Технология проведения родительского собрания по результатам психологической диагностики
статья по психологии на тему

В материале предлагается один из возможных вариантов ознакомления родителей с результатами психологической диагностики. Он позволяет сохранить конфиденциальность индивидуальных результатов с одной стороны, с другой - обеспечивает максимальный охват родительской аудитории, т.к. проводится во время родительского собрания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Надпорожская К.Е.

ЦПМСС Красносельского района Санкт-Петербурга, педагог-психолог

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Новый образовательный стандарт, по которому предстоит работать образовательным учреждениям, обозначен как общественный договор между школой, семьей и государством. Полноправными участниками образовательного процесса являются и учителя, и учащиеся, и родители. Но зачастую родители остаются в стороне от образовательного процесса, полностью полагаясь на учителей, а за собой в лучшем случае оставляя функцию контролёра.

В данном докладе мы хотим представить вашему вниманию один из действенных, на наш взгляд, методов привлечения родителей непосредственно к образовательному процессу. Таким методом является особая технология проведения родительского собрания, сложившаяся в результате многолетней практической работы педагогов-психологов на базе образовательных учреждений. Эта технология получила высокую оценку как администрации школ, так и родителей.

Согласно договорам, ежегодно заключаемым ЦПМСС с образовательными учреждениями,  проводится массовый мониторинг развития познавательных процессов, школьной тревожности, самооценки у детей на этапе перехода из начальной школы в среднюю по программе «Профилактика и коррекция школьных проблем».  Эта программа является  адаптацией к запросам ОУ района диагностического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах, разработанного Л.А. Ясюковой. Такой мониторинг дает возможность получить важную информацию психологического характера, которая позволяет учителям учитывать индивидуальные особенности учащихся, что повышает эффективность образовательного процесса. Для создания максимально благоприятной среды для развития каждого ребенка необходимо заинтересованное участие родителей.

В начале учебного года специалисты ЦПМСС на первом родительском собрании знакомят родителей с целями и задачами диагностическо-коррекционной программы, информируют о временных этапах её реализации. По результатам психологической диагностики проводится следующее родительское собрание, на котором каждый родитель получает краткое заключение об уровне развития познавательных процессов своего ребёнка, уровне проявления его школьной тревожности и самооценке.

Примерный план родительского собрания:

  1. Вступление (цели и задачи обследования, прогностический характер результатов).
  2. Школьная тревожность. Особенности подросткового возраста. Профилактика детских неврозов. Разъяснение текста в индивидуальных заключениях о факторах, влияющих на уровень тревожности. Рекомендации.
  3. Уровень развития познавательных процессов. Разъяснение текста в индивидуальных заключениях. Подробные рекомендации по осуществлению помощи детям в организации учебного процесса.
  4. Информация о ЦПМСС, групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работе с учащимися.

Такая технология проведения родительского собрания позволяет не только максимально полно предоставить родителям информацию о результатах психологической диагностики, но и мотивировать их на помощь своим детям в преодолении различных сложностей в обучении. Заинтересованность в успешном обучении ребенка в школе и понимание возможных путей достижения этого результата позволяет родителям стать полноправными участниками образовательного процесса.

Памятка по развитию познавательных процессов:

  1. Для развития интуитивного понятийного мышления необходимо изменить способ, которым ребенок готовит уроки. Следует полностью исключить дословный пересказ. Ребенок должен научиться при чтении текста выделять смысл каждого абзаца и формулировать его одним предложением обязательно своими словами.
  2. При работе над текстом выделенный смысл каждого абзаца следует записывать – т.о. появиться план. Затем желательно перейти к вопросам в конце параграфа. И лишь затем пересказать текст своими словами.
  3. Можно проводить дополнительные занятия с использованием коротких текстов, для которых ребенок должен выбрать наиболее подходящее заглавие или выбрать его самостоятельно.
  4. Для развития понятийного логического мышления полезно учить детей пользоваться опорными схемами, таблицами для анализа содержания урока или параграфа, наглядного представления сути изучаемой темы. Очень полезны обобщающие занятия, на которых дети обучаются осмысливать, связывать несколько тем, выделяя внутреннюю сквозную логику, присущую науке.
  5. Для развития логической оперативной памяти учить детей предварительно осмысливать материал, предназначенный для запоминания.
  6. Подготовку к устным предметам учащимся желательно начинать с вопросов в конце параграфа для лучшего понимания и осмысления содержания текста.
  7. Для запоминания большого объема информации учить учащихся пользоваться планами,  схемами и рисунками.
  8. Для развития визуального мышления полезно играть в «морской бой» и аналогичные игры, создавать модели из конструктора, обязательно используя схемы и чертежи.
  9. Развитие структурно-динамического мышления надо начинать с активизации визуально-двигательных схем. Ребенок должен учиться выкладывать таблицы из материала, в котором одновременно и взаимосвязано изменяются два свойства (например: кружочки, различающиеся по размеру и цвету).
  10. Следует уделять очень большое внимание построению чертежей к задачам. Но любая графическая работа должна предваряться и сопровождаться речевыми рассуждениями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проведения родительского собрания

В данной работе классным руководителям предложены рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания,  представлены этапы подготовки и проведения, перечислены  различные формы и ...

Выступление на районном методическом объединении классных руководителей по теме: "Технология проведения родительского собрания".2015г.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИТехнология подготовки и проведения родительских собраний. Примерное положение о классном родительском собрании...

Технология проведения родительского собрания

Технология проведения родительского собрания....

Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 10 класса по теме: "Юность и ее психологические проблемы"

ДЕСЯТИКЛАССНИКИ Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях ...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....