Как преодолеть страх перед экзаменами
статья (11 класс) по теме

Криворотова Ольга Владимировна

Методика преодоления страха,снижения тревожности в период подготовки к экзаменам,которая помогает успокоиться,настроиться и сконцентрироваться перед экзаменами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege_11_-_kopiya.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНАМИ.

Экзамены представляют  собой нелегкую и неприятную, но неизбежную составную часть нашей жизни. В школе мы сталкиваемся с экзаменационной ситуацией при выполнении каждой классной работы и при устном ответе.

Многим знакомы и такие ситуации, которые вначале не выглядят как экзамен, но от которых бросает в дрожь.

Психотехнические навыки, полученные старшеклассниками в процессе обучения стратегиям совладания в стрессовых ситуациях, не только повышают эффективность подготовки к сдаче  экзаменов, но и  способствуют  развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

  1. Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках»

Для снятия напряжения необходимо начать с плавного вращения глазами – дважды в одном направлении, а затем дважды в другом направлении. Зафиксировать внимание на отдельном предмете, а затем переключить его на предмет, расположенный поблизости. Нахмуриться, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабиться. После этого широко зевнуть несколько раз. Расслабить шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднять плечи до уровня ушей и медленно опустить. Расслабить запястья и поводить ими. Сжать и разжать кулаки, расслабляя кисти рук. Затем сделать три глубоких вдоха, мягко прогнуться в позвоночнике вперед – назад и из стороны в сторону. Напрячь и расслабить ягодицы, а затем икры ног. Покрутить ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сжать пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторить это упражнение три раза.

Таким образом, организм освободиться от напряжения в 12 основных точках.

2.

 Упражнение «Антистрессовая релаксация» (рекомендовано Всемирной организацией здравоохранения)

Упражнение выполнять поэтапно:

  1. Лечь или сесть поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении (одежда не должна стеснять ваших движений).
  2. Закрыть глаза, дышать медленно и глубоко. Сделать вдох и примерно на 10 секунд задержать дыхание. Выдыхать не торопясь, следить за расслаблением и мысленно говорить себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторить эту процедуру 5-6 раз. Затем отдохнуть 20 секунд.
  3. Волевым усилием сокращать отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживать до 10 секунд, потом расслабить мышцы. Таким образом пройтись по всему телу. Повторить данную процедуру трижды, отрешиться от всего от всего, думать о расслаблении мышц тела.
  4. Попробовать как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее от пальцев ног, через икры, бедра, туловище до головы. Повторять про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно».
  5. Представить себе, что ощущение расслабленности проникает во все части тела. Почувствовать, как напряжение покидает тело. Как расслабляются плечи, шея, лицевые мускулы (рот может быть приоткрыт). Наслаждаться испытываем ощущением около 30 секунд.
  6. Сосчитать до 10, мысленно говоря себе, что с каждой последующей мышцы все более расслабляются.
  7. Наступает «пробуждение». Сосчитать до 20. Говорите себе: «Когда я досчитаю до 20, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым».

Это упражнение рекомендуется выполнять 2-3 раза в неделю.

 «Механизм стресса»

        

Мини- лекция

 При стрессе увеличивается приток крови к сердцу и поперечно- полосатой мускулатуре, напрягаются мышцы, наряду с этим уменьшается приток крови к желудочно-кишечной системе и коже, т.е. происходит мобилизация организма, подготовка его к активным действиям. Если физической нагрузки нет, то подавляемые двигательные реакции способствуют увеличению нагрузки на сердце. При частом повторении таких случаев наступает психофизиологическая перегрузка, которая является основной причиной психосоматических заболеваний.

Также можно наблюдать учащение дыхания, мы можем испытывать холод, потение рук, сосущее чувство «под ложечкой» или даже ощущение тошноты.

Только когда симптомы становятся упорными или очень тяжелыми, мы говорим о своем состоянии как о тревоге.

Постоянное действие тревоги приводит к тому, что нервная активность сосредотачивается в основном в симпатической нервной системе, правом полушарии и стволе мозга. Остальные области мозга, особенно лобная доля левого полушария, могут быть частично блокированы. Во время стресса выделяются особые химические вещества (энкефалины), необходимые для уменьшения болевых ощущений. Они разрушают клетки мозга, особенно лимбической системы, непосредственно участвующей в обучении и запоминании. Адреналин, который выделяется во время стресса, активизирует организм на борьбу и бегство:

  1. рефлекс периферического зрения (сформирован в ходе эволюции и служит защитной реакцией во время опасности): внешние мышцы глаза становятся сильнее, а внутренние слабеют и растягиваются;
  2. рефлекс защиты ахиллова сухожилия, который способствует сокращению икроножной и камбаловидной мышц, вынуждая человека «ходить на полусогнутых» ногах. Это переносит центр тяжести тела на носки и напрягает спину и шею. Эволюционное значение этого рефлекса в том, чтобы в момент опасности быстро вскочить и убежать, не тратя время на сокращение мышц. Однако напряжение спины в течение длительного времени приводит к снижению притока спинномозговой жидкости в мозг и снижает его физиологическую активность.
  3. Нарушается проводимость мозолистого тела, ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а ведомое полушарие блокируется. Нарушается интеграция работы полушарий. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование.

Адреналин в организме обладает кумулятивным действием, и, не смотря на то, что какая-то одна стрессовая ситуация может не вызвать слишком большого дискомфорта, цепочка событий может привести к возникновению проблемы. Тогда может потребоваться всего один небольшой эпизод, чтобы ввергнуть человека в состояние тревоги. Истощение энергии (физической) на подсознательном уровне является одной из причин того, почему усталость и бессилие – столь частые симптомы тревоги и стресса. Одна из характерных особенностей этого рода усталости – то, что она не облегчается никаким количеством сна или отдыха.

Симптомы тревоги многообразны и различны:

  1. Неспособность сосредоточиться;
  2. Фрустрация;
  3. Ощущение беспокойства;
  4. Раздражительность;
  5. Нервозность;

-    Ощущение несчастья;

  1. Снижение аппетита;
  2. Потеря веса;
  3. Бессонница;
  4. Неприятные сны;
  5. Бессилие, несмотря на избыток сна;
  6. Головные боли;
  7. Головокружения;
  8. Потемнение в глазах;
  9. Слабость;
  10. Ощущение нехватки воздуха;
  11. Сердцебиение;
  12. Расстройство кишечника и мочеиспускания;

НЕРВНО-МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ

Нижняя часть ног. Ступни ног плотно стоят на полу. Подними так высоко пятки. Задержи их в таком положении и расслабься. Через 5-10 секунд повтори упражнение. Не отрывая пятки от пола, высоко подними носки как можно выше. И мягко расслабь. Повтори еще раз. Прислушайся к возникновению и распространению ощущения тепла и тяжести, которые наполняют ступни ног и поднимают выше, к коленям.

Бедра и живот. Вытяни ноги прямо перед собой, как можно прямее, оттягивая носки. Напряги их, как бы пытаясь достать до противоположной стены, а затем мягко расслабь мышцы. Ноги мягко опустятся на пол, от коленей вверх к туловищу начнет распространяться волна тепла. Мысленно остановись на этом ощущении.

Грудная клетка. Сделай глубокий вдох, как бы вдыхая весь воздух который тебя окружает. После небольшой задержки дыхания выдохни. Обрати внимание на разницу в ощущениях между периодами энергичного напряжения на вдохе и расслабления на выдохе. Почувствуй ощущение тепла внутри туловища, в верхней части живота.

Руки. Сожми плотно кисти в кулаки. Сделай это настолько сильно, насколько возможно. После нескольких мгновений расслабь их. Так широко раздвинь пальцы, задержи их в таком положении, сбрось напряжение.

Зафиксируй момент потепления и возникновения приятной тяжести в руках.

Плечи и шея. Упражнение состоит в пожимании плечами в вертикальном направлении. Мысленно попытайтесь достать до мочек ушей. После сильного напряжения мышц расслабься. Сконцентрируй внимание на возникающем ощущении размягченности, тепла.

Лицо.  Широко улыбнись, чтобы получилась «улыбка до ушей». Сбросив напряжение, через 5-10 секунд сожми губы в плотную трубочку. Мягко расслабив мышцы, почувствуй как в нижней части лица по щекам и к ушам распространяются волны приятного потепления: исчезнут остатки напряжения, нижняя челюсть тяжелеет, рот слегка приоткрыв. Крепко сожми веки, так крепко, как будто в них попало мыло. Расслабив мышцы, почувствуй, как глазные впадины наполняются теплом, в которых тонут неприятные ощущения усталости, боли перенапряжения.

Высоко поднять брови при закрытых глазах, как будто чем-то сильно удивлен. Сняв  напряжение, обрати внимание на то, как лоб разглаживается, становится ровным и «чистым».




РАССЛАБЛЕНИЕ

НОГИ

Пальцы ног

Ступни

Игры

Колени

Бедра

РУКИ

Пальцы рук

Кисти

Предплечья

Локти

Плечи

ТЕЛО

Плечи

Грудь

Живот

Поясница

Спина

ЛИЦО

Лоб

Глаза

Губы

Язык

Челюсть

Исследования психологов позволили сформулировать приемы запоминания текстов, последовательности цифр, алгоритмы повторения и приемы припоминания забытого материала.

Методы запоминания словесной информации.

Метод ключевых слов (выделение опорных пунктов).

Этот метод применяется при запоминании длинных текстов. Для этого запоминаемый текст разбивается на разделы. В каждом из них выделяются основные мысли и минимальное количество ключевых слов, которые необходимо связать между собой и запомнить. Таким образом, формируется некоторый «костяк» текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.

Метод Вильяма Аткинсона

(распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков).

Золотое правило хорошего запоминания – интеллектуальная работа с материалом.

Чтобы хорошего запомнить материал, в процессе работы необходимо задавать себе вопросы, касающиеся предмета:

  1. Его происхождение и корень.
  2. Причины его происхождения.
  3. Его качества и характерные черты.
  4. Предметы, связанные с ним.
  5. Его употребление и применение.
  6. Что он доказывает.
  7. Его результаты и следствия.
  8. Его конец и  возможная будущность.
  9. Ваше мнение о нем и причины этого мнения.

Это вопросы, считает Вильям Аткинсон, заставляют классифицировать, приводить в порядок, обсуждать, рассматривать и определять различные свойства, Такая система развивает способности припоминать, мыслить, изучать и наблюдать.

Метод 6 вопросов

«Кто? Что? Когда? Где? Как?» Этот метод используют на курсах журналистики в США. Он заключается в том, что при чтении любого текста необходимо задавать шесть вопросов: «Кто главные действующие лица? Что именно происходит? Когда и где происходит действие? Почему и как?» При этом надо время от времени записывать полученные ответы на бумаге.

Модификацией метода 6 вопросов является метод быстрой оценки информации. Он заключается в том, чтобы:

  1. бегло ознакомиться с текстом (просмотреть текст для выявления его главной мысли);
  2. задать вопросы (переформулировать подзаголовки, преобразовав их в вопросы, а затем при чтении текста искать на них ответы);
  3. сделать памятки в тексте (выявить его структурную композицию, при этом найти основные идеи, которые будут ответами на ваши вопросы);
  4. пересказать устно или про себя эти идеи одну за другим. Зафиксировать их кратко на бумаге:
  5. повторно просмотреть текст (вновь акцентируя внимание на основных идеях и порядке их изложения, т.е. внутренней структуре текста).

В результате должен получиться общий профиль, который нужно дополнить существенными деталями. Сравнить свои заметки с текстом, чтобы закрепить его усвоение. Обратите внимание на то, что вы забыли, а также на то, что вспомнили. Сделайте выводы: удалось ли вам найти ответы на все вопросы, выяснили ли вы точку зрения автора, есть ли у автора противоречия, предрассудки, ошибочные суждения и т.п. Попробуйте сформулировать, почему ваше мнение именно таково, и точно описать, что именно вам нравится, а что нет. Таким образом, вы разовьете свое критическое чувство и станете искушенным читателем.

Методы запоминания последовательности цифр.

 Метод свободных индивидуальных ассоциаций

Суть его в установлении связей по сходству, смежности или противоположности. При запоминании последовательности помогут даты исторические или «личных» событий (года рождения, поступление в школу и т.д.). Ряд цифр необходимо разбить на маленькие группы, дать простор своему воображению. Например, 41 45 17 12 137.

41 – начало Отечественной войны

45 – ее окончание

17 – Октябрьская революция

12 – нашествие Наполеона

13 – чертова дюжина

7 – седьмое небо.

Разные системы ассоциаций имеют общие принципы:

  1. замена абстрактного понятия конкретным образом;
  2. создание ассоциаций между образами;
  3. подведение «опоры» в виде маленькой истории, связанной с данной ассоциацией

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ОТДЫХА

  1. Удобно сядь куда-нибудь. Успокойся. Закрой глаза.
  2. Расслабься.
  3. Попробуй представить сам себе, что ты удобно лежишь или сидишь, как будто тебя снимают видеокамерой. Ты можешь видеть сам себя? Вообрази, что ты, как видеокамера, как бы выходишь из тела,  немного поднимаешься и взлетаешь на потолок. Там внизу видишь самого себя, все в той же позе.
  4. Попробуй вспомнить, как выглядит комната, в которой ты находишься. Не открывай глаз, но мысленно «смотри» на все, что есть в комнате.
  5. Поднимись еще выше, сквозь потолок и вынеси камеру из здания, где ты находишься. Старайся запомнить как можно больше деталей.
  6. Теперь поднимись над зданием и посмотри на него, как будто ты висишь над улицей. Постарайся создать как можно более полную картину всей улицы со всеми домами, деревьями, клумбами,…
  7. Поднимайся выше и попробуй увидеть весь город, поселок, деревню, как будто ты летишь на маленьком самолетике. Но ты сам в той же комнате. Ты сам становишься все меньше и меньше.
  8. Поднимайся еще выше и посмотри на всю страну, где ты находишься. Не спеши. Старайся увидеть все: море, пляж, леса, реки, города и села, возвышенности и горы, дороги и мосты…
  9. Ты продолжаешь подниматься. Сейчас ты видишь соседние государства, всю Европу, и, наконец, весь мир. Ты больше не видишь самого себя. Ты знаешь, что ты есть где-то там, внизу, но теперь ты весь такой маленький, что не можешь переживать из-за того, что тебя так беспокоило. Ты теперь в космосе, вокруг звезды и планеты. Земля теперь – только точка. Не теряй ее из виду, ведь ты вернешься назад.
  10. Очень медленно ты снова опускаешься вниз. Ты видишь все в обратном порядке: землю с океанами и разными континентами; Европу; Россию; Барнаул; твой район; твою улицу; твой дом; твою комнату; и себя самого в ней.

Сейчас ты полностью расслаблен, ведь ты знаешь, что ты маленький и что ты не один. Твои переживания не важны во всей вселенной. Они должны пройти, так как ты не несешь бремя мировых проблем.

Алгоритм повторения

Метод повторения Корсакова

  1. Необходимо повторять информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия ( имена, телефоны, дата), так как больше всего теряется информации на первых стадиях запоминания.
  2. Промежутки времени между повторениями нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:

                1-й день – 2 раза;

                2-й – 1 раз;

                3-й – без повторений;

                4-й – 1 раз;

                5-й – без повторений;

                6-й – без повторений;

                7-й – 1 раз.

  1. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия надо повторить материал через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и еще раз через 24 часа. Для лучшего запоминания количество повторений должно выбираться с некоторым запасом.
  2. Там, где целесообразно, применяйте комплексный учебный метод. Большое количество информации можно запомнить с помощью частичного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой. Однако при частичном учебном методе информация дробится и вырывается из своего контекста, что затрудняет запоминание и приводит к увеличению числа повторений. При комплексном учебном методе вся информация, например текст, запоминается целиком, а затем как одно повторяется. Взаимосвязи воспринимаются быстрее и лучше, а обязательное число повторений сокращается.
  3. При работе с большим по объему материалом трудно хорошо запомнить текст как одно целое. В таком случае разбейте текст на достаточно большие части, объединенные одной темой. При первом воспроизведении повторяйте уже выученную часть и изучайте вторую, при втором – повторяйте первые и заучивайте следующую и т.д.
  4. Вы усваиваете быстрее материал, если постоянно проговариваете его вслух. Вместо того, чтобы снова и снова прочитывать, лучше, прочитывая громко повторить, прежде чем вы сделаете перерыв или прекратите изучение. Тем самым вы внесете больше смысла в учебный процесс воспроизведения
  5. Позитивная установка стимулирует запоминание. Вы можете усилить веру в свою память, если будете постоянно говорить: «С каждым днем я вспоминаю все лучше и лучше». Если вы внушаете себе, что у вас плохая память, что вы не можете ничего запомнить, что вы быстро все забываете, то тогда ваша память получает установку и действительно плохо справляется с тем, сто нужно запомнить.
  6. Вы  усваиваете быстрее и долго сохраняете в памяти материал, если регулярно делаете маленькие перерывы. Наиболее благоприятно делать каждые 30 минут короткий перерыв на 2-3 минуты, во время которого можно себя немножко физически встряхнуть – потянуться, открыть окно, заглянуть в какой-нибудь журнал. После 1 часа занятий нужно сделать паузу более длительную, приблизительно 5 минут, во время которой можно что-либо попить или поесть. Если работа продолжается многие часы,  то после двух часов работы следует сделать паузы от 20 до 30 минут, во время которых можно заняться более основательно чем-нибудь, например, прогуляться. После рабочей фазы длительностью 4 часа необходимо более длительное отключение от занятий.

Построение ответа.

В любом предмете есть некая суть, стержень. Все остальное – детали, ответвления – наращиваются потом. В своем ответе надо обязательно показать знание сути, умение строить причинно-следственные связи ( на это надо обратить внимание при подготовки к экзамену – записывать или подчеркивать основные положения по каждой теме, не забывая их повторять вслух).

Подготавливаясь к ответу на экзамене, надо тезисно написать основные идеи, а если позволяет время, добавить дополнительный второстепенный материал.

Для ответа желательно заготовить материала как можно больше, чтобы показать готовность говорить о предмете «до утра».

Как вести себя во время тестирования

  1. Пробегите  глазами весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.
  2. Внимательно прочтите вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.
  3. Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья
  4. Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми вы обязательно справитесь
  5. Думайте только о текущем задании! Когда вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые вы применили в одном, решенном вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.
  6. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи.
  7. Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
  8. Если не уверены в выборе ответа, доверьтесь интуиции!



.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ.

