Методические рекомендации логопеда
консультация по теме

В настоящее время наибольшие трудности школьники как начальных, так и старших классов испытывают при обучении русскому (родному) языку.   Письмо и чтение – это особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру. Процесс обучения детей тесно связан с проблемой развития их речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком развитии речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка: произношения и различения звуков, словарного запаса, грамматического строя, а также умений и навыков активно, свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.  Среди учащихся, поступающих в первые классы, фиксируется определенное количество детей с различными отклонениями в речевом развитии первичного генеза (фонетико-фонематическое, фонематическое и общее недоразвитие речи).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_logopeda.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации логопеда

для родителей будущих первоклассников

В настоящее время наибольшие трудности школьники как начальных, так и старших классов испытывают при обучении русскому (родному) языку.   Письмо и чтение – это особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру. Процесс обучения детей тесно связан с проблемой развития их речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком развитии речи, которое предполагает определенную степень сформированности средств языка: произношения и различения звуков, словарного запаса, грамматического строя, а также умений и навыков активно, свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Среди учащихся, поступающих в первые классы, фиксируется определенное количество детей с различными отклонениями в речевом развитии первичного генеза (фонетико-фонематическое, фонематическое и общее недоразвитие речи).

Специальными исследованиями как современными, так и ранее проводимыми установлена тесная связь и зависимость между развитиями устной речи и полноценным овладением чтением и письмом.

Обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста показывает, что недостатки развития устной формы речи может проявляться в недоразвитии всех средств языка (произношение, различение звуков, словарный запас, грамматический строй речи) и имеет разную степень выраженности.

Недостаточная сформированность у первоклассников устной речи затрудняет усвоение программного материала, и прежде всего, по родному языку (ФФН, ОНР). Эти дети нуждаются в логопедической помощи, организации коррекционного обучения.

В процессе специального обучения учитель-логопед формирует ПРЕДПОСЫЛКИ к овладению учебным материалом, т.е. восполняет проблемы речевого недоразвития, не имея целью изучение программного материала по русскому языку.

В общеобразовательных учреждениях наибольшие трудности испытывают учителя-логопеды в преодолении недостатков чтения и письма, которые в настоящее время приобретают всё большую распространенность.                        Вместе с тем недостатки чтения и письма обусловлены, прежде всего, недостаточным развитием устной формы речи.

На что обратить внимание в развитии речи дошкольника.

Состояние звукопроизношения. Ребенок  к шести годам должен  выговаривать все звуки

Состояние фонематических процессов. Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового  анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

Состоянте грамматического строя. Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч),  управление (вышел из дома, рассказал о друге).

Состояние слоговой структуры слова. Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.

Состояние словарного запаса. Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.

Состояние связной речи. Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

А также: Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика,  аппликационные работы).

Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

Неврологический статус (определяют специалисты)

Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).                                                       Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).

Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).

Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

Если ребенок читает:

Чтение должно быть плавное, послоговое,  ребенок понимает прочитанное.

Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.

Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку осваивать ее курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По-другому чувствуют себя уже имеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.

Существует много способов научить ребенка читать до школы, и каждый из них хорош по-своему. Но при этом очень важно учитывать следующее: во-первых, система обучения должна быть согласована со школьными программами и обязательно иметь познавательную основу; во-вторых, необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не напрягающих ребенка.

По утверждению Л. А. Венгера и С.В.Мухиной, «дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.

Главное место в обучении пятилетних детей должно отводиться работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка.

У многих детей этого возраста есть дефекты произношения. Совершенствуя речевой аппарат, целесообразно начинать занятия с артикуляторных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и пр.

Всем известно, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Замечательно, если загадки будут сопровождаться иллюстративным или игровым материалом – муляжами, игрушками и др. И вовсе не важно, что многие загадки не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.

Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу, поскольку на начальных ступенях обучения чтению процесс понимания отстает от восприятия слова. И здесь важны упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико-грамматических игр и пр.

Помните: обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с будущим учеником. Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие открытия для себя и с радостью идет на каждое занятие. Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество, старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью! 

Как совершенствовать технику чтения?

Еще Л.Н. Толстой рекомендовал чтение текстов, заученных на слух. Суть такого чтения в том, что ребенок, зная слово, видит его графическое изображение, соотносит напечатанные буквы, их сочетание с живым звуком.

Далее, важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. И поэтому упражнения даются тремя-четырьмя порциями по 5-10 минут.

Хорошие результаты дает чтение перед сном (5-10 минут). Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8-9 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлениями.

Какие книги выбирать?

Покупая ребенку книгу, просмотрите ее сами. Она должна быть с красочными, четкими реалистичными иллюстрациями, без нагромождения мелких деталей. Для начинающих читать шрифт высотой 6-8 мм, с достаточным интервалом между словами и строчками. Хорошо, если на одной странице большой рисунок сопровождается тремя-четырьмя короткими строчками текста. Шрифт должен быть простым и соответствовать возрасту детей – не менее 3,5 мм высотой при переходе к связному чтению текстов. Глянцевая бумага не годится для детских книг. 

Гигиена чтения

- Читать следует сидя! Читать лежа вредно для глаз. 

- При чтении надо сидеть прямо, не сгибаясь.

- Мебель, которой пользуется ребенок, должна соответствовать его росту. Если стул высокий, нужно класть на сиденье подкладку, а под ноги специальную подставку, чтобы стопы не свисали. При большой глубине сиденья и высокой спинке стула к ней прикрепляют дополнительную планку, которая будет служить опорой для спины ребенка, снижая утомление мышц.

- Свет должен падать слева, но не сзади и не справа, так как это создает тень и мешает чтению.

- Нельзя читать, когда утомлены глаза. Нельзя читать до переутомления. Вредно читать сразу после еды – это мешает пищеварению.

Подготовить руку ребёнка к письму необходимо до школы.

С первых дней в школе дети испытывают определённые трудности при письме, не могут сделать нужный нажим, очертания букв выходят за пределы линейки, рука быстро устаёт. Всего этого можно избежать, если подготовить руку к письму. Большое значение для развития мышц руки имеет рисование и лепка. Кроме рисования просто предметов, нужно предложить ребёнку проделать некоторые специальные упражнения, подготавливающие руку к письму. Вырежьте, например,  из картона геометрические формы - круг, квадрат, треугольник – и предложите ребёнку обвести их карандашом, а потом заштриховать, т.е. закрасить равномерными линиями. Посредством штриховки ребёнок учится регулировать нажим, размах руки, при проведении линий не выходить за границы рисунка. Если ребёнок научить штриховать, ему будет нетрудно соблюдать границы линеек и клеточек при письме. Штриховать можно разными линиями. Например, круг – круговыми линиями спиралью от центра, квадрат - прямыми, треугольник – волнистыми, но все эти линии должны быть равномерными. Штриховку можно использовать и для раскраски отдельных предметов в рисунке, один предмет можно заштриховать, сильно нажимая карандаш, другую – слабо. Проводя все эти упражнения, надо указать ребёнку цель – научиться не выходить за границы линеек, чтобы в школе писать красиво.

Поступающие в первый класс должны:

  • четко и правильно произносить все фонемы родного языка,
  • хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать порядок букв и их названия (алфавит),
  • различать гласные и согласные звуки,
  • правильно ставить ударение в знакомых словах,
  • свободно и осознанно читать трехбуквенные слова, правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами,
  • правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры,
  • уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (.!?)
  • проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.

Есть и другие важные задания:

