Школьное родительское собрание "Семья и школа как педагогическая система и партнёры"
методическая разработка по теме

Реизова Елена Николаевна

Методическая разработка содержит ряд важных вопросов по вышеуказанной теме и предлагает пути их решения. Например, функции семьи и школы, права и обязанности участников образовательного процесса, варианты решения текущих проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnoe_rod.sobranie_semya_i_shkola_kak_partnyory.rar1.09 МБ

Предварительный просмотр:

14.12.2011.

Родительское собрание "Семья как педагогическая система и партнер школы"

(для родителей учащихся 5-11 классов)

Конакова Е.Н., заместитель директора по воспитательной работе

1. Песня в исп. Валентина Никулина «Прежде всего мы родители…»

2. Сценка «Противоречивый диалог» в исп. уч-ся (см.Приложение 1.)

Вед. Стоп! Ничья! Как часто нам приходится сталкиваться с подобными ситуациями. Так чьи же всё-таки это дети – ваши дети или наши ученики?!

От родителей приходится слышать такие упрёки: «И чему вас только в школе учат!» А мы вспоминаем старинную русскую поговорку: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»!

Но вспомните, объект наших споров – ещё не сформировавшаяся, впитывающая в себя всё, как губка, развивающаяся личность. А ещё А.С.Макаренко говорил: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. И на первом месте – родители и педагоги!»

И тема нашего сегодняшнего собрания "Семья как педагогическая система и партнер школы".

СЛАЙД 2. , он также содержит проблему, несмотря на время высказывания (19 век), на сегодняшний день актуален.

Хотелось бы затронуть следующие моменты.

СЛАЙД 3.                                       ПЛАН.

1. «Семья – ячейка общества».

 (Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 47. )

2. Основные функции семьи.

3. Социальная и юридическая ответственность семьи и школы.

4. Основные направления и проблемы воспитательной работы школы.

5. Пути взаимодействия, или залог успешности педагогического альянса.

Своё выступление поначалу я планировала как информативное, НО  по мере подготовки я всё больше убеждалась, что мы будем говорить о назревших проблемах.

Сегодня современная  семья (особенно молодая) обладает довольно высоким уровнем информационной, но относительно низким уровнем психолого-педагогической компетентности.

Как правило, у каждой школы есть своё представление о своих приоритетах в образовании и  воспитании детей.

 Удовлетворить запросы всех невозможно. «Самое смешное желание – нравиться всем» (Гёте)

Но вот о воспитании – вещи весьма щекотливой, и поэтому трудной, говорить тяжелее.

СЛАЙД 4, 5.

1. Семья – ячейка общества.

  1. Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
  2. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
  3. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Семья – первоначальная и естественная среда жизни и развития ребёнка, структурная основа общества.

СЛАЙД 6.

Участие родителей в развитии личности ребёнка определяется рядом параметров:

  1. Социокультурный зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.
  2. Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе.
  3. Технико-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни.
  4. Демографический определяется структурой семьи.

СЛАЙД 7.

2. Основные функции семьи.

  1. Репродуктивная функция 
  2. Воспитательная функция 
  3. Бытовая функция 
  4. Коммуникативная функция 
  5. Здоровьесберегающая функция
  6. Духовно-нравственная
  7. Образовательная функция
  8. Просветительская функция
  9. Защитная функция
  10. Трудовая функция

СЛАЙД 8.

Репродуктивная функция

Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.

Семья держится засчёт продолжения рода, внутриродовых связях. Ребёнок должен знать родственников по линии мамы и папы, общаться с ними. А вы сами, например, знаете своих предков, ну, например, до 4-го колена? Какая же связь поколений! Передача духовных ценностей и добрых традиций!? Представьте, ваши внуки ничего не будут знать о ваших папе и маме!  Когда мы беседуем с ребенком о его будущем, мы говорим: «Вот ты вырастешь, у тебя будут свои дети, ты расскажешь им о нас, о своих бабушках и дедушках».

СЛАЙД 9.

Воспитательная функция  важнейшая функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения.

В старину люди говорили: «Не та мать, что во чреве выносила, а та, что воскормила да в люди вывела».

  1. Воспитание – это управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий.

  1. формирование личности ребенка;
  2. систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни;
  3. постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи.

Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта.

СЛАЙД 10.

Бытовая функция 

  1. создание благоприятных бытовых условий для жизни и развития ребёнка;
  2. передача опыта ведения домашнего хозяйства, посвящение в сведения о доходах и расходах семьи;
  3. формирование понятий о распределении семейных обязанностей для каждого члена семьи.

СЛАЙД 11.

Коммуникативная функция 

  1. усвоение норм общения и взаимоотношений с членами семьи;
  2. усвоение норм поведения с разными членами общества (друзьями, одноклассниками, учителями, соседями и т.д.);
  3. определение характера отношений и стиля общения с окружающими людьми;
  4. выбор модели поведения в разных ситуациях.

СЛАЙД 12.

Здоровьесберегающая функция

  1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребёнка;
  2. забота о его гармоничном развитии;
  3. пример здорового образа жизни членов семьи.