Вариант -1.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ГЛАЗА УСТАЛИ?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватать сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Итак, выполним два упражнения:

  1. посмотри попеременно вверх-вниз (15 сек.), влево-вправо (15 сек.);
  2. нарисуй глазами свое имя, отчество, фамилию;
  3. попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.), потом – на листе бумаги перед тобой (20 сек.)

КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо при подготовке к ней не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцелей. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофически. Готовиться к ней в состоянии относительного покоя. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям. Если очень трудно собраться с силами и с мыслями – начни с самого легкого!

И еще не забудь, что перед экзаменом не следует слишком много есть.

КАК НУЖНО ВЫГЛЯДЕТЬ НА ЭКЗАМЕНЕ

Постарайся избежать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, дабы не вызвать волну раздражения у людей, с которыми тебе предстоит вступить в контакт во время экзамена.

Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА

Если экзаменатор – человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать.

Если же экзаменатор – человек спокойный, уравновешенный, то ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом.

Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!

А ЕСЛИ ПРОВАЛИЛСЯ?

Запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное движение все же лучше, чем полная бездеятельность.

Ничего нет страшного в том, что тебе предстоит достаточно большая работа. Это будет завтра. А сегодня отдыхай. Потом же, проанализировав причины неудачи, определи пути ее преодоления.

Помни: не ошибается тот, кто ничего не делает!

 ВАРИАНТ-2

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ГЛАЗА УСТАЛИ

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватать сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Итак, выполним два упражнения:

  1. посмотри попеременно вверх-вниз (15 сек.), влево-вправо (15 сек.);
  2. нарисуй глазами свое имя, отчество, фамилию;
  3. попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.), потом – на листе бумаги перед тобой (20 сек.)

КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Научись выполнять несколько простых упражнений, которые позволят тебе снять внутреннее напряжение, расслабиться и даже слегка улучшить настроение.

Взяв билет (или перед началом письменной работы), Сосредоточься на словах «Я спокоен». Повтори их не спеша, НЕСКОЛЬКО РАЗ. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение.

Мысленно повтори 5 – 6 раз: «Правая рука тяжелая». Затем повтори исходную формулу: «Я спокоен». Затем снова 5 – 6 раз произнеси слова: «Левая рука тяжелая». Затем повтори: «Я спокоен».

В завершение сожми кисти в кулаки, сделай глубокий вдох и выдох. Затем все сначала, но «тяжелеть» должны ноги.

И еще не забудь, что перед экзаменом нужно обязательно хорошо выспаться.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА

Если экзаменатор – человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать.

Если же экзаменатор – человек спокойный, уравновешенный, то ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом.

Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!

ВАРИАНТ-3

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ГЛАЗА УСТАЛИ?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватать сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Итак, выполним два упражнения:

  1. посмотри попеременно вверх-вниз (15 сек.), влево-вправо (15 сек.);
  2. нарисуй глазами свое имя, отчество, фамилию;
  3. попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.), потом – на листе бумаги перед тобой (20 сек.)

Нарисуй квадрат, треугольник (сначала по часовой стрелке, потом – против).

 

КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ.

Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо при подготовке к ней не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцелей. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофически. Готовиться к ней в состоянии относительного покоя. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям. Если очень трудно собраться с силами и с мыслями – начни с самого легкого!

И еще не забудь, что перед экзаменом не следует слишком много есть.

Дыхательные упражнения также помогают снять напряжение, попробуй освоить несколько несложных приемов.

Сядь удобно.

1-я фаза (4-6 сек.): глубокий вдох через нос.

2-я фаза (2-4 сек.): задержка дыхания.

3-я фаза (4-6 сек.): медленный, плавный выдох через нос.

4-я фаза (2-3 сек.): задержка дыхания и т.д.

Упражнение выполняется в течение 2-3 минут.

КАК НУЖНО ВЫГЛЯДЕТЬ НА ЭКЗАМЕНЕ

Постарайся избежать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, дабы не вызвать волну раздражения у людей, с которыми тебе предстоит вступить в контакт во время экзамена.

Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!

ВАРИАНТ-4

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ГЛАЗА УСТАЛИ?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватать сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

Итак, выполним два упражнения:

  1. посмотри попеременно вверх-вниз (15 сек.), влево-вправо (15 сек.);
  2. нарисуй глазами свое имя, отчество, фамилию;
  3. попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 сек.), потом – на листе бумаги перед тобой (20 сек.)

Нарисуй квадрат, треугольник (сначала по часовой стрелке, потом – против).

КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ.

Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо при подготовке к ней не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцелей. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофически. Готовиться к ней в состоянии относительного покоя. Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям. Если очень трудно собраться с силами и с мыслями – начни с самого легкого!

И еще не забудь, что перед экзаменом не следует слишком много есть.

Дыхательные упражнения также помогают снять напряжение, попробуй освоить несколько несложных приемов.

Сядь удобно.

1-я фаза (4-6 сек.): глубокий вдох через нос.

2-я фаза (2-4 сек.): задержка дыхания.

3-я фаза (4-6 сек.): медленный, плавный выдох через нос.

4-я фаза (2-3 сек.): задержка дыхания и т.д.

Упражнение выполняется в течение 2-3 минут.

И еще не забудь, что перед экзаменом нужно обязательно хорошо выспаться.

КАК НУЖНО ВЫГЛЯДЕТЬ НА ЭКЗАМЕНЕ

Постарайся избежать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, дабы не вызвать волну раздражения у людей, с которыми тебе предстоит вступить в контакт во время экзамена.

Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!

А ЕСЛИ ПРОВАЛИЛСЯ?

Запомни: сильные личности, делая ошибки, имеют мужество их признать. Но признание ошибки не есть убеждение в собственной несостоятельности. Просто данная попытка не удалась. А каждая неудавшаяся попытка – еще один шаг к успеху. То есть робкое, неуверенное движение все же лучше, чем полная бездеятельность.

Ничего нет страшного в том, что тебе предстоит достаточно большая работа. Это будет завтра. А сегодня отдыхай. Потом же, проанализировав причины неудачи, определи пути ее преодоления.

Помни: не ошибается тот, кто ничего не делает!

































