Экологическое путешествие "Наедине с природой"
методическая разработка (5 класс) по теме

Кузнецова Оксана Александровна

Разработка родительского собрания по экологическому воспитанию. Родительское собрание в форме экологического путешествия совместно с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Экологическое путешествие «Наедине с природой»»

Цели:

 - обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка;

 - способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;

 - представить родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания детей.

Форма проведения: Семейная экологическая игра-викторина.

Оборудование: рисунки учащихся, фотографии на тему природы.

Эпиграф

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

                 Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!        

 ( Н.Луконина.)

Ход родительского собрания:

Подготовительный этап

Оформить приглашение родителям на собрание в виде экологического плаката и индивидуальных приглашений, выполненных детьми в виде аппликации из природного материала.

Организовать и провести конкурс детских рисунков и поделок из природных материалов.

Провести конкурс с участием родителей «Цветок в подарок» (пополнение уголка природы комнатными растениями).

Оформить фотогазету «Друзья природы» или «Мой домашний любимец». Используются семейные фотографии.

Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «Любить, ценить и охранять».

Записать фонограмму «Звуки природы».

Организационный этап.

Оформлена выставка детских книг, иллюстраций, дидактических игр о природе. Звучит фонограмма «Звуки природы». Родители рассматривают выставки, принимают участие в определении лучшего детского рисунка и поделки из природного материала.

Этап проведения собрания.

1. Вступительное слово.

Учитель: Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.

Сегодня мы на родительском собрании поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное — вместе подумаем о том, как можно в школе и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю — наш большой дом, в котором мы живем.

Ученик:

        Берегите Землю, берегите

        Жаворонка в голубом зените,

        Бабочку над стеблем повилики,

        На тропинке солнечные блики,

        На камнях играющего краба,

        Над пустыней тень от баобаба … (М. Дудин)

        

Учитель:  Когда Маленький принц из одноименного произведения Антуана де Сент-Экзюпери спросил у географа, куда ему отправиться, тот предложил: «Посети планету Земля. У нее неплохая репутация». К сожалению, сейчас репутация Земли подмочена. Наша игра посвящена очень важной проблеме – проблеме экологии. Экология – это наука о доме, жилище. Под жилищем понимается окружающая человека среда. Потому, когда говорят об экологии, имеют в виду все, что связано с состоянием природы.

        Ситуация складывается таким образом, что современный человек обязан быть экологически грамотным. Необходимо донести до каждого мысль о том, что, только оберегая природу, человечество сохранит жизнь на земле. Природа была и продолжает оставаться источником существования человека. И наша задача – сберечь природу. Будем беречь нашу землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет. Все начинается с малого. И в наших силах следить за тем, чтобы в нашей школе, на нашей улице, в нашем поселке был порядок. Решить проблемы экологии можно только вместе всем жителям Земли: и взрослым, и детям.

        Потому игру, посвященную проблемам экологии нашего края, мы проводим вместе с родителями. 

Лето — это время увлекательных походов. А вы хотели бы отправиться в поход по родному краю? Я приглашаю детей и родителей отправиться в лес. Перед вами план нашей экологической тропы. Путешествуя по ней, мы будем говорить не только о красоте природы, её жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле.

Ученик  1.Наша планета Земля очень щедра и богата,

                  Горы, леса и поля – дом наш родной, ребята!

Ученик 2. И, конечно, тревожно, что, порой, мы безбожно

                  Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем.

Ученик 3. Ни за что не в ответе, будто самую малость

                   Нам на этой планете жить и править осталось.    

Ученик 1. Мы - не гости на планете, и Земля – наш дом,

                   Будет в нем светло и чисто, если мы спасем:

Ученик 2. И прозрачные озера, и еловый лес,

                   И цветных полей узоры, и речной простор.

Ученик 3. Давайте будем беречь планету,

                   Другой такой на свете нету.

Ученик 1. Развеем над нею и тучи, и дым.

                   В обиду её никому не дадим.

Ученик 2. Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

                   От этого станем мы только добрей!

Ученик 3. Украсим всю Землю цветами, садами…

                   Все вместе.

                   Такая планета нужна нам с вами!

(Звучит песня «Милый лес).

Игра- викторина

Учитель:  А сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие в природу, но для этого мы разделимся на 2 команды. Давайте узнаем название команд.

Вот первая неожиданность. Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке.

(На пути расставлены «кочки» - круги из картона или кольца.)

А на той стороне болота находится засыпанный листвой родник, на каждом листочке написана буква. Турист, преодолев болото, должен взять один листок, расчищая родник, и вернутся на место. Когда соберете все листочки, составьте слово из букв, написанных на листочках. Это слово – название вашей команды. Итак, начали!

(Команды выполняют задание.)

Ребята, давайте узнаем названия ваших команд. ( «Рюкзак», «Компас».)

Конкурс № 1.  

Викторина «Знатоки природы»

А сейчас  мы проверим ваши знания об объектах природы.

(Командам поочередно задаются вопросы)

  1. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик). 
  2. Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
  3. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина). 
  4. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина). 
  5. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка). 
  6. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
  7. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
  8. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).  
  9. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина). 
  10. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина). 
  11. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
  12. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
  13. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
  14. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
  15. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
  16. У кого на сучке кладовая? (У белки).
  17. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
  18. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши). 
  19. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
  20. Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах
    Из деревьев, веток, глины
    Строят прочные плотины. (
    Бобры).
  21. Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка. (
    Лягушка).
  22. Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,
    На цветке его посадка. (
    Стрекоза).
  23. Почему листья с верхушек деревьев опадают последними?  (Они самые молодые, а потому дольше живут)
  24. Какое растение одновременно названо мужским и женским именами?  (Иван-да-марья)
  25. Какую пользу приносят дятлы?  (Они очищают лес от вредителей)
  26. Как в лесу без компаса можно определить стороны света?  (Мхи и лишайники растут на стволе с северной стороны. Кора деревьев с северной стороны всегда темнее и грубее. Компасом может служить и муравейник – он располагается около дерева с южной стороны).

