"Организация работы с родителями по спортивно-оздоровительному направлению"
рабочая программа на тему

Кабанова Лариса Владимировна

Организация работы с родителями по спортивно-оздоровительному направлению в условиях современной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:




Отделение дополнительного образования



Государственное общеобразовательное учреждение



средняя общеобразовательная школа №461









               Рассмотрена на педагогическом совете                    Утверждаю



               ГОУ СОШ №461                                                            Директор ГОУ СОШ №461



               Протокол №_____от_____                                             ____________Т.Н.Зырянова

















Образовательная программа



дополнительного образования









«Организация работы с родителями



 по спортивно-оздоровительному направлению»



(для родителей обучающихся)





Срок реализации 3 года













Автор-составитель:



Л.В.Кабанова



учитель физической культуры,



педагог дополнительного образования















Снкт-Петербург



Колпино



2010 год




 

Пояснительная записка

 

        С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Это отразилось в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания, образовании по выбору.

 

        Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

         Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из актуальнейших проблем нашего времени.

        Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней».

        На состояние здоровья наших детей оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:

– наследственность;
– климатические условия нашего региона;
– неблагоприятная  экологическая обстановка;
– интенсивно развивающаяся угольная промышленность;
– электронно-лучевое и «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок музыка);
– образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).

        Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие младшего школьника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению. Например, нарушения осанки  сочетаются с нарушением работы многих органов дыхания  и систем растущего организма. Дети при этом, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.

        Крайне опасны неудовлетворенность детей процессом обучения и психотравмирующие ситуации, возникающие в школе, поскольку, не находя продуктивного выхода из школьных затруднений, многие дети тянутся к психотропным веществам.

        Некоторые исследователи (М.Ф. Сауткин; Н.С. Кончиц) отмечают, что в практике физического воспитания не разработаны объективные критерии оздоровительного эффекта физических упражнений. Комплексной программой по физической культуре в системе среднего образования предусматривается решение оздоровительных задач, наряду с образовательными и воспитательными. Последние реализуются на основе традиционного подхода к построению учебного процесса по аналогии с другими учебными дисциплинами – по принципу временного прохождения разделов программы. При этом решение образовательных задач контролируется, т.е. в конце каждого периода подготовки школьники сдают контрольные нормативы по разделам программы (лыжной подготовке, плаванию и т.д.). А вот контроль над  решением оздоровительных задач в программе не предусмотрен. В то же время успешность обучения в школе, повышение работоспособности, укрепление здоровья школьников, повышение уровня знаний во многом зависят от рационального режима работы и отдыха, степени восстановления организма после физических и умственных нагрузок, т.е. здорового образа жизни. И в этом весьма полезными могут оказаться средства оздоровительной физической культуры. В связи с вышеизложенными проблемами возникла необходимость разработки программы «Мы здоровыми растем». Она  модифицирована и  имеет  физкультурно-спортивную направленность. Разработана на основе учебного пособия  Назаренко Л.Д. «Оздоровительные основы физических упражнений».

           Важнейшей проблемой оздоровления детей и подростков является сотрудничество и партнерство с семьей. Семья имеет мощное воздействие на воспитание и образование подрастающего поколения, усвоение культурных традиций, формирование личности, здоровье общества в целом. Педагогические усилия в рамках организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе должны быть направлены, прежде всего, на развитие социального, педагогического, культурного  потенциала семьи. Для этого необходимо:

  1. разработать и реализовать комплекс мер, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, формирование у них сознательного ответственного отношения к здоровью ребенка, выполнению обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей, укреплению семейных традиций, в том числе:
  2. принять дополнительные меры по  интенсификации информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями), оказанию им соответствующей психолого-педагогической помощи в воспитании детей и привлечению их к занятиям в спортивных или оздоровительных секциях;
  3. обеспечить обучающихся и родителей (законных представителей) информацией о работе спортивных секций и учреждений, находящихся в микрорайоне школы, в городе;
  4. ввести в практику работы новые формы совместной спортивной деятельности семьи и школы;
  5. поощрять родителей и детей, занимающихся в спортивных секциях и участвующих в спортивных соревнованиях.

        Данная программа может стать частью здоровьесберегающего компонента образовательной программы в дополнительном образовании. Она  обеспечивает сохранение и укрепление физического  и психического  здоровья детей, а так же целенаправленное восполнение «воспитательных пробелов» родителей посредством совместных занятий физической культурой и спортом и реализации современных  и адаптированных оздоровительных технологий. Эти технологии носят сугубо профилактический характер и направлены на поддержание эмоционально-положительного тонуса обучающихся. 

        В основу данной программы положен принцип интеграции теоретического обучения и процессов практической, самостоятельной и поисковой деятельности.

  

Цель программы: 

  1. Создание условий для взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребёнка, сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся.

Задачи программы:

  1. вооружить детей и их родителей знаниями по использованию и применению средств физической культуры в жизни;
  1. содействовать сплачиванию семьи посредством совместных занятий физической культурой и спортом;
  2. содействовать появлению устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
  3. обучать детей и их родителей приемам самоконтроля и элементам закаливания организма; технике рационального дыхания.
  4. развивать двигательные способности и физические качества.
  5. формировать умения и навыки правильного выполнения движений.
  6. воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой.
  7. содействовать появлению устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни;
  1. учить родителей анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе и своё собственное поведение;
  2. содействовать овладению педагогическими знаниями, умениями, навыками организации семейного воспитательного процесса;
  3. содействовать проявлению интереса родителей к овладению современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;
  4. содействовать формированию семейного единства и взаимозависимости.

 

Ожидаемый результат программы:

  1. стабилизация уровня состояния здоровья школьников и их родителей;
  2. уменьшение количества обучающихся, занимающихся в специальных медицинских группах;
  3. укрепление материальной базы для физкультурно-оздоровительной работы в школе;
  4. включенность каждого педагога и родителя в деятельность по сохранению здоровья школьников;
  5. повышение роли обучающихся в пропаганде здорового образа жизни;
  6. сотрудничество с родителями обучающихся при организации урочной и внеурочной спортивно-оздоровительной работы
  7. расширение круга социальных партнеров в спортивно-оздоровительной работе

Родители должны иметь представление:

  1. о влиянии занятий физической культурой и спортом на организм ребёнка, подростка,
  2. взрослого и пожилого человека;
  3. об особенностях школьного возраста;
  4. об основных режимных моментах и особенностях питания;
  5. об основах возрастной психологии;
  6. о роли родителей в саморазвитии ребёнка.

        В результате успешного овладения программой, обучающиеся и родители, по окончанию 1 года обучения:

  1. Знают и имеют представление:
  1. о режиме дня, значении его для укрепления здоровья и успешной работы; правилах личной гигиены; рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания; основах закаливания;
  2. о терминологии разучиваемых упражнениях, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм.
  1. Умеют:
  1. самостоятельно выполнять комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики;
  2. соблюдать правила личной гигиены;
  3. вести дневник самоконтроля.

        По окончанию 2 года обучения: 

  1. Знают и имеют представление:
  1. о средствах для профилактики нарушений осанки; о значении двигательной активности в обеспечении здоровья;
  2. об оздоровительном  влиянии физических упражнений на сердечнососудистую, дыхательную, пищеварительную, эндокринную, нервную системы.
  1. Умеют:
  1. самостоятельно формировать и выполнять комплекс утренней гигиенической гимнастики, физкультурной паузы;
  2. соблюдать правила рационального режима труда и отдыха.

        По окончанию 3 года обучения: 

  1. Знают и имеют представление:
  1. о методах самоконтроля при выполнении физических упражнений различной направленности;
  2. об укреплении и развитии опорно-двигательного аппарата с помощью физических упражнений.
  1. Умеют:
  1. самостоятельно формировать и выполнять  комплекс упражнений лечебной гимнастики, для профилактики нарушения осанки и плоскостопия;
  2. контролировать свое физическое состояние, самочувствие, настроение.

Система дополнительного  образования не имеет оценок.

Содержание программы

В школе работает спортивный клуб «Атлет», создаются спортивные секции для учащихся и родителей, желающих регулярно заниматься физической культурой и спортом. При создании спортивной секции, прежде всего, учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу – наличие спортивной базы, специализации педагогов, которые могут проводить занятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам, к ним привлекаются родители в качестве помощников на общественных началах. Занятия в секциях проводятся 2 – 3 раза в неделю.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований по различным видам спорта. Их любят учащиеся, соревнования стимулируют обучающихся и их родителей к систематическим, регулярным занятиям физкультурой и спортом. Спартакиада семейных команд является эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди детей и родителей.

Внутришкольные соревнования проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала программы по физической культуре. Внутришкольные соревнования являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью обучающихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время. Главное в том – что правильно организованные соревнования в рамках Спартакиады способствуют укреплению здоровья обучающихся, их физическому развитию и физической подготовленности.

В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования '' Веселые старты '', '' А, ну-ка парни!'','' А, ну-ка девушки ! '','' Папа, мама, я –  спортивная семья! '', Турниры по футболу, дартсу, бадминтону и настольному теннису.

Организация взаимодействия с родителями в целях физического развития и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье

Начиная с первых уроков учителя физкультуры много внимания уделяют работе с родителями, побуждают их к приобретению спортивного инвентаря, спортивной формы для детей, контролю за ходом выполнения первоклассниками домашних заданий, повышению двигательной активности учащихся.

Чтобы помочь своим детям, родители должны знать все необходимое о физической культуре. На первом родительском собрании учителя объясняют родителям, что одним из эффективных средств повышения уровня физической подготовки, укрепления здоровья, улучшения работоспособности школьников являются домашние задания по физической культуре, о том, что регулярные занятия физическими упражнениями имеют большое профилактическое и лечебное значение: повышают жизненный тонус и сопротивляемость организма к заболеваниям, улучшают сон, аппетит.

В первых и вторых классах проводятся открытые уроки для родителей, на которых им предоставляется возможность оценить физическое развитие своего ребенка, сравнить его физическую подготовленность с подготовкой других детей.

На примере хорошо подготовленных детей демонстрируются комплекс утренней гимнастики и упражнения домашнего задания по развитию двигательных качеств, учителя физкультуры ориентируют родителей на занятия детей в определенной спортивной секции, знакомят с режимом работы спортивных секций на базе школы, представляют тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования.

Педагоги беседуют с родителями по вопросам физического воспитания, знакомят их с учебной программой, с требованиями, которые предъявляются к самостоятельным занятиям физическими упражнениями дома, обучают их систематическому контролю за выполнением детьми домашних заданий.

Для наглядности вывешиваются таблицы контрольных нормативов. Каждый ученик и его родители благодаря этому могут самостоятельно проследить развитие ребенка, сравнить уровень его физической подготовки с предыдущими показателями. Это, как правило, вызывает заинтересованность учащихся и родителей в улучшении физической подготовки детей.

Между семьей и школой вырабатывается единство взглядов в отношении к здоровью и физическому развитию ребенка. К счастью, большинство родителей наших учеников понимают необходимость этого. Среди родителей обучающихся есть много наших бывших учеников. Есть бывшие ученики и среди учителей нашей школы. А это уже большой коллектив единомышленников, которых объединяет общая цель - физическое развитие и сохранение здоровья детей.

Наиболее эффективными формами сотрудничества педагогов с родителями в физическом воспитании детей стали открытые уроки физкультуры, спортивные занятия с школьниками, соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья".

Работа  с родителями по ЗОЖ

Формы работы

Сроки

1.

Лекционная работа (организация лекций для родителей по ЗОЖ, с приглашением школьных педагогов, медицинских работников, психолога, администрации школы).

В течение учебного года

2.

Организация общешкольных и районных мероприятий (в мероприятиях принимают участие семьи в различных номинациях – «мама и ребёнок», «папа и ребёнок», «полная семья»).

3.

Индивидуальная работа с родителями (консультирование, беседы, общение по телефону).

Примерный план мероприятий работы с родителями

по спортивно-оздоровительному направлению

№№ п/п

Мероприятия

Сроки

1

Классные родительские собрания «Психо- физиологические особенности учащихся определённого возраста. Советы школьного врача».

Сентябрь

2

Родительское собрание в 5-ых классах «Условия и успешность перехода в среднюю школу. Особенности учащихся данного возраста».

Сентябрь

3

Собрание для родителей подготовительного класса «Ваш малыш – школьник. Режим дня первоклассника»

Октябрь

4

Общешкольное родительское собрание «Физическое здоровье ребенка – залог успешности учебной деятельности ».

Октябрь

5

Соревнования семейных команд

В течение года

6

Круглый стол для проблемных семей «Наши общие проблемы».

Декабрь

7

Дни Здоровья

В течение года

8

Анкетирование родителей по вопросам ЗОЖа

1 полугодие

9

Неделя физической культуры

Апрель

10

Классные родительские собрания «Свободное время школьников. Оздоровление детей».

Май

11

Туристические походы совместно с родителями (поход выходного дня).

В течение года

 

Условия реализации программы

 

1. Содержание учебно-тематического плана может изменяться в зависимости от корректировки условий и потребностей семьи и школы;

 

2. Необходимо не только умелое управление, ответственное отношение специалистов, принимающих участие в реализации программы, но и заинтересованность родителей.

 

 Список используемой литературы:

1. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.: Просвещение, 1991.
2.
Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
3.
Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов-н/Д: Феникс, 2004.
4.
Евтимов В. Йога М.: Медицина, 1990.
5.
Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учебник для студентов педагогических вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
6.
Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. М.: Советский спорт, 1990.
8.
Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
9.
Менхен, Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Учебник для вузов физической культуры. Ростов н /Д: Феникс, 2002.
10.
Попова, Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. М.: Терра-Спорт, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с родителями по спортивно-оздоровительному направлению

Календарный план мероприятий работы с родителями на учебный год....

Инновации и традиции в организации занятий физической культурой и спортивно- оздоровительной деятельности в МБУ школе №90 г.о. Тольятти

В   статье учителя физической культуры Владимира Александровича Лопаткина   представлен оригинальный  опыт организации   у...

Совершенствование организации работы МБОУ «Кольцовская школа №5» в направлении развития открытой образовательной среды

Совершенствование организации работы МБОУ «Кольцовская школа №5» в направлении  развития открытой образовательной среды(сборник статей НИПКиПРО, г.Новосибисрк, 2018 год)...

Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)

Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...

Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»

Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...

Программа работы с родителями по спортивно-оздоровительному направлению 2020-2021г.

Актуальность темы: необходимость сотрудничества между школой и родителями. Сотрудничество необходимо:чтобы контролировать ребенкадля общения и взаимопониманиячтобы помочь ребенку получить до...

План работы по наставничеству в спортивно-оздоровительных группах по легкой атлетике и ГТО на учебный 2022-2023год

План работы по наставничеству в спортивно-оздоровительных группах по легкой атлетике и ГТО на учебный 2022-2023год...