Учусь правильно говорить звук Щ.
консультация по теме

Яковлева Ольга Николаевна

Данный материал включает в себя описание положения органов артикуляции при произношении звука Щ и основные артикуляционные упражнения для звука Щ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

1.  При отсутствии звука щ

1. «Рупор»

Цель: вырабатывать умение слегка выдвигать вперед округленные губы.

Зубы сомкнуты, губы округлены и чуть выдвинуты вперед, верхние и нижние резцы видны.

2. «Наказать непослушный язык»

Цель: вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: пя-пя- пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 или 10.

3. «Приклей конфетку»

Цель: укрепить мышцы языка и отработать его подъем вверх.

Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить его к нёбу за верхними зубами.

4. «Чашечка»

Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении, прижимать его боковые края к верхним коренным зубам.

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Выполнять 3—4 раза.

5. «Кто дальше загонит мяч?»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку с поднесенной ко рту ладони.

6. «Фокус».

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать ему форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

2.  При межзубном сигматизме

1. «Трубочка»

Цель: развивать круговые мышцы губ.

Губы сомкнуть и вытянуть в виде трубочки вперед. Удерживать их в таком положении 10—15 с.

2. «Хоботок».

Цель: развивать круговые мышцы губ.

3. «Лошадка»

Цель: учить растягивать подъязычную связку языка.

Присосать кончик языка к нёбу. Производить пощелкивание, напоминающее цокот лошадиных копыт, с изменением темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10— 15 раз.

4. «Грибок»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей полостью к нёбу, широко открыть рот. Выполнять 5—6 раз

5. «Маляр»

Цель: разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов и обратно. Выполнять в медленном темпе 5—6 раз

6. «Дятел»

Цель: разрабатывать подвижность кончика языка.

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом произносить звук [д], подражая дятлу: д-д-д-д-д. Выполнять 15—20 с.

      7. «Гармошка»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская его, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении

       8. «Фокус»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать ему форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Опорным звуком является звук [т].

При боковом сигматизме

1. «Рупор».

2. «Катание шарика»

Цель: укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты, язык делает круговые движения с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5—6 кругов), затем против (5—6 кругов). Скорость движения языка можно менять.

3. «Желобок»

Цели: вырабатывать умение управлять направленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка.

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3—4 раза по 5—7 с.

4. «Фокус».

5. «Чашечка»

Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении, прижимать его боковые края к верхним коренным зубам.

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Выполнять 3—4 раза.

6. «Грибок»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей полостью к нёбу, широко открыть рот. Выполнять 5—6 раз.

При носовом сигматизме

1. «Хоботок».

2. «Рупор».

3. «Наказать непослушный язык».

4. «Сделать язык широким».

5. «Вкусное варенье»

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и его положение, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произношении звука [ш].

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

6. «Грибок».

7. «Фокус».

При губно-зубном парасигматизме

1. «Рупор».

2. «Шторки»

Цель: развивать подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции на другую.

Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывая верхние. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая верхние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние. Выполнять 5—6 раз.

3. «Сделать язык широким»

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 или 10.

4. «Грибок».

5. «Вкусное варенье».

6. «Гармошка».

7. «Фокус».

При призубном парасигматизме

1. «Трубочка».

2. «Хоботок».

3. «Кто дальше загонит мяч?».

4. «Фокус».

5. «Грибок».

6. «Маляр».

7. «Утюжок»

Цель: разрабатывать подвижность кончика языка.

Широко открыть рот. Широким кончиком языка поглаживать бугорки за верхними зубами: назад-вперед. Выполнять 20—25 раз.

При свистящем парасигматизме

1. «Рупор».

2. «Настроение»

Цель: вырабатывать подвижность губ.

Губы растянуты в улыбке, зубы соединены (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении (плохое настроение). Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).

3. «Сделать язык широким».

4. «Вкусное варенье».

5. «Маляр».

6. «Грибок».

7. «Качели»

Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию этих движений (вверх-вниз).

Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15—20 раз.

Источник:

  1. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношения», издательский дом «Литера», 2009.
  2. Шаблыко Е.И. «Коррекция нарушений произношения шипящих звуков», творческий центр «Сфера», 2013.


Предварительный просмотр:

Звук [щ]

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произношении

Губы вытянуты вперед и округлены. Зубы сближены и обнажены.

Кончик языка поднят до уровня верхних резцов. Передняя часть спинки языка несколько прогибается. Средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед.

Нёбная занавеска поднята.

Голосовые складки разомкнуты.

Воздушная струя сильная, проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым нёбом и между кончиком языка и передними зубами или альвеолами.

Источник:

  1. Шаблыко Е.И. «Коррекция нарушений произношения шипящих звуков», творческий центр «Сфера», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по логоритмике "Буратино учится правильно говорить"

Данный материал может быть интересен педагогами, которые занимаются развитием речи дошкольников. Конспект занятия составлен таким образом, чтобы дети могли совершенствовать свою речь в игровой, творче...

Учусь правильно говорить звук Ш.

Данный материал включает в себя описание положения органов артикуляции при произношении звука Ш и основные артикуляционные упражнения для звука Ш (при отсутствии звука Ш,боковом,межзубном, носовом сиг...

УЧИТЕ РЕБЁНКА ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО Из статьи С.А. Мироновой, кандидата педагогических наук

Рекомендации родителям по развитию речи своего ребёнка, наблюдение за нормальным развитием и отклонениями. Своевременное выявление заикания. Некоторые приёмы преодоления заикания....

Учимся правильно говорить

В презентации представлены предложения с грамматическими ошибками, учащиеся должны найти их и исправить....

Родительское собрание "Учите детей говорить правильно" в группе детей 4-5 лет

Материал содержит конспект родительского собрания на тему "Учите детей говорить правильно". Данный материал поможет познакомить родителей с развитием речи у детей в норме, а также позво...

Конспект ООД "Учимся правильно говорить"

Цель: - формирование грамматически правильной речи, расширение словарного запаса воспитанников;Задачи:- закрепление навыков артикуляции;- развитие артикуляционной моторики с приёмами биоэнергопластики...

Рекомендации родителям "Учим правильно говорить".

Рекомендации родителям от учителя-логопеда....