Беседы с родителями
классный час по теме
Беседы с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informacionnaya_bezopasnost_detey.docx | 25.72 КБ |
opasnosti_podsteregayushchie_rebenka_v_seti_internet.docx | 81.93 КБ |
profilaktika_nasiliya_v_podrostkovoy_srede.docx | 32.64 КБ |
pedagogicheskiy_takt_roditeley.docx | 28.54 КБ |
kak_preodolet_konflikty_s_odnoklassnikami.docx | 19.46 КБ |
obshcherossiyskiy_telefon_doveriya.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная безопасность детей
С 1 сентября 2012 г. вступает в силу Федеральный закон № 436-ФЗ от 29,12,2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
- Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
- Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере:
- оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию;
- распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими федеральными законами;
- оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;
- рекламы.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
- доступ детей к информации - возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации;
- знак информационной продукции - графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи б настоящего Федерального закона;
- зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и вместе, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий;
- информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию;
- информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи;
- информационная продукция для детей - информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей;
- информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- информация порнографического характера - информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения л ибо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного;
- классификация информационной продукции - распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
- места, доступные для детей, - общественные места, доступ ребенка в которые и (или) нахождение ребенка в которых не запрещены, в том числе общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции;
- натуралистические изображение или описание - изображение или описание в любой форме и с использованием любых средств человека, животного, отдельных частей тела человека и (или) животного, действия (бездействия), события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах;
- оборот информационной продукции - предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством эфирного или кабельного вещания, зрелищных мероприятий), размещение в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) и сетях подвижной радиотелефонной связи;
- эксперт - лицо, отвечающее требованиям настоящего Федерального закона и привлекаемое для проведения экспертизы информационной продукции и дачи экспертного заключений или осуществления классификации информационной продукции и проведения ее экспертизы.
<...>
Статья 5. Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей
1. К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится;
- информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей;
- информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7-10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.
2. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера.
3. К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:
- представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
- вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
- представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
- содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Глава 2. Классификация информационной продукции
<...>
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом;
- кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний} и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
- ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
- не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
- эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
- изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
- не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция. предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
- изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
- изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
- информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
- отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
- не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
<...>
Глава 5. Надзор и контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
<...>
Статья 21. Общественный контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
- Зарегистрированные в установленном федеральным законом порядке общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона.
- При осуществлении общественного контроля общественные объединения и иные некоммерческие организации, граждане вправе:
- осуществлять мониторинг оборота информационной продукции и доступа детей к информации, в том числе посредством создания «горячих линий»;
- обращаться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, для проведения экспертизы информационной продукции в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Глава 6. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
Статья 22. Ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию
Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предварительный просмотр:
Опасности, подстерегающие ребенка в сети Интернет
«Здравствуйте, мне 15 лет, зовут Миша. Меня оскорбляют, а также угрожают в Интернете в одной из социальных сетей. Я обращался к администрации сайта, но они пока не отвечают на мои письма. Мне угрожает один пользователь сети, который самостоятельно добавился ко мне в друзья и причисляет себя к фашистской организации. Он постоянно шлет мне оскорбления, угрозы расправиться со мной и моей семьей. Оскорблять меня он начал сразу, без всякого повода и разговора на какие-либо темы. У меня есть вся переписка с ним, также я сохранил изображение его паспорта, так как оно находилось в открытом доступе. В список моих друзей он добавился сам. Я также знаю, что другие люди получают от него похожие угрозы. Я сообщил этому человеку, что пойду в милицию, так как у меня есть его данные и есть доказательства его угроз.
В профиле информация обо мне – только настоящий город, имя, фамилия и школа. Этот человек живет в другом городе, но я действительно опасаюсь за жизнь и здоровье свое и родителей, так как подобные организации есть в каждом городе, и у него может быть налажена связь с такими же, как он, в том городе, где я живу.
Я говорил об этом с мамой, она посоветовала найти какой-либо сайт и проконсультироваться у специалистов. Помогите и скажите, пожалуйста, что мне делать?»
Россия входит в зону повышенного риска по проблеме безопасности детей и подростков в глобальной сети. Это обуславливается высокой пользовательской интернет-активностью российских школьников, снижением возрастного ценза пользования сетью, расширением диапазона информационной и коммуникационной деятельности в Интернете и высоким уровнем ее бесконтрольности, ростом числа контетных и коммуникационных онлайн-рисков, а также сохраняющимся «цифровым разрывом» между родителями и детьми, предполагающим в том числе низкую осведомленность о рисках и опасностях интернет-среды.
С целым рядом проблем, которые возникают в сети, детям в силу неопытности бывает трудно справиться в одиночку. В то же время российские школьники очень часто пользуются Интернетом без всякого контроля со стороны взрослых. Чем старше школьники, тем слабее контроль: 70% учеников 9–10-ти лет и свыше 90% школьников старше 13-ти лет пользуются Интернетом, когда рядом нет родителей, учителей, других взрослых. Это увеличивает вероятность столкновения с рисками, опасными для психического и физического развития, а также возникновения интернет-аддикций (зависимостей) разного рода.
Виды деятельности в Интернете становятся разнообразнее, и каждый ребенок может найти себе занятие по вкусу. Освоение различных видов интернет-активности – основа онлайн-социализации. Данные исследования «Дети России онлайн», осуществленного сотрудниками Фонда Развития Интернет, факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Федерального института развития образования Минобрнауки России, показывают, что российские школьники пытаются освоить практически все возможные виды активности в сети, отдавая в первую очередь предпочтение коммуникационной деятельности.
Школьники заходят в социальные сети, скачивают музыку и фильмы, выкладывают в сети фото, музыку, видео, посещают чаты, создают персонажи, животных, аватары, пользуются файлообменниками. Активная деятельность в этих направлениях несет с собой расширение диапазона контентных, коммуникационных и электронных рисков.
Рис. 1. Диаграмма «Что сообщают о себе школьники в профиле социальной сети»
В ходе исследования был проведен опрос детей старше 11-ти лет о том, умеют ли они безопасно пользоваться Интернетом: сравнивать сайты для оценки достоверности информации, изменять настройки профиля в социальной сети, блокировать сообщения от кого-либо, уничтожать историю переписки, блокировать нежелательную рекламу и спам, добавлять сайт в закладки, изменять настройки фильтра и находить информацию о безопасном пользовании Интернетом.
Среди детей 11–12-ти лет меньше половины умеют выполнять какие-либо из перечисленных действий. Около 55% опрошенных девочек этого возраста умеют блокировать сообщения и изменять настройки профиля социальной сети. Особенно сложно детям овладевать настройками фильтра: всего 10% девочек и 15% мальчиков 11–12-ти лет ответили, что умеют это делать.