СЛАЙД 13.

Духовно-нравственная.

1.        Важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности.

  1. Связь поколений через семейные традиции
  2. Передача духовных ценностей
  3. Знание истории своих предков, своей родословной
  4. Приобщение к общечеловеческим моральным ценностям
  5. Усвоение определённых нравственных категорий

СЛАЙД 14.

Образовательная функция

первые представления о мире;

забота о получении дошкольного, затем школьного образования.

СЛАЙД 15.

Просветительская функция

  1. формирование у ребёнка первичных представлений об окружающем мире, законах его существования;
  2. половое просвещение.

   В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям.  Для позитивного развития человек нуждается в общественном признании, общественной оценке. Стремясь хорошо заботиться о детях, дать им полноценное воспитание, родители осознают свою ценность. А дети, в свою очередь, отвечают благодарностью…

Анекдот. Сын спрашивает: «Мам, а почему войны на земле бывают?» - Ой, сынок, мне некогда, иди у папы спроси, он лучше должен знать. «Пап, из-за чего войны бывают?» Отец начинает объяснять… Мать вмешивается: «Ну, что ерунду говоришь! Ты же мужчина, не можешь ребёнку объяснить, что такое война, и отчего она бывает!»  Папа: «А ты не лезь, раз отправила ребёнка ко мне, пусть слушает!»  Ребёнок: «Хватит, не надо! Я понял, как войны начинаются!»

Ну и если говорить о средствах массовой информации, нужно объединить просветительскую и защитную функции. Мало того, что родители должны знать содержание телепередач, фильмов, которые смотрит их ребёнок, информацию о компьютерных играх, должны научить ребёнка правильно использовать этот канал получения информации, либо оградить его от вредного воздействия таокй информации, которая составляет угрозу его психическому и психологическому здоровью.

СЛАЙД 16.

Защитная функция

  1. Защитная функция - функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.
  2. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями.
  3. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму.
  4. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей.

СЛАЙД 17.

Трудовая функция

  1. распределение трудовых обязанностей в семье;
  2. закрепление за каждым членом семьи определённой трудовой роли;
  3. осознание того, что труд – необходимое условие существования всего человечества;
  4. творческий характер труда;
  5. усвоение истины, что учёба тоже труд.

В школу ребёнок уже приходит с сформированными представлениями о значении и назначении труда в жизни человечества.

СЛАЙД 18, 19.

Несомненно, семья, как любая другая система, проходит несколько этапов в своём развитии.

 СЛАЙД 20, 21,22.

3. Социальная и юридическая ответственность семьи

(к п.5.35.)  

Очень остро в последнее время стоит проблема неполных семей. С каждым годом их число растёт. Увеличивается и количество детей, находящихся в социально опасном положении. Если в прошлом году на ВШУ состояло 3 человека,  на начало данного учебного года – 6. В прошлом году по ст.5.35. была наказана 1 семья, в этом году – уже 2.

СЛАЙД 23, 24.

Создавая свою воспитательную систему, школа постоянно меняет формы работы с детьми. Ни одна воспитательная система не может создаться за год, три и даже пять лет. Как и семейная воспитательная система, школьная меняется, развивается, приобретая новый опыт и определённый статус.

Так в школе в прошлом учебном году были разработаны комплексные целевые программы воспитания по разным направлениям:

Комплексные целевые программы

1. «Как слово наше отзовётся» ДНВ

2. «Патриот» ГПВ

3. «Семья и школа как партнёры» программа сотрудничества

4. «Подросток» КЦП профилактики безнадзорности, правонарушений, и преступлений среди н/л.

5. Программа «Здоровое поколение» находится в стадии коррекции.

СЛАЙД 26.  4. Основные направления работы школы.

1. Образовательные услуги:

  1. получение основных знаний по предметам, предусмотренным базисным планом (в соответствии с законом «Об образовании»);
  2. получение дополнительного образования по интересам обучающихся.

2. Воспитательная работа:                         Образование  =

                                                Воспитание + Обучение

  1. здоровьесберегающее
  2. духовно-нравственное
  3. гражданско-патриотическое
  4. художественно-эстетическое
  5. трудовое

Почему на 1-ом месте стоит здоровбесберегающее направление, я думаю, объяснять не нужно, после того, как вы посмотрите на эти цифры.

 

слайд 27,28,29.

3. Результаты медицинского осмотра учащихся

Начальная школа

Среднее звено

Старшие классы

Группы здоровья (%)

I гр.

64

25 %

43

17,6 %

11

23,9 %

II гр.

116

45 %

129

53 %

20

43,4 %

III гр.

74

28,9 %

70

29 %

14

30,4 %

IV гр.

1

0,3 %

__

__

__

__

V гр.

