"Организация работы с родителями по спортивно-оздоровительному направлению"
рабочая программа на тему
Организация работы с родителями по спортивно-оздоровительному направлению в условиях современной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отделение дополнительного образования
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №461
Рассмотрена на педагогическом совете Утверждаю
ГОУ СОШ №461 Директор ГОУ СОШ №461
Протокол №_____от_____ ____________Т.Н.Зырянова
Образовательная программа
дополнительного образования
«Организация работы с родителями
по спортивно-оздоровительному направлению»
(для родителей обучающихся)
Срок реализации 3 года
Автор-составитель:
Л.В.Кабанова
учитель физической культуры,
педагог дополнительного образования
Снкт-Петербург
Колпино
2010 год
Пояснительная записка
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Это отразилось в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания, образовании по выбору.
Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из актуальнейших проблем нашего времени.
Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней».
На состояние здоровья наших детей оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:
– наследственность;
– климатические условия нашего региона;
– неблагоприятная экологическая обстановка;
– интенсивно развивающаяся угольная промышленность;
– электронно-лучевое и «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок музыка);
– образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).
Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие младшего школьника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению. Например, нарушения осанки сочетаются с нарушением работы многих органов дыхания и систем растущего организма. Дети при этом, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.
Крайне опасны неудовлетворенность детей процессом обучения и психотравмирующие ситуации, возникающие в школе, поскольку, не находя продуктивного выхода из школьных затруднений, многие дети тянутся к психотропным веществам.
Некоторые исследователи (М.Ф. Сауткин; Н.С. Кончиц) отмечают, что в практике физического воспитания не разработаны объективные критерии оздоровительного эффекта физических упражнений. Комплексной программой по физической культуре в системе среднего образования предусматривается решение оздоровительных задач, наряду с образовательными и воспитательными. Последние реализуются на основе традиционного подхода к построению учебного процесса по аналогии с другими учебными дисциплинами – по принципу временного прохождения разделов программы. При этом решение образовательных задач контролируется, т.е. в конце каждого периода подготовки школьники сдают контрольные нормативы по разделам программы (лыжной подготовке, плаванию и т.д.). А вот контроль над решением оздоровительных задач в программе не предусмотрен. В то же время успешность обучения в школе, повышение работоспособности, укрепление здоровья школьников, повышение уровня знаний во многом зависят от рационального режима работы и отдыха, степени восстановления организма после физических и умственных нагрузок, т.е. здорового образа жизни. И в этом весьма полезными могут оказаться средства оздоровительной физической культуры. В связи с вышеизложенными проблемами возникла необходимость разработки программы «Мы здоровыми растем». Она модифицирована и имеет физкультурно-спортивную направленность. Разработана на основе учебного пособия Назаренко Л.Д. «Оздоровительные основы физических упражнений».
Важнейшей проблемой оздоровления детей и подростков является сотрудничество и партнерство с семьей. Семья имеет мощное воздействие на воспитание и образование подрастающего поколения, усвоение культурных традиций, формирование личности, здоровье общества в целом. Педагогические усилия в рамках организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе должны быть направлены, прежде всего, на развитие социального, педагогического, культурного потенциала семьи. Для этого необходимо:
- разработать и реализовать комплекс мер, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, формирование у них сознательного ответственного отношения к здоровью ребенка, выполнению обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей, укреплению семейных традиций, в том числе:
- принять дополнительные меры по интенсификации информационно-просветительской работы с родителями (законными представителями), оказанию им соответствующей психолого-педагогической помощи в воспитании детей и привлечению их к занятиям в спортивных или оздоровительных секциях;
- обеспечить обучающихся и родителей (законных представителей) информацией о работе спортивных секций и учреждений, находящихся в микрорайоне школы, в городе;
- ввести в практику работы новые формы совместной спортивной деятельности семьи и школы;
- поощрять родителей и детей, занимающихся в спортивных секциях и участвующих в спортивных соревнованиях.
Данная программа может стать частью здоровьесберегающего компонента образовательной программы в дополнительном образовании. Она обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, а так же целенаправленное восполнение «воспитательных пробелов» родителей посредством совместных занятий физической культурой и спортом и реализации современных и адаптированных оздоровительных технологий. Эти технологии носят сугубо профилактический характер и направлены на поддержание эмоционально-положительного тонуса обучающихся.
В основу данной программы положен принцип интеграции теоретического обучения и процессов практической, самостоятельной и поисковой деятельности.
Цель программы:
- Создание условий для взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребёнка, сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся.
Задачи программы:
- вооружить детей и их родителей знаниями по использованию и применению средств физической культуры в жизни;
- содействовать сплачиванию семьи посредством совместных занятий физической культурой и спортом;
- содействовать появлению устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом;
- обучать детей и их родителей приемам самоконтроля и элементам закаливания организма; технике рационального дыхания.
- развивать двигательные способности и физические качества.
- формировать умения и навыки правильного выполнения движений.
- воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой.
- содействовать появлению устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни;
- учить родителей анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе и своё собственное поведение;
- содействовать овладению педагогическими знаниями, умениями, навыками организации семейного воспитательного процесса;
- содействовать проявлению интереса родителей к овладению современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;
- содействовать формированию семейного единства и взаимозависимости.
Ожидаемый результат программы:
- стабилизация уровня состояния здоровья школьников и их родителей;
- уменьшение количества обучающихся, занимающихся в специальных медицинских группах;
- укрепление материальной базы для физкультурно-оздоровительной работы в школе;
- включенность каждого педагога и родителя в деятельность по сохранению здоровья школьников;
- повышение роли обучающихся в пропаганде здорового образа жизни;
- сотрудничество с родителями обучающихся при организации урочной и внеурочной спортивно-оздоровительной работы
- расширение круга социальных партнеров в спортивно-оздоровительной работе
Родители должны иметь представление:
- о влиянии занятий физической культурой и спортом на организм ребёнка, подростка,
- взрослого и пожилого человека;
- об особенностях школьного возраста;
- об основных режимных моментах и особенностях питания;
- об основах возрастной психологии;
- о роли родителей в саморазвитии ребёнка.
В результате успешного овладения программой, обучающиеся и родители, по окончанию 1 года обучения:
- Знают и имеют представление:
- о режиме дня, значении его для укрепления здоровья и успешной работы; правилах личной гигиены; рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания; основах закаливания;
- о терминологии разучиваемых упражнениях, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм.
- Умеют:
- самостоятельно выполнять комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики;
- соблюдать правила личной гигиены;
- вести дневник самоконтроля.
По окончанию 2 года обучения:
- Знают и имеют представление:
- о средствах для профилактики нарушений осанки; о значении двигательной активности в обеспечении здоровья;
- об оздоровительном влиянии физических упражнений на сердечнососудистую, дыхательную, пищеварительную, эндокринную, нервную системы.
- Умеют:
- самостоятельно формировать и выполнять комплекс утренней гигиенической гимнастики, физкультурной паузы;
- соблюдать правила рационального режима труда и отдыха.
По окончанию 3 года обучения:
- Знают и имеют представление:
- о методах самоконтроля при выполнении физических упражнений различной направленности;
- об укреплении и развитии опорно-двигательного аппарата с помощью физических упражнений.
- Умеют:
- самостоятельно формировать и выполнять комплекс упражнений лечебной гимнастики, для профилактики нарушения осанки и плоскостопия;
- контролировать свое физическое состояние, самочувствие, настроение.
Система дополнительного образования не имеет оценок.
Содержание программы
В школе работает спортивный клуб «Атлет», создаются спортивные секции для учащихся и родителей, желающих регулярно заниматься физической культурой и спортом. При создании спортивной секции, прежде всего, учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу – наличие спортивной базы, специализации педагогов, которые могут проводить занятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам, к ним привлекаются родители в качестве помощников на общественных началах. Занятия в секциях проводятся 2 – 3 раза в неделю.
Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований по различным видам спорта. Их любят учащиеся, соревнования стимулируют обучающихся и их родителей к систематическим, регулярным занятиям физкультурой и спортом. Спартакиада семейных команд является эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди детей и родителей.
Внутришкольные соревнования проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала программы по физической культуре. Внутришкольные соревнования являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью обучающихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время. Главное в том – что правильно организованные соревнования в рамках Спартакиады способствуют укреплению здоровья обучающихся, их физическому развитию и физической подготовленности.
В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования '' Веселые старты '', '' А, ну-ка парни!'','' А, ну-ка девушки ! '','' Папа, мама, я – спортивная семья! '', Турниры по футболу, дартсу, бадминтону и настольному теннису.
Организация взаимодействия с родителями в целях физического развития и укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни в семье
Начиная с первых уроков учителя физкультуры много внимания уделяют работе с родителями, побуждают их к приобретению спортивного инвентаря, спортивной формы для детей, контролю за ходом выполнения первоклассниками домашних заданий, повышению двигательной активности учащихся.
Чтобы помочь своим детям, родители должны знать все необходимое о физической культуре. На первом родительском собрании учителя объясняют родителям, что одним из эффективных средств повышения уровня физической подготовки, укрепления здоровья, улучшения работоспособности школьников являются домашние задания по физической культуре, о том, что регулярные занятия физическими упражнениями имеют большое профилактическое и лечебное значение: повышают жизненный тонус и сопротивляемость организма к заболеваниям, улучшают сон, аппетит.
В первых и вторых классах проводятся открытые уроки для родителей, на которых им предоставляется возможность оценить физическое развитие своего ребенка, сравнить его физическую подготовленность с подготовкой других детей.
