"Формула понимания"
материал по теме

Коробцева Татьяна Александровна

Разработка родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Формула понимания»

Цели:

  1. способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми; педагогами и учащимися;
  2. Обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей
  3. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё

 Задачи:

  1. Выявить особенности взаимодействия родителей и детей.
  2. Рассмотреть особенности взаимодействия учителя с детьми.
  3. Рассмотреть все возможные способы разрешения конфликтных ситуаций в системе взаимоотношений «взрослый - ребёнок».

Участники:   учащиеся 5 класса, их родители, классный руководитель.

Форма проведения: практикум

Ресурсы: набор маркеров, фломастеров, цветных карандашей; листы ватмана, альбомные листы

Оформление: музыкальное сопровождение, применение ИКТ, парты  в кабинете распределены с расчётом на работу двух групп: родителей и их детей

Эпиграф: 
«Дом – это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут, 
Где ты забудешь о плохом – это твой дом». 
Команда родителей садится за один круглый стол, за другой стол садятся их дети.

План

  1. Вступительное слово классного руководителя
  2. 1этап. Вводная игра  «Кто есть кто?»
  3. 2 этап. Беседа «Услышь и пойми меня»
  4. 3 этап. Телефон доверия
  5. 4 этап. Дебаты
  6. 5 этап. Игра «Волшебная шляпа»
  7. Заключение

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя.

Классный руководитель: Добрый день, дорогие друзья! Мы сегодня посвящаем наше собрание проблеме всех времен и народов, одной из самых древних проблем на земле, проблеме взаимопонимания между родителями и детьми. Мы сегодня собрались для того, чтобы попытаться найти ответы на вопросы: можно ли решить проблему между родителями и детьми не доводя решение вопроса до конфликта, кто виноват в том, что мы часто попадаем в ловушки семейного общения?

Итак, наша игра называется «Формула понимания», а в каждой игре есть свой правила. Наша игра будет проходить в несколько этапов, на каждом этапе будут предложены определенные задания. Работу команд учащихся и их родителей будут оценивать независимые эксперты (учащиеся, чьи родители по уважительным причинам не пришли на собрание)

1этап. Вводная игра  «Кто есть кто?»

Всем взрослым участникам, нужно будет, сказать какой смысл они вкладывают в понятие «Ребенок – это…», а ребятам необходимо сказать по отношению к понятию «Родитель – это…». На все вам дается 5 минут, вы можете воспользоваться для записи листами и ручками, находящимися на столе.

- Таким образом, мы поближе познакомимся с семьями учащихся нашего класса. 

Классный руководитель: в китайском эпосе есть одна притча. 
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и , стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь, прощение, терпение. И в конце листа: Сто раз любовь, Сто раз прощение, Сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: 
-И все? 
-Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: -И мира тоже.

По ходу чтения притчи на доску укрепляются 3 слова: любовь, прощение, терпение
У каждого человека должен быть свой дом, своя семья. Это, своего рода, защита, где каждый из нас окружен любовью близких. В старинные времена был красивый обычай – каждому роду, семье иметь свой герб. А что бы вы поместили на герб своей семьи, своего дома, какие бы слова на нем написали, если бы имели такую возможность. 
1 задание. Команда родителей рисуют герб, пишут девиз, характеризующий семью, команда детей изображают герб класса и девиз. Каждая команда озвучивает свой рисунок, жюри оценивает их работу

2 этап. Беседа «Услышь и пойми меня»

Классный руководитель: Каждой команде будет предложено задание на карточке, которое мы подготовили заранее. Вам нужно будет прочитать ситуацию и попытаться найти выход из данной проблемы, можно обращаться в зал за помощью, но итоговый ответ должен дать участник. На обдумывание ситуации 3 минуты.

Задания для участников

1 ситуация

Ситуация для родителя: Вас очень беспокоит новая компания вашего ребенка. В последнее время он стал хуже учиться, поздно приходить домой, не предупреждая об этом заранее. Что вы предпримете, какие аргументы приведете, чтобы ребенок услышал и понял вашу обеспокоенность, данной проблемой.

Ситуация для учащегося: Родителям не нравится ваша новая компания, они очень обеспокоены вашими поздними приходами домой. Как вы сможете объяснить эту ситуацию родителям, чтобы они перестали переживать и волноваться?

2 ситуация

Ситуация для родителя: Ваш ребенок собирается на День рождение к товарищу и просит у вас деньги на подарок. Сумма, которая ему нужна, достаточно приличная для бюджета семьи. Вы считаете, что такой подарок дарить не уместно, ваши доводы…

Ситуация для ребенка: Вы приглашены на День рождение к товарищу, вы решили произвести на него (нее) впечатление, подарив дорогой подарок. Ваши родители против, а у вас нет своих денежных средств. Попытайтесь договориться с родителями…

3 ситуация

Ситуация для родителя: Вы возвращаетесь домой раньше обычного и уже на лестнице слышите громкую музыку, понимаете, что веселье происходит в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите своего ребенка в компании веселящихся друзей. В доме полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы еще немного повеселимся?!» Ваши действия?

Ситуация для ребенка: В отсутствии родителей вы пригласили к себе домой друзей, с которыми вы веселились под громкую музыку. В разгар веселья вернулась с работы мама. Но вам так весело и хорошо, что вы просите у мамы еще повеселиться. Как вы думаете, какой вам предстоит разговор с мамой, и как вы аргументируете свое поведение?

Видите даже у самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить еще тогда, когда она не превратилась в конфликт. Надо только постараться понять друг друга: детям встать на позиции родителей, а родителям на позиции детей.

4 ситуация 

Ситуация для родителей и детей

Подросток не убирает на место свои вещи, они валяются по всей квартире, что очень раздражает мать. Ее неоднократные беседы не дали результата. Однажды, когда сына не было дома, мама сделала уборку в квартире, а затем ушла в магазин. Когда она вернулась, увидела, что сын пришел домой и вновь разбросал свои вещи. Тогда мама….

Родители и учащиеся анализируют предложенную ситуацию и предлагают свои варианты решения проблемы (высказываются по поднятию карточки). Идет обсуждение этих вариантов, в ходе обсуждения отвергаются неприемлемые варианты, обращается внимание родителей на наиболее оптимальные варианты решения проблемной ситуации. В конце педагог представляет родителям тот вариант развития ситуации, который был осуществлён на самом деле.

Реализованный вариант – ультиматум:….сказала «Если я еще раз увижу твои вещи разбросанными, я сложу их в ванну и залью водой».

5ситуация

Ситуация для родителей и детей

Ребенок постоянно лжет родителям о том, где был, с кем и т.д. Однажды ушел в школу, но на занятиях отсутствовал. Классный руководитель позвонил домой, чтобы узнать причину отсутствия. Так мама узнала, что сын ей солгал. Когда он вернулся домой (якобы с занятий) и положил сумку с учебниками, мама…

Родители предлагают свои варианты решения ситуации. Идет обсуждение, родители определяют возможный вариант развития событий, который приведет к разрешению конфликта. В конце педагог представляет родителям тот вариант развития ситуации, который был осуществлён на самом деле.

Реализованный вариант – анализ:….не стала провоцировать сына на новую ложь, задавая вопросы, не стала ругаться. Она объяснила, что будет, если сын перестанет учиться, показала перспективу и предложила сделать выбор.

3 этап. Телефон доверия

Классный руководитель: Уважаемые родители в классе сейчас будет включен телефон доверия. Ваши дети обращаются к вам, родителям, они понимают, что вы их любите, несмотря ни на что, не только за хорошую отметку в дневнике, или убранную без напоминания постель, а за сам факт существования в этом мире. Наши дети рады общению с вами, родители (читают ученики):

Ученик:1

В доме зеленая тоска…
Вопрос все тот же опять пробегал,
А я у друга был.
Отец его сам лодку сделал
И обещал нас летом взять
В поход, на речку, за грибами
И мне так хочется спросить:
«Скажи мне, пап,
Ты тоже с нами».

Ученик 2:

Мне порой так хочется поговорить с мамой по душам
Поговори со мною, мама
Скажи, в кого я так упряма?
И почему я снова, снова
Твержу одно и то же слово?
Ты мне вопрос, я – «нет» в ответ
Как будто слов других и нет
Ты говори… утро же
Но так теплеет на душе.

