Темперамент ребёнка и выбор профессии
статья (8 класс) по теме
Выбор профессии-вашный шаг в жизни человека. Темперамент играет не последнюю роль в профессиональных предпочтениях. родителям надо знать и понимать, кем может, а кем не может стать в будущем их ребёнок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
к родительскому собранию | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Темперамент вашего ребёнка и выбор профессии.
- Типы темперамента.
Право на индивидуальную реакцию есть и у взрослого человека, и у младенца. Природа создала нас непохожими друг на друга. Вовремя осознав это, вы сможете лучше понять своего ребенка.
Наследство предков
Индивидуальный, природный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере общения. Кроха рождается с унаследованным темпераментом, который нельзя изменить, но можно научиться контролировать. Темперамент обусловлен скоростью и силой реакции нервной системы на раздражители: на интонацию матери, мокрые пеленки, чувство голода, боль в желудке и т.п. Один малыш, почувствовав дискомфорт, начинает плакать, другой - возмущенно кричать, а третий спокойно заснет, не обращая внимания на неудобства. Сигналы обо всем происходящем поступают в определенные участки мозга, возбуждая их активность. Маленькие дети из-за незрелости мозга и отсутствия социального опыта находятся всецело во власти врожденного темперамента. Но ребенок растет, усваивает уроки воспитания, берет пример со старших. Он учится терпеть, проявлять силу воли или, наоборот, отступать, в общем, овладевает механизмами, которым под силу справиться с врожденным темпераментом.
Иванушка и Несмеяна
Она все время плакала. Если солнце заходило за тучи, плакала от холода, если светило ярко, от жары. А Иванушка-дурачок радовался и солнцу, и дождю, и стуже. Несмеяна - типичный меланхолик, Иванушка - сангвиник. Волк и лиса из народных сказок, как правило, холерики. Все-то они недовольны, суетятся, злятся. Ну а спокойный ежик, несущий в свою норку запасы на зиму, - явный флегматик: все видит, но ни во что без нужды не вмешивается. Конечно, в жизни все не так однозначно. Выясните тип темперамента вашего ребенка, чтобы общаться с ним без конфликтов и стрессов.
Сангвиник
Он жизнелюб и оптимист, охотно рискует и идет на компромиссы, деловит и собран. Сангвиник прекрасно сходится со сверстниками, быстро адаптируется в незнакомом месте, мгновенно усваивает новую информацию. Он любит подвижные игры, очень любознателен. Быстро засыпает и всегда просыпается в хорошем настроении. Наказания переносит легко, быстро о них забывает. Его живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается импульсивными жестами. Это вообще самый "удобный" для воспитания темперамент. Однако, увлекшись каким-либо делом, малыш не может правильно рассчитать силы, быстро устает и часто меняет надоевшие занятия. Воспитывая сангвиника, учите его терпению и упорству и следите, чтобы его оптимизм и жизнерадостность не переросли в легкомыслие и непостоянство.
Холерик
Это неутомимый, бесстрашный, задиристый ребенок. Часто горячится и вступает в конфликты. Нередко испытывает страх и гнев, непредвиденные ситуации воспринимает в штыки. К замечаниям относится спокойно, а вот физическим наказания сопротивляется. Предпочитает шумные игры, баловство, постоянно нуждается в зрителях и новых впечатлениях. Новую информацию схватывает на лету и тут же забывает. Говорит громко и быстро. К новой обстановке привыкает легко. А вот засыпает с трудом, и никогда не предугадаешь, в каком настроении проснется. Попытайтесь снизить скорость его порхания по жизни, организуя остановки и паузы; помогайте выбрать хобби, тогда фонтан его бурной энергии будет использован в познавательных целях; занимайте ребенка спокойными играми, совершенствующими внимание и наблюдательность; учите его обдумывать решения, рассчитывать силы, всегда быть сдержанным и настойчивым.
Флегматик
Он очень спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, даже малоэмоциональный, не любит рисковать. Этот ребенок любит спокойные игры. Он не бывает лидером среди сверстников. Новую информацию усваивает медленно, но зато навсегда. Долго адаптируется к новшествам, перемен не любит. А вот засыпает быстро, спит спокойно, но просыпается медленно и долго ходит вялый. Постарайтесь развить в малыше любознательность и инициативность; ускоряйте его черепашьи темпы (в этом вам помогут любые игры на скорость, и ловкость); показывайте ему пример ярко выраженного, эмоционального поведения: сами активно радуйтесь и огорчайтесь, он обязательно это у вас переймет.
Меланхолик
Он робкий, замкнутый и нерешительный, тревожится по мелочам, очень мнителен и сентиментален. Новую информацию усваивает с трудом, все время отвлекается и быстро устает. Двигается неуверенно, говорит тихо, но выразительно. Как правило, выдает реакцию, неадекватную силе раздражителя. Спать укладывается долго, засыпает быстро, утром легко встает. Очень тяжело привыкает к новым местам и потому не любит ходить в садик и школу. Меланхолику нужно учиться самостоятельности и смелости; ему нельзя приказывать, категоричные обращения и отрицательные оценки и без того вялые действия; с таким малышом надо обсуждать увиденное и услышанное, акцентирую внимание на положительных сторонах.
2. Темперамент и выбор профессии
Темперамент влияет на скорость запоминания, быстроту восприятия новой информации, живость ума, длительность концентрации внимания, способность не отвлекаться, длительно хранить в памяти определенные сведения. Темперамент задает темп деятельности, ее ритм, характеристики реагирования на внешние воздействия. Для выявления структуры темперамента используется тест английского психолога Г. Айзенка.