Конкурс № 2 «Собираемся в поход»

Следующее испытание. Нужно собраться в поход. А что бы вы взяли с собой? Сейчас мы это узнаем.

(Команды по очереди отгадывают загадки)

1. Я маленький, да удаленький,

    Стоит на меня взглянуть,

    И тотчас узнаешь путь. (Компас.)

2. Он в походе всем нам нужен,

    Он с кострами очень дружен,

     Можно в нем уху сварить,

     Чай душистый вскипятить. (Котелок.)

3. В деревянном домике

    Проживают гномики.

    Уж такие добряки –

    Раздают всем огоньки. (Спички.)

4. Два ремня висят на мне,

    Есть карманы на спине.

    Коль в поход идешь со мной,

    Я повисну за спиной.   (Рюкзак.)

Конкурс № 3. «Дизайнеры»

Проблема отходов, загрязнения окружающей среды стала одной из самых злободневных в современном мире. Поэтому, когда вы отдыхаете на природе, никогда не забывайте убирать после себя мусор. Давайте подойдем к проблеме отходов творчески. За 10 минут из пустых пластиковых бутылок попытайтесь сделать что-то полезное в быту.

Конкурс № 4. «Собери пословицу».

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).

Учитель: Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков)

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведение?

Конкурс №5 «Природные ориентиры»

Этот конкурс для настоящих туристов, которые не боятся заблудится в лесу и всегда знают, как найти дорогу домой (раздает каждой команде по 2 рисунка). Вам нужно объяснить, как можно в лесу определить, где север, а где юг, с помощью подсказки на картинках.

1. Рисунок «Хвойные деревья». (На северной стороне деревьев веток меньше, чем на южной.)

2. Рисунок «Лесные ягоды». (Дольше всего зеленоватой, недозрелой бывает та сторона ягоды, которая повернута к северу.)

3. Рисунок «Пни». (На пнях деревьев кольца более широкой частью обращены на юг.)

4. Рисунок «Камни». (На камнях с северной стороны вырастает мох.)

Конкурс № 6 «Веселый привал»

«Песенки о  природе»  (участники по очереди  поют песни о природе).

      Конкурс № 7 «Лечебница доктора Айболита»

Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их названия, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

1. Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь. ( Крапива. Отваром моют голову, а также она останавливает кровь.)

2. Тонкий стебель у дорожки,

     На конце его сережки.

     На земле лежат листочки –

      Маленькие лопушки.   (Подорожник.   Лечит ранки, порезы.)

3. Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка. Используется для полоскания горла при ангине.)

4. Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды. (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля и др.)

(Ребятам команды-победительницы вручаются медали «Былому туристу», а второй команде вручаются медали «Начинающему туристу». Родители получают памятки «Правили поведения в лесу»).

     Наша игра подошла к концу. Сегодня мы еще раз вспомнили неповторимую красоту цветов, грациозные движения животных, многообразие форм и красок, которые существуют в природе. Удивительный загадочный мир – природа … природа, которая нам дарит золотую осеннюю листву, пушистый зимний снег, душистые весенние цветы, яркое летнее солнышко. Помните, от того, как вы будете относиться к природе, зависит здоровье, жизнь и благосостояние вас самих, ваших близких и всего человечества. Любите и берегите матушку природу!

Позвольте нашу игру закончить словами Евгения Евтушенко.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Возможное решение родительского собрания:

  1. Считать воспитание у детей любви к природе важнейшим направлением совместной деятельности педагогов и родителей.

      2. Провести совместно с детьми операцию «Чистый двор» и «Посади дерево».

      3. Родителям вместе с детьми сделать кормушки для птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по экологическому воспитанию "Сохраним природу"

Данный классный час предназначен для учащихся среднего звена. Его основная цель - воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры. ...

Экологическая игра "Мы природой дорожим".

  Проблемы экологии очень актуальны на сегодняшний день.    Экологическая игра "Мы природой дорожим" предназначена для учащихся пятых классов и способствует повышению уровня...

Сценарий экологического конкурса «Причуды природы»

Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он, да и все живое, часть ее. Природа кормит и...

Концепция здоровьесберегающей технологии в условиях экологического объединения «Ритмы природы» МОУ ДОД Заиграевского центра детского и юношеского творчества

В данной статье описан опыт экологического объединения "Ритмы природы" МБОУ ДОД Заиграевского центра детского и юношеского творчества Республики Бурятия по применению здоровьесберегающих технологий....

Экологическая игра " Живая природа"

Разработка внеклассной работы по биологии " Живая природа " предназначена для учащихся 5-6 классов.Общение детей с природой можно сделать более интересным, если во время экскурсий, походов орган...

Программа элективного курса "Экологические основы охраны природы"

Программа элективного курса разработана в соавторстве с мужем Петуховым С.Ю. учителем биологии.     Основные задачи обучения обусловили построение программы элективного курса на ба...

Экологическое воспитательное мероприятие: "Природа в опасности"

Экологическое воспитательное мероприятие: "Природа в опасности", проведенное в МБОУ СОШ №21 г.Шахты на закрытии недели МО классных руководителей....