Технология проведения родительского собрания
статья по теме

В данной работе классным руководителям предложены рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания,  представлены этапы подготовки и проведения, перечислены  различные формы и виды собраний,  описаны составные части комбинированного родительского собрания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

По статистике, средний родитель за время обучения своего ребенка в школе посещает примерно 40 родительских собраний и проводит на них около 80 часов своей жизни.

Для чего нужны родительские собрания.

Родительское собрание - форма взаимодействия с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по важным вопросам жизнедеятельности школьного коллектива, воспитания учащихся в школе и дома.

Родительское собрание  должно выполнять  несколько функций:  

1)ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);
2) психолого–педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);
4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Для того чтобы родительское собрание прошло интересно и эффективно как для родителей, так и для классного руководителя, необходимо учитывать ряд психологических аспектов его подготовки, организации и проведения.

Прежде чем начать подготовку к родительскому собранию педагогу полезно вспомнить о том, зачем родители посещают родительские собрания.  

Причины посещения родительских собраний

Во-первых, родители желают получить от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении. Психологически за этим часто кроется неосознанное желание родителей убедиться, что их ребенок не хуже других детей.
        Во-вторых, на родительских собраниях родители могут получить конкретные рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать в учебной и внеучебной деятельности ребенка.

          В-третьих, родителям важно узнать и сформировать свое собственное впечатление о тех людях, с которыми ребенок взаимодействует в учреждении.

          В-четвертых, в ходе собраний проходит обсуждение с педагогами и администрацией различных конфликтных ситуаций.

С чего начинается подготовка к родительскому собранию?

С определения его тематики. Необходимые темы нередко сообщаются администрацией, определяются самостоятельно педагогами (классным руководителем, или учителями – предметниками), предлагаются родителями. Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют.  

Выбор темы должен обусловливаться целевыми ориентирами, особенностями каждого коллектива в отдельности в зависимости от возрастных особенностей учащихся, находиться в логической связи с предыдущими собраниями.

Цели, которые ставятся на собраниях, должны содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность школьного общества, пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, способствовать выработке единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

   От темы собрания зависит  принятие  решения о том, кого следует пригласить на собрание (представителей администрации, учителей, школьного психолога, гостей).  

 Далее следует определить форму проведения собрания и его содержание, так как выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Среди видов можно выделить:

- информационные (для быстрого получения разнообразной информации о детях, для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских обследований и т. д.) Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;

         -  установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;

        - организационные (посвященные, например, предстоящей дальней экскурсии детей или подготовке к многодневному походу),

       -  консультативные по профориентации, трудоустройству детей, занятости в системе дополнительного образования, программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования, инспектора ОДН, учителей-предметников и т. п. Помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям;

-  экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;

-  творческий отчет, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;

          - тематические собрания по актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц) как школу для родителей;

         - итоговые (четвертные) и т.д.  

Формы проведения родительских собраний:

- педагогический ринг (столкновение мнений детей и родителей: каким быть родителю, каким быть ученику);

- презентация семейного воспитания (родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание);

- родительское собрание в форме кафе;

- пикник (родительское собрание в походе у костра);

- деловая игра;  

-пресс-конференции (родительское собрание в форме пресс-конференции, когда, либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей);

-родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов;

 - конференция отцов;

- собрание-диспут;

-родительское собрание – спектакль, в котором выступают их дети;

- домашние посиделки.

Другие формы работы с родителями:

Консультации - индивидуальные и коллективные.

Дни открытых дверей - разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологами, врачами, педагогами.

Практические занятия для небольших групп родителей (по культуре поведения детей, созданию домашней библиотеки, организации семейных праздников и т. п.).

Телефон доверия - разрешение родителям в определенные дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребенка вопросы.

Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы (например, школьные дневники и журналы, нормативные документы – Устав Школы, Правила учащихся).

Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно – можно записать ее в дневниках учеников, позвонить тем папам и мамам, чье присутствие в связи с обсуждаемой проблемой очень важно для вас. Неплохо будет, если родители распишутся в дневниках, что ознакомлены с объявлением о проведении собрания, а если не смогут прийти, то пусть предупредят заранее. Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.

Чаще всего мы проводим комбинированные родительские собрания.

Составные части  комбинированного родительского собрания

Несмотря на то, что повестка родительского собрания разрабатывается самостоятельно педагогом и носит творческий характер, необходимо, чтобы она включала в себя следующие составные части.

1. Вступительное слово классного руководителя

На данном этапе классный руководитель должен озвучить повестку собрания, определить его цели и задачи, познакомить с порядком совместной работы его участников, представить приглашенных на собрание, подчеркнуть актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но одновременно содержать достаточную информацию для формирования у родителей представления о целях, задачах и организационных моментах проводимого собрания. Важно с первых минут собрания мобилизовать, заинтересовать и подготовить родителей к активному участию в нем.

2. Основная часть. Излагается наиболее важная информация. Происходит коллективное  обсуждение. Осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы

1) Анализ учебных достижений учащихся

 Классный руководитель должен рассказать родителям об общих результатах учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на конкретные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат отдельно, в рамках персональной встречи. В ходе знакомства участников родительского собрания с мнением учителей следует помнить о повышенной тревожности родителей, поэтому, передавая те или иные суждения, нужно отказаться от субъективных оценок. Разговор нужно вести не столько об отметках, сколько о качестве знаний учащихся.

2). Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе

Классный руководитель   анализирует поведение ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать значение школы как института общения, в котором ребенок получает ценный опыт взаимодействия с другими людьми. Эта цель не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Учителю следует быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.
3). Психолого-педагогическое просвещение

 Классному руководителю целесообразно предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов. В этом плане родительские собрания — прекрасная возможность рассказать о содержании работы этих специалистов и наладить их контакт с родителями.

4). Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, и т.д.)

Обсуждение состоит из отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

  Заключительная часть

Подведение итогов собрания проходит на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию — для этого можно подготовить опросные листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии станут предметом размышлений для классного руководителя.  

 Формирование у родителей установки на дальнейшее тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если в конце собрания классный руководитель поблагодарит родителей за успехи в воспитании детей, отметит тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.

Очень важно, чтобы заключительная часть собрания стала прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению задач, выявленных в ходе обсуждения.

7. Личные беседы с родителями.

На этом этапе особым объектом внимания учителя должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их не осуждают, а стремятся помочь.

Для организации общения с родителями важно найти оптимальный вариант поведения, который создаст атмосферу взаимопонимания и уважения. В этом случае родительское собрание будет наиболее эффективным способом взаимодействия педагогов и родителей.

Что нужно учесть при  проведении родительского собрания  

 1. Возраст родителей.   Молодые родители лучше воспринимают эмоциональную сторону, родители среднего возраста - рациональную сторону, старшее поколение - в равной мере и то, и другое.

2. Социальный паспорт родителей класса.  Например, сколько полных семей, неполных, вдовы, вдовцы. Кто часто приходит на собрание? Конечно, матери (хотя в последнее время стали приходить и отцы). Можно организовать собрание для отцов отдельно. К собраниям для отцов и матерей надо готовиться по-другому. Отцы скептически относятся с недоверием, с сомнением слушают, поэтому нужны хорошие примеры, надо опираться на труды, высказывания известных, уважаемых всеми людей, ученых.

3. Образование родителей.   Люди с образованием лучше воспринимают рациональную сторону. Сразу, в начале родительского собрания, нужно ставить цель, задачи и начать. А родители без образования лучше воспринимают эмоциональную сторону. Поэтому в начале беседы можно привести какой-то яркий пример, чтобы их заинтересовать, вовлекать в беседу, в разговор.

4. Тон беседы. Взрослым не нравится покровительственный тон. Должно быть доброжелательное отношение.  Важно, чтобы родители всех учеников — и благополучных, и детей группы риска — ушли с собрания с верой в своего ребенка. При обсуждении проблемных вопросов учитель может опираться на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей.

5.  Психологические особенности и стереотипы отдельных родителей, в силу которых они могут проявлять недоверие, напряженность и даже агрессию. Так, например, некоторые родители придерживаются мнения, что школа должна компенсировать недостаток внимания, воспитания и времени, которое им не удается уделять своим детям. А это, в свою очередь, может привести к неоправданно завышенным требованиям со стороны родителей по отношению к классному руководителю. Задача учителя в такой ситуации — преодолеть внутреннее сопротивление родителей и сформировать мотивацию к совместной деятельности.

Некоторые секреты успешности родительского собрания:

1. Расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.

2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.

3.  Определить одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении строить собрание.

4. Жестко определить регламент собрания. Беречь время родителей.

5. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т. п.).

6. Придумать свои простые правила родительского собрания, довести их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложение, вносить встречное; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени отчеству, а не «Катина мама...».

7.Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

8. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

9. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.

10.  Общаться нужно на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии. С помощью речи, интонаций, жестов и других средств необходимо дать родителям почувствовать уважение и внимание педагога к ним.

11. Начинать разговор с    позитивного, затем говорить о негативном, а завершать разговор целесообразно предложениями на будущее. О плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. В плохих учениках учителю нужно найти хорошее и похвалить их за что-то при всех. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках — индивидуально с каждым из родителей

12.  Соблюдать конфиденциальность информации (всё, что происходит на собрании, не должно выноситься за его пределы).

13. Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку классного руководителя и помощь других учителей школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как подготовить и провести родительское собрание

Слайд 2

Для чего нужны родительские собрания Родительское собрание форма взаимодействия с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по важным вопросам жизнедеятельности школьного коллектива, воспитания учащихся в школе и дома; форма совместной работы родителей.

Слайд 3

Функции родительского собрания Родительское собрание должно выполнять несколько функций: ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.); психолого–педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.; вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.); совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Слайд 4

Причины посещения собраний Родители желают получить от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении. Психологически за этим часто кроется неосознанное желание родителей убедиться, что их ребенок не хуже других детей. На родительских собраниях родители могут получить конкретные рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать в учебной и внеучебной деятельности ребенка. Родителям важно узнать и сформировать свое собственное впечатление о тех людях, с которыми ребенок взаимодействует в учреждении. В ходе собраний проходит обсуждение с педагогами и администрацией различных конфликтных ситуаций.

