стремится, в первую очередь, помочь ребенку максимально приспособиться к жизни в обществе. При работе с детьми с недостаточно сформированным интеллектуальным развитием  дефектологу необходимо, в первую очередь, привить ребенку элементарные навыки самообслуживания. 

Существует несколько дефектологических специальностей:

  • Сурдопедагог - обучает детей с недостатками слуха;

  • Олигофренопедагог - обучает детей с недостатками умственного развития; 

  • Тифлопедагог – обучает детей с недостатками зрения;

  • Логопед – специалист, работающий со всеми видами речевых нарушений у детей.


           На консультации дефектолог осматривает ребенка, путем диагностики выявляет имеющиеся нарушения, проводя беседы с родителями, выясняет обстоятельства, при которых возникло и развивалось заболевание, при необходимости назначает дополнительные обследования и анализирует их результаты. Все это позволяет точно определить характер отклонения и выбрать направление для целенаправленной работы по коррекции. 
           После проведения первичного обследования детей, родители получают ответы на интересующие их вопросы по организации коррекционной помощи ребенку.

Когда следует обратиться к дефектологу?

Помощь дефектолога необходима не только деткам с нарушенным слухом и зрением либо малышам с различными нарушениями интеллекта, даже обычному ребенку может понадобиться квалифицированная консультация.

Обязательно следует показать дефектологу ребенка с перенесенной родовой травмой центральной нервной системы  (ПЭП в анамнезе). Причем сделать это нужно не тогда, когда малыш уже пытается говорить, а уже впервые полгода жизни. Специалист может посоветовать специальные развивающие упражнения, подсказать, на что следует обратить внимание конкретно у этого ребенка.

Опытный дефектолог может также подсказать родителям, как развить интеллектуальные способности ребенка и расширить его словарный запас, улучшить произношение и владение собственной речью. Под правильным руководством дефектолога дети учатся лучше выражать свои мысли, развивают способность к восприятию новой информации, лучше обучаются.

Основные направления работы учителя-дефектолога с ребенком:

  • формирование математических представлений (количественных, пространственных, временных). 
  • обучение конструированию: на занятиях по конструированию ребенок овладевает представлениями о пространстве, цвете и форме предметов, учится действовать по образцу, координировать движения рук. 
  • обучение игре: некоторые дети не умеют играть, или же уровень развития их игровой деятельности соответствует более  младшему возрасту. Для таких ребят необходимо организовывать специальные занятия, помогающие им "продвинуться" в развитии. Специально организованные игры помогают развивать восприятие, внимание, память и мышление ребенка, моторику рук, ритмическую способность.
  • ознакомление с окружающим миром и развитие речи: ребенок учится видеть окружающие предметы и явления, расширяется круг его представлений, словарный запас, развивается связная речь. 

Тест: Дано ли Вам быть дефектологом?

  1. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние на окружающих оказывают ваши поступки?

    а) очень редко;

    б) довольно часто;

    в) очень часто.

  1.  В детстве вы больше хотели иметь дома:

    а) лошадь;

    б) рыбку;

    в) собаку.

       3.    Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных, вы:

    а) стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу;

    б) остаетесь самим собой и спокойно наблюдаете за происходящим;

    в) пытаетесь внести свои правила общения и повлиять на окружающих.

  1.    Как вы ведете себя в сложной ситуации?

    а) внутренне кипите;

    б) сохраняете полное спокойствие;

    в) выходите из себя.

      5.       Когда вы смотрите фильм ужасов, вы:

    а) боитесь;

    б) скучаете;

    в) получаете искреннее удовольствие.

       6.     Представьте, что реинкарнация действительно возможна. Кем бы вы хотели родиться в следующей жизни?

    а) тигром;

    в) медведем.

      7.     В автомобильной пробке вас больше всего раздражает:

    а) что транспорт едет так медленно и все ваши планы рушатся;

    б) все машины подъехали ко мне так близко!

    в) за что я плачу дорожные налоги?!

    Начислите себе 3 балла за ответы 1в, 2б, 3в, 4а, 5а, 6б, 7а;

    2 балла за ответы 1б, 2в, 3а, 4б, 5б, 6в, 7в;

    1 балл за ответы 1а, 2а, 3б, 4в, 5в, 6а, 7б;

    18-21 балл - вы дефектолог от бога. Вам удается не только точно определить проблему своего пациента, но и точно выяснить оптимальные механизмы компенсации его недостатков. Каждый необычный ребенок, каждый человек с отклонениями от нормы для вас уникален, исключителен. Вы в состоянии сделать гения из ребенка с нестандартным типом мышления. Вам следует поставить памятник при жизни!

    11-17 баллов - ваше ангельское терпение, чуткость и знание законов функционирования и развития психики, позволяют достичь отличных результатов. Задержка психического развития или дефекты речи и слуха несомненно слабее технологий и методов коррекции, находящихся в вашем арсенале. Вы правильно выбрали себе профессию!

    10 баллов и ниже - работа с людьми, а тем более с такими сложными детьми - очень большая эмоциональная нагрузка для вас. Вам следует найти для себя что-нибудь поспокойнее. В конце концов, в мире есть масса возможностей подобрать себе дело по вкусу

 Тест опубликован  в журнале «Карьера» №7, июль 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)

Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....

Кто такой дефектолог? Зачем нужны занятия с дефектологом?

Краткое описание предназначения и круга вопросов специалиста....

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

Эссе "Дефектолог-профессия на века!?"

quot;Дефектолог-профессия на века!?" Эссе написанное в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса«Учитель-дефектолог России – 2018»...

Родителям о профессии дефектолога

Информация для родителей о занятиях учителя - дефектолога в детском саду....