Разработка родительского собрания на тему: "О слове, речи и культуре общения"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Тема: «О слове, речи и культуре общения».
Цели:
1. определения уровня общей речевой культуры детей и взрослых;
2. разъяснить необходимость соблюдения норм культурного общения;
3. развить стремление к совершенствованию речи;
4. показать красоту русского языка.
Ход собрания.
Слайд №1
– Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть вас сегодня на родительском собрании. Тема сегодняшнего собрания «О слове, речи и культуре общения». Она неразрывно связана с будущим ваших детей. А каждый родитель, несомненно, желает самого лучшего своему ребёнку.
Слайд №2
Какое оно будущее? Как вы его себе представляете? (-Век информатики, новых технологий..) Без сомнения, окружающая действительность изменится.
- А какие будут люди? ( Люди будут много знать, им придётся управлять «умными» машинами, благодаря новым технологиям, появится больше возможности для разностороннего общения…)
- Изменится ли язык, речь человека? ( Да, в языке появится много новых слов, терминов.)
- Отправляясь в будущее, хотелось бы взять с собой всё хорошее, нужное. Я думаю, никто не поспорит, что с собой надо взять и правильное умение общаться.
2. А задуматься есть над чем.
Слайд №3
Предварительно вы ответили на вопросы анкеты. Проанализировав их, я получила следующие результаты:
- Большинство считают, что культура речи важна для современного человека, но при этом, что это не самое главное для жизни.
- Многие признают, что уровень знаний речевых норм у них недостаточен, но при этом никак не повышают свою грамотность (мало или совсем не читают, со школьных времён не заглядывали в словари).
- И самое главное, повышение уровня культуры речи у своих детей сводится к беседам о неупотреблении бранных слов, при этом не всегда личный пример способствует этому.
- Ваша позиция по этому вопросу мне понятна.
- Недостатков в речи детей очень много. Это чувствуется и на уроках, и в общении детей между собой. Дети много чувствуют, по глазам вижу – знают, но не хватает слов, чтобы выразить знания и чувства. Мало литературных новых слов, много жаргонных, уличных слов, смысл которых дети не понимают. В устной и письменной речи – рассказы, изложения, сочинения –видна бедность языка. Всё это препятствует овладению знаниями.
- Научить детей внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слов, в совершенстве владеть родным языком — это задача взрослых.
- Придаете ли вы значение развитию у ребенка правильной, грамотной речи? Какими способами исправляете? (Поправляем, заставляем повторить правильно, заставляем его заглянуть в словарь.)
- Считаете ли вы эти методы эффективными? (Не всегда… Да, многие слова запоминает).
Слайд №4
Советы:
- Чтение разнообразной литературы, и особенно стихотворений. Как писал К. Паустовский: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск»
- Семейное чтение. (личный пример). Важное значение при этом играет интонация. Ею необходимо владеть всем взрослым, воспитывающим ребенка.
У нас есть возможность попрактиковаться, приняв участие в игре «Не повтори интоннацию».
Слайд №5
Суть ее в том, что вы по очереди должны сказать фразу, не повторяясь в интонации: «Давайте говорить красиво!» (возвышенно, зло, робко, равнодушно, вопросительно, радостно)Карточка
Как вы видите, эта игра очень проста и результативна.
- Ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос «Как в речь ребёнка попадают бранные слова?» (от взрослых, общение со сверстниками, телевидение, семья)
Слайд №6
- Предупреждаете ли вы появление бранных слов в речи ребенка? (Да, беседуем, объясняем, запрещаем) Карточка
-Как быть, если ребенок грубо выругается? Наказывать ли его? (Иногда это помогает..)
- Конечно, не обращать внимания, остаться равнодушным нельзя. Беседы, разумные наказания, например, запрет на просмотр телевизора, могут помочь. Но необходимо помнить и о личном примере.
- Умеют ли вести беседу ваши дети?
Судя по результатам анкетирования, вы считаете, что не всегда: в их речи присутствуют резкие слова, не всегда контролируют громкость и темп речи.
