взаимодействие семьи и школы
статья по теме
Предварительный просмотр:
Цели:
- Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьёй.
- Раскрыть позицию школы: ответственность педагогов за развитие детей не является всеобъемлющей, часть её лежит на родителях.
Подготовительный этап:
1.Приглашение родителей.
П р и г л а ш е н и е Уважаемые ----------------------------------------------------------------- На собрание приглашаем, К сотрудничеству призываем, Чтобы знали мы всегда: Школа, дом – одна семья. Начинаем ровно в шесть, Всех проблем не перечесть, Но важней всего одна – Школа, дом – одна семья. Классный руководитель--------------------------------------------------- |
Ход заседания
Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о наших детях, о том, какую роль в их воспитании играют семья и школа, и как от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Взаимодействие семьи и школы важны не только в начальной школе, актуальными они остаются и в старшем возрасте.
А что же такое воспитание?
В это слово каждый из присутствующих вкладывает свой смысл.
"Воспитание - это формирование личности"
"Воспитание – это формирование характера ребёнка (норм, правил, морали)"
"Воспитание - это формирование в человеке определенных норм морали, восприятия окружающего мира, людей".
Подведем итог:
Воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
Воспитание – навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова).
Особенности восприятия учащимися воспитательных воздействий:
Высокий - школьник активно поддерживает учителя, сотрудничает с ним во всех сферах школьной жизни, положительно реагирует на требования старших.
Средний - учащийся выборочно реагирует на педагогические требования и воздействия, болезненно воспринимает замечания в свой адрес, поддерживает педагога в той области, где совпадают общие и личные интересы.
Низкий - школьник положительно реагирует лишь на единые и устойчивые педагогические требования, стремится уйти из поля педагогического контроля, не помогает учителю.
Невосприимчивость, трудновоспитуемость – учащийся оказывает сопротивление положительным воздействиям и требованиям, вступает в противоборство с учителями (срыв уроков, нарушение дисциплины, грубость).
Ролевая игра.
Вы доверяете нам самое дорогое — ваших детей. В школе дети проводят очень много времени. В течение дня дети общаются и с другими людьми.
Давайте вместе проанализируем, кто оказывает воздействие на ребенка.
Родители называют, один из ведущих записывает на доске.
Посмотрите, всех людей можно условно разделить на 3 группы: дом (семья), школа, и улица (друзья).
Я хочу предложить вам игру, в ходе которой можно было бы сформулировать представления о роли каждой категории в жизни ребенка. Родители условно разделяются на три группы "Родители", "Школа", "Улица" И с позиции той группы, где вы оказались, подумайте и напишите на бумаге то, как оказывает влияние та или иная группа, что может дать хорошего или плохого в формировании личности ребёнка.
Давайте ознакомимся с результатами вашей работы. Каждая группа зачитывает то, что у вас получилось.
Сравнивая ответы, мы можем выделить то, что объединяет группы.
Но есть и то, что ребёнок может получить только в школе, дома или на улице.
Взаимодействие семьи и школы может решить многие вопросы воспитания ребенка, снизить отрицательное влияние социальной среды, но школа никогда не сможет конкурировать с семьей. Семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Упражнение «Если мой ребенок…, то я…» Продолжить предложение.
- « Если мой ребенок огорчен, то я...»
- «Если мой ребенок пришел из школы с синяком и в разорванной куртке, то я...»
- «Если мой ребенок проявляет жестокость по отношению к одноклассникам, то я...»
- «Если мой ребенок не реагирует на мои просьбы, все забывает, то я...»
Упражнение « Решение внутрисемейных ситуаций» Обсудить и проиграть.
- Ваш ребенок приходит из школы и жалуется, что учитель занижает ему оценки. Как вы поступите?
- Ваш ребенок жалуется на то, что одноклассники его обижают, не понимают, смеются над ним. Как вы поступите?
- В вашей семье двое детей. Они часто ссорятся друг с другом по разным причинам, считают, что вы уделяете больше внимания одному, чем другому. Как вы поступите?
Какие методы воздействия были предложены для решения ситуаций?
Я хочу предложить вашему вниманию сказку.
Сказка. "Фиолетовый котенок"
Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете.
— Ну что мне с ним делать? — Кошка всплескивала лапами. — Ведь хороший, умный котенок, а тут — ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши — ни в какую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать?
— Да что с ним цацкаться? — рычал кабан.
— Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты — все котята как котята, а этому лунный свет подавай!
— Он просто глупый, — каркала ворона.
— Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет — его из солнечного света не вытащишь! Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете. Луна была большая, белая, яркая.
Милый котенок, — говорила Луна, — а почему ты фиолетовый?
А какие бывают еще? — удивлялся котенок.
У меня есть брат, — сказала. Луна, — он очень большой и ярко-желтый. Хочешь на него посмотреть?
Конечно, хочу. Он похож на тебя?
Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе, а немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.
Ранним утром котенок увидел Солнце.
Ух, какой ты теплый! — воскликнул котенок. — А я знаю твою сестру Луну!
Передай ей привет, — сказало Солнце, — когда встретишь. А то мы редко видимся.
Конечно, передам.
Фиолетовый котенок вырос и теперь умеет мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной.
Эта сказка, как вы уже поняли об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона — это обычные методы воспитания. Это, в сущности, вина, угроза и насмешка.
А Луна — это символ веры. Она не воспитывает котенка, а расширяет его мир.
Заключительное слово.
Какие методы взаимодействия вы хотели бы предложить? Воспитание детей - рискованное дело. В случае удачи последнее приобретено ценою большого труда, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим.
Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите ее, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Памятка для родителей
о создании благоприятной семейной атмосферы
- Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.
- Время для ночного отдыха каждого ребенка требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.
- Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».
- Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.
- Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о своих событиях в его жизни.
- Ребенок должен чувствовать, что он любим.
- Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Памятка для родителей
Воспитание трудолюбия у детей в семье
- Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.
- Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте начатую работу доводить до конца.
- Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.
- Не наказывайте ребенка трудом.
Памятка для родителей
О воспитании доброты
1. Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
2. Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким) и природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим.
3. Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.
4. Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.
5. Давайте совершать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.
6. Научимся владеть собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы как условие формирования позитивного социального облика школы
доклад на тему "Взаимодействие семьи и школы как условие формирования позитивного социального облика школы" был представлен на круглом столе,посвященнном дню Матери.На примере отдельно взятого у...
Психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Взаимодействие семьи и школы.
Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка - главная роль семьи. Однако не все родители стремятся оказать должное вн...
«Школа рекламы книги – основа взаимодействия семьи и школы в вопросах формирования читательской культуры»
Данный проект рассчитан на обучающихся 3-4 классов. Основной целью проекта является повышение читательской компетентности у обучающихся 3-4–х классов через использование совместных форм работы семьи и...
Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.
Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...
Взаимодействие семьи и школы, как основа воспитательного процесса в школе
Аннотация: В данной статье мы рассмотрели актуальную в нынешнее время проблему — взаимодействие семье и школы в воспитательном процессе. В статье было показано, что не только со стороны родителе...
«Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы. Из опыта работы с семьёй в основной школе»
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога....
Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»
Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....