С возрастом дети лучше овладевают этим и другими навыками. Так, 40% мальчиков старше 13-ти лет могут изменять настройки фильтра. Также большинство детей старше 13-ти лет умеют блокировать сообщения, добавлять сайты в закладки, менять настройки конфиденциальности профиля.
Около половины юных респондентов сказали, что могут сравнивать сайты для оценки достоверности информации, чуть больше умеют уничтожать историю и блокировать спам. 65% мальчиков и девочек 15–16-ти лет отметили, что умеют искать информацию о безопасном использовании Интернета.
Буллинг как важная проблема общения в сети
Исследования буллинга во многих странах начались еще в 70-е гг. ХХ в. И актуальность этой темы не ослабевает. Под буллингом обычно понимается неоднократное умышленное агрессивное поведение, как физическое, так и вербальное, направленное против кого-то, кто по каким-либо причинам считается слабее, с целью унижения его достоинства. Это поведение всегда присутствует в подростковой среде.
Исследование показывает, что в среднем по России 23% детей, которые пользуются Интернетом, являются жертвой буллинга онлайн или оффлайн. В Санкт-Петербурге эта цифра достигает 35%.
Пятая часть российских детей – жертв буллинга – подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1–2 раза в неделю. Особенно актуальна эта проблема для пользователей 11–12-ти лет: почти треть детей данной возрастной группы, подвергшихся буллингу, сталкивается с этим явлением чаще одного раза в неделю.
Новые инфокоммуникационные технологии предоставляют дополнительные возможности для буллинга. Российские дети подвергаются буллингу в Интернете так же часто, как и в реальной жизни. Оскорбления в чатах, на форумах, в блогах и в комментариях к ним, поддельные страницы или видеоролики со ценами издевательств и даже избиений уже давно стали привычной частью Рунета.
Основной площадкой кибербуллинга становятся социальные сети. В них можно не только оскорблять человека в сообщениях: нередки случаи, когда взламывали страницу жертвы или создавали поддельную на ее имя, где размещали унизительный контент. Особенно тяжело переживают кибербуллинг пользователи 9–10-ти лет: 52% детей этого возраста, сталкивавшиеся с буллингом, в первую очередь девочки, указали, что были этим сильно или очень сильно расстроены. Кроме того, нередко и сами школьники выступают агрессорами. В России 25% детей признались, что за последний год обижали или оскорбляли других людей в реальной жизни или в Интернете. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга в два раза больше, чем в среднем по европейским странам. При этом и российские, и европейские школьники чаще сознаются, что проявляли агрессию лицом к лицу (соответственно 16% в России и 10% в ЕС), и гораздо реже признаются, что вели себя агрессивно в Интернете (6% в России и 3% в ЕС).
Рис. 2. Диаграмма «Как часто дети сталкиваются с буллингом?»
Рис. 3. Диаграмма «В каких ситуациях дети подвергаются буллингу?»
Половина российских детей постоянно знакомится в Интернете с новыми людьми, а 40% детей признаются, что встречались с интернет-знакомыми в реальной жизни.
Треть российских детей 11–12-ти лет поддерживает контакты в сети с незнакомцами. Среди 15–16-летних таких уже больше половины.
Чаще всего с этими людьми российские школьники общаются в социальных сетях, чатах, играя в онлайн-игры.
Служба консультирования по проблемам безопасного использования Интернета
В аудитории российского Интернета юные пользователи составляют большинство. Зачастую уже с самого маленького возраста они могут находиться в мировой сети практически без контроля взрослых, которые нередко даже не представляют себе, чем занимаются дети в Интернете и что их может там подстерегать.
Между тем перечень интернет-угроз достаточно обширен: от обыкновенных вирусов до мошенничества, вымогательств, кибербуллинга. При столкновении с какой-либо неприятной ситуацией при использовании Интернета дети часто не знают, как поступить и куда обратиться за поддержкой, а родители и педагоги не всегда в состоянии помочь им справиться с возникшей проблемой, т. к. недостаточно знакомы с современными технологиями или сами чувствуют себя растерянными и беспомощными.
Линия помощи «Дети онлайн» – служба телефонного и онлайн-консультирования по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи для детей, подростков, родителей и работников образовательных и воспитательных учреждений.
Задачи проекта: психологическая помощь детям и подросткам, столкнувшимся с опасностью во времяпользования Интернетом и/или мобильной связью; информационная и консультационнаяподдержка детей, подростков, родителей и работников образовательных и воспитательных учреждений по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи детьми.
Целевая аудитория: несовершеннолетние (до 18-ти лет) пользователи Интернета и мобильной связи; родители; работники образовательных и воспитательных учреждений (преподаватели, учителя, классные руководители, воспитатели).
На Линии помощи «Дети онлайн» работают профессиональные эксперты – психологи Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, которые объясняют, как защититься от интернет-угроз, инструктируют о необходимых практических шагах в опасных для ребенка ситуациях, консультируют родителей и педагогов по вопросам обеспечения безопасного пользования Интернетом для детей.
Обратиться на Линию помощи можно:
позвонив на бесплатный федеральный номер 8-800-25-000-15 (с 9 до 18 часов по московскому времени в рабочие дни);
отправив письмо по электронной почте:
Проблемы и опасности, с которыми дети чаще всего сталкиваются в сети
Линия помощи «Дети онлайн» провела анализ первых результатов своей деятельности.
Анализ принятых звонков и электронных писем позволил выделить основные темы обращений и объединить их в блоки.
Контентные риски: материалы (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т. д.
Электронные (кибер) риски: кибердеятельность, которая может включать в себя хищение персональной информации пользователя, вирусные атаки, онлайн-мошенничество, спам.
Коммуникационные риски: кибердеятельность, связанная с межличностными отношениями интернет-пользователей. Это могут быть незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг. Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенджеры (ICQ, Google talk, Skype и др.), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т. д.
Практически равное количество поступивших на Линию помощи звонков и обращений связано с запросами на психологическую помощь и поддержку в ситуациях столкновения с электронными рисками (блокирование компьютера вирусом, интернет-мошенничество, кража личных данных, создание подставных страниц) и коммуникационными рисками.
Рис. 4. Диаграмма «Темы сообщений, поступивших на линию помощи»
Наибольшее количество обращений от детей и подростков по вопросам коммуникационных рисков связано с кибербуллингом (52%).
Школьники нередко получают оскорбительные сообщения в свой адрес на страницах социальных сетей и различных сообществ. Чаще всего такие послания приходят от незнакомых людей, однако были случаи получения оскорблений и угроз от людей, с которыми дети знакомы в реальной жизни.
Большое количество звонков поступает от родителей с рассказами о переписке незнакомых взрослых людей с их несовершеннолетними детьми (18%). Контакты происходят следующим образом: незнакомцы представляются ровесниками и начинают общаться со школьниками.
Потом дети получают предложение встретиться, и если отказываются, то в их адрес летят оскорбления. Цели таких встреч чаще всего имеют сексуальный характер. Очень часто дети в процессе беседы успевают сообщить о себе довольно много личной информации и поздно ставят в известность своих родителей о том, что случилось. В результате избавиться от домогательств таких людей становится еще сложнее – преследования выходят за рамки интернет-общения (оскорбительные сообщения могут приходить уже на мобильный телефон).
Варианты решения проблемы кибербуллинга
Как же можно решить проблему кибербуллинга? И что ответить мальчику Мише, который столкнулся с угрозами, оскорблениями в свой адрес от интернет-собеседника?
С.Н. Ениколопов, канд. психол. наук, доц., рук. отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН:
В письме речь идет о сталкерах, или преследователях, – явлении, которое, к сожалению,пока не изучено нашими психологами, но уже давно исследуется за рубежом. Преследователи были и раньше, например, – поклонники эстрадных артистов. С появлением Интернета проблема стала гораздо серьезнее.
Самое печальное (и это отражено в письме) – у жертвы возникает ощущение, что за ним наблюдают здесь и сейчас, даже если сталкер находится в другом городе или даже другой стране. О жертве передаются такие подробности, что создается впечатление, будто преследователь рядом. У жертвы возникает паранойяльное состояние, которое выражается в тревожности, подозрительности, страхах, что в итоге может привести к эмоциональным срывам,особенно у подростков и молодых людей.
Исследуя природу этого явления, важно понять и изучить два аспекта. Первый – что движет преследователями? Удовольствие от страха, который он может чувствовать? Второй – это психология жертвы: кого выбирают преследователи, случаен ли этот выбор…
Что делать в такой ситуации? Мальчику, написавшему письмо детям, оказавшимся в подобной ситуации, важно:
1. Обсудить проблему с родителями. А те, в свою очередь, должны осознать всю ее серьезность!
2. Взрослые, прежде всего, должны помочь ребенку отличить шутку и розыгрыш от серьезной угрозы. Если налицо реальная опасность – нужно обращаться в полицию, и сделать это должны родители. Для рядового полицейского это может быть новой, необычной ситуацией, и родителям необходимо доказать серьезность происходящих событий. Если заявление о такой угрозе не принимают в отделении полиции, нужно идти с жалобой в прокуратуру.
Л.М. Лялин, почетный адвокат, член президиума Московской областной коллегии адвокатов:
1. Личные оскорбления
Если высказывания, затрагивающие честь и достоинство личности, распространяются публично или в присутствии третьих лиц, то можно ставить вопросо гражданско-правовой защите чести и достоинства в соответствии со ст. 150, 151 Гражданско-процессуального кодекса РФ. Необходимо будет доказать, что распространение произведено публично или в присутствии третьих лиц (в т. ч. эта информация известна родителям, друзьям и иным лицам).Кроме того, высказывания в отношении лица, выраженные в неприличной форме, могут явиться основанием для уголовного преследования по ст. 130 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ).
2. Неоднократно высказанные угрозы убийством
Указанные действия попадают под признаки преступления, предусмотренного ст. 119УК РФ:
1. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, – наказывается обязательными работами на срокот 180 до 240 ч, либо ограничением свободы на срок до 2-хлет, либо арестом на срок от 4-х до 6-ти месяцев, либо лишением свободы на срок до2-х лет.
2. То же деяние, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы,– наказывается лишением свободы на срок от 2-х до 5-ти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.
3. Оскорбления по национальному признаку, требования присоединения к профашистской идеологии, принуждение принять ее догмы, использование фашистской символики
Указанные действия подпадают под ст. 282УК РФ как действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации. Необходимо учитывать, что Федеральный закон «О связи» обязывает интернет-провайдера (оператора связи) приостановить услуги связи в случае мотивированного постановления соответствующего органа. В соответствиис ч. 3 ст. 64 данного закона приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицамосуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющегооперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами. При этом операторы связи обязаны возобновить оказание услуг на основании решения соответствующего органа, который принял решение о приостановлении оказания услуг связи.
4. Куда обращаться за помощью
О факте противоправного воздействия всети Интернет несовершеннолетнему ребенку необходимо уведомить родителей, после чего вместе с ними составить заявление в местное отделение полиции и (или) в прокуратуру.
Вышеуказанные органы обязаны защищать права ребенка в соответствии с Федеральным законом от 24.08.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РоссийскойФедерации» (ст. 4–7, 14).
Специалисты линии помощи «Дети онлайн»:
Хорошо, что Миша не стал терпеть поступающие оскорбления и угрозы, а пытается найти выход из ситуации.
Мы можем дать мальчику несколько рекомендаций.
Скорее всего, администрация сайта получает подобные уведомления, но так как их очень много, нужно время, чтобы разобраться в ситуации и предпринять какие-либо действия – например, удалить профиль данного пользователя.
Если в твоем профиле в социальной сети находится много личной информации – рекомендуем выставить такие настройки, чтобы она была видна только тем людям, которым ты дашь доступ к твоей странице.
Также ты можешь заблокировать этого человека, поместить его в «черный список», чтобы не получать неприятные сообщения (доказательств его угроз ты уже сохранил достаточно).
Складывается впечатление, что человеку, угрожающему тебе, просто нравится писать оскорбления и угрозы, чтобы почувствовать страх и ненависть в ответ. Вряд ли за этим стоит желание принести реальный вред или кого-то убить.
Однако ты можешь написать данному пользователю, что его угрозы будут переданы в полицию вместе с сохраненными доказательствами (перепиской и паспортными данными). Напиши это спокойно, без угроз и ответных оскорблений. Возможно, не увидев ответной агрессии или страха, преследователь прекратит тебе писать.
Если ты знаешь других людей, которые получают от него угрозы, – стоит объединиться, собрать общие доказательства (копии сообщений с угрозами) и сообщить пользователю, что вы готовы подать на него заявление в полицию. Если ничего не помогает, угрозы продолжаются не только в сети, но и начинают выходить за ее пределы (звонки, встречи и пр.) – необходимо немедленно вместе с родителями идти в полицию.
Конечно, человек может сменить имя, завести новый профиль в сети, поэтому на 100% защититься от новых оскорблений невозможно. Когда полиция начнет заниматься этим делом, технически будет возможно определить, делает это один и тот же пользователь или кто-то другой. Поэтому рекомендуем не удалять информацию: переписку, копию паспорта – это может пригодиться в будущем. Также будь внимателен к своему окружению – особенно к новым знакомым и сообщениям от незнакомых людей.
Если вы столкнулись с проблемой, которая требует передачи в Управление «К», вы можете отправить обращение через сайт МВД www.112.ru – правоохранительный портал Российской Федерации. Раздел – Срочная связь / Сообщить в правоохранительные органы. В строке «Укажите ведомство» выберите»МВД России», поставьте галочку в поле:»Я ознакомлен и согласен с правилами и порядком обращения в МВД России». Далее в поле «Куда» выберите «Департамент Уголовного розыска МВД России». Описывать ситуацию нужно кратко, максимально точно, по возможности дать статическую ссылку на интернет-ресурс или аккаунт, перечислить все сохраненные материалы: скриншоты, расшифровки переписки, разговорыв чатах, логи, распечатку телефонных звонков и др.
Предварительный просмотр:
Профилактика насилия в подростковой среде
Формы насилия в среде школьников многообразны: систематические насмешки, в основе которых может лежать любой фактор - от национальности до внешних данных ребенка, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др.
В поведении подростков часто прослеживается стремление с помощью насилия самоутвердиться за счет более слабых сверстников или взрослых людей.
Причины агрессивного поведения подростков имеют ряд психофизиологических предпосылок. Исследователи пришли к таким выводам:
- наиболее агрессивны те подростки, за поведением которых никто не следит, которые предоставлены сами себе (испытывают дефицит внимания), и те, кого подвергают суровым наказаниям;
- агрессивное поведение во многом определяется непосредственным окружением подростка: друзьями, учителями, родителями;
- дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением сверстников, поведение взрослых для них менее значимо; наиболее агрессивные дети отвергаются большинством в своей группе, поэтому они находят друзей среди себе подобных сверстников;
- СМИ играют существенную роль в формировании агрессии у подростков;
- агрессивное поведение, как правило, сопровождает слабое развитие социальных и когнитивных навыков подростка.
Жертвой школьного насилия может стать любой ребенок, но, как правило, выбирают тех, кто слабее или отличается от других. Чаще всего объектами школьного насилия становятся дети, имеющие:
- физические недостатки. Детей с физическими недостатками - имеющих сниженный слух, зрение или с нарушениями движений, т. е. тех, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя - обижают гораздо чаще;
- особенности в поведении. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети или дети с импульсивным поведением. Например, гиперактивные дети порой бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком сильно вторгаются в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре - и поэтому часто вызывают раздражение. Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и агрессорами, а нередко и теми, и другими одновременно; особенности внешности. Все, что внешне выделяет ребенка из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;
- плохие социальные навыки. Дети, у которых не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия из-за недостаточного опыта общения и самовыражения, легче принимают роль жертвы. Они смиряются с ситуацией как с неизбежностью, часто внутренне даже находят оправдание насильнику: «…значит, я такой, заслужил это».
- страх перед школой. Чаще возникает у детей, идущих в школу с отрицательными социальными ожиданиями. Иногда этот страх провоцируют родители, у которых самих были проблемы в школьном возрасте. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче станет объектом для издевок одноклассников;
- отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, не посещающие до школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они превосходят своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад;
- болезни. Существует масса расстройств, вызывающих насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи - дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению), дискалькулия (нарушение обучению счету) и т. д.;
- низкий интеллект и трудности в обучении. Низкие способности обуславливают и низкую обучаемость ребенка. Плохая успеваемость формирует невысокую самооценку, которая в одном случае может способствовать формированию роли жертвы, а в другом - насильственного поведения как варианта компенсации.
Некоторые исследователи утверждают, что дети, в грудном возрасте не получившие достаточной любви, заботы, дети с несформированной привязанностью к родителям (приютские дети и «социальные сироты») склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях.
Больший риск подвергнуться насилию обнаруживается у детей из следующих типов семей:
- неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к эмоциональному насилию по отношению к другим детям. Причем девочки из таких семей чаще, чем мальчики, будут проявлять эмоциональное насилие;
- семьи, в которых матери негативно относятся к жизни, к социуму, в том числе к школе. Обычно они не желают сотрудничать с образовательным учреждением, поэтому не осуждают и не корректируют агрессивное поведение ребенка;
- властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую забиты, а в школе они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх;
- семьи с конфликтными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает т.н. «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем сверстники. Например, ребенок, привыкший к приказному, повышенному тону, считают его нормальным. Следовательно, в покрикивании и побоях как со стороны учителя, так и со стороны ребенка, он не увидит ничего плохого;
- семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей разная генетическая основа переносимости стресса. Дети с низкой переносимостью обнаруживают большую предрасположенность к насильственным действиям.
Большинство педагогов сталкиваются с проявлениями подростковой агрессии ежедневно. Некоторые педагоги отрицают существование проблемы. Есть несколько типичных заблуждений в отношении подростковой агрессии.
- Подростковая агрессия неизбежна.
Агрессия присуща человеку как биологическому объекту, однако следует помнить, что в социально неблагополучных условиях она приобретает совершенно иной характер и более сложные формы, поэтому отказываться от профилактики подростковой агрессии нельзя.
- Подростковая агрессия - следствие психической патологии.
Как правило, подростковая агрессия не является следствием психических расстройств. Исследования показали, что наиболее опасные формы подростковой агрессии (насилие, убийства, терроризм) являются извращенной реакцией на адаптацию в среде.
- В нашей школе (нашем классе) этой проблемы не существует. У нас дети дружные!
Увы, но даже самые благополучные коллективы не могут избежать межличностных конфликтов, в рамках которых формируется иерархия организованной группы. В такой группе всегда появляются лидеры и аутсайдеры, первые стремятся удержать свое положение, вторые - исправить свое. Как правило, большая часть коллектива (что, кстати, и есть показатель дружного класса) следует за лидерами, в результате чего аутсайдеры оказываются в изоляции. Это является психотравмирующим фактором, провоцирующим их агрессивное поведение.
- Проблема детской агрессии - проблема родителей, это недостаток воспитания.
Факторов, провоцирующих агрессивное поведение, в рамках семьи меньше, чем внутри подросткового сообщества. Многие родители удивляются, читая в дневниках записи о поведении своих детей в школе, поскольку в домашних условиях они никогда так себя не ведут.
- Подростковая агрессия - результат дурного влияния СМИ, следствие подражания агрессивным персонажам фильмов и книг.
Это отчасти верно. Например, шансов, что подросток после просмотра боевика совершит акт агрессии, действительно больше. Но вместе с тем через 2-3 ч готовность к агрессии сравнивается со средними возрастными показателями.
Большинство родителей сталкиваются с проблемой агрессии в подростковой среде, когда их дети оказываются в роли жертв. Если же ребенок удачно избегает неблагоприятных ситуаций либо сам ведет себя агрессивно в отношении сверстников вне семьи, проблема минует их внимание.
Часто родители косвенно одобряют поведение своих детей, когда те проявляют агрессию по отношению к сверстникам: советуют «давать сдачи» обидчику, отстаивать свои права и пр.
