"Родительский комитет-как полноправный орган общественного управления в школе"
статья (10 класс) по теме

Доклад на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_moego_doklada.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Тема моего доклада «Родительский комитет - как полноправный орган общественного управления в школе».

Эпиграфом я выбрала слова В. А. Сухомлинского: «Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью».

Целью моего выступления служит знакомство классных руководителей с существующим положением о классном родительском комитете, с его целями, содержанием и формами работы.

          Для нас с вами не секрет, что прежде чем решить проблему ребёнка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители, порой, не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей и подростков, или не серьёзно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.

Задача учителя- помочь родителям осознать свою родительско - воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье- это единый неразрывный процесс.

Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать,   как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.  

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

1. психолого-педагогическое просвещение родителей;

2.  вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

3.    участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

             родительские лектории;

             конференции;

             индивидуальные или тематические консультации;

            родительские собрания.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

             дни творчества детей и их родителей;

            открытые уроки и внеклассные мероприятия;

             помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

              участие родителей класса в работе Совета школы;

              участие родителей в работе родительского комитета.

 Я остановлюсь  на последнем направлении, одной из форм работы которого является участие родителей  в работе родительского комитета .

Родительский комитет играет огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов – проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям.

  Еще одна важная функция родительского комитета класса – оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе. Прежде всего это организация и проведение родительских уроков в классе. Родительские уроки – это возможность творчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях, развивают свой кругозор.

Кроме таких уроков, родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза родительского комитета в решении этого вопроса огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.

По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения учащихся в семье, профилактические беседы, защита прав учащихся в различных инстанциях.

Родительский комитет выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитываются предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета – один год, но если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия.

Положение о родительском комитете класса

Родительский комитет класса – это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, в организации сотрудничества семьи и школы.

Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год.

В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класс по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.

Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.

О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.

Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчёта, если сомневается в его действиях.

Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.

Заседания родительского комитета класса проходят 3-4 раза в учебную четверть.

Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

Положение о родительском комитете принимается на заседании родительского комитета школы или на заседании Совета школы.

Родительский комитет класса обязан:

помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;

вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;

влиять на формирование культуры родительского общения;

стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;

выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;

соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.

Родительский комитет имеет право:

активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;

помогать классному руководителю и школе в приобретении пособий;

посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;

присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;

воздействовать совместно с классным руководителем на тех родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей;

проводить беседы с проблемными учащимися;

поддерживать тесный контакт с правоохранительными организациями и общественными организациями в защиту прав и интересов ребёнка и семьи.

Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса.

Чем активнее сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями.

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести: родительские чтения, родительские вечера, родительские тренинги, презентации семейного опыта.

Родительские чтения – очень своеобразная форма работы с родителями, которая даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Учитель определяет вопросы педагогики и психологии, которые волнуют родителей. С помощью школьного библиотекаря определяются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги и через определённый промежуток времени участвуют в родительских чте6иях по книгам, которые прочитали. Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям.

Родительские вечера – интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы. Родительские вечера – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё воздействие собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Каждое тренинговое занятие должно анализироваться, и только после тщательного анализа классный руководитель вносит свои коррективы в план проведения будущих занятий. Если тренинг ведет психолог, то уместно обсудить с ним полученные результаты и определить набор заданий для нового тренинга.

Презентация семейного опыта – это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга.

 

Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;

в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;

в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;

в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;

в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Взаимодействие школы и семьи, по моему мнению, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.

“Наша миссия” – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий” (В.А.Сухомлинский).

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

1.    Процедура выборов родительского комитета

Наиболее удобный и справедливый способ выбора родителей в родительский комитет следующий.

Родители класса по собственному желанию делятся на группы по пять человек. И  с 5-го по 11-й класс каждая группу в течении года работает в составе родительского комитета. Если к тому времени,  как вы взяли класс, осталось до конца учёбы менее пяти или шести лет, то срок работы родительского комитета сократить до полугода. Важно то, что каждый родитель, сотрудничая с классным руководителем, какой-то период времени проработал организатором деятельности родителей.

2.    Распределение обязанностей в родительском комитете.

Председатель, казначей, ответственный за помощь детям в учёбе, ответственный за хозяйственную работу.

Председатель:

   организует работу родительского комитета;

    активно участвует в организации и проведении родительских собраний;

    является представителем класса в общешкольных родительских объединениях.

Казначей:

   собирает родительские средства на нужды классного коллектива;

    составляет вместе с классным руководителем смету расходов;

    отчитывается перед родителями за использование средств.

Ответственный за учебную работу:

    проявляет интерес к учебной работе детей, организует посещение уроков, помогает в приобретении необходимых учебников и пособий, по возможности силами родителей оказывает помощь детям, отстающим в учебе, вместе с классным руководителем и родителями ученика способствует формированию учебной мотивации, ответственного отношения к учёбе, сознательной дисциплины в классе во время учебных занятий.

Ответственный за хозяйственную работу:

   Организует помощь родителей в соблюдении хорошего санитарного состояния класса, в ремонте и оформлении классного помещения, помогает в приобретении необходимых для класса хозяйственных вещей.

Ответственный за культмассовую работу:

    организует помощь родителей в организации экскурсий, походов, внеучебных развлекательных мероприятий, культпоходов в театр, кинотеатр, привлекает родителей к организации кружков, к проведению классных часов, вечеров и т.п.

3.    Содержание работы:

   составление плана работы;

   проведение вместе с классными руководителями родительских собраний;

    сбор и рациональное использование для классных нужд родительских средств;

    организация работы по привлечению средств для нужд класса (спонсоры, проведение ярмарок, лотерей и т.д.);

    посещение уроков, знакомство с учебными программами;

    организация посильной помощи отстающим ученикам в учебе;

    организация экскурсий (посильная помощь учителям-предметникам);

    помощь в приобретении необходимых учебников и учебных пособий;

    привлечение родителей к работе по профориентации и оказанию необходимой психологической помощи;

    привлечение родителей к ремонту, уборке, оформлению классного помещения, ремонту мебели, к участию в совместных субботниках по работе в классе, в школе, на пришкольном участке;

    помощь в организации классных часов, утренников, вечеров, в проведении культпоходов, экскурсий, совместных поездок, дней именинника, турпоходов;

    привлечение родителей к работе кружков;

  организация совместных вечеров, соревнований, спортивных соревнований.

Таким образом, хорошо поставленная работа классного родительского комитета – реальная помощь классному руководителю в организации работы в классе.

И родители, и классный руководитель должны понимать, что только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной.        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский университет как форма подготовки родителей к управлению развитием школы

Материал содержит проект создания родительского университета как многоуровневой системы активного информирования, просвещение, консультирования и обучения родителей....

План работы родительского комитета школы за год

План работы родительского комитета школы за 2012-2013 учебный год...

Родительский лекторий "Что такое родительский комитет"

Цели: Показать родителям значение родительского комитета, его основные функции.Способствовать приобретению практических знаний по выбору родительского комитета, распределению обязанностей....

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател

В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...

Выступление на собрании Родительского комитета школы.

1.      Создание  благоприятных условий для обучающихся во время подготовки к итоговой аттестации 2011 – 2012 уч.г.2.      «Стрес – это не то, чт...

Государственно-общественное управление в школе: опыт и проблемы.

Статья на тему "Государственно-общественное управление в школе: опыт и проблемы". Сегодня школа должна быть открыта, инвестиционно привлекательна.  Мы хотим сделать нашу  школу объектом...

Механизм поддержки и развития детской одаренности в школе при участии органов общественного управления

Описана система и полный механизм работы с одаренными детьми на примере конкретной школы...