Приложение 1

Прочитайте текст «Кандид, или оптимизм», держа в уме шесть вопросов: КТО тут главные действующие лица? ЧТО именно происходит? КОГДА и ГДЕ происходит действие? ПОЧЕМУ И КАК? Время от времени останавливайтесь и отвечайте на эти вопросы.

 К этому методу прибегают на курсах журналистики в США для большей уверенности в том, что из поля зрения учащихся не ускользнет ни один аспект какого-либо события.

КАНДИД, ИЛИ ОПТИМИЗМ

(отрывок)

В Вестфалии, в замке барона Тундер-тен-Тронка, жил юноша, которого природа наделила приятнейшим нравом. Вся душа его отражалась в его лице. Он судил о вещах довольно здраво и очень простосердечно; потому, я думаю, его и звали Кандидом. Старые слуги дома подозревали, что он был сын сестры барона и одного доброго и честного дворянина, жившего по соседству, за которого эта барышня ни за что не хотела выйти замуж, так как он не смог доказать более чем семьдесят одно поколение предков, а остальная часть его генеалогического древа была погублена разрушительною силою времени.

Барон был одним из самых могущественных вельмож Вестфалии, ибо в замке его были и двери, и окна; главная зала даже была украшена шпалерами. Дворовые собаки в случае необходимости соединялись в свору; его конюхи становились егерями; деревенский священник был его великим милостынераздавателем. Все они называли его монсеньером и смеялись,  когда он рассказывал о своих приключениях.

Баронесса, его супруга, весила почти триста пятьдесят фунтов, этим она внушала величайшее уважение к себе. Она исполняла обязанности хозяйки дома с достоинством, которое увеличивало это уважение. Ее дочь Кунигунда, семнадцати лет, была румяная, свежая, полная, аппетитная. Сын барон был во всем достоин своего отца. Наставник Панглос был оракулом дома, и маленький Кандид слушал его уроки со всем чистосердечием своего возраста и характера.

Панглос преподавал метофизико-теолого-космологинигологию. Он замечательно доказывал, что не бывает следствия без причин, и что в этом лучшем из возможных миров замок владетельного барона был прекраснейшим из замков, и что госпожа баронесса была лучшею из возможных баронесс.

- Доказано, - говорил он, - что вещи не могут быть иными; так как все создано сообразно цели, то все необходимо и создано для наилучшей цели. Вот заметьте, носы созданы для очков, потому у нас очки. Ноги, очевидно, назначены для того, чтобы быть обутыми, и мы их обуваем. Камни образовались для того, чтобы их тесать и чтобы из них строить замки, и вот владетельный барон имеет прекраснейший замок. Свиньи созданы, чтобы их ели, - мы едим свинину круглый год. Следовательно, те, которые утверждают, что все хорошо, говорят глупость, - следует говорить, что все к лучшему.

Кандид слушал внимательно и верил простодушно: он находил Кунигунду исключительно прекрасною, хотя никогда не осмеливался говорить ей об этом. Он считал, первой степенью  счастья  родиться бароном Тундер-тен-Тронком, второю степенью счастья быть Кунигундою, третьею – видеть ее каждый день и четвертою – слушать Панглоса, величайшего философа провинции и, следовательно, всей Земли.

Однажды Кунигунда, гуляя возле замка в маленькой роще, которая называлась парком, увидала между кустарников доктора Панглоса, который давал урок экспериментальной физики горничной ее матери, маленькой брюнетке, очень хорошенькой и очень скромной. Так как Кунигунда имела большую склонность к знаниям, то она, затаив дыхание, принялась наблюдать все повторяемые опыты, свидетельницею которых она стала. Она поняла достаточно ясно доказательства доктора, усвоила их связь и последовательность и ушла взволнованная, задумчивая, вся полная стремления к знанию, мечтая о том, чтобы она могла стать предметом опыта, убедительного для юного Кандида так же, как и для нее.

Она встретила Кандида, возвращаясь в замок, и покраснела; Кандид покраснел тоже. Она поздоровалась с ним трепетным от волнения голосом, и смущенный Кандид ответил ей что-то, чего и сам не понял. На другой день, после обеда, когда все вставали из-за стола, Кунигунда и Кандид очутились за ширмами. Кунигунда уронила платок, Кандид его поднял, она с невинным видом пожала руку Кандида. Юноша с невинным видом поцеловал руку молодой баронессы с живостью, с чувством, с особенною нежностью; их губы встретились, и глаза их горели, и колена их были трепетны, и руки их блуждали. Барон Тундер-тен-Тронк проходил близ ширм и, уяснив себе причины и следствия, здоровым пинком вышвырнул Кандида из замка. Кунигунда упала в обморок; как только она очнулась, баронесса надавала ей пощечин; и было смятение в прекраснейшем и приятнейшем из всех возможных замк

Совы

Совы видят днем также хорошо, как и люди. А ночью, в полной темноте, не видят ничего. И, тем не менее, они могут охотиться в любое время суток, выслеживая добычу даже в кромешной тьме. Оказывается, ушные отверстия на голове у совы расположены не симметрично: одно несколько ближе к затылку, чем другое. Звуки поступают в оба уха не одновременно, что позволяет сове точно определить их источник. Размер барабанной перепонки по отношению к весу тела у сов больше, чем у других птиц.

Глазные яблоки у сов не поворачиваются в глазнице, поэтому при необходимости они должны повернуть голову. Эти птицы могут поворачивать голову на 270 градусов.

Кроме того, совы дальнозорки. Поэтому для того чтобы четко рассмотреть что-либо, они вынуждены отступать назад. В отличие от многих хищных птиц, детеныши у сов вылупляются слепыми и глухими. Они открывают глаза лишь спустя несколько дней. У тех видов сов, которые ведут ночной образ жизни, в глазу имеется гораздо больше светочувствительных клеток (палочек), чем у тех, которые охотятся лишь днем. Совы лишены цветного зрения, но прекрасно видят днем и не боятся яркого света.

Засыпая. Сова прикрывает глазное яблоко нижним веком. Кроме того, она – единственная из всех птиц, умеющая моргать.

Обычно совы не строят гнезд, а довольствуются выступами скал или высиживают яйца под землей, в норах крупных грызунов. Если выдается голодный год, старшие птенцы убивают и поедают младших. Таким образом, удается выжить хотя бы части потомства. В голодные годы совы в поисках пропитания могут совершать длительные перелеты. Известны случаи, когда из России они долетали до Испании.

