Беседа с логопедом
консультация по теме

Рыжова Вера Викторовна

Консультация для родителей на стенде в форме вопросов и ответов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stendovyy_material_no2.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа  с  логопедом

Чем  занимается  логопед?

      Вопреки  распространённому  мнению  логопед  не  только  «ставит»  звуки.  Работа  логопеда  в  коррекционной  группе  начинается  с  развития  у  детей  внимания,  зрительного  и  слухового  восприятия (узнавания  и  различения),  памяти  и  мышления.  Без  этого  невозможно  наладить  полноценный  образовательный  процесс.  В  задачи  логопеда  входят  расширение  и  обогащение  словарного  запаса  детей,  развитие  связной  речи  и  обучение  грамоте,  исправление  грамматических  ошибок.

       Кроме  владения  методиками  коррекции  устной  и  письменной  речи,  логопед  знаком  с  основами  невропатологии,  психопатологии,  патологии  органов  слуха  и  речи.

В  каком  возрасте  необходимо  показать  ребёнка  логопеду?

       Мнение,  что  ребёнка  надо  приводить  на  приём  к  логопеду  в  пять  лет,  устарело.  К  этому  возрасту  речь  ребёнка  уже  во  многом  сформирована,  поскольку  благоприятным  периодом  для  развития  речи  является  возраст  2-3  года.  Именно  тогда  нужно  интересоваться,  всё  ли  хорошо  у  ребёнка  с  речью.  И  даже  если  логопед  скажет,  что  развитие  ребёнка  соответствует  возрасту,  надо  ежегодно  посещать  логопедический  кабинет,  чтобы  отслеживать  динамику  формирования  речи.  Ведь  то,  что  было  нормой  в  три  года,  для  четырёх  лет  становится  отставанием.   Если  у  мамы  были  проблемы  во  время  беременности  или  родов,  ребёнок  наблюдался  у  невропатолога,  то  надо  особенно  внимательно  следить  за  становлением  речи.  Тогда  маме  не  придётся  слышать  от  логопеда  вопрос: «А  где  вы  были  всё  это  время?»

   

Может  ли  мама  сама  определить,  нужен  ли  ребёнку  логопед?

      Дети  овладевают  правильной  речью  постепенно,  в  течение  нескольких  лет.  Для  каждого  возраста  существует  своя  норма.  К  году  нормально  развивающийся  ребёнок  употребляет  уже  3-4  «лепетных»  слова,  понимает  отдельные  слова,  соотносит  их  с  конкретными  предметами,  понимает  простые  инструкции,  сопровождаемые  жестами  («где  мама?»,  «дай  ручку»,  «нельзя»).  К  двум  годам  употребляет  предложения  из  двух-трёх  слов,  понимает  и  правильно  выполняет  двухступенчатую  инструкцию  («пойди  на  кухню  и  принеси  мне  чашку»),  имеет  словарный  запас  минимум  50  слов. В  это  время  ребёнок  уже  правильно  произносит  звуки: п , б, м, ф, в, т, д, н, к, г.  Если  к  2,5  года  у  ребёнка  не  формируется  элементарной  фразовой  речи – значит,  темп  его  речевого  развития  отстаёт  от  нормы.  В  речи  трёхлетнего  ребёнка  постепенно  формируется  умение  правильно  связывать  разные  слова  в  предложения.  От  простой  двухсловной  фразы  он  переходит  к  употреблению  сложной  фразы  с  использованием  падежных  форм  существительных  в  единственном  и  множественном  числе,  употребляет  в  предложении  простые  предлоги (на,  в,  под,  за,  с,  из)  и  союзы (потому  что,  если,  когда).  К  3,5  года  значительно  увеличивается  количество  прилагательных.  В  речи  четырёхлетнего  малыша  уже  встречаются  сложносочинённые  и  сложноподчинённые  предложения,  употребляются  предлоги (по,  до,  вместо,  после,  из-за,  из-под),  союзы (что,  куда,  сколько).  К  этому  времени  осваиваются  свистящие  звуки (с, з, ц),  а  так  же  ы,  э,  несколько  позднее  шипящие (ш, ж, ч, щ).  Звуки  р и л  обычно  появляются  к  5-5,5  года.  К  пяти  годам  ребёнок  усваивает  обиходный  словарь,  пользуется  обобщающими  понятиями (овощи, фрукты,  одежда  и  т.д.)  В  словах  уже  не  встречаются  пропуски,  замены,  перестановки  звуков,  слогов;  исключение  составляют  некоторые  трудные  незнакомые  слова (экскаватор  и  т.п.).  В  предложении  используются  все  части  речи.  Ребёнок  овладевает  всеми  звуками  родного  языка  и  правильно  их  использует  в  собственной  речи.

