"Скоро в школу"
материал по теме

Железко Галина Петровна

Программа  психологической подготовки 6 -  леток к обучению в школе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развитие внимания и мышления

    К нам в лес стала часто наведываться жадная лиса. То кого-то из собственного дома выманит, то, глядишь, кого-то поймает и съест… ну просто житья не стало от рыжей.

                   И решили мы с братом проучить лису: поймать ее и хорошенько напугать. Так, чтоб надолго запомнила и забыла дорожку в наш лес.

                  Придумай продолжение...

                   К нам в лис стола часто наведуваться жадная лиса То кого-то из собственного дама выманит, то, глядиш, кага-то поймает и съест… Ну просто житья ни стало ат рыжей.

                   И решили мы с брадом проучить лису: поймад ее и хорошенько напугад Так, чтоб надолго запомнила и забула даражку в наш лес

                  Придумай продолжение...

                   К нам в лис стола часто наведуваться жадная лиса То кого-то из собственного дама выманит, то, глядиш, кага-то поймает и съест… Ну просто житья ни стало ат рыжей.

                   И решили мы с брадом проучить лису: поймад ее и хорошенько напугад Так, чтоб надолго запомнила и забула даражку в наш лес

                  Придумай продолжение...

                   К нам в лис стола часто наведуваться жадная лиса То кого-то из собственного дама выманит, то, глядиш, кага-то поймает и съест… Ну просто житья ни стало ат рыжей.

                   И решили мы с брадом проучить лису: поймад ее и хорошенько напугад Так, чтоб надолго запомнила и забула даражку в наш лес

                  Придумай продолжение...

                   К нам в лис стола часто наведуваться жадная лиса То кого-то из собственного дама выманит, то, глядиш, кага-то поймает и съест… Ну просто житья ни стало ат рыжей.

                   И решили мы с брадом проучить лису: поймад ее и хорошенько напугад Так, чтоб надолго запомнила и забула даражку в наш лес

                  Придумай продолжение...

                   К нам в лис стола часто наведуваться жадная лиса То кого-то из собственного дама выманит, то, глядиш, кага-то поймает и съест… Ну просто житья ни стало ат рыжей.

                   И решили мы с брадом проучить лису: поймад ее и хорошенько напугад Так, чтоб надолго запомнила и забула даражку в наш лес

                  Придумай продолжение...

                   К нам в лис стола часто наведуваться жадная лиса То кого-то из собственного дама выманит, то, глядиш, кага-то поймает и съест… Ну просто житья ни стало ат рыжей.

                   И решили мы с брадом проучить лису: поймад ее и хорошенько напугад Так, чтоб надолго запомнила и забула даражку в наш лес

                  Придумай продолжение...

                   К нам в лис стола часто наведуваться жадная лиса То кого-то из собственного дама выманит, то, глядиш, кага-то поймает и съест… Ну просто житья ни стало ат рыжей.

                   И решили мы с брадом проучить лису: поймад ее и хорошенько напугад Так, чтоб надолго запомнила и забула даражку в наш лес

                  Придумай продолжение...

                   К нам в лис стола часто наведуваться жадная лиса То кого-то из собственного дама выманит, то, глядиш, кага-то поймает и съест… Ну просто житья ни стало ат рыжей.

                   И решили мы с брадом проучить лису: поймад ее и хорошенько напугад Так, чтоб надолго запомнила и забула даражку в наш лес

                  Придумай продолжение...

                   К нам в лис стола часто наведуваться жадная лиса То кого-то из собственного дама выманит, то, глядиш, кага-то поймает и съест… Ну просто житья ни стало ат рыжей.

                   И решили мы с брадом проучить лису: поймад ее и хорошенько напугад Так, чтоб надолго запомнила и забула даражку в наш лес

                  Придумай продолжение...

                   К нам в лис стола часто наведуваться жадная лиса То кого-то из собственного дама выманит, то, глядиш, кага-то поймает и съест… Ну просто житья ни стало ат рыжей.

                   И решили мы с брадом проучить лису: поймад ее и хорошенько напугад Так, чтоб надолго запомнила и забула даражку в наш лес

                  Придумай продолжение...



Предварительный просмотр:

Методика « Экспертных опросов для родителей»

Ф.И. ребенка --------------------------------------------------------------------------------------------------

Признак

Да

Нет

1. Высказывает нежелание ходить в школу

2. Боится опоздать в школу

3. Старается получить хорошую оценку, плохая оценка вызывает сильные эмоции, иногда слезы

4. Часто появляются головные боли, головокружение, боли в животе

5. Относится к заданиям с чрезмерным усердием, тратит на учебу много времени

6. Если задание кажется слишком сложным, может бросить его, не доделав

7. Боится потерять школьные принадлежности или испортить их

8. Высказывает обеспокоенность перед контрольными или проверочными работами

9. Нет друзей среди одноклассников

10. Дополнительная информация которая кажется Вам важной

11. Часто бывает раздражительным, легко «заводится» при разговоре о школьных делах

Итого

Методика « Экспертных опросов для родителей»

Ф.И. ребенка --------------------------------------------------------------------------------------------------

Признак

Да

Нет

1. Высказывает нежелание ходить в школу

2. Боится опоздать в школу

3. Старается получить хорошую оценку, плохая оценка вызывает сильные эмоции, иногда слезы

4. Часто появляются головные боли, головокружение, боли в животе

5. Относится к заданиям с чрезмерным усердием, тратит на учебу много времени

6. Если задание кажется слишком сложным, может бросить его, не доделав

7. Боится потерять школьные принадлежности или испортить их

8. Высказывает обеспокоенность перед контрольными или проверочными работами

9. Нет друзей среди одноклассников

10. Дополнительная информация которая кажется Вам важной

11. Часто бывает раздражительным, легко «заводится» при разговоре о школьных делах

Итого

   

           

    Метод экспертных опросов для педагогов

Ф. И. О. учителя, класс ___________________________________________________________________________________________________

Признак

1. Высказывает нежелание ходить в школу

2. Не заходит в класс, если опоздал на урок

3. Старается получить хорошую оценку, плохая оценка вызывает сильные эмоции, иногда слезы

4. Часто появляются головные боли, головокружение, боли в животе

5. Относится к заданиям с чрезмерным усердием, тратит на учебу много времени

6. Если задание кажется слишком сложным, может бросить его, не доделав

7. На уроках рассеян

8. Боится потерять школьные принадлежности или испортить их

9. Рассказывает, что ему снятся страшные сны, связанные со школой

10. Высказывает обеспокоенность перед контрольными или проверочными работами

11. На контрольных работах, при ответе у доски теряется, не может продемонстрировать все свои знания

12. На уроках отвечает тихо, иногда с вопросительными интонациями

13. На уроках кривляется, пытается рассмешить одноклассников или нарушить ход урока другими  способами

14. Дополнительная информация, которая кажется Вам важной

                                                                                  Метод экспертных опросов для педагогов

Ф. И. О. учителя, класс ______________________________________________________________________

Признак

1. Высказывает нежелание ходить в школу

2. Не заходит в класс, если опоздал на урок

3. Старается получить хорошую оценку, плохая оценка вызывает сильные эмоции, иногда слезы

4. Часто появляются головные боли, головокружение, боли в животе

5. Относится к заданиям с чрезмерным усердием, тратит на учебу много времени

6. Если задание кажется слишком сложным, может бросить его, не доделав

7. На уроках рассеян

8. Боится потерять школьные принадлежности или испортить их

9. Рассказывает, что ему снятся страшные сны, связанные со школой

10. Высказывает обеспокоенность перед контрольными или проверочными работами

11. На контрольных работах, при ответе у доски теряется, не может продемонстрировать все свои знания

12. На уроках отвечает тихо, иногда с вопросительными интонациями

13. На уроках кривляется, пытается рассмешить одноклассников или нарушить ход урока другими  способами

14. Дополнительная информация, которая кажется Вам важной

Признак

1. Высказывает нежелание ходить в школу

2. Не заходит в класс, если опоздал на урок

3. Старается получить хорошую оценку, плохая оценка вызывает сильные эмоции, иногда слезы

