Адаптация к 5 классу
статья (5 класс) по теме
Основные проблемы адаптации в 5 классе и рекомендации для родителей по улучшению адаптации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психологические проблемы
пятиклассников
Основными проблемами, связанными с непростой адаптацией пятиклассников в средней школе, являются:
• повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;
• повышение уровня тревожности самого ребенка, зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;
• зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;
• степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;
• состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;
• влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Рекомендации для родителей
• Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
• Проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
• Знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
• Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей
• Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
• Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля его учебной деятельности. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Формирование адекватной самооценки, навыков самоконтроля и поощрение самодостаточности ребенка.
Рекомендации для родителей
• Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
• Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.
• Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
• Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.
• Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т.д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
• Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
· Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
· Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
· Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
· Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
· Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
· Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
· Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
«ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
- Не унижай!
- Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
- Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
- Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
- Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
МБОУ СОШ № 17
п. Табачный
2012 год
Трудности адаптации
к 5 классу.
Рекомендации для родителей
Составитель психолог Щербина О.А.
Предварительный просмотр:
Статья
Сохранение здоровья и эмоционального благополучия пятиклассников в период адаптации.
В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства, но и эколого-экономические проблемы, напрямую связанные с их благосостоянием и здоровьем. Поэтому выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения.
Проблема адаптации учеников (а может быть, и родителей, и учителей) актуальна на всех этапах обучения. Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями предподросткового и раннего подросткового возрастного периода.
В период адаптации ученики испытывают трудности различного характера: социально-эмоциональные, учебные затруднения, режимные трудности.
Переход в среднее звено (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.
Известно, что работа педагога-психолога в школе представляет собой сложную многоуровневую систему и включает в себя множество направлений профессиональной деятельности, которые с каждым годом меняют свое содержание в связи с постоянно меняющимися условиями современной жизни.
Моя личная практика показывает, что снижение успеваемости и рост проблем – учебных, социально-эмоциональных, проблем со здоровьем – особенно заметны при переходе учащихся из начальной школы в пятый класс. В связи с этим актуально предупреждение и преодоление трудностей в учебе учащихся 5 классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка в данный период.
Основная цель психолого-педагогической деятельности в период адаптации –
создание педагогических и социально - психологических условий, позволяющих
ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).
Цель достигается за счет последовательного решения следующих задач:
- Выявление особенности психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
- Создание системы психолого-педагогической поддержки всех учащихся в период адаптации, позволяющей им не только приспособиться к новым условиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
- Совершенствование специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
- Развитие у учащихся навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам;
- Знакомство учащихся с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни, создание условий для снижения тревожности.
Степень изученности данного вопроса очень высокая, но в связи с постоянно меняющимися внешними условиями и психологическими особенностями
классных коллективов, требует пристального внимания и совершенствования процесса управления учебно-воспитательным процессом, созданием социальных и педагогических условий, способствующих успешной адаптации.
Поэтому, по моему мнению, требуется система работы, которая отразилась в разработке программы «Улучшение адаптации в среднем звене», постоянного совершенствования форм реализации программы, этапов ее реализации.
При данных особенностях работы также потребовалась изучение литературы по вопросу адаптации в среднем звене. Мною использовались следующие источники:
- Березии, Ф. Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека»,
- Битянова, М. Р. «Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка»,
- Владимирова, Ю. «Новичок в средней школе: программа адаптационных встреч для пятиклассников»,
- Дубровина, И. В. «Рабочая книга школьного психолога»,
- Микляева, А. В. «Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция»,
- Хухлаева, О. В.» Как сохранить психологическое здоровье подростков»,
- Гиппенрейтер, Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?»,
- Левис «Ребенок и стресс»,
- Черепанова, Е. М. «Психологический стресс: помоги себе и ребенку»,
- «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах» авт.-сост. С. А. Коробкина.
Основная часть содержит информацию, собранную и отработанную исследователем, а именно, описание основных рассматриваемых фактов, сравнение известных и предполагаемых методов решения проблемы. Обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.)
Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.
Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и так далее. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.
Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности.
Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опирается на базу навыков и знаний, полученных в начальной школе.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле- еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.
Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психического развития.
Модель психологического сопровождения М. Р. Битяновой является наиболее целостной, системно-организованной.
Позиция, занимаемая психологом в соответствии С ДАННОЙ моделью, позволяет ему быть рядом с ребенком на всех этапах школьного обучения, особенно в сложных, переломных условиях, требующих особого осмысления и определенных ценностных выборов.
В рамках психолого-педагогического сопровождения учащихся пятого класса осуществляются следующие направления деятельности:
Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников.
- Развивающая психологическая и педагогическая работа. Она осуществляется в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы.
- Консультативная работа с педагогами и родителями.
- диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психического самочувствия.
- Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется педагогами совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса учащихся.
- Коррекционно-развивающая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребенка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
В заключение хочется отметить, что для эффективного решения поставленных задач мною используется ряд психолого-педагогических средств:
- Проведение адаптационных занятий в самом начале года (первые недели сентября) с целью содействия школьной адаптации учащихся посредством проработки потенциально проблемных зон в различных сферах школьной жизни.
