Беседа с логопедом
консультация по теме
Консультация для родителей на стенде в форме вопросов и ответов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stendovyy_material_no2.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с логопедом
Чем занимается логопед?
Вопреки распространённому мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.
Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.
В каком возрасте необходимо показать ребёнка логопеду?
Мнение, что ребёнка надо приводить на приём к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребёнка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно тогда нужно интересоваться, всё ли хорошо у ребёнка с речью. И даже если логопед скажет, что развитие ребёнка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что было нормой в три года, для четырёх лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребёнок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придётся слышать от логопеда вопрос: «А где вы были всё это время?»
Может ли мама сама определить, нужен ли ребёнку логопед?
Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребёнок употребляет уже 3-4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами, понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трёх слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси мне чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. В это время ребёнок уже правильно произносит звуки: п , б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребёнка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстаёт от нормы. В речи трёхлетнего ребёнка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных в единственном и множественном числе, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырёхлетнего малыша уже встречаются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а так же ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р и л обычно появляются к 5-5,5 года. К пяти годам ребёнок усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (овощи, фрукты, одежда и т.д.) В словах уже не встречаются пропуски, замены, перестановки звуков, слогов; исключение составляют некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их использует в собственной речи.
Если ребёнок существенно отстаёт от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребёнка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно- с профилактической целью
Могут ли родители сами исправить речь ребёнка?
Несомненно трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребёнка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям речь ребёнка, например: Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя; Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения; Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребёнок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звук, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему - например, закрепить у ребёнка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особенное внимание уделяйте собственной речи, так как для детей от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего развития. Важно придерживаться следующих правил:
- нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребёнка;
- желательно, чтобы ваша речь была всегда чёткой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
- общаясь с ребёнком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями, оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить в доступной форме, но и проиллюстрировать на практике;
- следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
- ребёнка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздражённо поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие логопедии с элементами логоритмики в 1 классе Дифференциация С-Ш РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Логопедия"
Элементылогоритмики используются на занятиях логопедии для развития моторики, чувства ритма,развития четкой артикуляции, выразительности речи учащихся...
Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.
Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей....
Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.
Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....
14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"
Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...
Памятка для родителей "На беседу к логопеду"
Материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста. Содержит краткие ответы на самые распространённые вопросы родителей по проблемам речевого рзвития дошкольников....
Беседа как одна из форм и методов взаимодействия логопеда и семьи в условии консультационного пункта ДОО.
В данной статье рассматривается вопрос осознанного включения родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс в условии консультационного пункта ДОО....
Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям
Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям....