Аутизм
консультация на тему
Рекомендации для родителей и педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_roditelyam.docx | 89.46 КБ |
autizm.docx | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс для родителей «Играем дома»
Цель: -повышение педагогической компетенции родителей (расширение представлений взрослых о формах занятости ребёнка и родителя в семье);
-обучение родителей формам установления дружелюбной атмосферы в семье и активизации межличностных отношений.
Материалы и инструменты: крупы (манка, пшенка и горох), поддон, макароны, краски гуашь, кисточки, стаканы-непроливайки, трафарет из картона-барашек, соленое тесто, бумага, карандаши, ручки.
Вводное слово:
Время, которое мамы проводят вместе с детьми, часто проходит или в ожидании чего-либо или на кухне. Это может быть в самое разное время и совершенно не подходящее для того чтобы посвятить его полностью занятиям с ребёнком. Что же делать? Я хочу поговорить об играх, которые были бы интересны ребёнку и не требовали бы полного вмешательства со стороны взрослых.
Когда вы идете куда-нибудь, зная, что вам придется стоять в очереди, возьмите с собой сумку с различными предметами, которые можно использовать как игрушки.
Когда вы заняты приготовлением пищи или разговором по телефону - ребенка тоже можно отвлечь какой -нибудь игрой. В этом случае любая вещь окажется полезной — маленький блокнот и цветные карандаши, спичечные коробки-машинки и хорошая книга.
Окружающее пространство тоже можно использовать как важный элемент игры. Стены, мебель, люди вокруг могут помочь формированию различных навыков у ребенка и сделать совместные минуты более приятными.
Ход мероприятия:
1.Все участники делятся на две группы (раздаются карточки двух видов).
2.Задания:
- Первая группа : игры и занятия дома;
- вторая — в очереди, в поездке или на прогулке.
Участникам раздаются карточки с играми.
3. Выполнение задания(после непродолжительного совещания родители выбирают четыре игры):
- Первая группа готовит четыре поделки из подготовленных материалов ( крупа).
- Вторая группа выбирает четыре «мамы», которые должны провести 4 игры среди «детей» своей группы.
4. Демонстрация работ:
- родители первой группы должны представить свои работы;
- родители второй группы должны презентовать четыре игры
Итог: В первой группе оценивается аккуратность и оригинальность, во второй группе оценивается смекалка и находчивость.
Предварительный просмотр:
Аутизм: эти странные дети.
В последнее время все чаще стал слышен такой термин как аутизм. Бывает что используют и такую формулировку «аутистические черты поведения». Что такое аутизм, каковы его причины симптомы, как лечить и лечить ли вообще? Не на все эти вопросы есть однозначные ответы, однако нельзя смешивать аутизм с другими нарушениями, так как он имеет свои особенности.
Аутизм – это чаще всего врожденное эмоционально-волевое нарушение, при котором у ребенка возникают трудности в общении с другими людьми, неспособность выразить свои эмоции и понять эмоции других людей, затруднения в разговорной речи и иногда снижение интеллекта.
Аутизм может по-разному проявляться у разных людей, поэтому практически каждый больной аутизмом уникален. Тем не менее, существуют определенные общие черты аутизма, наличие которых помогает поставить этот диагноз. Симптомы и признаки аутизма отличаются в зависимости от возраста.
У большинства детей первые симптомы аутизма появляются еще на первом году жизни. Родители могут заметить, что поведение ребенка отличается от поведения его сверстников:
- Ребенок не сморит в глаза родителям или на их лицо.
- Ребенок редко улыбается.
- Ребенок не привязан к матери: не плачет, когда она уходит, не улыбается при виде мамы, не тянется к ней на руки.
- Задержка развития речи: не гулит к 12 месяцам, не говорит простых слов к 16 месяцам, не произносит простых фраз к 24 месяцам.
- Ребенок агрессивен или безразличен по отношению к другим детям, не играет с ними, не стремится к общению.
- Ребенок играет только с одной игрушкой (или частью игрушки) и не проявляет интереса к другим игрушкам.
- Ребенок может неадекватно реагировать на незначительные раздражители (например, негромкий шум или свет), сильно пугаясь при этом.
