Школьное родительское собрание "Семья и школа как педагогическая система и партнёры"
методическая разработка по теме
Методическая разработка содержит ряд важных вопросов по вышеуказанной теме и предлагает пути их решения. Например, функции семьи и школы, права и обязанности участников образовательного процесса, варианты решения текущих проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
14.12.2011.
Родительское собрание "Семья как педагогическая система и партнер школы"
(для родителей учащихся 5-11 классов)
Конакова Е.Н., заместитель директора по воспитательной работе
1. Песня в исп. Валентина Никулина «Прежде всего мы родители…»
2. Сценка «Противоречивый диалог» в исп. уч-ся (см.Приложение 1.)
Вед. Стоп! Ничья! Как часто нам приходится сталкиваться с подобными ситуациями. Так чьи же всё-таки это дети – ваши дети или наши ученики?!
От родителей приходится слышать такие упрёки: «И чему вас только в школе учат!» А мы вспоминаем старинную русскую поговорку: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»!
Но вспомните, объект наших споров – ещё не сформировавшаяся, впитывающая в себя всё, как губка, развивающаяся личность. А ещё А.С.Макаренко говорил: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. И на первом месте – родители и педагоги!»
И тема нашего сегодняшнего собрания "Семья как педагогическая система и партнер школы".
СЛАЙД 2. , он также содержит проблему, несмотря на время высказывания (19 век), на сегодняшний день актуален.
Хотелось бы затронуть следующие моменты.
СЛАЙД 3. ПЛАН.
1. «Семья – ячейка общества».
(Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 47. )
2. Основные функции семьи.
3. Социальная и юридическая ответственность семьи и школы.
4. Основные направления и проблемы воспитательной работы школы.
5. Пути взаимодействия, или залог успешности педагогического альянса.
Своё выступление поначалу я планировала как информативное, НО по мере подготовки я всё больше убеждалась, что мы будем говорить о назревших проблемах.
Сегодня современная семья (особенно молодая) обладает довольно высоким уровнем информационной, но относительно низким уровнем психолого-педагогической компетентности.
Как правило, у каждой школы есть своё представление о своих приоритетах в образовании и воспитании детей.
Удовлетворить запросы всех невозможно. «Самое смешное желание – нравиться всем» (Гёте)
Но вот о воспитании – вещи весьма щекотливой, и поэтому трудной, говорить тяжелее.
СЛАЙД 4, 5.
1. Семья – ячейка общества.
- Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
- Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
- Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.
Семья – первоначальная и естественная среда жизни и развития ребёнка, структурная основа общества.
СЛАЙД 6.
Участие родителей в развитии личности ребёнка определяется рядом параметров:
- Социокультурный зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.
- Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе.
- Технико-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни.
- Демографический определяется структурой семьи.
СЛАЙД 7.
2. Основные функции семьи.
- Репродуктивная функция
- Воспитательная функция
- Бытовая функция
- Коммуникативная функция
- Здоровьесберегающая функция
- Духовно-нравственная
- Образовательная функция
- Просветительская функция
- Защитная функция
- Трудовая функция
СЛАЙД 8.
Репродуктивная функция
Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.
Семья держится засчёт продолжения рода, внутриродовых связях. Ребёнок должен знать родственников по линии мамы и папы, общаться с ними. А вы сами, например, знаете своих предков, ну, например, до 4-го колена? Какая же связь поколений! Передача духовных ценностей и добрых традиций!? Представьте, ваши внуки ничего не будут знать о ваших папе и маме! Когда мы беседуем с ребенком о его будущем, мы говорим: «Вот ты вырастешь, у тебя будут свои дети, ты расскажешь им о нас, о своих бабушках и дедушках».
СЛАЙД 9.
Воспитательная функция – важнейшая функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения.
В старину люди говорили: «Не та мать, что во чреве выносила, а та, что воскормила да в люди вывела».
- Воспитание – это управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий.