На примере хорошо подготовленных детей демонстрируются комплекс утренней гимнастики и упражнения домашнего задания по развитию двигательных качеств, учителя физкультуры ориентируют родителей на занятия детей в определенной спортивной секции, знакомят с режимом работы спортивных секций на базе школы, представляют тренеров-преподавателей и педагогов дополнительного образования.
Педагоги беседуют с родителями по вопросам физического воспитания, знакомят их с учебной программой, с требованиями, которые предъявляются к самостоятельным занятиям физическими упражнениями дома, обучают их систематическому контролю за выполнением детьми домашних заданий.
Для наглядности вывешиваются таблицы контрольных нормативов. Каждый ученик и его родители благодаря этому могут самостоятельно проследить развитие ребенка, сравнить уровень его физической подготовки с предыдущими показателями. Это, как правило, вызывает заинтересованность учащихся и родителей в улучшении физической подготовки детей.
Между семьей и школой вырабатывается единство взглядов в отношении к здоровью и физическому развитию ребенка. К счастью, большинство родителей наших учеников понимают необходимость этого. Среди родителей обучающихся есть много наших бывших учеников. Есть бывшие ученики и среди учителей нашей школы. А это уже большой коллектив единомышленников, которых объединяет общая цель - физическое развитие и сохранение здоровья детей.
Наиболее эффективными формами сотрудничества педагогов с родителями в физическом воспитании детей стали открытые уроки физкультуры, спортивные занятия с школьниками, соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья".
Работа с родителями по ЗОЖ
№ | Формы работы | Сроки |
1. | Лекционная работа (организация лекций для родителей по ЗОЖ, с приглашением школьных педагогов, медицинских работников, психолога, администрации школы). | В течение учебного года |
2. | Организация общешкольных и районных мероприятий (в мероприятиях принимают участие семьи в различных номинациях – «мама и ребёнок», «папа и ребёнок», «полная семья»). | |
3. | Индивидуальная работа с родителями (консультирование, беседы, общение по телефону). |
Примерный план мероприятий работы с родителями
по спортивно-оздоровительному направлению
№№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 | Классные родительские собрания «Психо- физиологические особенности учащихся определённого возраста. Советы школьного врача». | Сентябрь |
2 | Родительское собрание в 5-ых классах «Условия и успешность перехода в среднюю школу. Особенности учащихся данного возраста». | Сентябрь |
3 | Собрание для родителей подготовительного класса «Ваш малыш – школьник. Режим дня первоклассника» | Октябрь |
4 | Общешкольное родительское собрание «Физическое здоровье ребенка – залог успешности учебной деятельности ». | Октябрь |
5 | Соревнования семейных команд | В течение года |
6 | Круглый стол для проблемных семей «Наши общие проблемы». | Декабрь |
7 | Дни Здоровья | В течение года |
8 | Анкетирование родителей по вопросам ЗОЖа | 1 полугодие |
9 | Неделя физической культуры | Апрель |
10 | Классные родительские собрания «Свободное время школьников. Оздоровление детей». | Май |
11 | Туристические походы совместно с родителями (поход выходного дня). | В течение года |
Условия реализации программы
1. Содержание учебно-тематического плана может изменяться в зависимости от корректировки условий и потребностей семьи и школы;
2. Необходимо не только умелое управление, ответственное отношение специалистов, принимающих участие в реализации программы, но и заинтересованность родителей.
Список используемой литературы:
1. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.: Просвещение, 1991.
2. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
3. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учебное пособие для студентов высших учебных заведений Ростов-н/Д: Феникс, 2004.
4. Евтимов В. Йога М.: Медицина, 1990.
5. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учебник для студентов педагогических вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
6. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. М.: Советский спорт, 1990.
8. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
9. Менхен, Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Учебник для вузов физической культуры. Ростов н /Д: Феникс, 2002.
10. Попова, Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. М.: Терра-Спорт, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с родителями по спортивно-оздоровительному направлению
Календарный план мероприятий работы с родителями на учебный год....
Инновации и традиции в организации занятий физической культурой и спортивно- оздоровительной деятельности в МБУ школе №90 г.о. Тольятти
В статье учителя физической культуры Владимира Александровича Лопаткина представлен оригинальный опыт организации у...
Совершенствование организации работы МБОУ «Кольцовская школа №5» в направлении развития открытой образовательной среды
Совершенствование организации работы МБОУ «Кольцовская школа №5» в направлении развития открытой образовательной среды(сборник статей НИПКиПРО, г.Новосибисрк, 2018 год)...
Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)
Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...
Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»
Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...
Программа работы с родителями по спортивно-оздоровительному направлению 2020-2021г.
Актуальность темы: необходимость сотрудничества между школой и родителями. Сотрудничество необходимо:чтобы контролировать ребенкадля общения и взаимопониманиячтобы помочь ребенку получить до...
План работы по наставничеству в спортивно-оздоровительных группах по легкой атлетике и ГТО на учебный 2022-2023год
План работы по наставничеству в спортивно-оздоровительных группах по легкой атлетике и ГТО на учебный 2022-2023год...