Во все времена хороший собеседник ценился на вес золота. Об этом говорят многочисленные пословицы и поговорки, крылатые выражения. Хотелось бы вместе с вами вспомнить некоторые из них:
Слайд №7
«Кто говорит — тот сеет, кто слушает — тот собирает».
«Своего «спасибо» не жалей, а чужого не жди!»
«Далеко идёт тот, кто мягко ступает» (китайская пословица).
«Весёлое слово — речи опора».
«Не бросай слова на ветер»
«Одно доброе слово лучше 1000 слов ругани».
Слайд №6
Подходит к концу наш важный и нужный разговор. Вспоминая начало собрания – стремление к лучшему будущему - хотелось бы сказать: «Человек, равнодушный к своему языку,— дикарь». Надо помнить, что будущее детей во всём зависит от нас – взрослых.
Какое оно будущее? Как вы его себе представляете? (-Век информатики, новых технологий..)
- А какие будут люди? ( Люди будут много знать, им придётся управлять «умными» машинами, благодаря новым технологиям, появится больше возможности для разностороннего общения…)
- Изменится ли язык, речь человека? ( Да, в языке появится много новых слов, терминов.)
- Придаете ли вы значение развитию у ребенка правильной, грамотной речи? Какими способами исправляете? (Поправляем, заставляем повторить правильно, заставляем его заглянуть в словарь.)
- Считаете ли вы эти методы эффективными? (Не всегда… Да, многие слова запоминает).
«Давайте говорить красиво!» (возвышенно, зло, робко, равнодушно, вопросительно, радостно)
Какое оно будущее? Как вы его себе представляете? (-Век информатики, новых технологий..)
- А какие будут люди? ( Люди будут много знать, им придётся управлять «умными» машинами, благодаря новым технологиям, появится больше возможности для разностороннего общения…)
- Изменится ли язык, речь человека? ( Да, в языке появится много новых слов, терминов.)
- Придаете ли вы значение развитию у ребенка правильной, грамотной речи? Какими способами исправляете? (Поправляем, заставляем повторить правильно, заставляем его заглянуть в словарь.)
- Считаете ли вы эти методы эффективными? (Не всегда… Да, многие слова запоминает).
«Давайте говорить красиво!» (возвышенно, зло, робко, равнодушно, вопросительно, радостно)
Какое оно будущее? Как вы его себе представляете? (-Век информатики, новых технологий..)
- А какие будут люди? ( Люди будут много знать, им придётся управлять «умными» машинами, благодаря новым технологиям, появится больше возможности для разностороннего общения…)
- Изменится ли язык, речь человека? ( Да, в языке появится много новых слов, терминов.)
- Придаете ли вы значение развитию у ребенка правильной, грамотной речи? Какими способами исправляете? (Поправляем, заставляем повторить правильно, заставляем его заглянуть в словарь.)
- Считаете ли вы эти методы эффективными? (Не всегда… Да, многие слова запоминает).
«Давайте говорить красиво!» (возвышенно, зло, робко, равнодушно, вопросительно, радостно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка родительского собрания по теме "Я, ты, он, она- вместе мы здоровая страна"
Разработка родительского собрания по теме «Я, ты, он, она – вместе мы здоровая страна».Родительское собрание проводится в форме обмена мнениями.Задача: убедить родителей в нео...
Разработка родительского собрания на тему: "Аддиктивное поведение подростков"
В психолого-педагогической литературе достаточно часто употребляется выражение «аддиктивное поведение» - это склонность подростка к приобретению вредных привычек. В школе достаточно много внимания у...
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"
Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...
Родительское собрание на тему:"О слове, о речи, о культуре общения."
Разработка родительского собрания, анкета для родителей, методика игр для детей, способствующих обогащению речи ребят....
Выступление на родительском собрании по теме: «Здоровьесбережение на уроках физической культуры»
Здоровьесбережение на уроках физической культуры...
Родительское собрание по теме: «Как слово наше отзовётся?»
Для старших классов...
Родительское собрание по теме: «Бранные слова. Сквернословие»
Цель: формирование культуры речи, эстетического вкуса, культуры поведения.Задачи:Выяснить отношение родителей к проблеме сквернословия,обсудить и установить причины распространения сквернословия в общ...