  • Родителям необходимо научить ребенка элементарным правилам поведения:
    а) приучить к аккуратности (любое поручение проверять)
    б) научить укрощать свои желания: учить его тому, что “можно”, а что “нельзя”; учить отличать, что “хорошо”, а что “плохо”. Ребенок должен знать, что такое “хочу”, и что такое “надо”.
  • Научить уважать собеседника, не прерывать его и правильно к нему обращаться (знать правила вежливости).
  • Научить дружить (воспитывать чувство товарищества)
  • Научить слушать и выполнять требования взрослых.
  • Нужно психологически настроить ребенка к школе. Нужно воспитывать интерес к школе, желание учиться, уважение к педагогам, к их труду. Нужно рассказывать и читать ребенку книги о школе, об учителе. Показать заранее школу, где ребенок будет учиться.
  • Некоторые родители думают, что желание учиться появится само собой, но при этом запугивают детей трудностями, строгостью учителей, нередко предупреждают ребенка, что с начала учебного года он лишится всех игрушек и игр. Так делать нельзя. Наоборот, успокойте ребенка, что все его игрушки будут помогать ему учиться.
  • Нужно приучать ребенка к труду. Воспитывать его так, чтобы он не боялся работы, любил работать. Установите для ребенка круг обязанностей, которые должны систематически выполняться. Навыки самообслуживания у дошкольника нужно отрабатывать и развивать.
  • Ребёнок должен рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, разучивать стихи и песенки, заниматься счётом, слушать чтение, радио и телепередачи. Все эти разнообразные занятия способствуют воспитанию привычки к посильной умственной деятельности.
  • Нужно приучать ребёнка любить книгу. Но не следует читать детям очень долго - это их утомляет( достаточно 30- 40 минут). Книги должны быть доступными по содержанию и соответствовать возрасту ребёнка, должны быть разнообразными по темам и жанрам. Не следует думать, что чем больше книг, тем лучше. Нужно оставить ребёнку лишь несколько книжек, которые вы будете читать в ближайшие дни, а остальные спрячьте. Постепенно меняйте: если даете ребенку новую книгу, уберите старую. Через месяц вы ее достанете и снова прочтете, а ребенок будет с интересом ее слушать. Научите не только слушать, но и пересказывать. (Речь, мышление, творческое воображение).
  • Очень важно, чтобы ребенок правильно произносил все звуки. Некоторые не проговаривают р, я, х, щ. Если заметили такие недостатки, старайтесь их исправить сами, или обратитесь к педагогу-логопеду.
  • Желательно, чтобы ребенок научился считать до 10, чтобы умел складывать и вычитать. Считать ребенок должен устно, на предметах, на игрушках. Пусть у него в специальной коробочке лежат палочки, камушки и др. по десятку. Дети должны знать, как получить любое число в пределе 10. Знать состав любого числа. Знать предыдущее, последующее, соседей числа. Это должны не заучивать, а сами устанавливать. Родители могут придумать простые задачи сначала на сложение, затем на вычитание. Сначала считают по палочкам, на предметах, а потом в уме. Продолжительность занятия 20 минут.
  • Лепить, рисовать – 30-40 минут. Все время сравнивать предметы, числа: у кого больше, меньше, делать поровну.
  • Когда ребенок лепит, рисует, родители обязательно должны поинтересоваться работой, сделав замечания.
  • Ну и если хотите обучить грамоте (по азбуке), очень важно и полезно проводить звуковой анализ слова – учить его выделять, слышать в слове отдельные звуки. Так звук, который вы хотите выделить, произносите протяжно, затем предложить придумывать или находить слова, которые начинаются с этого звука, показать предметы, которые начинаются с этого звука. Когда ребенок поймет и научится выделять звуки, тогда можно учить буквы. Лучше учить не по школьному букварю, а купить кубики - азбуку. Складывая кубики, ребенок будет знакомиться с начертаниями букв, и постепенно овладевать грамотой. Произносить букв следует кратко [ б ] [ в ].
  • Следует позаботиться о том, расширяется ли кругозор вашего ребенка. Знает ли он то, что его окружает. Обратите внимание, часто ли ваш ребенок задает вопросы–почемучки. Внимательное отношение взрослых к вопросам ребенка способствует его развитию. Так он приобретает знания, так растет его наблюдательность и любознательность, воспитывается любовь к городу и своему родному краю.
  • Родителям нужно задуматься над тем, воспитано ли у дошкольника чувство товарищества, черты коллективизма. Родители должны готовить ребенка к жизни в коллективе, к участию в общем труде.
  • Нужно развивать в ребенке чувство сострадания и заботу о ближнем (родители, бабушки, дедушки, сестры, братья, животные).
  • Родителям будущих первоклассников необходимо помнить о соблюдении режима дня и правильном полноценном питании ребенка. Правильный режим не только укрепит здоровье, но и поможет выработать привычки делать все по порядку в определенное время.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Условия успешности обучения в школе: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.

Предпосылки сформированности учебной деятельности: ориентация на систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.

Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.

К окончанию начальной школы ребенок должен хотеть и уметь учиться.

С уважением, учитель-логопед школы.

Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!

Желаю Вам всего добро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы учителя-логопеда в ДОУ

В данных рекомендациях  описаны организационно-педагогические аспекты воспитания и обучения  дошкольников с нарушениями речи,основные требования к знаниям учителя-логопеда,должностны...

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков.

В методической разработке описываются этапы исправления звукопроизношения и даются рекомендации учителя-логопеда родителям по оказанию помощи при выполнению домашних заданий....

Методические рекомендации логопеда родителям

Методические рекомендации логопеда родителям...

Методические рекомендации для практикующих логопедов (из опыта работы со взрослыми и подростками)

В данной публикации  я хочу поделиться некоторыми методическими рекомендациями из опыта моей работы логопедом в Центре патологии речи и нейрореабилитации ,  медицинском учреждении). Мет...

Методические рекомендации для практикующих логопедов (из опыта работы со взрослыми и подростками)

Методические разработки, представленные в данной работе, практикующий логопед-афазиолог или нейродефектолог сможет использовать в своей работе с больными, страдающими нарушением речи  и д...

Компьютер в руках логопеда. Методические рекомендации по использованию автоматизированных программ в логопедической работе

Компьютер в руках логопеда. Методические рекомендациипо использованию автоматизированных программ  в логопедической работе...

Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей речевых групп по работе над выразительностью речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Предложены игры и творческие задания для развития выразительности речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....