Слайд 5

Основные элементы подготовки собрания родителей выбор темы собрания; определение целей родительского собрания; изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме; проведение микроисследования в сообществе детей и родителей; определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников; приглашение родителей и других участников собрания; оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Слайд 6

Выбор темы собрания обуславливается Целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива Закономерностями развития личности школьника Особенностями протекания процессов обучения и воспитания Стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи Логикой формирования педагогической культуры родителей

Слайд 7

Определение целей родительского собрания. Ориентиры: содействие сплочению родительского коллектива; вовлечение родителей в жизнедеятельность школьного общества; пропаганда опыта успешного семейного воспитания; содействие выработке единых требований к воспитанию детей; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

Слайд 8

Изучение научно-методической литературы. Периодические издания: «Первое сентября» «Семья и школа» «Классный руководитель» «Воспитание школьников». Опыт работы по решению схожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов. Подготовка выставки литературы для участников родительского собрания.

Слайд 9

Проведение микроисследования беседы с родителями и учащимися; тесты; анкеты. Помощь школьного психолога и социального педагога

Слайд 10

Определение вида родительского собрания информационные; установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. организационные; консультативные ; экстренные ; творческий отчет ; тематические; итоговые (четвертные) и т.д.

Слайд 11

Формы проведения собрания Педагогический ринг (столкновение мнений детей и родителей: каким быть родителю, каким быть ученику). Презентация семейного воспитания (родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.) Родительское собрание в форме кафе. Пикник (родительское собрание в походе у костра). Деловая игра. Пресс-конференции (родительское собрание в форме пресс-конференции, когда, либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей) Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов. Конференция отцов. Собрание-диспут. Родительское собрание – спектакль, в котором выступают их дети. Домашние посиделки.

Слайд 12

Другие формы работы с родителями: Консультации - индивидуальные и коллективные. Дни открытых дверей - разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологами, врачами, педагогами. Практические занятия для небольших групп родителей (по культуре поведения детей, созданию домашней библиотеки, организации семейных праздников и т. п.). Телефон доверия - разрешение родителям в определенные дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребенка вопросы.

Слайд 13

Средства иллюстрации; документы (например, школьные дневники и журналы, нормативные документы – Устав Школы, Правила учащихся); презентации

Слайд 14

Приглашение родителей и других участников собрания дневник; открытки-приглашения; звонок по телефону.

Слайд 15

Оборудование и оформление мест проведения родительского собрания. Выставка творческих работ учащихся и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме. Оформление доски. Расстановка столов и стульев.

Слайд 16

Родительское собрание Вступительная часть Основная часть Заключительная часть Встреча родителей. Знакомство c выставками литературы и творческих работ учащихся. Вступительное слово (повестка собрания, его цели и задачи, актуальность обсуждаемых вопросов порядок совместной работы его участников, представление приглашенных на собрание) Излагается наиболее важная информация. Происходит коллективное обсуждение. Осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы: 1)анализ УД 2) э моциональный климат в классе 3) психолого-педагогическое просвещение 4) организационные вопросы Выводы. Принятие решения. Информация о подготовке к следующему собранию Анализ происшедшего на собрании.

Слайд 17

Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям. Классный руководитель за 2—3 дня до собрания составляет проект его решения.

Слайд 18

Рефлексия Я считаю, что … Особенно удачным является … В то же время я посоветовал бы … Не кажется ли Вам, что …

Слайд 19

Что нужно учесть при проведении родительского собрания возраст родителей; социальный паспорт родителей класса; образование родителей; тон беседы; психологические особенности и стереотипы отдельных родителей

Слайд 20

Некоторые секреты успешности родительского собрания: 1. Расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга. 2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга. 3. Определить одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении строить собрание. 4. Жестко определить регламент собрания. Беречь время родителей. 5. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т. п.). 6. Придумать свои простые правила родительского собрания, довести их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложение, вносить встречное; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени отчеству, а не «Катина мама...». 7.Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

Слайд 21

Некоторые секреты успешности родительского собрания: 8. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним. 9. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей. 10. Общаться нужно на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии. С помощью речи, интонаций, жестов и других средств необходимо дать родителям почувствовать уважение и внимание педагога к ним. 11. Начинать разговор с позитивного, затем говорить о негативном, а завершать разговор целесообразно предложениями на будущее. В плохих учениках учителю нужно найти хорошее и похвалить их за что-то при всех. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках — индивидуально с каждым из родителей 12. Соблюдать конфиденциальность информации. 13. Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку классного руководителя и помощь других учителей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Выступление на районном методическом объединении классных руководителей по теме: "Технология проведения родительского собрания".2015г.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИТехнология подготовки и проведения родительских собраний. Примерное положение о классном родительском собрании...

Технология проведения родительского собрания

Технология проведения родительского собрания....

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Технология проведения родительского собрания по результатам психологической диагностики

В материале предлагается один из возможных вариантов ознакомления родителей с результатами психологической диагностики. Он позволяет сохранить конфиденциальность индивидуальных результатов с одной сто...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....