Задача педагога в данном случае - быть наставником и советчиком для родителей. Рекомендуется ежемесячно проводить специальные семинары и еженедельно - индивидуальные встречи. Для проведения групповых занятий в рамках родительских собраний рекомендуется приглашать специалистов (врачей, психологов), которые консультируют детей в данной школе, классе. Однако индивидуальные беседы с родителями должен проводить сам педагог. В ряде случаев можно ограничиться коротким телефонным разговором, главное - поддерживать с родителями постоянный контакт
Необходимо убедить родителей в том, что если они не в состоянии самостоятельно корректировать приступы подростковой агрессии у своего ребенка, стоит проконсультироваться со специалистами, которые могут оказать им индивидуальную помощь или результативно вмешаться в жизнь целого коллектива.
В поведении детей-агрессоров и аутсайдеров, как правило, наблюдаются наиболее типичные отклонения от нормы.
Родители должны обеспокоиться, если ребенок:
- не приглашает домой друзей и постоянно проводит свободное время в полном одиночестве;
- не имеет близких приятелей, с которыми можно проводить досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);
- одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники, или он сам никого не приглашает к себе, поскольку боится, что никто не придет;
- по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство желудка или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
- задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
- у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
- просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);
- выпрашивает или крадет деньги, внятно не объясняя причину своего - проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, приобретение алкоголя, наркотиков;
- приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами. Книги, тетради, школьная сумка находятся в плохом состоянии;
- выбирает нестандартную дорогу в школу.
Все это свидетельствует о том, что ребенок, скорее всего, подвергается насилию в школе (физическому или психологическому).
Школьник может выступать и в противоположной роли - агрессора. Об этом расскажут такие симптомы:
- ребенок вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);
- как правило, физически более развит, чем сверстники, имеет проблемы с успеваемостью, воспитывается в неблагополучной семье;
- с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;
- в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);
- приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя, откуда они взялись;
- группируется со старшими подростками;
- имеет садистские наклонности;
- очень быстро переходит от довольства к злобе;
- в игре навязывает друзьям свои правила;
- злопамятен на мелкие обиды;
- игнорирует указания и легко раздражается;
- введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
- не уважает родителей или не считается с ними, особенно с матерью.
Трудность работы педагога по профилактике и коррекции агрессивного поведения заключается в том, что отсутствуют возрастные социальные нормы детской и подростковой агрессии. Каждый случай требует индивидуального подхода.
Если в классе есть ребенок, являющийся объектом агрессии окружающих, на это укажут следующие факты:
- на уроках ребенок ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинается шум, помехи, раздаются комментарии;
- его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
- во время перемены, в столовой держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших учащихся, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
- его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
- на агрессивные действия со стороны детей он реагирует безвольной улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;
- хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;
- опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;
- во время групповых игр, занятий его игнорируют или выбирают последним.
Характерное поведение агрессора:
- на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;
- манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;
- может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;
- на его поведение поступают жалобы от детей и взрослых;
- не может обуздать свой нрав так, как это умеют делать его ровесники;
- прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;
- входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу;
- спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественно полезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.
Агрессия часто возникает из-за слабого самоконтроля ребенка и фиксируется в сознании как наиболее легкий путь разрешения трудных ситуаций. Ученику, склонному к такому поведению, необходимо объяснить, что общество стремится к отторжению, вытеснению агрессивных членов.
У агрессивного человека, как правило, плохое настроение, он насторожен, беспокоен, постоянно готовится к нападению либо находится в состоянии бесконечной обороны. И то и другое отнимает время и сипы. Такие люди менее успешны, а их успехи, достигнутые через агрессию, непрочны.
Что может помочь ребенку избавиться от агрессии или снизить ее уровень? Например, занятия спортом. В подростковом, юношеском возрасте физические упражнения, занятия различными видами спорта способствуют активизации умственной работоспособности и психической устойчивости, влияют на деятельность гормональной сферы, усиливая выработку гормонов удовольствия - эндорфинов. При этом резко сокращается выделение адреналина и «стрессовых» гормонов. Таким образом, двигательная активность снижает чрезмерное эмоциональное напряжение.
Также очень важны и полезны беседы со школьниками - как индивидуальные, так и групповые, большинство детей презирают «обидчиков» поэтому задача педагога - доказать агрессивному ребенку, что решение проблемы - в его интересах. Следующий шаг - обращение к чувствам школьников, моральная оценка действий «обидчиков». Это увеличивает вероятность того, что они будут на стороне «жертвы» и попытаются помочь. Не менее важно грамотно построить разговоры с детьми, пострадавшими от насилия. Цель бесед с ними - вовлечь в игры или дружеские отношения с другими детьми.
Вот некоторые рекомендации:
- обсудите со школьниками, возможно ли в вашем образовательном учреждении проявление детского насилия, и что нужно сделать для его предотвращения;
- предложите учащимся написать об известном им конфликте, который произошел в школе. С их разрешения зачитайте рассказ и попросите дать определение насилию. Особое внимание обратите на предложения детей по его предотвращению, подчеркивая наиболее реальные;
- ознакомьте школьников с материалами (видео, книги), которые содержат информацию о насилии;
- предложите тему для обсуждения, например: как свидетели насилия должны себя вести, чтобы помочь «жертве», «обидчику».
Алгоритм работы с агрессорами и их «жертвами»
- Поговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим жертвой агрессоров, и предложить письменно изложить случившееся.
- Поговорить отдельно с каждым членом группы агрессоров и получить от них письменное изложение инцидента.
- Объяснить каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и указать меру ответственности за содеянное.
- Собрать всю группу и предложить каждому ее члену рассказать другим, о чем шел разговор в индивидуальной беседе с педагогом.
- Подготовить членов группы к встрече с остальными учащимися: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»
- Поговорить с родителями детей, состоявших в девиантной группе, показать им письменные объяснения ребят.
- Вести дневник с записью всех инцидентов, фиксацией письменных объяснений детей и принятых мер.
- Обучить детей, чаще всего попадающих в положение жертвы, методам психологической защиты (с помощью школьного психолога).
- Потребовать от обидчиков письменных извинений перед потерпевшими.
- Если обидчик заявил, что это была шутка, обратить внимание детей при обсуждении данного случая на то, что такие ситуации не могут быть смешными.
- Если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксировать, кто еще из детей принимал участие в такой «игре».
Предварительный просмотр:
Педагогический такт родителей
Педагогический такт - это соблюдение педагогом и родителями принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к воспитанникам и быть осторожными, касаясь их внутренних состояний. По силе эмоций, по тревожности впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых - вот почему так важно быть особенно чуткими и внимательными по отношению к подрастающему поколению.
В чем же проявляется педагогический такт? Прежде всего, в умении говорить с ребенком так, чтобы слово его не ранило, не оскорбляло, не обижало. К несчастью, с грубым, нечутким отношением к детям мы сталкиваемся во многих семьях.