Наличие этих симптомов не всегда говорит о наличии аутизма. Тем не менее, если вы замечаете, что ваш ребенок избегает общества, не разговаривает, выглядит «погруженным в себя», вам следует обратиться за помощью к врачу-педиатру и психоневрологу.
К сожалению на данный момент не существует методов лечения , которые могли бы привести к полному выздоровлению ребенка или взрослого от аутизма. Тем не менее, разработано множество методик, которые помогают людям с аутизмом научиться самостоятельно жить и общаться с другими людьми. Чем раньше был выявлен аутизм и чем раньше начато его лечение, тем лучше прогноз для ребенка и выше шанс, что он сможет стать полноценным членом общества.
Для лечения аутизма используются различные программы реабилитации, курсы поведенческой терапии (где детей обучают основным навыкам общения, как вести себя в определенных ситуациях) и специальные школы, направленные на обучение детей с аутизмом.
Аутизм: эти странные дети.
Каковы причины развития аутизма? В настоящее время причины развития аутизма не известны. Ни одна из предложенных на данный момент гипотез о развитии этого нарушения не имеет полного обоснования.
Тем не менее, достоверно известно, что аутизм не может быть вызван непониманием в семье или плохими взаимоотношениями между ребенком и родителями. Ни родители ребенка, ни сам ребенок не могут быть виноваты в появлении этой болезни.
Исследователи аутизма полагают, что чаще всего в основе этого нарушения лежит сочетание генетических факторов и неблагоприятных воздействий внешней среды (таких как, осложнения во время родов, инфекционные заболевания у беременной женщины, воздействие токсических веществ на беременную и пр.) Причем в некоторых случаях бывает так, что на фоне казалось бы вполне нормального развития до 2х лет, вдруг после двух лет, одна за одной появляются странности в поведении и стремительно развивается аутизм. Также он может развиться, как утверждают некоторые исследователи, при чрезмерном увлечении компьютерными играми, токсическими веществами, а также на развитие аутизма может повлиять черепно-мозговая травма или другое стрессовое обстоятельство. Вполне возможно, что эти внешние причины могут просто наложиться на скрытые внутренние и в совокупности они образуют аутизм.
Многие родители задаются вопросом, как вести себя с ребенком- аутистом. Ниже приведено несколько советов для родителей:
- Будьте логичны и последовательны. Если вы избрали определенную модель поведения с ребенком – придерживайтесь ее. Изменение вашего поведения приведет ребенка в растерянность и неблагоприятно скажется на его эмоциональном состоянии.
- Будьте терпеливы. Поведение вашего ребенка не изменится за один день или за неделю. Можете завести дневник, в котором будете записывать все (даже небольшие) успехи ребенка. Эти записи будут напоминать вам о том, что вы движетесь в правильном направлении.
- Не наказывайте ребенка. Ребенок, больной аутизмом, не способен провести параллель между плохим поведением и наказанием, поэтому просто не поймет, за что его ругают.
- Делайте с ребенком физические упражнения: они помогают снизить стресс и приносят положительные эмоции. Например, большинство детей с аутизмом любят прыгать на батуте.
- В течение дня устраивайте ребенку перерывы, во время которых он сможет побыть один. Вы можете оставить его в детской комнате, во дворе и т.д. Обязательно позаботьтесь о том, чтобы ребенок находился в безопасной обстановке и не мог себе навредить.
- Приобретенные ребенком новые навыки проявляются не сразу. Иногда ребенок, научившись определенному действию (например, ходить в туалет дома) не сразу может применить его в других областях своей жизни (на пример, пойти в туалет в школе). Показывайте ребенку, в каких еще ситуациях он может использовать свои навыки.
- Постоянно повторяйте пройденное, чтобы ребенок не забывал полученные навыки и знания. В периоды стрессов и болезней ребенок может вернуться к своему первоначальному поведению.
- Разговаривайте с ребенком медленно, ясно и спокойно. Лучше использовать короткие предложения, в начале которых произносить имя ребенка, чтобы он понял, что обращаются к нему.
- Если ребенок затрудняется ответить вам словами, найдите другие способы общения, например, с помощью картинок или фотографий.
- Хвалите ребенка, когда он делает успехи. Это может быть словесная похвала, либо награждение любимой игрушкой, просмотром любимого мультфильма и т.д.