В природе совы живут недолго – обычно не более 16 месяцев. В неволе же продолжительность их жизни может достигать 20 лет. Один филин прожил в зоопарке 68 лет, а другой – целых 80!

Ученые установили, что лесная ушастая сова способна истребить за день от двух до десяти мышей. Следовательно, за год она поедает около 1100 грызунов.

Глухое уханье совы в ночном лесу может привести в ужас запоздалого путника. Раньше в народе этих птиц наделяли мистическими свойствами, приписывали им связь с нечистой силой. В книге доктора Конрада Гаснера, изданной в 1557 году в Цюрихе, говорилось, что филин помогает некоторым женщинам в черной магии и колдовстве и умеет приманивать к себе других птиц для пропитания. Наши предки, верившие в черную магию, заметив пролетающую над домом какой-нибудь женщины сову, вполне могли обвинить ее в колдовстве. В небольшом немецком городке Герольцхофене, не насчитывавшем и трех тысяч человек, с 1616 по 1619 годы было сожжено на костре 260 ведьм! Почти все они под пытками признавались в сговоре с дьяволом и заявляли, что колдовать им помогали совы.

В конце прошлого века в Пруссии сов рассматривали как вредных хищников и за их отстрел платили премии.

В наше время отношение к совам переменилось. Мы знаем, что это полезные птицы, не дающие слишком размножаться мелким грызунам и таким образом спасающие посевы злаковых.

К сожалению, иной раз они наносят ощутимый ущерб некоторым авиакомпаниям, заснеженные, зимние аэродромы напоминают полярным совам тундру, и они стараются поселиться на них. Из-за столкновений самолетов с этими птицами одна канадская авиакомпания, например, понесла убытков на десять миллионов марок. Начался отстрел сов на аэродромах. Однако двадцать лет назад биолог У. Уотерман из Торонто принялся отлавливать сов и увозить их в другие места. Администрация аэродромов, высмеивавшая поначалу его усилия, стала помогать Уотерману. К спасению сов, обитающих на аэродромах, постепенно подключились горожане, которым небезразлична судьба этих птиц.

По материалам книги Б. Гржимека

«От кобры до медведя гризли» (М.: Мысль, 1984)

 

 





Приложение2


         
КАК УЧИТЬ ШКОЛЬНИКОВ УЧИТЬСЯ

Обучение грамотному учению состоит не из одних только призывов, но в основном – из полезных и выверенных советов. Отношение людей к собственному учению в наше время стало избирательным, прагматичным. Никто не желает потратить ни секунды своего времени на освоение предмета, от изучения которого он не ожидает никакой пользы. Следовательно, стимулы нужно в продуктивном назначении обучения.

1.  Природа – открытая книга. Смотри, думай, делай выводы. Ответ на вопросы: почему в природе все устроено именно так, а не иначе – много проясняет для того, кто его задает. Принцип природосообразности – важнейший в дидактике. Он обязывает нас прислушаться к природе. В обучении не должно быть ничего противоречащего природе, жизни человека. К сожалению, мы нарушаем этот принцип, создавая неправильным обучением дополнительные трудности, формируя этим отвращением к постоянному и жизненно необходимому учебному труду.

Присмотритесь хотя бы к такому факту. животное не приобретает знаний впрок, обучается только по мере необходимости. Жизнь потребовала нового приспособления, и животное очень быстро овладевает новым поведением. Оно инстинктивно приспособлено учиться, его мозг не гружен, не набит, как у человека, ненужной информацией, мешающей видеть и понимать главное, быстро принять новое.

Человеку следует научиться только одному – рационально, быстро, экономично обучаться. Умея это, все нужные знания он найдет и усвоит быстро, когда они понадобятся. В молодом возрасте ум должен получать общее развитие, чтобы быть готовым к приобретению конкретных профессиональных знаний. Философия, история, литература, языки и математика – для общего развития, педагогика – для воспитания и самовоспитания. Все остальное – профессиональные знания, которые должны усваивать и забывать по мере необходимости.

2.  Утро. Делайте зарядку не только для тела, но и для мозга, лучше всего                    совместите упражнения. Подпрыгивая и нагибаясь:

  1. как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до одного;
  2. произнесите алфавит, придумывая на каждую букву трудное слово;
  3. выберите одну букву алфавита и произнесите 20 слов, начинающихся с нее, упражнение постепенно усложняйте;
  4. как можно быстрее 20 мужских имен, нумеруя их;
  5. то же самое проделайте с женскими именами.

Постепенно усложняйте, придумывайте новые игры.

3. Начиная обучение, помните о своих биологических часах, не нарушайте их естественного хода. Вы должны знать, когда ваша работоспособность  максимальна, когда идет спад умственной активности. «Жаворонки» и «совы» должны иметь различные карты умственных занятий. А если вы не относитесь ни к тем, ни к другим? Словом, изучайте себя. И составьте свою карту, максимально приспособленную к вашим запросам и возможностям.

4. Ощутите преимущества цепочек прогрессирующих шагов. Капля воды долбит камень. Если вы посмотрите на толстенный том науки и захотите одолеть все сразу за один присест – будете горько разочарованы и надолго потеряете вкус к учению. Если  вы умеете читать, то это совсем не значит, что вы умеете учиться. Многих как раз и подводит это отождествление.

 Ученье – не скорочтенье детективного романа. Будьте терпеливы, правильно рассчитывайте силы, тщательно распланируйте свою деятельность, неуклонно добивайтесь выполнения намеченного. Покажите характер, и успех вам обеспечен.

5. Советуя учиться, я в то же время советую вам больше… забывать. Чтобы забыть, следует записать. Напишите длинный рассказ, сочинение на тему из прошлых знаний, от которых вы хотите избавиться. Изложите душу. Положите странички куда-нибудь подальше. Отныне вы будете помнить лишь то, что это у вас где-то записано. Если не удастся с первого раза, повторите упражнение. Возможно, информация не исчезнет, а еще сильнее «застрянет» в памяти. Значит, когда-то она вас сильно взволновала. Придется прибегнуть к приему «безразличия», т.е. устранения всех переживаний при повторном изложении ненужных вам давних воспоминаний.