- формирование личности ребенка;
- систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни;
- постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи.
Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта.
СЛАЙД 10.
Бытовая функция
- создание благоприятных бытовых условий для жизни и развития ребёнка;
- передача опыта ведения домашнего хозяйства, посвящение в сведения о доходах и расходах семьи;
- формирование понятий о распределении семейных обязанностей для каждого члена семьи.
СЛАЙД 11.
Коммуникативная функция
- усвоение норм общения и взаимоотношений с членами семьи;
- усвоение норм поведения с разными членами общества (друзьями, одноклассниками, учителями, соседями и т.д.);
- определение характера отношений и стиля общения с окружающими людьми;
- выбор модели поведения в разных ситуациях.
СЛАЙД 12.
Здоровьесберегающая функция
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребёнка;
- забота о его гармоничном развитии;
- пример здорового образа жизни членов семьи.
СЛАЙД 13.
Духовно-нравственная.
1. Важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности.
- Связь поколений через семейные традиции
- Передача духовных ценностей
- Знание истории своих предков, своей родословной
- Приобщение к общечеловеческим моральным ценностям
- Усвоение определённых нравственных категорий
СЛАЙД 14.
Образовательная функция
первые представления о мире;
забота о получении дошкольного, затем школьного образования.
СЛАЙД 15.
Просветительская функция
- формирование у ребёнка первичных представлений об окружающем мире, законах его существования;
- половое просвещение.
В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Для позитивного развития человек нуждается в общественном признании, общественной оценке. Стремясь хорошо заботиться о детях, дать им полноценное воспитание, родители осознают свою ценность. А дети, в свою очередь, отвечают благодарностью…
Анекдот. Сын спрашивает: «Мам, а почему войны на земле бывают?» - Ой, сынок, мне некогда, иди у папы спроси, он лучше должен знать. «Пап, из-за чего войны бывают?» Отец начинает объяснять… Мать вмешивается: «Ну, что ерунду говоришь! Ты же мужчина, не можешь ребёнку объяснить, что такое война, и отчего она бывает!» Папа: «А ты не лезь, раз отправила ребёнка ко мне, пусть слушает!» Ребёнок: «Хватит, не надо! Я понял, как войны начинаются!»
Ну и если говорить о средствах массовой информации, нужно объединить просветительскую и защитную функции. Мало того, что родители должны знать содержание телепередач, фильмов, которые смотрит их ребёнок, информацию о компьютерных играх, должны научить ребёнка правильно использовать этот канал получения информации, либо оградить его от вредного воздействия таокй информации, которая составляет угрозу его психическому и психологическому здоровью.
СЛАЙД 16.
Защитная функция
- Защитная функция - функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.
- В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями.
- В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму.
- В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей.
СЛАЙД 17.
Трудовая функция
- распределение трудовых обязанностей в семье;
- закрепление за каждым членом семьи определённой трудовой роли;
- осознание того, что труд – необходимое условие существования всего человечества;
- творческий характер труда;
- усвоение истины, что учёба тоже труд.
В школу ребёнок уже приходит с сформированными представлениями о значении и назначении труда в жизни человечества.
СЛАЙД 18, 19.
Несомненно, семья, как любая другая система, проходит несколько этапов в своём развитии.
СЛАЙД 20, 21,22.
3. Социальная и юридическая ответственность семьи
(к п.5.35.)
Очень остро в последнее время стоит проблема неполных семей. С каждым годом их число растёт. Увеличивается и количество детей, находящихся в социально опасном положении. Если в прошлом году на ВШУ состояло 3 человека, на начало данного учебного года – 6. В прошлом году по ст.5.35. была наказана 1 семья, в этом году – уже 2.
СЛАЙД 23, 24.
Создавая свою воспитательную систему, школа постоянно меняет формы работы с детьми. Ни одна воспитательная система не может создаться за год, три и даже пять лет. Как и семейная воспитательная система, школьная меняется, развивается, приобретая новый опыт и определённый статус.