Как помочь ребенку научиться общаться?
Общение подразумевает обмен вербальными (с помощью слов) и невербальными (с помощью жестов, мимики) сообщениями между людьми. Большинство детей с аутизмом имеют затруднения при общении с другими людьми. Вот несколько советов, которые могут вам помочь:
- Даже если ваш ребенок не способен общаться с помощью слов, он все еще может поддерживать контакт с окружающими с помощью звуков, взгляда, жестов, картинок, предметов и т.д. Постарайтесь найти способ общения, подходящий вашему ребенку, попробовав по очереди все возможные варианты.
- Если ребенок не может самостоятельно сообщить о том, что ему нужна помощь, для родителей бывает соблазнительно сделать что-то вместо ребенка. Например, мама не ждет, пока ребенок постарается сам завязать шнурки и завязывает их за ребенка. Так поступать не желательно, так как вы не развиваете у ребенка инициативу. Лучше сначала спросить, нужна ли ребенку помощь и при получении положительного ответа можете помочь.
- Старайтесь вовлечь ребенка в игры с другими детьми. Дети с аутизмом стремятся играть в одиночестве, поэтому родители должны стимулировать его общаться с другими детьми. Даже если ваш ребенок злится на других детей – продолжайте попытки приобщить его к игре. Злость и раздражение – это тоже способ общения и выражения своих эмоций. Вскоре ребенок поймет, что общаться с другими детьми может быть интересным.
- Не торопите ребенка, когда он выполняет свои повседневные задачи. Детям с аутизмом требуется несколько дополнительных минут для того, чтобы осмыслить свои действия.
- Во время игр с ребенком будьте его партнером, а не лидером. По мере развития навыков общения необходимо также формировать у ребенка инициативу.
- Всегда хвалите ребенка, когда он начинает общение самостоятельно. Вскоре он поймет связь между похвалой и своими действиями.
- Создавайте повод для общения. Если у ребенка есть все, что ему надо, у него не будет стимула что-то просить у взрослых, и, соответственно, общаться.
- Позвольте ребенку самому определить, когда пора закончить игру или занятие. Следите за мимикой ребенка – она может подсказать вам, когда ребенок устал или ему надоело играть с вами. Если ребенок не может самостоятельно выразить словами, что он устал, подскажите ему фразы, которые помогут вам понять друг друга, например «Хватит», «Все» и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Куклотерапия в формировании правильного поведения старших дошкольников с аутизмом
Куклотерапия представляется одной из «работающих» технологий в коррекционно – развивающем обучении детей с аутистическим спектром нарушений. С помощью технологии куклотер...
"ОСОБОЕ ДЕТСТВО" (ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДБОРКА ВИДЕО, ПЕРЕДАЧ, ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ ОБ АУТИСТАХ, АУТИЗМЕ И ДРУГИХ ПРОБЛЕММАХ ЛИЦ С ОВЗ)
№п/пназвание аннотацияссылка1социальный ролик о детях с ОВЗЛюбовь Аркус - журналист, режиссер, автор готовящегося к прокату серьезного фильма об аутистах "Аут", обратилась в социальных сетя...
Программа формирования навыков самообслуживания у детей с аутизмом (I группа) в домашних условиях.
Данная программа была составлена для детей с аутизмом I группы.Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит полевой характер. Они мутичны, не только ...
Особенности эмоционально-волевого развития детей с ранним детским аутизмом
Мною была написана контрольная работа на тему: "Особенности эмоционально-волевого поведения у детей с ранним детским аутизмом" для переподготовки и повышения квалификации работников образования....
Ребенок с аутизмом в школе
Часто в школе мы встречаем детей скованых, которые замыкаются в себе, стараются избегать контактов. И часто слышим по отношению к таким детям : "Не хочешь общаться - не надо". Но мы не задумываемся о ...
Логопедам о детском аутизме (F84.0). Дифференциальная диагностика речевых расстройств при детском аутизме от специфических речевых нарушений и других сходных состояний.
Выполнено логопедом Проскуриной М.А. для логопедов окружного методического объединения детской логопедии системы здравоохранения ВАО г. Москвы. Составлено по пособию для медицинских ВУЗов Самохв...