6. Некоторые секреты учения нам полезно позаимствовать у животных. Поражают темпы, они очень высокие. Человек учится медленнее. Чтобы учиться быстрее:

  1. тренируйтесь. Как мускулы слабеют без упражнений, так и мозг «ржавеет» без умственных усилий;
  2. создайте свою систему. Общие советы вам помогут очертить лишь ее контуры, остальное ваше дело;
  3. применяйте внутренние стимулы. Когда человек говорит: «Не могу», это всегда означает лишь его пожелание. Единственное препятствие для человека – он сам.

7. Интересные факты: если задуманное человеком к высказыванию принять за 100%, то в словесную форму облекается только 90, а высказывается –80%. Выслушивается из задуманного в лучшем случае 70, понимается 60, запоминается – не более 30%. Вот почему для правильного понимания и запоминания вашей мысли необходимо минимум троекратное повторение сказанного в различных вариантах.

8. Усвоение системы требует логики, для понимания ее нужны также чувства и эмоции. Понятия объясняют, образы влекут, стимулы побуждают к действию. Глубокие истины превращаются в банальные фразы, когда усваиваются поверхностно. Качественное обучение – это такое обучение, в котором присутствуют чувство, мысль, мораль.

           Не следует возбуждать уставший организм искусственными методами, злоупотреблять интересом к новой деятельности, занимательному сюжету или изложению. Учитывайте физические нормы умственной активности, предусматривайте и планируйте ее спады и подъемы.

9. Придерживайтесь простых правил:

  1. При изучении материала ищите смысл;
  2. Минимизируйте объем запоминаемого материала;
  3. Не отвлекайтесь на посторонние детали;
  4. Отводите время для свободного воспроизведения;
  5. Используйте краткое содержание и метод повторного цитирования для самопроверки;
  6. Делайте перерывы;
  7. Начинайте обучение по частям;
  8. Тщательно изучите составляющие навыка;
  9. Ищите хорошие модели с теми же чертами, что и нужный навык, и способы узнать результаты;
  10. Концентрируйте внимание на изучаемом материале.

10. Забывание выученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому правильно выбирайте время и частоту повторений. Повторите 46 раз выученное стихотворение в первой после обучения день, 34 – во второй, 12 – в третий – четвертый и вы запомните его навсегда. Обучение для того, чтобы «лишь бы сдать», предлагается уровень первого безошибочного повторения, знание для себя. Прочное запоминание подчиняется законам «сверхобучения», т.е. повторению и после того, когда первое безошибочное воспроизведение уже достигнуто. Если вам нужно запомнить что-то навсегда, используется «сверхобучение».

11.Частота повторений должна соответствовать ходу «кривой забывания». Наибольшее количество повторений нужно сразу после первичного усвоения знаний, т.е. в момент максимальной потери информации, после чего количество повторений постепенно снижается, но важная информация долго не исчезает полностью.

12. Материал, который вам необходимо запомнить, организуйте в короткие ряды. Из подлежащих рядов запоминания исключайте все, что легко добавляется по законам организации ряда. Например, нужно запомнить цитату или изречение. Разбейте его на логически завершенные части и запоминайте по частям. Выбросьте все, что вы можете достроить сами, опираясь на свой запас эрудиции, чувство слога и рифму.

13. Людей с превалированием наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим не так уж много – 21%. У большинства равномерно развито то и другое. Проверьте себя. Существует много популярных тестов, и вы без труда выберете нужный. Выводы? Они будут зависеть от того, к чему вы стремитесь. Но подбирать содержание обучения, которое может быть упаковано в различную форму, все-таки придется. Для абстрактно-логического типа больше подойдет строгое изложение в структурах, формулах, а для наглядно-образного мышления – живой рассказ, аналогии, притчи, аллегории, сравнения.

14. К. Паустовский приводит один мнемонический прием, которым пользовался его школьный учитель географии. Он писал на доске большую букву А. В правом углу вписывал в это А второе А поменьше, в него третье, в третье – четвертое. И говорил: «Запомните: это Азия, в Азии – Аравия, в Аравии – город Аден, а в Адене сидит англичанин». Мы запоминали это сразу и на всю жизнь. Ищите мнемотехнические подсказки, их много. Изобретайте сами, используйте и побеждайте.

Пользуйтесь мнемотехническими приемами для облегчения запоминания. Вам помогут как созданные для учебных целей специальные приемы, так и те, которые изобретете вы сами и будете использовать по одной только вам известной схеме. Мнемотехнический прием – «зацепка» для памяти. Вспомнив ее, вы, по ассоциации, вспомните и все остальное. Неувядаемая бессмыслица «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» помогает запомнить чередование цветов в спектре.

Разрабатывая собственные мнемонические приемы:

  1.  переводите несвязанный материал в осмысленную информацию;
  2.  используйте образное расположение материала по местам, например, привязывайте его к маршруту по собственному дому или по окрестностям с ориентирами;
  3.  применяйте метод ключевых слов: вместо маршрута помещайте в память список ключевых слов – кекс, ботинок, дерево и т.п.
  4.  применяйте метод SQ3R (survey – просмотреть, question – поставить вопросы, read – прочитать, recite – воспроизвести смысл, reviev – рассмотреть все полностью). При этом: прочитайте текст; сформируйте вопросы по материалу; тщательно обдумайте, что означает прочитанное; воспроизведите по памяти материал несколько можно полностью; расставьте ориентиры и запомните их.

15. Исследования подтвердили истинность древнего изречения: «Когда я слушаю, я забываю; когда я вижу, я понимаю; когда я действую, я учусь». В среднем человек запоминает 1/5 из того, что слышит, и 3/5 из того, что видит. Из того, что человек покажут с объяснениями, он может запомнить 4/5. Только «делание» может обеспечить 100-процентное усвоение.

16. «Мы три орудия имеем к учености: то есть разум, память и старение. Разум изощряется упражнением. Память умножается от приложения. Прилежание развивай сам и не ленись. Читаешь ли ты что-нибудь сам или слушаешь, делай то со вниманием: не должен ты бродить мыслями своими, старайся оные собрать вместе и рассуждать о касающемся до тебя. О чем не знаешь, не стыдись спрашивать у других, не стыдись от всякого человека научиться, ибо самые великие мужи сего не стыдились. Стыдись лучше не знать или не хотеть учиться…» (Эразм Роттердамский).