- Проведение индивидуальных или групповых консультаций для родителей по проблеме адаптации, по возрастным особенностям детей.
- изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации.
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций для педагогов и классных руководителей с целью создания ситуации сотрудничества, рекомендаций по оказанию помощи
- Проведение диагностических обследований адаптации в школьной среде с целью и поддержки учащимся, испытывающим трудности в процессе адаптации.
- ведение индивидуальной и групповой коррекционно - развивающей работы с детьми «группы риска» с целью коррекции психологических проблем, которые выявлены психодиагностическим исследованием адаптации.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Что большинство трудностей в учебе и общении у учеников 5 классов связано с процессом адаптации к новым условиям обучения. Поэтому основными направлениями в работе по сопровождению учащихся 5 классов являются:
- осуществление преемственности в работе начальной и средней школы;
- обеспечение условий для успешной адаптации.
- помощь учителям в поиске наиболее эффективные способы работы с детьми;
- помощь учащимся адаптироваться, обеспечив для них эмоционально - комфортные условия обучения.
- Данная программа реализуется в рамках сопровождения естественного развития ребенка и предполагает взаимодействие психолога, педагогов, родителей учеников.
Наблюдения и исследования показывают, что эффективные результаты достигаются при наиболее четком и своевременном выполнении всех пунктов программы «Улучшение адаптации в среднем звене», которая освещена в приложении. Считаю, что работа может быть продолжена с учетом данных психолого - педагогических исследований и сравнительным анализом по годам уровня адаптации в 5 классе.
Приложение № 1
программа «Улучшение адаптации в среднем звене»
Успешность процесса адаптации учеников пятых классов во многом зависит от согласованности требований учителей-предметников, осуществления преемственности в работе педагогов начальной школы и средней.
Основой для создания данной программы послужил анализ типичных затруднений учеников 5 классов, связанных с прохождением адаптационного периода.
Основные задачи программы «Адаптация»: помочь учителям найти наиболее эффективные способы работы с детьми;
помочь учащимся адаптироваться, обеспечив для них эмоционально - комфортные условия обучения.
Данная программа реализуется в рамках комплексного сопровождения естественного развития ребенка и предполагает взаимодействие психолога, педагогов, родителей учеников. Программа «Адаптация» базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирована на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Цель:
предупреждение и преодоление трудностей в учебе учащихся 5 классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из 4 в 5 класс.
ЗАДАЧИ программы:
- Обеспечить ученикам, перешедшим из начальной школы в 5 классе
эмоциональный комфорт в новых условиях обучения.
- Помочь учителю найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях обучения учениками.
- Разработать пути коррекции проблем дезадаптации.
- Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях предподросткового возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку.
- Способствовать осуществлению преемственности в работе педагогов начальной и средней школы.
- Повышать уровень профессиональной компетентности учителей (психолого-педагогический аспект), педагогической компетентности родителей.
Этапы реализации программы.
- Этап подготовки к переходу в пятый класс.
- Этап Сопровождение учащихся пятых классов. Работа с учениками, их родителями, учителями и классными руководителями.
- Этап Подведение итогов.
Формы реализации программы:
- Анализ психолого педагогической характеристики класса, индивидуальных особенностей учащихся.
- Психодиагностика.
- Работа с родителями.
- Работа с кл. руководителем и учителями предметниками.
- Коррекционно-развивающие занятия по профилактике дезадаптации.
Программа состоит из четырех блоков:
- осуществление преемственности;
- диагностика;
- взаимодействие с классными руководителями и учителями;
- взаимодействие с родителями.
Этапы реализации программы
- Этап подготовки к переходу в пятый класс.
Знакомство с будущими пятиклассниками.
Класс | Дата | Участники | Мероприятия |
4 класс | апрель - май | психолог | посещение уроков; знакомство с учебными результатами, личностными достижениями учащихся; установление контакта с детьми |
4 класс | апрель - май | психолог начальной школы | Проводит диагностику уровня готовности к переходу из начальной школы в пятый класс |
4 класс | май - июнь | учитель 4 класса | Отчет учителя 4 класса психолого-педагогическая характеристика класса, особенности каждого ребенка, удачные приемы индивидуального взаимодействия с каждым ребенком и его родителями, будущему классному руководителю 5-го класса. |
4 класс | май | психолог | Процедура передачи документации («досье», карта класса). Психолого-педагогический совет |
- Сопровождение учащихся пятого класса. Работа с учениками, их родителями, учителями и классными руководителями.
Класс | Дата | Участники | Мероприятие |
5 класс | сентябрь | учителя начальных классов | встреча с учащимися; анализ их первых впечатлений о средней школе; советы классным руководителям 5-х классов |
5 класс | сентябрь | психолог | Знакомство с учащимися; посещение уроков, наблюдение на перемене. Первые впечатления учителей-предметников и классного руководителя |
5 класс | сентябрь - октябрь | психолог | Проведение родительских собраний в 5-х классах на тему «Предподростковый возраст. Особенности. Рекомендации» Знакомство с родителей с новыми учителями учащихся 5-х классов, с новыми требованиями, с особенностями учебных программ |
5 класс | октябрь - ноябрь | психолог | Диагностика учебных затруднений, мотивации и межличностных отношений; включенности и эмоционального благополучия. |
5 класс | ноябрь | психолог классов, учителя, классный руководитель |
|
Подведение итогов.
Класс | Дата | Участники | Мероприятие |
5 класс | март- апрель | психолог 5-х классов, классный руководитель | Психолого-педагогический консилиум «Итоги и перспективы»:
|
Приложение № 2
Дети «группы риска».
Приложение № 3
Причины дезадаптации
Приложение № 4
Исследования адаптации в 5 классе.
Уровень учебной мотивации у учащихся 5 кл.
Приложение № 5
Рекомендации психолога родителям пятиклассников.
- Понимать трудности с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
- Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).
- Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.
- Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
- Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.
- Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.).
Верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.
Рекомендации психолога учителям – предметникам в 5 кл.
- Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
- Учитывать, что высокий темп – одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
- Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
- Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
- Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
- Создавать обстановку успеха.
- Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
- Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, психологом и учителем начальной школы.
Налаживать эмоциональный контакт с классом.
Рекомендации психолога классным руководителям
- Совместно с психологом, сопровождающим 5-е классы, помогать ученикам в налаживании эмоционального контакта с одноклассниками (для этого необходимо помочь новым ученикам запомнить имена одноклассников, фамилии, имена, отчества учителей-предметников, проводить беседы и игры, позволяющие детям лучше узнать друг друга и т. д.).
- Постоянно поддерживать контакт с родителями учеников;
- Осуществлять психологическую поддержку ребенка.
Для этого необходимо:
- Опираться на его сильные стороны.
- Избегать подчеркивания промахов.
- Показывать, что Вы довольны Вашими учениками.
- Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса.
- Внести юмор во взаимоотношения с детьми.
- Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием.
- Уметь взаимодействовать с ребенком.
- Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно.
- Принимать индивидуальность каждого ребенка.
- Проявлять эмпатию и веру в учеников.
- Демонстрировать оптимизм.
Поддержать можно посредством:
- отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»);
- высказываний («я горжусь тобой», «мне нравиться, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»);
- прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка);
- совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);
- выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).
Психолого-педагогические требования, касающиеся интеллектуального развития ученика, переходящего в 5 класс:
- Развитие мышления:
- умение выделять главное и обобщать;
- умение разделять существенные и несущественные признаки предметов;
- умение сравнивать;
- умение рассуждать;
- умение делать выводы;
- умение доказывать.
- Развитие памяти:
- умение организовать процесс не механического, а логического, осмысленного запоминания, умение пользоваться средствами заучивания;
- Развитие внимания:
- произвольность внимания;
- устойчивость внимания в течение урока.
4. Развитие речи:
- понимание смысла изученных понятий и
- связное изложение своих мыслей;
- умение доказать свою мысль;
- достаточный словарный запас;
грамотность (в соответствии с программными требованиями по русскому языку).
Психолого-педагогические требования, касающиеся поведения и общения ученика, переходящего из начальной школы в 5 класс
- Общие требования, касающиеся общения:
- умение сочувствовать и сопереживать;
- уважение ко всем людям;
- неагрессивность;
- способность к поиску новых форм поведения взамен неэффективных.
- Общение со сверстниками:
- умение работать в группе, в паре;
- умение общаться со сверстниками вне учебной деятельности:
- умение разрешать конфликты мирным путем.
- Общение с классным руководителем, учителями:
- умение устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне учебной деятельности;
- отсутствие боязни учителя, уважение к учителю.
- Соблюдение социальных и моральных норм:
- способность к ответственному поведению;
- понимания и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм, правил поведения.
- Отношение ученика к себе:
- положительное восприятие себя;
- отсутствие агрессивности («Я не считаю других виновными в моих трудностях»);
Рекомендации психолога учителям – предметникам в 5 кл.
- Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
- Учитывать, что высокий темп – одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
- Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
- Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
- Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
- Создавать обстановку успеха.
- Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
- Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, психологом и учителем начальной школы.
Налаживать эмоциональный контакт с классом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Трудности адаптации", 5 класс
Предлагается буклет, в котором рассмотрены вопросы: - особенности адаптации детей к обучению в 5 классе;- причины плохой адаптации;- физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации- п...
диагностика адаптации 1 класса
Диагностика адаптации учащихся 1 класса 20 Май 2010 | Автор: Наталья ПетроваПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА “ШКОЛА ЗВЕРЕЙ”(диагностика адаптации учащихся в школе)Для многих детей адаптация к школе я...
Программа по адаптации 5 класс
Программа помогает обучающимся успешно адаптироваться к новым условиям при переходе из начальной школы в среднюю...
Программа по адаптации 1 класс
Программа помогает обучающимся успешно адаптироваться к новым условиям при переходе из дошкольных учреждений в начальную школу...
Тест по теме: Адаптация. 9 класс
Контроль знаний по теме:Адаптация...
Адаптация 5 класса
Материал для работы по адаптации с учащимися 5 класса...
Адаптация 1 класс
Рекомендации родителям...