Ученик 3:

А у меня есть в жизни мама!
Она настойчива, упряма
Идет по жизни прямо, смело
(Вот так бы я идти хотела)
У нас по-разному бывает:
Поссоримся – она прощает.
Я не права – берусь за дело,
Чтоб кухня к вечеру блестела!
И снова в доме мир, покой
И всем хочу я дать совет простой
Лишь только тот согласие познает,
Кто понимает все и уступает.

4 этап. Дебаты

В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому установление требований к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательной организации, во всех школах России была введена школьная форма. Я предлагаю провести дебаты между родителями и учащимися о том, что нужна ли школьная форма. Родители будут аргументировать свою точку зрения. Дети, наоборот, опровергать мнения родителей.

Приложение 1.

Утверждения, предлагаемые родителям для работы в группах.

1. Нужна ли школьная форма?

Аргументы «ЗА»

Аргументы «ПРОТИВ»

2. Школьная форма дисциплинирует учащихся.

Аргументы «ЗА»

Аргументы «ПРОТИВ»

3. Школьная форма устраняет социальные, имущественные и религиозные различия учащихся

Аргументы «ЗА»

Аргументы «ПРОТИВ»

4. Школьная форма предупреждает возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками

Аргументы «ЗА»

Аргументы «ПРОТИВ»

5. Школьная форма укрепляет общий имидж образовательной организации

Аргументы «ЗА»

Аргументы «ПРОТИВ»

5 этап. Игра «Волшебная шляпа»

Цель: упражнение участников собрания в высказывании комплиментов друг другу. (5 мин) (Участники встают в один круг)

Инструкция: – Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и позитивное прилагательное, характеризующее участников собрания, и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравится!».

(дети подходят к своим родителям)

Анализ и совместное обсуждение предложенных конфликтных ситуаций, поиск оптимального варианта решения конфликта.

6 этап. Заключение

Классный руководитель: Уважаемые родители, сегодня мы затронули очень важную тему, которая касается всех нас, ведь в процессе общения мы часто конфликтуем друг с другом. Помните, что конфликты в нашей жизни неизбежны, но мы можем извлечь пользу даже из конфликтных ситуаций, умело решая их. Надеюсь, что наша совместная работа сегодня поможет вам в будущем лучше ладить со своими детьми, решать проблемные ситуации конструктивно и оперативно. Спасибо за внимание. Всего вам доброго.

Список использованной литературы

  1. Закон об образовании
  2. Иванова Е.С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте //Эксперимент и инновации в школе. -  2011. - №6
  3. Журналы «Семья и дети», «Классный руководитель»
  4. Сценарии к мероприятию «День Матери» (Интернет образование)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач по теме «Формулы» в 5 классе с использованием табличного процессора MS-Excel («Формулы в MS-Excel»)

Уроки рассчитаны на учащихся 5 классов, изучивших темы «Формулы», «Площади квадрата и прямоугольника», «Объёма параллелепипеда», имеющих начальные навыки работы на компьютере. Использование комп...

Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы первых n членов.

Тип урока - обобщение знаний (в классе коррекции). Может быть использован и в обычном классе....

Презентация: Вывод формулы органического вещества на основании общей формулы гомологического ряда.

Презентация содержит схему решения подобной задачи и две задачи для закрепления материала....

Формулы. Формула пути.

Урок по теме: "Формулы. Формула пути"...

Понимание понимания. Авторский подход.

Методические материалы по  содействию понимания обучающимися учебного материала....

А сейчас мы начнем наш путь с повторения формул и правил. На доске записана левая честь формулы, нужно продолжить формулу, назвать её и рассказать правило Формула Словесная формулировка (а + в) 2 = а2 + 2ав + в2 квадрат суммы двух выражений Квадрат сум

Тема урока: Формулы сокращённого умноженияЦель урока: научить учащихся применять формулы сокращенного умножения при выполнении упражнений различной сложности и творческих заданий.Задачи урока:Образова...

формулы приведения. формулы сложения. формулы двойного и половинного угла

формулы приведения. формулы сложения. формулы двойного и половинного угла...