4. Часто появляются головные боли, головокружение, боли в животе

5. Относится к заданиям с чрезмерным усердием, тратит на учебу много времени

6. Если задание кажется слишком сложным, может бросить его, не доделав

7. На уроках рассеян

8. Боится потерять школьные принадлежности или испортить их

9. Рассказывает, что ему снятся страшные сны, связанные со школой

10. Высказывает обеспокоенность перед контрольными или проверочными работами

11. На контрольных работах, при ответе у доски теряется, не может продемонстрировать все свои знания

12. На уроках отвечает тихо, иногда с вопросительными интонациями

13. На уроках кривляется, пытается рассмешить одноклассников или нарушить ход урока другими  способами

14. Дополнительная информация, которая кажется Вам важной


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Психологическая поддержка ребенка в период адаптации

                  Готовность к школе и успешность адаптации

              Успешность адаптации ребенка к новому образу жизни зависит от его готовности к школьному обучению. У ребенка должна быть сформирована учебная мотивация, он должен обладать «внутренней позицией школьника»; уметь сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; воспринимать требования учителя; внимательно его слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.

             Для успешного обучения ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях.

Трудности адаптации переживает каждый ребенок. Новый режим дня, новые требования, множество правил, которые надо запомнить, - все это надо усвоить, принять, приспособить к себе.

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизацию его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной  и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии.

             Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно. Это выражается и в эмоциях, и в словах, обращенных к маленькому школьнику. Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех  усиливает тревогу, которая в свою очередь дезорганизует деятельность ребенка. Он хуже усваивает новый материал, новые навыки, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые снова вызывают недовольство родителей.

            Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка родителей. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.

По наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу первой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком  утомления), а у некоторых – значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головную боль, усталость и другие недомогания.

            Физически ослабленным детям, имеющим хронические заболевания или склонность к простудам, вторую половину дня лучше проводить дома, причем желательно обеспечить им двухчасовой сон. Ребенок стал школьником, но потребность в игре у него еще осталось, пусть ребенок какую-то часть времени играет.

Не показывайте ребенку свою озабоченность его школьными успехами. Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка и смещайте фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий.

            Подчеркивайте, выделяйте в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок успешен, помогайте тем самым ему обрести веру в себя. Чем больше родители фиксируют внимание ребенка на школе, тем это хуже для его школьных успехов, тем хуже для его личности.

            Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают. Несмотря на все школьные трудности.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Программа  психологической подготовки 6 -  леток к обучению в школе

в группе продленного дня «Родничок»

«Скоро в школу»

программу составил:

педагог – психолог

Железко Г.П.

«Скоро в школу»

Программа психологической подготовки

Начало школьного обучения -  закономерный этап на жизненном пути детей; каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается младшими школьниками как его собственная трудовая обязанность, как его участие в жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет учиться ребенок, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску.

В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития?!

Готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности.

Программа «Родничок» построена по принципу программирования при формировании психических функций, позволяющей формировать в развернутом виде  психическую структуру той или иной деятельности дошкольника. Так же учитывается  принцип поэтапного формирования психологической готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению и «пошаговое» «пооперационное» закрепление в игровой деятельности.

Психологическая готовность является той базой на которую педагог будет формировать знания, умения и навыки, что позволит избежать различных проявлений дезадаптации, в том числе и «мнимых» (психосоматических) болезней.

Цель: формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Цель программы достигается с помощью конкретных, частных задач:

- развитие познавательных психических процессов;

- развитие навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;

- развитие навыков самопознания;

- снятие психоэмоционального напряжения;

- формирование психологической готовности к обучению в школе.

Цикл состоит из 15 занятий. Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей 6 лет.

Численность детей посещающих занятие, составляет 6 – 10 человек.

Занятия проводятся в первой половине дня, один раз в неделю продолжительность занятия – 20 мин.

В каждое занятие включено задание на проведение диагностики, чтобы выстроить в системе развивающие занятия.

Структура программы

                                 Содержание

Кол-во

часов

1.

