ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
консультация по теме
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti_vasileva.docx | 55.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Е.Л. Васильева,
педагог-психолог
ГБОУ ЦПМСС «Родник»
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?
Ребенок с признаками одаренности — явление не столь уж редкое. Однако сохранить и преумножить свою одаренность удается далеко не всем. Поэтому число истинных талантов и гениев несоизмеримо меньше числа детей и подростков, подающих надежды в той или иной области деятельности.
К числу признаков ранней одаренности, появляющейся в период дошкольного и школьного детства, относятся: более быстрый темп психического развития, прежде всего познавательных способностей и мотивов, легкость и быстрота освоения всех или отдельных видов деятельности; стремление к достижению в ней положительных результатов высочайшего уровня; сверхмотивация, обуславливающая внутреннюю неудовлетворенность полученными результатам и стремление к новым достижениям; измененный характер социального взаимодействия, порождающий либо стремление к лидерству, превосходству над другими либо, стремление к уединению, разрыву или ослаблению привычных связей и отношений.
Признаки одаренности одновременно характеризуют индивидуальность и личность человека. Будучи отнесенными к его индивидуальности, они подчеркивают отличия данного ребенка от других, обозначают его сильные и слабые стороны. При отнесении тех же признаков одаренности к личности мы должны говорить о их происхождении и влиянии на общение и взаимодействие с другими людьми, роли в процессах социальной адаптации (дезадаптации), выбор какого-либо вида деятельности (познавательной, исследовательской, общественной, спортивной, творческой и т. п.) и реализации себя в ней.
Общая (интеллектуальная) одаренность детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается в ускоренном темпе развития познавательных способностей. Такие ребята без труда запоминают и воспроизводят разного рода информацию, легко делают выводы и обобщения. При этом они тянутся к чтению, как одному из наиболее доступных источников информации. Их эрудиция достаточно широка и глубока. Они способны самостоятельно ставить перед собой и без посторонней помощи решать познавательные задачи. Их неуемная тяга к знаниям, новому побуждает их включаться в самые разные виды деятельности, освоение которых происходит нередко просто за счет соприсутствия в ситуации и наблюдения за людьми, успешно выполняющими ее. Это порождает иллюзию, что они умеют все (многое), не учась ничему. В учебной деятельности их успех также гарантирован, особенно на первых порах. Однако не следует путать всякого успешно осваивающего учебную программу или отличника с ребенком, интеллектуально одаренным (имеющим заметные признаки общей одаренности). Отличие между ними состоит и в количестве усилий, затрачиваемых для получения того же самого результата, и в наличии сверхмотивации в области познания себя и окружающего мира [1].
Специальная одаренность ребят того же возраста выражается в ускоренном темпе развития специальных способностей (коммуникативных, организаторских, музыкальных, спортивных, художественных, актерских и т. д.). Однако не каждая специальная способность может появиться и проявиться в столь раннем возрасте. Есть среди них и такие, которые начинают заявлять о себе лишь в пору зрелости. Поэтому среди так называемых вундеркиндов нет хирургов, физиков-ядерщиков, архитекторов, инженеров-конструкторов и т.п., но довольно много юных художников, музыкантов, спортсменов, певцов, танцоров. Свойственная таким детям сверхмотивация проявляет себя только в одной или нескольких взаимосвязанных областях деятельности.
Поэтому успехи их в школе могут оставаться довольно скромными. Но все, что касается общего склада личности и характера взаимоотношений с окружающими, остается неизменным. Эмоциональная сфера их так же чувствительна и ранима, тяга к успеху и тщеславие так же высоки. Трудолюбие и работоспособность поражают воображение взрослых, но лишь в том случае, если поставленная перед ними задача так или иначе связана с конкретным видом деятельности, в отношении которой и проявляют себя качества одаренности.
Ускоренный темп психического развития детей с признаками одаренности ведет к тому, что эти ребята не просто раньше указанного возраста осваивают счет и грамоту, то есть умеют читать и считать, но большая часть составляющих готовности к обучению в школе у них появляется раньше, чем у общей массы их сверстников.
Наличие признаков одаренности у детей дошкольного возраста обычно подмечается в тех семьях, где образовательный ценз родителей или других членов семьи достаточно высок, а также существует высокая степень центрированности на ребенке в силу того, что он уникальный, единственный, поздний, болезненный. При этом взрослые члены семьи поощряют развитие соответствующих способностей и дарований повышенным вниманием, похвалой, созданием условий для занятий тем или иным видом деятельности, стремлением поддерживать ореол исключительности своего ребенка в глазах окружающих. Частые и целенаправленные контакты ребенка со взрослыми, подкрепленные специально организованным обучением, ведут к тому, что отличительные черты и признаки ускоренного темпа психического развития становятся все более заметными.
