Родительское собрание на тему:"О слове, о речи, о культуре общения."
материал (5 класс) по теме
Разработка родительского собрания, анкета для родителей, методика игр для детей, способствующих обогащению речи ребят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_slove.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«О СЛОВЕ,О РЕЧИ,О КУЛЬТУРЕ ОБЩЕНИЯ».
ЦЕЛЬ: обратить внимание детей и взрослых на их речь, развивать стремление к её совершенствованию, к овладению правильной, образной, логически последовательной речью.
АНКЕТА РОДИТЕЛЯМ.
-Придаете ли вы значение развитию у ребенка правильной, грамотной речи?
- Какими способами?
- Умеет ли ваш ребенок регулировать громкость, темп своей речи?
- Уделяете ли вы внимание воспитанию культуры общения?
- Как вы считаете, говорит ли ваш ребенок бранные слова?
- Проводите ли вы профилактическую работу в этом направлении?
- На что надо обратить внимание педагогу в отношении вашего ребенка?
- Какие испытываете трудности в развитии речи ребенка?
- Какие вопросы хотите задать на собрании, кого считаете нужным пригласить?
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса..» И.С.Тургенев.
«Чтение стихов должно быть постоянным,
чтобы душа не засохла.» А.И.Герцен
«Слово- дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь от такого слова, которое разъединяет людей.» Л.Н.Толстой.
Звучит тихая музыка.
«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск,»- писал Паустовский. Научить детей внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слов, в совершенстве владеть родным языком- это задача взрослых.
- Надо ли стыдить ребенка, читать ему нравоучения, если он неправильно сказал слово, построил предложение?
Итог дискуссии с родителями:
Важен пример взрослых, воспитание любви и интереса к книгам.
Звучит аудиозапись: Детям предлагается выбрать слова с правильным произношением или ударением, а также ответить на вопрос: «Бывают ли дома семейные чтения и чем они запомнились?»
Рассказ учителя об уровне речевой культуры детей в классе, о том, какие недостатки в речи детей еще имеются.
Музыкальная пауза.
- Как быть, если ребенок грубо выругается? Наказывать ли его?
Ответы родителей.
Итог дискуссии: Ответы детей на вопрос: «Слышали ли вы бранные слова, от кого?»
«Не все взрослые понимают такую простую и абсолютно очевидную вещь, что матерное слово есть неприкрашенная мелкая, бедная и дешевая гадость, признак самой дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое отрицание и нашего уважения к женщине, и нашего пути к глубокой и истинно человеческой красоте.» А.С. Макаренко
Говоря о нашей речи, нельзя не вспомнить о ее красоте, образности, эмоциональности. Бедная или ярко окрашенная речь детей зависит от усилий взрослых, от того, какое внимание уделяется этому в семье.
Задание детям: составьте предложения со словом зима; сравнения к слову снег.
Вывод: Необходима постоянная помощь по обогащению словарного запаса детей, работа над эмоциональной окраской речи.
Разговор о культуре общения.
- Почему так остро стоит этот вопрос сегодня?
- Потому что бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возникают, как правило, из-за недостатков воспитания в детские годы!
Всем ясно: культуру общения одними разговорами не привьешь. Если ребенок слышит, как родители при нем говорят раздраженным тоном, как закричала на своего сына соседка, выходит, как пнул сапогом подвернувшегося щенка и выругался обозленный чем-то отец, то позже и он начнет грубить людям, срывать зло на слабом.
- Умеют ли вести беседу наши дети? Культуре общения помогают правила:
1. Не говорите о человеке плохо в его отсутствие.
2. Бестактно прерывать разговор.
3. Если срочно нужно что-то спросить, то прежде всегда необходимо извиниться.
4. В разговоре неприлично выпячивать свое «я».
5. Во время беседы надо смотреть в глаза собеседнику, а не в сторону, на часы, не теребить пуговицы собеседнику, не жестикулировать.
6. Не следует разговаривать, находясь на большом расстоянии от собеседника.
7. Находясь в компании, не следует шептаться.
8.Помни: всякое замечание воспринимается мягче, если оно следует за похвалой.
Родители читают эти правила, записывают те, над которыми они считают необходимым поработать с ребенком.
«Человек, равнодушный к своему языку,- дикарь. Его безразличие к языку объясняется безразличием к прошлому и настоящему Отечества.»
Будем помнить: наша речь как в зеркале отражается в речи наших детей.
Исключим из речи наших детей повторы, бранные слова, неточности в произношении слов.
Богатство языка познается через поэзию. Привитие культуры общения, умение вести разговор, спасать словом, нести добро людям - одна из основных задач воспитания наших детей.
Игры по обогащению речи детей.
Подбор синонимов.
-Как сказать по-другому: река бежит(течет, журчит, льется)?
Какой снег? (белый, пушистый, мягкий, искристый).
Узнавание предмета по эпитетам.
Что это? Кудрявая, белоствольная, стройная.
Работа с антонимами.
Карандаш длинный-короткий; пух легкий, а камень-…, река широкая, а ручей-….
Что бывает широким, узким, зеленым, хмурым, деревянным?
Свежий- хлеб, газета, ветер, трава, овощи, листья.
Игра «Я- ласка». Все предметы называются только ласково: кошка-кошечка, ложка-ложечка.
Составление парных созвучных слов.
Мишка-шишка-крышка и т.д.
Игра «Увеличительное стекло».
Я смотрю в увеличительное стекло и теперь вижу не дом, а домище…и т.д.
Подбор к предмету слов, обозначающих действия.
Ветер что делает ? (Воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи разгоняет).
Час знатоков поэзии.
Конкурс на лучшего чтеца.
Загадки, ребусы, викторины -для детей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Общение родителей и детей как условие успеха воспитания»
Интересный материал для проведения родительского собрания в 8 классе....
Родительское собрание по теме «Культура речи»
Работа с родителями по теме "Культура речи"...
Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)
Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...
Родительское собрание по теме: «Как слово наше отзовётся?»
Для старших классов...
Доклад на родительском собрании по теме "Пример родителей основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребёнка".
Хотелось бы начать своё выступление со слов великого педагога и писателяАнтона Семёновича Макаренко, который говорил родителям: «Правильное воспитани...
Родительское собрание по теме: «Бранные слова. Сквернословие»
Цель: формирование культуры речи, эстетического вкуса, культуры поведения.Задачи:Выяснить отношение родителей к проблеме сквернословия,обсудить и установить причины распространения сквернословия в общ...