17. Для лучшего запоминания прочитанного чередуйте чтение с припоминанием для себя, а затем и с пересказом прочитанного. Причем и заучивать, и повторять текст (прозу или стихи) следует не по частям, а полностью. Хорошо заниматься повторениями на ночь перед сном, а также с утра, на свежую голову.

18. Легкие виды умственной работы чередуйте с трудными. Начинайте всегда с более трудных заданий, одолев которые следует приступить к легким. Вам будет приятно осознать, что самая трудная часть работы уже выполнена.

19. Вот испытанный метод правильной организации учебного труда. Установите очередность дел, которые необходимо выполнить. Разделите их на три группы, например А, Б и В, по степени важности. А потому принимайтесь выполнять их по системе, шутливо названной «швейцарский сыр». Система советует делать «дырки», т.е. вырезать площадь, пропорциональную важности сделанного. Естественно, важные дела группы А следует начинать первыми, «дырки», оставленные ими после выполнения, будут наибольшими. А в группе В накапливаются мелкие дела, и чтобы их выполнить, понадобятся считанные минуты. Так вы научитесь настойчивости и терпению, умению все делать вовремя и ничего не откладывать.

20. Учащимся нужно знать, как выполнять домашние упражнения. Начинайте выполнять их только в том случае, когда вам понятны все условия и требования. Задания, как известно, бывают тренировочные и конкретные. Выполняя первые, положите перед собой листочек с подсказками: площадь круга, длина окружности и т.п. Не записывайте неправильных ответов, они могут «зацепиться» в памяти и вы постоянно будете ошибаться. Чем ближе к концу обучения, тем меньше следует прибегать к помощи записей. Используйте их только для подстраховки, когда правильный ответ уже записан.

21. Каждый может составить для себя подсказки в виде стихов и распевать их на популярные мелодии. Попробуем?

Алюминий, феррум, хром,

Их валентность равна трем.

Фенолфталеиновый – в щелочах малиновый.

Химик, запомни как оду: лей кислоту в воду!

Для запоминания числа «п» с точностью до 12-го знака: «Это я знаю и помню прекрасно, «пи» многие знаки мне лишни, напрасны». Поставьте вместо каждого слова число букв в нем, например, «это» – будет 3 и т.д.

22. Помните, что в первые шесть часов после обучения происходит забывание почти 70% информации. Если информацию надо запомнить надолго, то ее лучше повторять с такими интервалами: сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа.

23. Для учебного труда никак не подходит принцип «пришел, увидел, победил», зато очень нужно желание делать дело «с толком, с чувством, с расстановкой», не спеша, обстоятельно. Входите в процесс умственной работы постепенно, настроившись на приятные ожидания удовольствия. Положительный настрой значит очень много. Если вы внушите себе, что вас ожидает трудная и скучная работа, вы вряд ли сумеете выполнить ее хорошо. Знайте, нет ничего приятнее того, что вы намерены делать.

24. Сформируйте у себя положительную установку на неинтересную работу и половина ее уже сделана. Вы заранее знаете, что дело нудное, еще не начали, а уже неинтересно. Выхода нет, нужно сделать нелюбимое интересным, т.е. переменить к нему внутреннее отношение (установку). Скажите себе:

  1. дело нудное, но работа-то интересная;
  2. чем не неинтереснее работа, тем прилежнее я буду ее выполнять;
  3. мне неинтересно потому, что работаю я рассеянно и без прилежания, больше такого не будет;
  4. разве все люди выполняют только интересную работу? И я научусь делать то, что необходимо;
  5. если я научусь заниматься неинтересным делом, мне не страшно ничего в жизни.

25. Наше восприятие зависит от объема информации, т.е. количества одновременно воспринимаемых объектов. Опытным путем установлено, что человек воспринимает не более 8 (7+2) не связанных друг с другом по смыслу объектов (букв, цифр, слогов, слов, рисунков). Натренированное восприятие может существенно отодвинуть эту границу. Тренируйтесь. Попробуйте с одного  прочтения воспроизвести предложения различного размера.

     Постепенно усложняйте задания.

Список литературы

  1. Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. - М.,2000.
  2. Журавлев Д. Экзамен – способ проверки знаний или психологическое испытание?/ Народное образование, - №4, 2003.
  3. Беглова Т. Нешуточные испытания // Школьный психолог,№ 27, 2001.
  4. Вольф Д., Меркле Р. Как преодолеть страх перед экзаменами. Психологические стратегии оптимальной подготовки и сдачи экзаменов. - Новосибирск: Наука. Сибирское предприятие РАН, 2000.- 78 с.
  5. Артюхова И. Напряжение и расслабление.// Школьный психолог,№44,2001.
  6. Осухова Н. Визуализация в технике «Кино» // Школьный психолог, № 35, 2001.
  7. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 176с.
  8. Рекомендации учителям по психологической подготовке к единому гос. Экзамену выпускников и их родителей // Завуч, №4,2003.
  9. Родионов В., Ступницкая М. Экзамены как повод поиграть.// Школьный психолог, № 16, 20, 21 2002.
  10. Стебенева Н., Королева Н. Путь к успеху. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ. // Школьный психолог, №29, 2003.
  11. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе.- М.: Генезис, 2003.-336с.
  12. Чернышова Ю. Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье.// Школьный психолог, №19,2002.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа для старшеклассников "Как преодолеть страх перед экзаменами?"

В беседе большое внимание уделяется  психологическим установкам по отношению к экзаменам и способам преодоления трудностей при подготовке к экзаменам и во время их проведения....

Статья. Как помочь ребенку преодолеть страх перед неудачей

Каким образом формируется выученная беспомощность и какое влияние она оказывает на поведение ребенка. Как помочь ребенку справиться с этим состоянием, как помочь преодолеть страх перед неудачей....

Как преодолеть страх перед экзаменом?

консультационный материал для выпускников...

Памятка для родителей "Как помочь ребенку преодолеть страх перед животными?"

Почему дети боятся животных? Какова помощь родителей в преодолении страха?...

"Как преодолеть страх перед экзаменом?"

Как преодолеть страх перед экзаменом?Исследования показывают, что экзаменов боятся 10–35% учащихся...

Как спортсмену преодолеть страх перед соревнованием

Волнение перед выступлением – это нормальная реакция организма. Оно способствует усиленной работе мозга. Нет таких людей, которые абсолютно не волнуются. Преодолеть страх и волнение на всех этап...