Так в школе в прошлом учебном году были разработаны комплексные целевые программы воспитания по разным направлениям:
Комплексные целевые программы
1. «Как слово наше отзовётся» ДНВ
2. «Патриот» ГПВ
3. «Семья и школа как партнёры» программа сотрудничества
4. «Подросток» КЦП профилактики безнадзорности, правонарушений, и преступлений среди н/л.
5. Программа «Здоровое поколение» находится в стадии коррекции.
СЛАЙД 26. 4. Основные направления работы школы.
1. Образовательные услуги:
- получение основных знаний по предметам, предусмотренным базисным планом (в соответствии с законом «Об образовании»);
- получение дополнительного образования по интересам обучающихся.
2. Воспитательная работа: Образование =
Воспитание + Обучение
- здоровьесберегающее
- духовно-нравственное
- гражданско-патриотическое
- художественно-эстетическое
- трудовое
Почему на 1-ом месте стоит здоровбесберегающее направление, я думаю, объяснять не нужно, после того, как вы посмотрите на эти цифры.
слайд 27,28,29.
3. Результаты медицинского осмотра учащихся
Начальная школа | Среднее звено | Старшие классы | |||||
Группы здоровья (%) | I гр. | 64 | 25 % | 43 | 17,6 % | 11 | 23,9 % |
II гр. | 116 | 45 % | 129 | 53 % | 20 | 43,4 % | |
III гр. | 74 | 28,9 % | 70 | 29 % | 14 | 30,4 % | |
IV гр. | 1 | 0,3 % | __ | __ | __ | __ | |
V гр. | 1 | 0,3 % | 1 | 0,4 % | 1 | 0,2 % | |
(%) | Общая заболеваемость | ||||||
ОРЗ и ОРВИ | 5 % | 5,2 % | 5,8 % | ||||
Заболевания дыхательной системы | 14 | 5,5 % | 18 | 7,4 % | 7 | 15,2 % | |
Заболевания сердечно-сосудистой системы | 12 | 4,6 % | 10 | 4,1 % | _ | _ | |
ЦНС | 45 | 17,5 % | 54 | 22,2 % | 6 | 13 % | |
Нарушение зрения | 30 | 11,7 % | 69 | 28,3 % | 18 | 39,1 % | |
ОДА (опорно-двигательный аппарат) | 45 | 17,5 % | 67 | 27,5 % | 21 | 45,6 % | |
Эндокринные заболевания | 29 | 11,3 % | 26 | 10,6 % | 7 | 15,2 % | |
Гастроэнторологические заболевания | 14 | 5,4 % | 22 | 9,05 % | 12 | 26 % |
СЛАЙД 30.
Что делает школа в этом направлении? СЛАЙД 31, 32, 33.
СЛАЙД 34.
Здоровье детей зависит и от того, какую одежду они носят, насколько она безвредна, комфортна, удобна для осуществления полноценного образовательного процесса. В 90-е годы, когда в магазинах не было не только одежды, но и продуктов, было принято решение в школах одеваться ученикам в то, что позволяла развивающаяся рыночная и «челночная» экономика. До сих пор мы пожинаем плоды этой этической и эстетической деградации. Майки с надписями, пауками, скелетами, джинсы, сковывающие движения, и неприемлемые для делового стиля, распущенные волосы у девочек, будто только что вставших с кровати и не успевших расчесаться…- вот далеко не полный перечень пестроцветья сегоднящних учеников. Многие приходят в школу демонстрировать новые наряды, туфли на высоком каблуке, мини-юбки длиной 34 см от бедра.
СЛАЙД 36.
Анкета.
1. Что означают перечисленные понятия: совесть, долг, честь, любовь, дружба.