Решение, принимаемое родителями, в отношении поступления ребенка в школу и характера его будущего образования сводятся к следующим наиболее типичным вариантам:
1. Отдать ребенка в школу раньше, поскольку он готов к обучению в школе и активно тянется к новым знаниям, новым видам деятельности.
2. Отдать ребенка в школу своевременно, но определить его сразу во 2-й или 3-й класс начальной школы.
3. При поступлении ребенка в школу сочетать его общее начальное образование с несколькими видами дополнительного образования.
4. Выбор для ребенка особой образовательной программы (ускоренной, повышенной трудности и т.д.).
Таким образом, установки семьи в первом случае – стремление подчеркнуть и «эксплуатировать» ускоренный темп психического развития своего сына или дочери.
Во втором – ожидание высокой результативности учебной деятельности ребенка, основанной на развитой познавательной мотивации и страхе ее угасить, затормозить. Основной аргумент, приводимый для обоснования такого решения, состоит в том, что в первом классе ребенку будет скучно, ведь все, чем предстоит там заниматься детям, он уже знает и умеет. Установки членов семьи, склоняющихся к третьему типу решения, можно охарактеризовать как экспансивные, поскольку они искренне считают, что чем в большем количестве разнообразных видов деятельности ребенок попробует реализовать свои способности и дарования, тем лучше для него.
Раз многое может, пусть многое и делает – таков их девиз.
Самым распространенным является третье решение. Отследить и повлиять на него бывает особенно трудно. Почти 90% детей, обучающихся в начальной школе, пользуются услугами системы дополнительного образования. Это могут быть различные кружки, секции, специализированные школы (музыкальная, балетная, спортивная и т. п.), занятия в которых идут параллельно занятиям в общеобразовательной школе. Наиболее активные, энергичные, любознательные ребята могут посещать 2-3 кружка или секции. Выбор определяется неуемными стремлениями родителей загрузить учебный день ребенка до предела. Дополнительными занятиями охватываются 6-7 дней недели, а на отдельные дни выпадает до 2–3-х дополнительных занятий. При этом хорошая память детей с признаками одаренности позволяет им без дополнительных повторов усваивать учебную информацию непосредственно на уроке. А вот письменные задания выполняются ими не в оптимальных условиях и не в самое благоприятное время. В такой ситуации у школьников вырабатываются установки на исключение действий по закреплению и повторению учебного материала из числа своих школьных обязанностей (что может пагубно отразиться на результатах учения в дальнейшем) и ориентация на максимально эффективную (быструю и безошибочную), но не качественную работу (неряшливо выполненную, допускающую помарки и исправления, сделанную без должного старания) [2].
Еще один вариант решения, принимаемого относительно начала образования детей с признаками одаренности, – желание определить свое чадо в гимназический или лицейский класс, выбрать для него образовательную программу повышенной трудности. Для самих школьников с признаками общей одаренности – это наиболее оптимальный вариант. Другое дело, что подобное решение, продиктованное соображениями престижа, могут принимать родители будущих первоклассников, не обладающих этими признаками. Поскольку средств для реализации этого решения довольно много, то реально доля детей с признаками одаренности в общей массе лицеистов и гимназистов не намного больше, чем в обычных классах
Однако желание родителей выявить, приумножить дарования личности, сделать их общественным достоянием не должно идти вразрез с интересами самого ребенка. Его эмоциональное и социальное развития столь же важны, как и развитие интеллектуального потенциала, а сохранение здоровья и предупреждение негативных трансформаций в мотивационной и личностной сферах не менее значимы, чем стремление к успеху, достижениям, творчеству и признанию.
Дети с признаками одаренности имеют тягу к лидерству, доминированию или разрыву социальных связей и отношений, уходу в себя.
Школа с ее нормативной системой подготовки, жестко регламентированными правами и обязанностями взаимодействующих сторон, образовательными стандартами, ориентированными на освоение лишь необходимого минимума знаний по тем или иным предметам, не является благоприятной средой для ребят с признаками одаренности, воспринимаемых и оцениваемых в сравнении с общей массой учащихся.
В среде сверстников, чувствуя себя «белыми воронами», такие дети переживают социальный и эмоциональный дисбаланс. Сущность их заключается в дисгармоничности развития, творческих способностей интеллектуальной сферы и развития коммуникативной и эмоциональной сферы, что ведет к повышению уровня тревожности. Такие дети, как правило, не умеют, не желают выражать свои переживания так, как это делают другие [1].
Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все.
Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
Неподготовленные педагоги недостаточно владеют педагогическими знаниями в области одарённости, моделями и технологиями обучения. В силу сложившихся стереотипов такой категории педагогов достаточно сложно выстроить профессионально-личностное отношение с одаренными детьми в образовательном процессе. И это во многом определяет проблемы, с которыми сталкиваются в образовательных учреждениях одаренные дети, родители, педагоги.
В связи с этим необходима программа, способствующая максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных образовательных маршрутов с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.
ПРОГРАММА
«Одарённые дети»
Цель программы: создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи программы:
- cоздание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;
- проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей;
- максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области научно-технического, художественного, декоративно-прикладного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
- внедрение новой оценочной деятельности обучающегося и педагога – «Портфолио»;
- подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с одарёнными детьми.
Обоснование актуальности Программы
Гуманистический характер обучения предполагает принятие личности и индивидуальности ребенка, защиту его права на самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Педагогика дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной, непосредственно откликающейся на интересы и потребности обучающихся, наиболее полно отвечает этим критериям. Дополнительное образование детей, основываясь на принципе добровольности, позволяет ребенку познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения.
«Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации» нацеливает учреждения дополнительного образования детей на создание равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым обучающимся, способствование увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных, талантливых, способных детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Но в решении данной проблемы существует ряд противоречий:
- между социальным заказом на подготовку одаренных детей в области культуры и творческой деятельности и низким социальным статусом работников образования, культуры и искусства, во многом объясняющий нежелание родителей одаренных детей профессионально ориентировать их на эту сферу деятельности;
- между значением для успешной самореализации одаренных детей признания их успехов и недостаточностью финансовых средств для обеспечения участия воспитанников в конкурсах и фестивалях Всероссийского и международного уровня;
- между потребностями воспитанников в сопровождении их исследовательской и творческой деятельности и недостатком у педагогов знаний об особенностях проявления детской одаренности, и методах ее выявления и развития.
Ценностные приоритеты Программы:
I модуль: одаренный ребенок в различных социокультурных пространствах.
II модуль: систематизация педагогических средств, использование которых обеспечивает готовность педагога к работе с одаренными детьми.
Ожидаемые результаты от внедрения Программы:
- совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
- создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями;
- обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
- стимулирование мотивации развития способностей;
- проведение конкурсов, конференций, создание сборника лучших работ учащихся;
- увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
- создание и апробация пакета диагностик по выявлению одаренных детей, диагностика личностного роста;
- разработка методических рекомендаций для работы с одаренными детьми;
- создание и пополнение сайт-странички «Одаренные дети» на сайте образовательного учреждения.
Используемая литература
1. Корнеева Е.Н. Нестандартные дети. Интегративная регуляция образовательного взаимодействия школьников с ЗПР, детей из семей мигрантов, учащихся с признаками одаренности. Ярославль: Академия развития, 2007.
2. Корнеева Е.Н. Психологические проблемы одаренности. Ярославль, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
Особенности организации работы по развитию одаренных детей во внеурочное время в сельской малокомплектной школе
Научная терминология, используемая при характеристике возможностей обучающихся, включает такие понятия, как способности, одарённость, талант, гениальность. ...
Особенности воспитания одаренных детей
В педагогическом процессе при установке на массовое образование не позволяет в должной мере реализовать возможность развития интеллектуального ресурса личности в индивидуальной форме обучения. В связи...
Технологии поддержки и развития одаренных детей. Этапы работы с одаренными детьми
В данной статье предалагается рассмотерть основные этапы работы с одаренными детьми в основной школе и памятка по работе с такими обучающимися....
Презентация по теме: "Особенности личности одаренных детей"
Одаренность - открытие в себе духовной жизни и способность творчески, то естьсамостоятельно и выразительнопроявить свой внутренний мир Талант – дар легко,быстро и ярко выражать то...
Разработка заседания творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».
Заседание творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».Форма проведения: квест.Девиз квеста: «У твор...
Особенности психосоциального развития одаренных детей
СамоактуализацияØТак в психологии называют стремление человека реализовать свои личностные возможности.ØСтремление раскрыть свой внутренний потенциал многие исследователи считают главным побудительным...