«Грубое слово - отрицательный раздражитель. Оно сказывается на нервной системе человека и через нее отрицательно влияет почти на все органы и ткани. При этом в первую очередь страдают сердце и сосуды. Вот почему в ответ на неприятный разговор организм человека нередко реагирует резкими спазмами сосудов сердца и мозга. И, заметьте, раздражитель может действовать несколько минут, а реакция на него продолжается многие часы, даже дни!» - пишет лауреат Ленинской премии профессор Ф.Г. Углов.
Почему же родители, оберегая детей от инфекционных, простудных заболеваний, так жестоко относятся к состоянию их нервной системы?
Убирая со стола посуду, Нина задело локтем вазу. Воза упала и разбилась.
- Что я наделала? - в ужасе воскликнула девочка, с отчаянием глядя на осколки. Лицо матери, только что приветливо разговаривавшей с гостями, теперь выражало гнев.
- Убирайся сейчас же вон! Такой растяпе здесь не место! - закричала она. Девочка со слезами выбежала из комнаты. Огорченные гости стали расходиться по домам.
- Мне тоже очень жалко вазу... Я ведь не нарочно ее разбила, - всхлипывая, говорила Нина.
Было очень трудно успокоить девочку, найти оправдания ее маме. Но мама тоже нуждалась в утешении.
- Сколько раз я давала себе слово, - говорила оно, - не срываться, да еще в присутствии посторонних. И опять не получилось... Это ужасно!
У родителей очень часто не хватает элементарной выдержки, а потому бестактное, оскорбительное слово становится безобразной привычкой учить детей уму-разуму.
Грубые слова и бесконечные окрики плохо воспитывают. Задевая самолюбие, унижая человеческое достоинство, они только усложняют отношения взрослых и детей в семье, вызывают ответную грубость, внутреннее сопротивление требованиям старших, а значит, и новые конфликты, которые еще больше расшатывают нервную систему и детей, и взрослых, омрачают жизнь.
Наши советы будут полезны каждой семье, в которой хотят покончить с оскорбительными криками, бранью.
Во-первых, попробуйте не говорить с ребенком сразу же после проступка.
Например, ваша дочь пришла с вечеринки не в 22.00, как вы просили, а за полночь. Конечно, за 2,5 ч ожидания все в семье разволновались, И если разговор о причине позднего возвращения начнется в возбужденном, нервном состоянии, то обязательно будет сказано много резких, обидных слов. Поэтому и переживания дочери сосредоточатся не на ее вине, а на обиде за эти оскорбления. Сгоряча нужный воспитательный разговор не получится.
Но если, открывая дверь, сказать дочери строгим и холодным тоном; «Завтра утром расскажешь, почему вовремя не пришла домой», - воспитательный эффект будет совсем другой.
Ожидание разговора взволнует ее, заставит задуматься над проступком, представить переживания родителей, принять решение больше так не поступать. Пусть дочь долго не заснет этой ночью, пусть «казнит» себя за то беспокойство, которое причинила родным. Это и будет самое эффективное наказание.
У родителей за ночь тоже пройдет первая вспышка гнева, и утром разговор состоится уже в другом тоне, будет иметь воспитательный характер.
Второй совет. Умейте выбрать место и время для серьезного разговора. Разговоры на ходу и у порога не дадут никакого эффекта.
Сын собирается на каток. Он уже в спортивном костюме и предвкушает удовольствие от встречи с друзьями на ледяной дорожке. В этот момент подходит отец и начинает расспрашивать о том, как прошел вчера в школе доклад о творчестве Репина. Мальчик отвечает нехотя, односложно. Отец обижен, раздражается. Сын уходит, хлопнув дверью. Разговор не получился. А кто виноват?
К дочке пришли подруги. Девочки о чем-то оживленно беседуют, смеются. Вдруг в комнату входит мать и, обращаясь к дочери, говорит: «Лена, как тебе не стыдно, ты опять съела печенье Алика!»
Лене очень стыдно. Но она думает не о том, что нехорошо брать чужое, а обижается на маму за то, что та отругала ее при девочках.
Замечания детям в присутствии их товарищей никогда не оказывают желанного педагогического воздействия.
Да и всегда ли за проступок нужно бранить, делать резкое замечание? Способы выражения недовольства могут быть разными, и дети лучше воспринимают тактичные замечания.
Ну как можно не любить такого отца? Он у нас какой-то особенный. Если мы нашалим или совершим ошибку, он всегда приведет какой-нибудь случай из жизни. Иногда слушаешь его и думаешь, было это на самом деле или он все это для нас выдумывает? Но как бы там ни было, а только после этих разговоров становится как-то не по себе и хочется сразу же делать что-то хорошее.
Совсем недавно братишка получил по географии двойку. Когда он пришел домой, то стал оправдываться:
- Не ответил только на один вопрос, а она поставила два!
- А сколько тебе было задано вопросов? - спокойно спросил папа.
- Два или три, а может быть, и четыре, - растерявшись, сказал братишка.
-Ты считаешь, что твой труд оценили слишком низко. А какой же это серьезный труд, если ты даже не знаешь, сколько и какие тебе были заданы вопросы? Не ответил только на один вопрос, но ведь тебе и поставлена всего только одна отметка, - уже полушутя-полусердито продолжал отец. - Никогда не жалуйся и не оправдывайся. Получил - значит, заслужил, и нужно думать не о том, что получил, а за что получил, чего не знал и как исправить.
Вот такой у нас всегда папа.
Искренние строчки взяты из книги учительницы Л.Г. Григорян «Дети и родители». В этом небольшом произведении высказываются сами ученики, что позволяет нам, взрослым, посмотреть на себя, на сильные и слабые стороны семейного воспитания глазами наших подопечных.
Слишком часто причиной бестактного поведения взрослых бывает плохое настроение отца или матери. Неприятности на работе, с кем-то повздорили, что-то болит, и - как результат - срыв на детях.
Попробуйте посмотреть на себя глазами ребенка, и вы поймете, что в такие минуты не нужно начинать никакие разговоры, тем более с детьми.
И еще одно наставление. Стремитесь в разговоре с детьми к тону совета, старайтесь, чтобы было меньше категорических приказов, а больше просьб. Чем старше становятся дети, тем большая в этом необходимость. «Сделай одолжение», «У меня к тебе просьба» «Как ты думаешь?» «Что ты поэтому поводу скажешь?», «Я не советую» - такие формы обращения подчеркивают уважение взрослых, способствуют теплым отношениям в семье, взаимопониманию.
Педагогический такт предполагает не только умение разговаривать с детьми, но и умение слушать их. А для этого нужно уважать личность ребенка, его мысли, переживания, чувства, увлечения, желания.
- Папа, какой писатель тебе больше всего нравится? - спрашивает 10-летний сын.