1

0,3 %

1

0,4 %

1

0,2 %


Заболевания

(%)

Общая заболеваемость

ОРЗ и ОРВИ

5 %

5,2 %

5,8 %

Заболевания дыхательной системы

14

5,5 %

18

7,4 %

7

15,2 %

Заболевания сердечно-сосудистой системы

12

4,6 %

10

4,1 %

_

_

ЦНС

45

17,5 %

54

22,2 %

6

13 %

Нарушение зрения

30

11,7 %

69

28,3 %

18

39,1 %

ОДА (опорно-двигательный аппарат)

45

17,5 %

67

27,5 %

21

45,6 %

Эндокринные заболевания

29

11,3 %

26

10,6 %

7

15,2 %

Гастроэнторологические заболевания

14

5,4 %

22

9,05 %

12

26 %

СЛАЙД 30.

Что делает школа в этом направлении?    СЛАЙД 31, 32, 33.

СЛАЙД 34.

Здоровье детей зависит и от того, какую одежду они носят, насколько она безвредна, комфортна, удобна для осуществления полноценного образовательного процесса. В 90-е годы, когда в магазинах не было не только одежды, но и продуктов, было принято решение в школах одеваться ученикам в то, что позволяла развивающаяся рыночная и «челночная» экономика. До сих пор мы пожинаем плоды этой этической и эстетической деградации. Майки с надписями, пауками, скелетами, джинсы, сковывающие движения, и неприемлемые для делового стиля, распущенные волосы у девочек, будто только что вставших с кровати и не успевших расчесаться…- вот далеко не полный перечень пестроцветья сегоднящних учеников. Многие приходят в школу демонстрировать новые наряды, туфли на высоком каблуке, мини-юбки  длиной 34 см от бедра.

СЛАЙД 36.

Анкета.

1. Что означают перечисленные понятия: совесть, долг, честь, любовь, дружба.

2. Продолжи  предложения: 1) Семья – это…

                                                 2) Мне бывает стыдно, когда…

                                                 3) Свобода – это…

                                                 4) Когда у меня будут дети, я расскажу им…

                                                 5) Счастье – это…

                                                 6) Я горжусь…

                                                 7) Для меня неприемлемо…

                                                 8) Самое важное сейчас для меня – это…

                                                 9) Три качества, которые я прежде всего ценю в человеке – это…

3. Мне очень понравилась книга, которую я прочитал(а)… (когда? о чём?)

4. Один из моих любимых фильмов…

5. Мои любимые телеканалы и телепередачи:

СЛАЙД 37-41.

5. Пути взаимодействия, или залог успешности педагогического альянса.
Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему

5. Принцип меры.

  1. Основная и единственная цель альянса – организовать воспитательное пространство для гармоничного развития детей.
  2. Не форсировать развитие и углубление взаимоотношений «семья-школа»
  3. Не перекладывать свои обязанности друг на друга (не выходить за пределы своих воспитательных функций)
  4. Взаимно признавать автономию школы и семьи, считая единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью – просьбу.
  5. Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации при любых обстоятельствах
  6. Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства, ставя педагогический акцент на отношение к этим обстоятельствам.
  7. Не укорять семью в присутствии ребёнка, не порицать детей в присутствии родителей – всегда помнить: они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь.
  8. Апеллировать к разуму ребёнка как субъекту деятельности и поведения, не создавать на него двойного давления семьи и школы.

При проектировании  сотрудничества с родителями складывается как минимум два направления:

  1. Работа, направленная на помощь родителям в воспитании и образовании их детей;
  2. Работа, направленная на стимулирование (получение ) помощи от семьи.

Система работы с семьёй включает шесть направлений:

  1. Изучение
  2. Совместная деятельность
  3. Обучение
  4. Консультирование
  5. Просвещение
  6. Информирование

Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а  скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.

Принятие решения.

(Тихо включается песня в исполнении Валентина Никулина, которая звучала вначале)

И в заключении хотелось бы напомнить мудрые слова песни: «Хотите ли вы, не хотите ли, но дело, товарищи, в том, что прежде всего мы родители, а всё остальное потом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Семья как педагогическая система и партнер школы"

Семья - это социально-педагогическая система, как и детский сад, школа, внешкольные воспитательно-образовательные учреждения и другие. Александров и Иванкова выделяют следующие элементы семьи, к...

Методическая разработка родительского собрания на тему " Социально - педагогические основы взаимодействия семьи и школы".

Данное родительское собрание разработано и проводится с целью педагогического просвещения родителей как оказание им помощи в создании  благоприятной образовательной среды в семье. Формирование ак...

Проблемы подготовки учащихся старшего школьного возраста к прохождению военной службы в системе физического воспитания общеобразовательной школы

Базовым фактором определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья....

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Для развития педагогической системы сельской школой необходимо знать элементы педагогической системы, оказывающие существенное воздействие, на ее функционирование и развитие; особенности сельско...

Педагогическая система учителя физической культуры МБОУ «Баскаковская средняя школа» Шибаевой В.Д. по теме: «Развитие физических качеств обучающихся на уроках и во внеурочное время с целью высокой результативности по сдаче норм ГТО.

Педагогическая система учителя физической культуры МБОУ «Баскаковская средняя школа» Шибаевой В.Д. по теме: «Развитие физических качеств обучающихся на уроках и во внеурочное время с...