Семья
статья (7 класс) по теме

Лещева Ольга Николаевна

Выступление на родительском собраниии по теме "Семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

             МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» г.о. Саранск

                                                                        Подготовила : Лещёва О.Н.

                                                                            кл. руководитель 7 «В»

Тема выступления:

Типы семей в современном обществе.

У ребенка свое особое умение думать и чувствовать,

 нет ничего глупее пытаться

подменить это умением нашим.

Ж.Ж. Руссо.

        Семья- это часть общественной системы. Общество, влияя нас семью, формирует определенный ее тип. Семья тоже оказывает воздействие на процессы и отношения в обществе. Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо себе представлять исторические типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. Владея такой информацией, можно предвидеть, как отношения в семье повлияют на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Этой проблемой занимаются многие ведущие психологи и педагоги. Российские психологи выделяют несколько типов семей.

Семья патриархальная (традиционная)

        Это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Главенство мужа состоит в том, что в его руках экономические ресурсы, и в силу этого он принимает основные решения.

        Внутрисемейные роли строго распределены; в такой семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Какими людьми чаще всего вырастают дети в этих семьях? В первую очередь, с преобладанием низкой самооценки: они неуверенны в себе, в своих способностях. Если родители игнорируют интересы и желания ребенка, лишают его права голоса, у него не развивается интерес к проявлению собственного мнения, уничтожается чувство собственного достоинства.         Детские эмоциональные проблемы, возникающие в патриархальных семьях, психологи делят на четыре группы:

1. « Я недостаточно хорош»- и в результате могут проявиться застенчивость, стеснительность, хамелеонство.

2. « Я беспомощен» - у ребенка отсутствует поисковая активность, он безразличен к собственным успехам и неудачам, постоянно оглядывается на того, кто сильнее, удачливее.

3. «Я чужой»- это позиция эмоционально отверженного ребенка, который очень рано потерял контакт с родителями, и, прежде всего с матерью. Такие дети не находят контакта и со сверстниками, они необщительны, не делаются ни с кем своими проблемами, отказываются от помощи в их разрешении, не доверяют людям, часто испытывают различного рода проблемы, проявляют жестокость, агрессию.

4. «Я сверхответственный»- в эту группу попадают дети, которые часто испытывают тревогу, страх за то, что могут получить низкую оценку. Они боятся наказания и поэтому совершают порой немотивированные поступки. Такие детские проблемы нередко возникают в семьях современных состоятельных людей, которые считают, что степень их богатства определяет уровень интеллектуальных возможностей и нравственных качеств их детей. Они требуют подчинения не только на работе, но и дома. Рамочная конструкция, в которую они пытаются загнать своего ребенка, оборачивается порой страданиями не только для самих детей, но и для взрослых.

        Дети и родители в таких семьях существуют под одной крышей, но как будто в параллельных измерениях: каждый живет своею жизнью, но подчиняется силе старшего и главного.

Семья современная (детоцентристская)

        Возникший в середине XIX в. в Европе, современный тип семьи характеризуется возвышением частной жизни человека. В семье этого типа функция продолжения рода ограничивается непродолжительным временем (примерно 10 лет) и рождением одного-двух детей. В такой малодетной семье желанный ребенок превращается в объект родительской любви и привязанности.

        В нашей стране поведение родителей, мотивированное эмоциональной привязанностью к детям, получило массовое распространение с конца 50- годов XX в. Именно с этого времени дети начинаю пользоваться значительно большим числом материальных и духовных благ, чем 30-40 лет назад, и это явление положительное. Во многих семьях на детей уходят от четверти до половины семейного бюджета.

         Вместе с тем система воспитания, складывающаяся в  такой семье, характеризуется рядом негативных черт.

        Родители с гипертрофированным чувством долга по отношению к детям обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких бы то ни было забот, усилий, трудностей, принимают этот груз на себя.

        Дети страдают от отсутствия самостоятельности, инициативы, ответственности. Их мораль: « Нам можно все!» Им тяжело в школе, так как семья не привила им потребности трудиться. Много проблем и за порогом школы, ведь эти дети очень любят повелевать, командовать, в общении с друзьями у них часты истеричные нотки, хамство, грубость.

        Особенностью поведения родителей является то, что они живут лозунгом: « Ребенок всегда прав!» Мнение их ребенка, его « правда» для них гораздо важнее мнения любого взрослого.

Семья супружеская (постсовременная)

        С середины 70- х годов XX в. формируется новый тип семьи, называемый супружеским, или постсовременным. В семье такого типа отношения определяются не родством и не родительством, а супружеством. Норма семейной жизни меняется: родители не в полной мере подчиняют свои интересы интересам детей. Особенность таких семей проявляется в известной автономии супругов, когда интересы каждого из них шире семейных, а круг общения - выходит за рамки супружества. Здесь в равной степени значимо  как супружество, так и родительство. Члены семьи руководствуются не только обычаями и традициями, но и идеалами, нравственно этическими ценностями каждого из них. Такую тактику семейного воспитания называют сотрудничеством. Главные ценности семьи - сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Очень важно, чтобы нравственные ценности и микроклимат семьи были истинными, а не ложными, реальными, а не декларируемыми. Если слово родителей будет подкреплено делом, поступком, действием, в такой семье не возникнет  проблем в воспитании ребенка.

        А.С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он назвал « общением, тоном семьи», воздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои разногласия, ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроения в семье, к малейшему проявлению лжи и обмана. Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая, истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер. Прямые искренние истинные отношения родителей и детей становятся необходимостью взрослой жизни последних.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родительского собрания "Православная семья как оптимальный тип социальной структуры (воспитательное влияние семьи на ребенка)"

В статье рассмотрены  проблемы семейного воспитания в русле современной действительности, где православная семья представляется  оптимальным типом социальной структуры....

Урок-мастерская "Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского "Преступление и наказание."

Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв...

Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"

краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....