2. Продолжи предложения: 1) Семья – это…
2) Мне бывает стыдно, когда…
3) Свобода – это…
4) Когда у меня будут дети, я расскажу им…
5) Счастье – это…
6) Я горжусь…
7) Для меня неприемлемо…
8) Самое важное сейчас для меня – это…
9) Три качества, которые я прежде всего ценю в человеке – это…
3. Мне очень понравилась книга, которую я прочитал(а)… (когда? о чём?)
4. Один из моих любимых фильмов…
5. Мои любимые телеканалы и телепередачи:
СЛАЙД 37-41.
5. Пути взаимодействия, или залог успешности педагогического альянса.
Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему
5. Принцип меры.
- Основная и единственная цель альянса – организовать воспитательное пространство для гармоничного развития детей.
- Не форсировать развитие и углубление взаимоотношений «семья-школа»
- Не перекладывать свои обязанности друг на друга (не выходить за пределы своих воспитательных функций)
- Взаимно признавать автономию школы и семьи, считая единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью – просьбу.
- Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации при любых обстоятельствах
- Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства, ставя педагогический акцент на отношение к этим обстоятельствам.
- Не укорять семью в присутствии ребёнка, не порицать детей в присутствии родителей – всегда помнить: они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь.
- Апеллировать к разуму ребёнка как субъекту деятельности и поведения, не создавать на него двойного давления семьи и школы.
При проектировании сотрудничества с родителями складывается как минимум два направления:
- Работа, направленная на помощь родителям в воспитании и образовании их детей;
- Работа, направленная на стимулирование (получение ) помощи от семьи.
Система работы с семьёй включает шесть направлений:
- Изучение
- Совместная деятельность
- Обучение
- Консультирование
- Просвещение
- Информирование
Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.
Принятие решения.
(Тихо включается песня в исполнении Валентина Никулина, которая звучала вначале)
И в заключении хотелось бы напомнить мудрые слова песни: «Хотите ли вы, не хотите ли, но дело, товарищи, в том, что прежде всего мы родители, а всё остальное потом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собраниеСемья как фактор укрепления духовно – нравственного и социального здоровья детей
Собрание подготовлено для родителей учащихся 5-6 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/02/picture-179755-1370164502.jpg)
Родительское собрание "Семья как педагогическая система и партнер школы"
Семья - это социально-педагогическая система, как и детский сад, школа, внешкольные воспитательно-образовательные учреждения и другие. Александров и Иванкова выделяют следующие элементы семьи, к...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-10928-1394559763.jpg)
Описание опыта работы по реализации проекта «Создание модели педагогической системы общественно активной школы как механизма реализации федеральных государственных образовательных стандартов»
Содержание1. Актуальность опыта. Проблемный анализ…………………...32. Основные концептуальные положения………………………..53....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/07/picture-682031-1444228950.jpg)
Методическая разработка родительского собрания на тему " Социально - педагогические основы взаимодействия семьи и школы".
Данное родительское собрание разработано и проводится с целью педагогического просвещения родителей как оказание им помощи в создании благоприятной образовательной среды в семье. Формирование ак...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/06/picture-414546-1394085621.jpg)
Проблемы подготовки учащихся старшего школьного возраста к прохождению военной службы в системе физического воспитания общеобразовательной школы
Базовым фактором определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-842052-1478102258.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Для развития педагогической системы сельской школой необходимо знать элементы педагогической системы, оказывающие существенное воздействие, на ее функционирование и развитие; особенности сельско...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/24/picture-1057671-1537812375.jpg)
Педагогическая система учителя физической культуры МБОУ «Баскаковская средняя школа» Шибаевой В.Д. по теме: «Развитие физических качеств обучающихся на уроках и во внеурочное время с целью высокой результативности по сдаче норм ГТО.
Педагогическая система учителя физической культуры МБОУ «Баскаковская средняя школа» Шибаевой В.Д. по теме: «Развитие физических качеств обучающихся на уроках и во внеурочное время с...