Развитие психологических процессов (память, восприятие, воображение, мышление, внимание)

7

2.

Развитие самовосприятия и самоощущения

1

3.

Я и другие. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

1

4.

Скоро в школу: мотивационная сфера

1

5.

Всего:

10

Тематический план коррекционно – развивающих занятий с дошкольниками

                                                                                 1 час в неделю, всего 10 часов

1. Знакомство.

 «Кого мы называем добрым?»

 Диагностика:

- произвольности мет. «Графический диктант»;

- самооценки мет. «Лесенка»;

- релаксационные игры.

2. Формирование психологической готовности к школе:

- развитие внимания «Сосчитай кружки» (с. 6)

- развитие памяти «Хитрый гномик» (с. 5)
- релаксационные,  подвижные игры  (№ 22 2008 г.)

3. Развитие самовосприятия и самоощущения

«Я и мои эмоции. Радость»

4. Формирование психологической готовности к школе

«Я и мое имя»

 Диагностика:

- тонкой моторики руки мет. «Домик»;

- способности к переключению внимания упр. «Кто как передвигается?».

5. Формирование психологической готовности к школе

«Я и мое настроение»

Диагностика:

- двигательной памяти упр. «Кто идет по лесу?»;

- воображения упр. «Дорисуй»;

- релаксационные игры.

 

6. Формирование психологической готовности к школе

«Существенные признаки предметов»

Диагностика:

- внимания  упр. «Разные слова» (с. 29);

- восприятия  упр. «Найди отличия», «Разрезные картинки»;

- релаксационные игры.

7. Формирование психологической готовности к школе

                                                     «Я и другие»

Диагностика:

- мышления упр. «Сложи картинку»;

-  внимания упр. «Обойди спиной» (с. 57);

- релаксационные игры.

8. Формирование психологической готовности к школе

                                               «Добрые слова»

 Диагностика:

- крупной моторики упр. «Вырежи фигуры»;

- мышления упр. «Пара к паре» (с. 80);

- устойчивости внимания упр. «Отгадай!» (с. 59).

- мышление упр. «Картинки из палочек» (с. 94);

- релаксационные игры.

9. Формирование психологической готовности к школе:

- развитие воображения упр. «Море волнуется раз…» (с. 100);

- развитие произвольного внимания упр. «Действия с фигурами» (с. 64 – 65);

- развитие  распределения внимания, слуховое восприятие упр. «Бывает – не бывает» (с. 67);

- релаксационные игры.

10. Скоро в школу: мотивационная сфера

                                «Школа и школьные правила»

Основные показатели психологической готовности к обучению являются:

- зрелость психологических процессов (определенный уровень развития восприятия, мышления, памяти, речи);

- эмоциональная готовность (наличие у ребенка желания познавать новое, эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности);

- наличие волевой регуляции поведения (умение подчиняться требованиям);

- сформированность навыков общения (умение адаптироваться в коллективе, со сверстниками, строить новые взаимоотношения со взрослыми).

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: "Скоро в школу".

Ваш ребёнок идёт в первый класс. Скоро школа распахнёт свои двери и начнётся новый период в его жизни, так не похожий на дошкольное детство. Как ребёнок войдёт в новую жизнь, как сложится первый школь...

"Скоро в школу"

Итоговое занятие в подготовительной группе....

«Скоро в школу»

Эта информация специально для тех родителей, чьи дети готовятся пойти в первый класс. В ней вы найдете практические советы и рекомендации, способы диагностики, применимые в домашних условиях. Сможете ...

Консультация для родителей. "Скоро в школу"

Считая месяцы, оставшиеся до сентября, родители испытывают всё большую тревогу. Тревожит разное: мелочи – как малыш справится с тугими пуговицами на рубашке и неужели придётся стричь его золотые кудри...

Скоро в школу.

Закреплять умение составлять рассказ по памяти по теме «Что я видел в школе».Учить подбирать обобщающие слова для группы предметов «школьные принадлежности».Дать представление о понятиях «речь», «слов...

Скоро в школу.

что нужно знать о готовности ребёнка к обучению в школе, речевая готовность...