     Если  ребёнок  существенно  отстаёт  от  этих  норм,  следует  обратиться  к  логопеду.  Однако  часто  родители  привыкают  к  речи  своего  ребёнка  и  не  замечают  многих  проблем  в  его  развитии,  особенно  если  он  единственный  в  семье.  Поэтому  рекомендуется  первый  раз  посетить  логопеда  поликлиники  в  три  года  и  затем  ежегодно- с  профилактической  целью

Могут  ли  родители  сами  исправить  речь  ребёнка?

     Несомненно  трудно  переоценить  роль  матери  или  других  близких  людей  в  развитии  речи  ребёнка.  В  настоящее  время  появилась  масса  книг,  помогающих  родителям  речь  ребёнка,  например:  Максаков А.И.,  Тумакова Г.А. Учите  играя;  Фомичева М.Ф.  Воспитание  у  детей  правильного  произношения;  Швайко Г.С.  Игры  и  игровые  упражнения  для  развития  речи.


     Иногда  бывает  достаточно  привлечь  внимание  малыша  к  правильному  произнесению  звука,  чтобы  получить  положительный  эффект.  В  других  случаях  необходимо  развить  артикуляционную  мускулатуру  с  помощью  артикуляционной  гимнастики.  Однако  если,  несмотря  на  ваши  усилия,  ребёнок  в  течение  месяца  занятий  так  и  не  научился  правильно  произносить звук,  лучше  всего  обратиться  к  профессионалу.  Дальнейшие  попытки  исправить  произношение  могут  усугубить  проблему - например,  закрепить  у  ребёнка  неправильное  произношение  или  вовсе  отбить  охоту  заниматься.

     Особенное  внимание  уделяйте  собственной  речи,  так  как  для  детей  от  1  года  до  6  лет  речь  родителей – это  образец  для  подражания  и  основа  последующего  развития.  Важно  придерживаться  следующих  правил:

  • нельзя  «сюсюкать»,  то  есть  говорить  «лепетным»  языком  или  искажать  звукопроизношение,  подражая  речи  ребёнка;
  • желательно,  чтобы  ваша  речь  была  всегда  чёткой,  достаточно  плавной,  эмоционально  выразительной,  умеренной  по  темпу;
  • общаясь  с  ребёнком,  не  перегружайте  свою  речь  труднопроизносимыми  словами,  непонятными  выражениями,  оборотами.  Фразы  должны  быть  достаточно  простыми.  Перед  чтением  книжки  новые,  незнакомые  слова,  встречающиеся  в  тексте,  нужно  не  только  объяснить  в  доступной  форме,  но  и  проиллюстрировать  на  практике;
  • следует  задавать  только  конкретные  вопросы,  не  торопить  с  ответом;
  • ребёнка  нельзя  наказывать  за  ошибки  в  речи,  передразнивать  или  раздражённо  поправлять.  Полезно  читать  детям  стихотворные  тексты,  соответствующие  их  возрасту.  Очень  важно  развивать  слуховое  внимание,  подвижность  артикуляционного  аппарата,  мелкую  моторику  кисти  руки.    

   

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие логопедии с элементами логоритмики в 1 классе Дифференциация С-Ш РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Логопедия"

Элементылогоритмики используются на занятиях логопедии для развития моторики, чувства ритма,развития четкой артикуляции, выразительности речи учащихся...

Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.

Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ  и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей....

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"

Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...

Памятка для родителей "На беседу к логопеду"

Материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста. Содержит краткие ответы на самые распространённые  вопросы родителей по проблемам речевого рзвития дошкольников....

Беседа как одна из форм и методов взаимодействия логопеда и семьи в условии консультационного пункта ДОО.

В данной  статье рассматривается вопрос осознанного включения родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс в условии консультационного пункта ДОО....

Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям

Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям....