Организация работы с родителями
статья (6 класс) на тему

Фолимонова Татьяна Николаевна

 

Главная педагогическая задача состоит в том, чтобы привлечь внимание родителей к внутреннему миру их собственных детей, к их интересам, их проблемам, к их жизни в кругу друзей и товарищей. Чтобы увидеть лицо ребенка, взрослый должен наклониться к нему. Наклониться – значит приблизиться к тому детскому миру, который зачастую нам, взрослым, кажется «несерьезным и пустяшным», сравниться с ним, проникнуться им. Пристально всмотреться и понять: рядом с тобой человек-подросток со своими проблемами, своим характером. Профессии «родитель», как и любой другой, надо учиться, а выучившись, постоянно совершенствоваться. Причем, независимо от того, сколько у тебя детей.

Для успешной работы классного руководителя с учениками необходимо хорошо знать семью, где воспитывается каждый ребенок, знать его родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка учителю

Учителю  не обходимо:

– Быть счастливым человеком.

– Быть старшим другом, надеждой и опорой ученика.

– Постоянно бороться за доброе отношение к ребенку со стороны окружающих, научиться понимать, уважать его самоценность.

– Оставаться оптимистом в самых сложных обстоятельствах, проявлять великое терпение и сочувствие детям. Уметь общаться и сотрудничать с ними.

– Быть мастером своего дела, творческим и растущим специалистом

Организация работы с родителями

Главная педагогическая задача состоит в том, чтобы привлечь внимание родителей к внутреннему миру их собственных детей, к их интересам, их проблемам, к их жизни в кругу друзей и товарищей. Чтобы увидеть лицо ребенка, взрослый должен наклониться к нему. Наклониться – значит приблизиться к тому детскому миру, который зачастую нам, взрослым, кажется «несерьезным и пустяшным», сравниться с ним, проникнуться им. Пристально всмотреться и понять: рядом с тобой человек-подросток со своими проблемами, своим характером. Профессии «родитель», как и любой другой, надо учиться, а выучившись, постоянно совершенствоваться. Причем, независимо от того, сколько у тебя детей.

Для успешной работы классного руководителя с учениками необходимо хорошо знать семью, где воспитывается каждый ребенок, знать его родителей.

Ориентировочно можно выделить следующие типы  семей:

1. Социально здоровые, благополучные в воспитательном отношении.

2. Социально здоровые, но неблагополучные в воспитательном отношении.

3. Социально нездоровые и неблагополучные в воспитательном отношении (требуют особого внимания).

4. Социально нездоровые, негативные в воспитательном отношении, которые при всем их внешнем благополучии представляют собой наиболее трудный объект для педагогического воздействия.

В настоящее время наблюдается острая потребность в специалистах, работающих непосредственно с семьей. Поэтому каждый педагог, имеющий профессиональные знания и педагогический опыт, обязан оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурной адаптации.

Необходимость работы по воспитанию и просвещению родителей основывается на потребности родителей в поддержке, часто встречающейся неуверенности взрослых, их пренебрежительном, порой, отношении к детям и к своим воспитательным обязанностям, непонимании детской души, что отражается на развитии детей и их благополучии. Поэтому необходимость воспитывать и обучать родителей можно обосновать еще и тем, что в педагогически образованных родителях нуждается, прежде всего, сам ребенок. Таким образом, когда мы говорим о воспитании родителей, речь идет о правах ребенка.

Что  необходимо  сделать  родителям  и  педагогам, чтобы добиться желаемого результата:

  1. осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь детям с уважением и пониманием относиться друг к другу;
  2. помнить о том, что ребенок – уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими людьми. Мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее;
  3. в родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;
  4. педагогам воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы;
  5. родителям внушать доверие к педагогу и активно участвовать в делах класса и школы;
  6. родителям и педагогам изменить свое отношение к воспитанию и развитию детей и рассматривать систему взаимоотношений не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста, учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы, способности и склонности, а также трудности, которые проявляются в семье и школе;
  7. проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком, восхищаться его инициативой и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях;
  8. проявлять внимание и деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей. Учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции;
  9. регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

А. С. Макаренко призывал строить общую творческую жизнь, строить везде: в школе, в детском саду, в учреждении, в семье – и тем самым превращать семью, школу в единый жизнедеятельный коллектив.

Всем нам ясно одно: сегодня в семье идет переориентация на новые ценности, дети включаются в жесткие рыночные отношения. А школа по старинке продолжает защищать идеалы добра, справедливости и бескорыстия. Она всегда передавала поколениям духовные истины, которыми жило и будет жить человечество.

Клуб «Семейная круговерть», опыт которого представлен, по сути дела является аналогом родительского комитета. Родители, входящие в этот клуб, строят работу на добровольном, искреннем желании сделать что-то хорошее для своих детей и класса.

Задачи такого объединения родителей: углубление взаимоотношений детей и родителей; закрепление связей между семьей и классом; развитие семейного творчества и усиление роли семьи в воспитательном процессе.

Работа  строится  по  нескольким  направлениям:

  1. Организация праздника.
  2. Участие в смотрах-конкурсах, предметных неделях.
  3. Выпуск педагогических бюллетеней, газет.
  4. Помощь в ремонте класса, уборке территории.

Девиз клуба: «Храни огонь родного очага».

Работа клуба начинается со знакомства с семейными традициями. Каждая семья выпускает газету «Вот мы какие», где в шутливой форме, в стихах или прозе описывает семейные увлечения, традиции. В течение года учителя, родители, ученики встречаются на классных часах, вечерах, экскурсиях, участвуют в трудовых акциях, туристических походах.

В подготовке, оформлении, составлении сценария участие принимают и родители, и дети.

Настоящий праздник в классе – «Аукцион семейного творчества».

Еще задолго до него дети мастерят поделки, готовят концертные выступления. Цель таких аукционов – повысить самооценку детей и родителей, разбудить «спящие таланты», просто подружить всех между собой, постараться сплотить взрослых и детей в единый коллектив.

Многим родителям интересно, как ведут себя их дети в классе, как общаются со сверстниками и учителем, отвечают на вопросы, выполняют задание.

Какие же формы работы с родителями используются?

Прежде всего родительские собрания. Это одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирования социально значимого родительского коллектива.

Родительские собрания дают возможность учителю создать оптимальные условия для общения со всей группой родителей в целом, для сообщения важной для всех информации, совместного обсуждения и решения актуальных проблем.

На собрании обсуждаются итоги обучения детей за определенный период, доводятся до сведения результаты наблюдений, сообщаются дальнейшие планы в работе с детьми.

На родительских собраниях каждый может свободно высказать свое мнение по проблемам воспитания, поделиться опытом семейного воспитания.

Родительское собрание – это форма для принятия коллективных решений и планирования совместных действий, что способствует установлению отношений сотрудничества не только между учителем и семьей, но и между самими родителями.

Чтобы привлечь на собрание как можно большее число семей, подготовка к нему ведется заранее вместе с родительским комитетом, учащимися класса. Заблаговременно родители извещаются о времени проведения и повестке собрания; направляется письменное приглашение родителям, затем напоминается о предстоящем собрании по телефону.

Чтобы родители не испытывали скованности на собрании, используются различные методы и приемы для создания комфортных условий общения и активного участия всех присутствующих в дискуссии: родителям задаются открытые вопросы, демонстрируя тем самым уважение к любой точке зрения; собравшиеся делятся на пары для совместной работы, группируются для обсуждения и выработки общих положений по тем или другим проблемам; всегда планируется дополнительное время для общения родителей между собой.

Неотъемлемой частью родительского собрания должна стать теплая, доброжелательная обстановка, атмосфера доверия и взаимоуважения.

Помогут привлечь родителей на собрание нетрадиционные  формы  их           проведения:

  1. Деловые игры.
  2. Встречи за круглым столом.
  3. Вечер вопросов и ответов.
  4. Педагогические рецепты.
  5. Педагогический практикум.
  6. Тренинг для родителей.
  7. Семейная гостиная.
  8. Творческие встречи педагогов и родителей.

Темы родительских собраний подбираются самые разнообразные. Участниками родительских собраний могут быть и учителя-предметники, и библиотекарь, и медицинский работник, и представители администрации школы, а также приглашенные специалисты субъектов правоохранения, культуры, дополнительного образования и т. п. Перед собранием проводится анкетирование среди детей и родителей, предлагаются советы и рекомендации различного направления как детям, так и родителям.

Одной из форм родительских собраний, пользующейся хорошей репутацией у родителей, является вечер вопросов и ответов. Проводятся такие вечера после проведения диагностики тех родительских проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. На подобные вечера приглашаются специалисты. Такие встречи помогают родителям осознать ту меру ответственности, которая ложится на плечи по мере взросления их ребенка. Лучше их проводить совместно с учащимися. Можно предложить примерные темы вечеров и ответов для родителей:

  1. Индивидуально-возрастные особенности детей.
  2. Отцы и дети: преодоление вечного конфликта.
  3. Как научить детей правильно учиться.
  4. Ответственность перед законом: что нужно знать и детям и родителям.

Рекомендации учителю

Некоторые  основные  элементы

хорошего  собрания:

1) Наличие ясной ЦЕЛИ. Зачем проводить собрание? Что Вы хотите сделать? Почему бы люди захотели его посетить? Необходимо ли собрание?

2) Наличие ПЛАНА собрания. Когда оно будет? Где? Кто должен быть приглашен? В какой форме? Что Вы хотите делать на собрании? Какие неожиданности могут произойти на собрании? Кто будет присутствовать на собрании?

3) Наличие ПОВЕСТКИ. Когда Вы решите, что Вы хотите делать, решите, в какой последовательности это делать. Удостоверьтесь, что все знают, какова повестка собрания, отправьте ее по почте или раздайте ее на собрании. Решите (заранее), сколько времени потратить на каждый пункт, чтобы сделать все вовремя.

Придерживайтесь повестки собрания.

4) Наличие ПРЕДСЕДАТЕЛЯ. Этот человек (не обязательно учитель) регулирует обсуждение на собрании. Председатель поддерживает порядок, начиная и завершая собрание вовремя, предоставляя шанс высказаться каждому (и не позволяя некоторым говорить слишком много). Председатель придерживается повестки, стимулирует движение вперед, делает все, чтобы присутствующим было удобно, и помогает группе прийти к решению. Иногда может помочь такой ход: заранее выбрать несколько ассистентов, которые бы помогали председателю, если у него проблемы с поддержанием порядка. Также очень важно, чтобы кто-то вел протокол, особенно во время голосования.

5) Максимальное УЧАСТИЕ – предоставьте право высказаться как можно большему числу людей (конечно, не одновременно), чтобы у каждого была возможность выразить свое мнение и идеи. Может потребоваться смекалка, чтобы чересчур разговорчивые люди на какое-то время умолкали, а застенчивые смогли высказаться.

6) Принятие РЕШЕНИЯ. Удостоверьтесь, что решение принято по каждому обсужденному пункту. Если решение не может быть найдено путем консенсуса, проголосуйте. Удостоверьтесь, что какое бы то ни было решение принято, перед тем как переходить к следующему пункту, чтобы не возвращаться к вопросу снова и снова. Принятые решения помогают группе почувствовать некоторую завершенность обсуждаемого вопроса.

7) ДАЙТЕ ВСЕМ КАКОЕ-ЛИБО ЗАДАНИЕ. По принятии решения распределите обязанности среди родителей (у каждого должно быть хотя бы одно задание).

8) Удостоверьтесь, что кто-то КОНТРОЛИРУЕТ ВЫПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ, чтобы то, что было решено, действительно выполняется. Записки с напоминанием и телефонные звонки важны, чтобы проверять, выполняется ли то, что было обещано.

Проигрывание педагогических ситуаций – эта форма родительского собрания дает большую возможность для размышления, активизации родителей и принятия совместных решений. Подобные формы предполагают тщательную предварительную подготовку, которая включает в себя:

  1. изучение проблемного поля воспитательных затруднений и педагогических запросов родителей. На основании этих проблем готовятся ситуации для обсуждения;
  2. консультации классного руководителя со специалистами (психологом, социальным педагогом) с целью подбора актуальной ситуации для обсуждения;
  3. из числа педагогов, сотрудников школьной психологической службы создается группа экспертов для анализа точек зрения и принятия правильного решения.

Сюжетно-ролевые и ситуативно-ролевые формы родительских собраний начинаются, как правило, с обсуждения точек зрения на проблему, что позволяет определить противоположные и общие воззрения на нее. Затем переходят к обсуждению конкретной воспитательной ситуации.

Тематика предполагает широкий спектр вопросов:

  1. Семейные проблемы. Как их решать?
  2. 15 лет. Это много или мало?
  3. Трудности адаптации, как их преодолеть?
  4. Трудный ребенок. Какой он?

Педагогический всеобуч как форма общения педколлектива с родителями предполагает систематическое проведение занятий (теоретических, практических, комбинированных) по многоаспектному просвещению широкого круга родителей по вопросам педагогики, воспитания, психологии, развития детей.

Тематика педагогического всеобуча обсуждается и принимается на педсовете школы (в августе, перед началом учебного года) и составляется с учетом пожеланий родителей.

Главной целью педагогического всеобуча является педагогическая поддержка – это тактика «защиты», тактика «содействия», тактика «помощи», тактика «взаимодействия» семьи и школы.

Примерные темы педагогического всеобуча на учебный год.

Сентябрь: Конфликты между родителями и детьми, причины и способы их преодоления.

Октябрь: Нравственные ценности учащихся.

Ноябрь: Формирование у детей адекватной самооценки.

Декабрь: Задачи гражданского воспитания (помощь и поддержка специалистов, необходимая для эффективного решения этой задачи).

Январь: Вопросы социальной и культурной компетентности учащихся.

Февраль: Искусство жить с детьми.

Март: Роль поощрений и наказаний в семье.

Апрель: Профилактика и предупреждение детской агрессивности.

Май: Родительские «нельзя» при соблюдении режима дня школьника.

К работе родительского всеобуча привлекаются специалисты психолого-педагогических служб, социологи, представители администрации школы.

Родительские конференции – распространенная форма взаимодействия школы и семьи.

Родителям заранее сообщается тема конференции, разрабатываются вопросы, выдаются рекомендации и список литературы, назначаются дни консультаций. Предварительная подготовка дает возможность родителям свободно и уверенно чувствовать себя на конференции, принимать в ней активное участие. На конференциях родителям в доступной форме раскрываются цели, задачи, содержание обучения, подчеркивается необходимость взаимодействия школы и семьи.

К примеру, на конференции для родителей по теме «Вы и Ваш ребенок в будущем» могут быть предложены следующие вопросы для обсуждения:

1. Что Вы знаете о своем ребенке?

2. Каким Вы представляете его будущее?

3. Что он должен знать о себе?

4. Каким Вы видите свое будущее?

5. Какие качества следует сейчас воспитывать в ребенке, чтобы потом ему найти свое место в жизни?

6. С какими, на Ваш взгляд, трудностями может столкнуться Ваш ребенок на своем жизненном пути?

7. На чью помощь он может рассчитывать в трудной ситуации?

8. Какие надежды возлагаете Вы на своего ребенка?

Общешкольный родительский совет.

В него входят лучшие инициативные родители школы, представители классных коллективов. Совет оказывает помощь педколлективу в проведении общешкольных мероприятий.

Деловые и ролевые игры с родителями дают возможность моделировать социальные отношения, отношения с детьми в коллективе, в семье.

Темы игр могут быть такими:

  1. Школа – второй дом. Какой мы ее хотим видеть?
  2. Друг моего сына.
  3. Вновь за школьной партой.

Социально-психологические тренинги – это активные формы работы с теми родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Тренинг проводится психологом или социальным педагогом.

Совместные собрания родителей с детьми. Эта форма работы прекрасно сплачивает родителей и детей, дает возможность увидеть своих детей с другой стороны, их возможности и таланты, достижения в школьной жизни.

Темы совместных собраний могут быть следующими:

  1. Способности ребенка, пути их развития.
  2. Взгляни на меня другими глазами.
  3. Вот и стали мы на год взрослее.

Перечисленные формы работы с родителями невозможно определить в четкие рамки, они многообразны и позволяют взглянуть на возникшие проблемы с разных сторон, глазами специалистов, педагогов, детей и родителей.

В работе с родителями можно варьировать темы, формы проведения, объединять различные формы проведения в одном родительском собрании. Главное, чтобы они побудили пап и мам к конструктивному решению той или иной воспитательной проблемы, привели к поиску оптимальных и разумных взаимоотношений с детьми, формированию собственной правильной точки зрения на воспитание своих детей, научили сравнивать поведение своих детей и их одноклассников, помогли стать своему ребенку помощником и другом.

Еще одной формой (пожалуй, универсальной) работы с родителями являются тематические и индивидуальные консультации. 

Тематические консультации проводятся по запросу самих родителей либо при возникновении проблем, требующих безотлагательного решения, которые часто носят конфиденциальный характер. Родители принимают участие в тематических консультациях по специальному приглашению педагога. В тематических консультациях главная (ведущая) роль отводится специалистам, способным указать пути решения насущной проблемы и помочь найти оптимальный вариант ее решения.

Родители должны уйти с консультации, получив реальные рекомендации по проблеме, которая их волнует.

При подготовке к консультации необходимо побеседовать с учащимися, его друзьями, педагогами, корректно выяснить причину конфликта, если он имеется, или другие сложности, которые испытывает ребенок.

Проблему, выносимую на консультацию, необходимо рассматривать с различных позиций – ребенка, родителя, педагога.

С родителями проводятся лекционные занятия, на которых они получают необходимые теоретические знания по различным вопросам психофизического развития ребенка в целом. Для подобных лекций приглашаются соответствующие специалисты: педагоги, врачи, психолог, социальный педагог.

Примерные  темы  консул ьтаций:

  1. Как развить у ребенка желание читать.
  2. Поощрения и наказания. Какими им быть.
  3. Тревожность у ребенка. К чему это может привести.
  4. Как развивать внимание, память, воображение ребенка.
  5. Проблемы общения в семье.

Опыт работы педагогического коллектива по взаимодействию с родителями позволяет сделать определенные выводы:

1. Несмотря на все трудности объективного и субъективного характера, с родителями можно установить деловой контакт и конструктивный диалог.

2. Родители способны быть союзниками в работе со школой.

3. Родители восприимчивы к тому новому, что предлагают им педагоги для совершенствования системы семейного воспитания.

4. У родителей постепенно появляется уважительное отношение к школе, педагогическому коллективу, классному руководителю.

5. Проводимая систематическая работа с родителями имеет равнозначно эффективный характер воздействия на детей, родителей, классного руководителя.

6. Участие родителей в совместной работе с учителем возвышает их, делает добрее, человечнее, способствует взаимопониманию в вопросах воспитания и обучения детей.

7. Учителя и родители, являясь партнерами в воспитании, дополняют друг друга. Их союз на благо ребенка дает возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать свои ошибки.

КОДЕКС УЧЕНИКА

Ученик имеет право:

Проявлять собственную активность в приобретении знаний и умений с использованием всех возможностей школы; выражать свое личное мнение и сомнения, касающиеся содержания обучения и воспитания в школе.

Излагать классному наставнику, директору школы, другим учителям свои проблемы и получать от них помощь, объяснения, ответы.

Требовать уважения своего достоинства.

Проявлять инициативу в общественных организациях.

Участвовать во внеклассных и внешкольных занятиях.

Представлять школу на конкурсах, смотрах, соревнованиях и иных мероприятиях в соответствии со своими возможностями и умениями.

Отдыхать в перерывах между уроками; на период каникул домашние задания не задаются.

Требовать открытой и немедленной оценки своих знаний и умений, получения оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

Поведение в школе и за ее пределами оценивается отдельно.

Быть заблаговременно уведомленным о сроках и объеме письменных контрольных работ. В течение дня может быть проведена только одна контрольная работа, в течение недели – не более трех.

Получать дополнительную помощь учителя в приобретении знаний, повторную оценку знаний и умений, помощь со стороны товарищей.

Выбирать лично, через родителей или лиц, их заменяющих, профили обучения, существующие в данной школе, формы обучения, определять темпы, сроки освоения обязательного и превышающего его уровня образования, избирать индивидуальную программу обучения.

Иметь дополнительный свободный день в неделю при отличных успехах в учебе.

Избирать и быть избранным в совет школы и органы школьного самоуправления.

Ученик обязан:

Вести себя в любой ситуации таким образом, который соответствует достоинству человека.

Полностью использовать время, предназначенное для обучения. Прилежно работать над обогащением своих знаний, систематически готовиться к занятиям в школе, участвовать в выбранных им внеклассных и дополнительных занятиях.

Действовать на благо школьного коллектива.

Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, ее авторитета.

Проявлять уважение к учителям и другим работникам школы, подчиняться указаниям и распоряжениям директора школы, педагогического совета, учителей, а также постановлениям классного и школьного самоуправления, споры решать только на принципах, определенных Уставом школы.

Придерживаться правил общественного общежития, особенно:

– проявлять уважение к взрослым и сверстникам,

– оказывать сопротивление грубости и вульгарности,

– уважать взгляды и убеждения других людей,

– уважать свободу и достоинство другого человека.

Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и жизни своих товарищей: учащийся не курит, не употребляет алкогольных напитков, наркотиков и других одурманивающих средств, он всегда чист и опрятен.

Заботиться о чести школы, ее эстетическом виде, стараться поддерживать в чистоте и порядке территорию школы.

Учащиеся и их родители (лица, их заменяющие) в соответствии с законодательством несут имущественную ответственность за порчу школьных зданий и сооружений, учебного оборудования, инвентаря и другого школьного имущества.

В случае нарушения норм и правил коллективной жизни, порчи имущества и оборудования школы к учащимся могут быть применены меры воздействия, предусмотренные Уставом школы, вплоть до исключения из школы.

КОДЕКС РОДИТЕЛЕЙ

Права родителей:

Избирать и быть избранными в совет школы.

Вносить предложения на рассмотрение совета школы.

Посещать отдельные уроки и мероприятия по согласованию с учителями и администрацией.

Принимать участие в оценке деятельности педколлектива.

Обращаться с предложениями по улучшению педагогического процесса в школе.

Защищать права своего ребенка и честь семьи.

Обращаться к психологу, администрации или в конфликтную комиссию по спорным вопросам, в проблемной ситуации.

Выбирать профиль обучения ребенка.

Ходатайствовать о поощрении отдельных педагогов и учащихся.

КАК ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

– Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку.

– Поощряйте ребенка жестами, ему всегда будет тепло и уютно. Коснитесь его головы во время приготовления уроков, обнимите, пожмите руку.

– Словесно выражайте одобрение маленькими успехами, поведением ребенка.

– Используйте выражения: «Ты прав», «Мы согласны с твоим мнением» – это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ, критичность мышления.

– Дарите ребенку подарки, но при этом учите их принимать.

– Формируйте в семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: дни рождения, сюрпризы, начало учебного года и др.

– Учите ребенка быть благодарным за любые знаки внимания.

– Если вы в качестве поощрения используете деньги, то вы должны знать, каким образом он ими распорядился, обсудите это с ним. Учите ребенка разумно тратить деньги.

– Позволяйте ребенку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходы без анализа.

– Учите ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Помните!

Ваше внимание, любовь, ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

ВАШ РЕБЕНОК АГРЕССИВЕН.

ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ

– Принимайте ребенка таким, каков он есть.

– Предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.

– Расширяйте кругозор ребенка.

– Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле.

– Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

ВАШ РЕБЕНОК ИСПЫТЫВАЕТ СТРАХИ

– Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.

– Развивайте в ребенке положительные эмоции, почаще дарите ему свое время и внимание.

– С пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка.

– Не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх.

– Заранее проигрывайте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

– Сохраняйте в своей семье атмосферу открытости и доверия.

– Нельзя давать ребенку несбыточных обещаний.

– Будьте тактичными в проявлении мер воздействия на ребенка.

– Нельзя наказывать ребенка за то, что позволяете делать себе.

– Нельзя изменять своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

– Нельзя ставить свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

Помните!

Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, терпение, сочувствие, ласку, доброту, доверие.

РАЗВИТИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ
ВАШЕГО РЕБЕНКА

Папы и мамы! Дедушки и бабушки!

Помните:

– научитесь слушать своего ребенка в радости и горести;

– наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения;

– станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям;

– обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте;

– не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом;

– вводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы.

Ритуалы,  которые  нравятся  детям:

– перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест;

– придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая;

– в выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей;

– посидеть в сумерках при свечах рядом с родителями;

– на ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым;

– в свой день рождения получить сюрпризы и устроить их для других членов семьи;

– вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт;

– посидеть с мамой, взявшись за руки во время болезни, попросить у родителей любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЛЖЕТ

Ваши   действия:

– чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки;

– если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность, выяснить причину лжи;

– найдя возможную причину лжи, постарайтесь деликатно устранить ее так, чтобы разрешить эту проблему;

– не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дает оценку собственному поступку.

О СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА ТРУДИТЬСЯ

– Если вы постоянно говорите о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребенок?

– Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?

– Если вы не проявляете терпение в обучении ребенка домашней работе и предпочитаете все делать сами, думаете ли вы о том, что ждет его в будущем?

– Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребенком, то откуда у него появится желание делать привычные дела еще лучше?

– Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребенка, не боитесь ли вы вырастить черствого и эгоистичного человека?

ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

– В отношениях с детьми четко определяйте правила и устанавливайте границы, но допускайте некоторую свободу в установленных границах, в рамках правил.

– Будьте хорошим примером для своих детей. Развивайте в них терпимость к окружающим.

– Помогайте детям ставить реальные цели, чтобы они могли достигать их.

– Оказывайте детям помощь и развивайте в них терпимость к окружающим.

– Оказывайте детям поддержку в различных ситуациях.

– Научите их рационально распределять свое время.

– Делитесь с ними своим жизненным опытом, рассказывайте детям историю семьи, чтобы они чувствовали принадлежность к ней.

ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

– Быть ответственным за судьбу ребенка, создавать условия для его развития.

– Быть семейным психологом, педагогом и врачом. А для этого посещать занятия в школе и читать литературу. Главное в семье – это уважение друг друга, общность интересов и дел, терпимость, защищенность каждого и его самоценность.

– Заниматься воспитанием постоянно, а не от случая к случаю.

– Начинать воспитание ребенка с воспитания себя. Воспитание – это не отдельные нравоучения, а вся жизнедеятельность семьи.

– Любить ребенка и уметь выразить свою любовь в ласковом слове и ласковой интонации.

– Обращаться с ребенком как с равным. Дети никогда не бывают для себя маленькими, они всегда уже большие. Воспитывать в детях самостоятельность.

– Не подходить к ребенку, если нет своих принципов, убеждений. Направлять, давать советы, но считаться с мнением ребенка.

КАК ВЫЙТИ ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ

– Не бойтесь проявить к подростку чрезмерную любовь. Форма ее выражения – предельная чуткость и бережность.

– Будьте внимательны, наблюдательны, но без назойливости, оскорбительной подозрительности.

– Умейте активно слушать и слышать их сбивчивую косноязычную речь.

– Слышать СОС, даже когда они молчат.

– Не отвечайте на грубость грубостью, не замечайте ее.

– Вооружитесь юмором и ласковым словом.

– Позволяйте ребенку принимать свое самостоятельное решение.

– Научитесь получать удовольствие от принятия решений вашим ребенком.

– Не концентрируйте на вашем ребенке никакого отрицательного внимания.

– Вы и ваш ребенок равноправные люди, обладающие равными человеческими правами.

– Верьте в то, что ваш ребенок заслуживает доверия и отвечает за свои действия.

– Проявите мудрость и широту души, милосердие и благородство.

Помните! Дети, как сказал один мудрец, всегда правы, ибо им принадлежит будущее.

РОДИТЕЛЬСКИЕ «НЕЛЬЗЯ»
ПРИ СОБЛЮДЕНИИ РЕЖИМА ДНЯ

(памятка-рекомендация)

Н е л ь з я:

– будить ребенка в последний момент перед уходом в школу;

– требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в обучении;

– сразу после уроков выполнять домашние задания;

– лишать детей прогулки из-за плохих оценок в школе;

– кричать на ребенка (особенно при выполнении домашнего задания);

– позволять ребенку сидеть у телевизора (компьютера) больше одного часа в день;

– смотреть (особенно перед сном) агрессивные телепередачи и художественные фильмы.

КАК ОТНОСИТЬСЯ К ОТМЕТКАМ РЕБЕНКА

(памятка-рекомендация)

– нельзя наказывать ребенка за неудовлетворительную оценку, полученную в школе;

– похвалите его, даже если результат труда не слишком высок, но при этом ребенок добросовестно занимался;

– нельзя выражать вслух сомнений по поводу объективности выставленной ребенку на уроке отметки (если есть сомнения, идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации);

– в проблемах собственных детей нельзя обвинять других людей

КАК ВЫЙТИ ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

(советы взрослым от имени ребенка)

– Не балуйте меня, вы меня этим портите.

– Не бойтесь быть твердым со мной.

– Не полагайтесь на силу в отношениях со мной.

– Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить.

– Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.

– Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.

– Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта.

– Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех.

– Не придирайтесь и не ворчите.

– Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.

– Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.

– Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы.

– Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация работы с родителями в УДОД"

Содержание работы с родителями, её значение в учреждении дополнительного образования детей....

Формы организации работы с родителями.

Презентация "Формы организации работы с родителями.Основные направления в работе.Функционирование деятельности"....

"Организация работы с родителями по спортивно-оздоровительному направлению"

Организация работы с родителями по спортивно-оздоровительному направлению в условиях современной школы....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Для того. чтобы партнерство с родителями было наиболее действенным...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Для того. чтобы партнерство с родителями было наиболее действенным...

Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)

Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...

Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»

Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...