- Ты лучше расскажи о своем поведении сегодня в школе, - отвечает отец. Сын говорит об одном, а отец - совсем о другом.
- Мама, рассказать тебе о Ходже Насреддине? Он такой веселый, остроумный, с хохоту покатишься!
- Расскажи бабушке, мне сейчас не до Насреддина! - отвечает мама.
Если родители интересуются твоей жизнью, то. конечно, трудно от них что-то скрыть. Здесь, волей или неволей, приходится все им рассказывать, а рассказывая, открываешь свое сокровенное.
Ну о как быть, если моих родителей интересует только моя учеба, вернее сказать, даже не учеба, а отметки?
Они никогда не просят, чтобы я им что-нибудь рассказал о школьной жизни или просто что-то о себе.
Даже посылая меня в кино или театр, не спрашивают потом, понравилось мне то. что я видел, или нет.
Все пето я отдыхал у бабушки в деревне. Со мной произошло много разных приключений. Думал, вернусь домой, у меня будет что рассказать. А когда приехал, папа с мамой нашли, что я поправился, но даже не спросили, хорошо ли мне было или нет. Пытался им рассказывать, как интересно мне было в деревне, но они прерывали меня и говорили:
- Когда-нибудь потом расскажешь, сейчас некогда.
И я замолкал. А 'когда-нибудь» так никогда и не наступало.
Это опять пишет один из учеников Л.Г. Григорян.
Если ребенок часто сталкивается в семье с таким обидным, бестактным нежеланием выслушать его, не перебивая, не отвлекаясь, то постепенно потребность рассказывать о своих радостях, горестях, сомнениях, так ярко выраженная в младшем возрасте, исчезает.
Очень скоро родители пожалеют об этом. Ведь когда их ребенок достигнет подросткового возраста, им уже не будет казаться пустяком все, о чем он думает, и что его волнует. Но для отца и матери дверь в его внутренний мир окажется закрытой.
В старшем возрасте почти все дети становятся замкнутыми. Но отчуждение ребенка можно еще и усугубить, если не быть ему чутким, внимательным и интересным собеседником.
Педагогический такт воспитателя проявляется и в стремлении при выборе приемов и средств педагогического воздействия учесть то лучшее, что есть в человеке.
«Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше», - писал Гете.
«Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную», - слова Л.Н.Толстого.
Этот важнейший педагогический принцип нарушается особенно часто в отношении детей.
- Саша, ты очень плохой мальчик! - Костя, Витя гораздо лучше тебя.
- Лена, ты такая медлительная, а вот Олечка делает все быстро и хорошо.
Такие бестактные упреки в иных семьях градом сыплются на детей, задевают их самолюбие, обижают, подрывают веру в себя, а также сеют неприязнь между сверстниками - кому понравятся нелестные сравнения? К тому же различные промахи детей часто вызваны особенностью темперамента или педагогическими ошибками самих же родителей. В этих случаях выправлять их без дружелюбной поддержки взрослых детям не под силу.
Той же Лене мама может сказать: «Дочка, ты уже научилось гораздо быстрее одеваться и завтракать. Теперь попробуй побыстрее писать. Вчера ты выполняла задание по русскому языку полчаса. Я уверена, что сегодня, если ты по-настоящему захочешь, сможешь его написать так же хорошо и за 25 минут»
Такой подход к ребенку, вера в него вызовет желание испробовать свои силы, удовлетворение от того, что замечают его успехи в борьбе со слабостями, благодарность за доброжелательность и т. д. Может, девочка в первый же раз и не справится с заданием за 25 минут. Но мама ее подбодрит и скажет: «То, что не удалось сегодня, получится завтра».
Бестактное, неделикатное поведение родителей никогда не вызовет у детей стремления стать лучше.
Обидные насмешки, прозвища, пощечины, шлепки, бесконечные запреты, стремление вопреки справедливости настоять на своем необдуманном, высказанном сгоряча требовании, необоснованные подозрения - все это ожесточает детей. Подрастая, они чаще всего начинают платить родителям той же монетой.
Предварительный просмотр:
Как преодолеть конфликты с одноклассниками
В любом коллективе, в т. ч. детском, формируются и закрепляются определенные нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все его участники. Групповые нормы - это определенные правила, выработанные группой, принятые большинством, и регулирующие взаимоотношения между членами группы. Группа либо поощряет своих членов, исполняющих ее требования (повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус и т. д.) либо наказывает тех, чье поведение не соответствует нормам. Виды наказаний бойкот, снижение интенсивности общения с провинившимся, понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и даже регулярные издевательства над подростком. Что могут сделать родители и ребенок, чтобы защитить себя?
Рекомендации родителям
- Следует заранее предупредить учителя об особенностях своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам, нервные тики и пр.) и самим не запускать такие проблемы - заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить,
- Если травля уже началась, можно пожаловаться классному руководителю или любому другому педагогу. Учитель постарается разобраться во взаимоотношениях детей, поговорит с обидчиками, если нужно - вызовет в школу их родителей и попросит провести воспитательную работу со своими детьми. Все претензии и жалобы желательно оформить письменно и направить их классному руководителю, администрации школы, в кабинет по защите прав несовершеннолетних; или обратиться лично. Не старайтесь справиться с ситуацией в одиночку, обязательно привлеките в союзники учителей, школьного психолога и других родителей.
- Задача родителей - обеспечить ребенка всем необходимым в соответствии с общими школьными требованиями. Если для уроков физкультуры требуется белая футболка, не предлагайте дочери или сыну розовую. Учителю это, может быть, и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка.
- Если ребенок регулярно становится жертвой издевательств со стороны одноклассников, то его нужно изъять из той среды, в которой он находится. Чтобы ребенок лучше адаптировался и преодолевал трудности, он должен сохранять позитивное представление о себе. Если насилие со стороны сверстников уже произошло, или начался процесс постоянного морального давления, издевательств, это означает, что психика ребенка либо слаба, либо имеет серьезные изъяны, которые срочно нужно исправлять. И только когда эта работа будет успешно выполнена, ребенка можно будет вернуть в реальную агрессивную среду. Выбор же, менять или не менять школу, зависит от конкретных обстоятельств: позиций обидчиков, наблюдателей, педагогов и пр.
Не надо бояться конфликтов со сверстниками - они неизбежны. Надо быть готовым к тому, что дети могут испытывать неприязнь к вашему ребенку или будут к нему равнодушны. Подготовьте его к тому, что не все окружающие будут его любить.
Правила психологической самообороны для школьников
- Не поддаваться на провокации. Ребенок должен уметь отказать сверстнику, если что-то ему неприятно, не нравится, или если его заставляют делать то, что не разрешают родители. Например, сыну запрещено выходить за пределы двора. Найдется ребенок, который поднимет на смех «маменькиного сыночка». Заранее обсудите с ребенком подобную ситуацию. С достоинством выйти из нее можно, сказав: «Мои родители очень волнуются за меня. Я дал слово не уходить со двора, а я свое слово всегда держу».