1тип – сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный). Это человек легко приспосабливается к изменчивым условиям жизни. Характеризуется высокой сопротивляемостью трудностям, умению преодолевать препятствия, конструктивно выходить из конфликтных ситуаций. Человек такого типа воспринимается окружающими как живой, подвижный, приветливый, открытый. Определить это тип легко по речи – громкой, быстрой, выразительной, с правильными интонациями и ударениями, сопровождающийся обычно выразительной мимикой и жестикуляцией, эмоциональным подъемом.
2 тип флегматик – (сильный, уравновешенный, инертный). На внешние воздействия этот человек реагирует медленно и спокойно, не склонен к переменам в образе жизни, предпочитает устойчивый, привычный круг общения, знакомые виды деятельности. Вывести из себя не легко. Люди, относящиеся к этому типу, выделяются среди сверстников невозмутимостью, спокойствием, медлительностью, рассудительностью. Они достаточно терпеливы, даже если испытывают физическую боль. Речь у него несколько более плавная и медленная, чем у сангвиника. Она спокойна, равномерна, без резко выраженный эмоций, жестикуляций и мимики.
3 тип – холерик (сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения). Этот человек поражает большой, неистощимой жизненной энергией, однако ему явно не хватает самообладания. Он возбудим, вспыльчив, несдержан и нетерпелив. Холерики обычно беспокойны, необузданны, раздражительны, им плохо даются даже незначительные волевые усилия. Речь такого человека в меру быстрая, неровная, эмоционально ярко окрашена. Неуравновешенные холерики не любят тихих занятий, спокойных настольных игр. Задиристые и конфликтные, они предпочитают подвижные, шумные виды деятельности, претендуя в общении с ровесниками на руководящие, лидерские функции.
4 тип – меланхолик, (анергетический, слабый). Слабость нервной системы приводит к общей пассивности, нерешительности, заторможенности, осторожности. Меланхолики стараются избегать контактов, остро переживают необходимость привыкания к новой обстановке, незнакомым людям. В тоже время слабый тип обладает высокой чувствительностью, это позволяет легко ориентироваться в новой обстановке, достаточно безошибочно воспринимать людей. Хотя и быстро истощается. В привычной обстановке эти люди легко справляются с заданиями, оказываются сообразительными, внимательными, отзывчивыми. Речь у них тихая, не быстрая, интонационно мало выразительная. Они практически никогда не стремятся руководить, быть на первых ролях.
Темперамент влияет на выбор профессии
Обычно человек выбирает для себя те виды деятельности, которые соответствуют его темпераменту. Анализируя особенности темперамента, можно понять, почему некоторых утомляет общение с людьми. Это обычно случается с теми, кто в силу особенности темперамента не способен к длительному и интенсивному общению (меланхолики). А, следовательно, те виды деятельности, в которых высока доля общения, могут быть им противопоказаны. Если этого не учитывать, то человек будет страдать от усталости, либо у него будут возникать неприятные столкновения с людьми, которые настойчиво будут требовать его внимания.
Если же, наоборот, человеку трудно сдержать свою тягу к людям (сангвиник, холерик) и он стремиться к тому, чтобы его постоянно окружали друзья, близкие и незнакомые, то ему легко будет справиться с деятельностью, при которой необходимо много общаться, вести переговоры, организовывать деятельность людей.
Люди с высоким показателем социального темпа (флегматики, холерики, сангвиники), обычно интеллектуально развиты и способны реализовать себя во многих областях человеческой деятельности. Им следует стремиться оценивать себя адекватно, не занижать свою самооценку. Возможно, из-за торопливости они совершают значительное количество ошибок, поэтому им следует развивать терпение, быть внимательнее, перепроверять результаты своей работы. Это поможет им избегать ошибок.
Для людей с сочетанием высоких показателей энергичности с низкими показателями эмоциональности (флегматики) часто встречаются лидеры, которые руководят многими людьми. Это связанно с тем, что деятельность руководителя требует огромных энергетических и эмоциональных затрат. Если человек, которому приходится много общаться с людьми, будет слишком эмоционально переживать результаты общения, то его нервная система, его организм могут просто не выдержать такой нагрузки.
Следует отметить, что лидеры в художественной деятельности, например режиссеры театра и кино, Среди которых часто встречаются холерики, сангвиники, обычно имеют высокие показатели как энергичности, так и эмоциональности. Это и понятно: искусство невозможно без огромных эмоциональных затрат.
Эмоционально холодные люди (флегматики) не справляются с деятельностью, для которой наиболее важный результат – возбудить у зрителя определенные эмоции и чувства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по профессиональному самоопределению по теме: Темперамент и выбор профессии
ТЕМА УРОКА: Темперамент и выбор профессии. ЦЕЛЬ: Оказать учащимся помощь в выявлении и осознании своего типа темперамента. ЗАДАЧИ: 1. Формирование представления о сущности, типах темпе...
Как темперамент влияет на выбор профессии
Презентация на тему "Как темперамент влияет на выбор профессии", работа в помощь психологам....
Как помочь ребёнку в выборе профессии
Данный материал содержит советы для родителей, воспользовавшись которыми они помогут своему ребёнку выбрать профессию...
Как помочь ребёнку в выборе профессии
Памятка для родителей...
Как помочь своему ребёнку в выборе профессии
Как помочь своему ребёнку в выборе профессииСтратегия выбора профессии РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ЖЕЛАЮЩИМ ОКАЗАТЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ ПОМОЩЬ В РЕШЕНИИ ВОПРОСА: « КЕМ СТАТЬ?»ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ П...
«Как помочь своему ребёнку в выборе профессии»
Цели: содействовать формированию у родителей отчетливых представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации старшеклассников;информировать родителей о высших и средних специ...
Как помочь своему ребёнку в выборе профессии
Как помочь своему ребёнкув выборе профессииВыбор профессии - задача не из легких даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для старшеклассников, поэто...