Нужно обязательно научить ребенка отстаивать свою позицию, уметь прогнозировать поступки других людей, отсекать провокации в их интонациях и действиях, отслеживать все значимые поведенческие моменты в коллективе, уметь различить манипуляцию, распознать ложь до того как он станет жертвой.
- Не дать застать себя врасплох. Действуйте по принципу: предупрежден -значит вооружен. Ребенка могут дразнить из-за внешности, фамилии и т. д. Обсудите это с сыном или дочерью заранее. Придумайте вместе всевозможные варианты дразнилок, тогда в исполнении других детей они прозвучат уже не так обидно.
- Уметь ответить. Ребенка надо «тренировать» дома, учить его, что сказать или сделать в той или иной ситуации. Во многих конфликтах важно, чтобы последнее слово осталось за ребенком. Это позволит ему «сохранить лицо» в неприятной ситуации и избежать дальнейших нападок. Нет ничего страшного в том, что родители с ребенком заранее придумают несколько ответов на обязательства. Например, если дразнят «толстым», можно ответить тем же: «Сам такой!» или «А ты - скелет ходячий!» Или дать понять, что его это ни капельки не задевает: «И горжусь этим! Хорошего человека должно быть много! Ты не понимаешь, я не толстый - я солидный». Главное не что ребенок скажет, а как он это скажет. Лучшая защита - спокойная, насмешливая интонация.
- Менять тактику поведения. Разберите с ребенком типичный конфликт со сверстниками. Обычно он ведет себя по заданной окружающими схеме, каждое его действие предсказуемо - в этом особая радость для преследователей. Предложите ему в следующий раз на стандартную ситуацию отреагировать неожиданным для обидчиков образом и тем самым испортить им все удовольствие. Например, можно начать смеяться вместе с задирами.
- Не быть пассивной жертвой. Сверстники часто испытывают товарища «на прочность». Приставать к ребенку обычно начинает кто-то один, а другие «подхватывают эстафету» позже. Дать отпор важно именно на первом этапе. Иногда полезно ответить обидчику тем же - грубостью на грубость, а иногда и ударом на удар. Например, отнимают вещи - не давай отнять, забери их силой. Защищай себя. Не начинай драку первым, но на удар ответь ударом, пусть неумелым, но дай понять, что с тобой не так просто справиться.
Но главной и самой надежной защитой для ребенка является чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Родительская любовь и поддержка при этом - самые надежные союзники.
Предварительный просмотр:
Общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122
В 2010 г. Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми был создан единый общероссийский номер детского телефона доверия 8--800-2000-122. Любой ребенок, находящийся в сложной жизненной ситуации может позвонить по этому номеру бесплатно и получить консультацию.
«Необходимость существования телефонной психологической помощи не вызывает сомнений. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направил свои усилия на то, чтобы данный вид помощи стал доступен детям и родителям во всех субъектах Российской Федерации. Единый федеральный номер детского телефона доверия заработал с 1 сентября 2010г., - сообщила в ходе пресс-конференции зам. председателя правления Фонда Елена Куприянова. - Фонд приобрел номер и оплачивает телефонный трафик, а также организовал и профинансировал о6учение телефонных консультантов и обеспечил рекламу телефона в федеральных СМИ. Такой проект реализуется в России впервые, и результаты деятельности стали видны сразу - консультанты психологических служб отмечают, что после подключения их к системе единого номера количество обращений увеличилось в 5-10 раз».
В настоящее время в 82 субъектах РФ работает 200 служб детского телефона доверия под единым общероссийским номером. За периоде 1 сентября 2010 г. по 31 марта 2011 г. на телефон доверия поступило 396 563 обращения от детей и взрослых: более 210 тыс. звонков от детей, более 44 тыс. от родителей и более 141 тыс. от иных граждан (соседей, бабушек, учителей и воспитателей). Все обращения анонимны и бесплатны. Самыми актуальными проблемами являются сложности в отношениях детей со сверстниками (конфликты в школе, ссоры с друзьями, отсутствие друзей, первая любовь и др.) - около 45% звонков, и проблемы детско-родительских отношений (развод родителей, непонимание и др.) - около 35%. Около 3% поступающих звонков - о жестоком обращении с детьми в семье, в среде сверстников и о случаях сексуального насилия, Около 17% обращений касаются самых разных тем - от беременности до профориентации подростков. Специалисты телефона доверий:
- оказывают консультативную психологическую помощь детям и родителям, в т. ч. в случаях жестокого обращения и насилия, включая сексуальное, как в семье, так и вне ее;
- осуществляют сбор сигналов о нарушении прав детей и передачу их в органы и учреждения по защите прав детей;
- способствуют получению психологической помощи детьми и взрослыми, проживающими в отдаленных районах, в сельской местности, где затруднено обращение в стационарные службы.
Телефон доверия для детей – это:
- Оперативность. Если телефонная линия занята, звонок переадресуется на другой телефон, и вам обязательно ответят.
- Анонимность. Вы можете не называть свое имя, просто расскажите о своей проблеме.
- Бесплатность. Звонок с любого телефона - стационарного, мобильного, уличного - бесплатный для всех звонящих в любом регионе.
Работа телефонов доверия с единым общероссийским номером поддерживается Администрацией Президента РФ и Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с родителями "Проблема взаимоотношений между родителями и детьми"
небольшая беседа о проблемах во взаимоотношениях в семье, причины непонимания между родителями и детьми...
Быть родителем- счастье.( разработка к беседы с родителями )
Беседа с родителями на волнующюю многих из них тему о взаимоотношениях с детьми, содержащая тест для родителей....
Родителям – о безопасности дорожного движения. Беседа для родителей первоклассников
О необходимости учить детей безопасному поведению на дороге говорят много. Делается, к сожалению, значительно меньше. Родителям, в первую очередь, необходимо сформировать у ребенка знания ...
Беседа с родителями. Тема: Учительский авторитет: могут ли на него повлиять родители?
Беседа с родителями.Тема: Учительский авторитет: могут ли на него повлиять родители?...
Беседа с родителями на тему "Родители и подростки".
Беседа может быть проведена на классном родительском собрании. Способствуетформированию у подростков ответственного отношения к воспитанию своих детей, бесконфликтного отношения с ними....
Этическая беседа для родителей "Формирование и самовоспитание подростков. Руководство со стороны родителей процессом самовоспитания подростков."
Материал о помощи взрослых в выработке у школьников контроля и самооценки, силы воли и настойчивости в учёбе; развитие практических жизненных навыков....
Беседа с родителями «Искусство родителей общаться с подростками»
Из цикла «Как помочь подростку не попасть под влияние табакокурения, алкоголя и наркотиков»...