Как правильно читать?
материал по теме
Главной задачей при обучении чтению является выработка у детей таких навыков как: правильность, выразительность, беглость и сознательность чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на родительском собрании | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание Тема: «Как правильно читать?»
Подготовила учитель-логопед ГБОУ СОШ № 1034 Копылова Е.В.
Когда-то, нашу страну называли самой читающей страной в мире, а нас – самой читающей нацией. Однако, в последние годы, с чтением книг ситуация изменилась не в лучшую сторону. Взрослые стали больше общаться по интернету, длительное время просиживая за компьютером. Дети тоже подражают своим родителям и часами могут сидеть за играми на компьютере и игровых приставках, которые, к сожалению, не дают им полезной информации. Зато бывает очень сложно заставить ребенка читать книги. Хотя многим современным родителям понятно, насколько в наше время необходимо ребенку умение читать. Ведь чтение расширяет кругозор, повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать (и это лишь незначительная часть положительного влияния, которое оказывает на детей художественная литература). Кроме того, полноценный навык чтения – это база для успешного обучения по всем школьным предметам, основной источник получения информации, а так же способ общения.
С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения является одним из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, в тоже время трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах в развитии таких высших психических функций как: восприятие, внимание, память, мышление или речь.
Главной задачей при обучении чтению является выработка у детей таких навыков как: правильность, выразительность, беглость и сознательность чтения.
Правильность и выразительность чтения достигается чтением вслух.
А начинается все с раннего детства. Чтобы ребенок смог развить умения и навыки, необходимые для грамотного чтения, нужно чтобы родители читали ему книги вслух. Особенно это касается детей дошкольного и младшего школьного возраста. Когда вы читаете, дети с юных лет узнают, что буквы в книжках соответствуют словам, которыми мы пользуемся в речи. Также они знакомятся с литературной речью. Дело в том, что разговорная (устная) и книжная (письменная) речь серьезно отличаются друг от друга. Если родители читают вслух выразительно, с правильной интонацией и эмоционально, то ребенок готовится к тому, как он сам будет строить фразу, интонационно оформлять ее. Чем «правильней» будет ваше собственное чтение, тем больше шансов, что у вашего ребенка не будет проблем с тем, чтобы сначала научиться читать выразительно, а затем и правильно расставлять знаки препинания на письме (ведь именно они отражают интонацию на письме), дописывать окончания слов и т.д. Именно поэтому не следует прекращать читать вслух уже казалось бы хорошо читающему ребенку младшего школьного возраста. Читайте с ним по очереди, устраивайте небольшие семейные чтения – не лишайте своего ребенка возможности развиваться и не забывайте, что это еще и дополнительные минуты вашего с ним общения.
При самостоятельном чтении вслух вашего ребенка, обязательно обращайте внимание на орфографическое проговаривание слов (в первом классе чтение полностью должно быть орфографическим, к третьему-четвертому классу - орфографически могут читаться только сложные слова). Именно такое проговаривание включает произвольную (механическую) память и ребенок запоминает правописание слов. Помните, что орфографическое чтение вслух является основой грамотного письма.
Беглость и сознательность прочитанного.
Родители часто сталкиваются с проблемой непонимания ребенком смысла самостоятельно прочитанного текста. Для осознания прочитанного необходимо умение ребенка читать «про себя», а не громкого вслух. Дело в том, что понимание и озвучивание – это две параллельные и независимые друг от друга мыслительные операции. Поэтому при чтении вслух ребенку не удается распределить свое внимание таким образом, чтобы и озвучивать, и понимать прочитанное одновременно.
Чтобы ваш ребенок не привыкал озвучивать текст без осмысления прочитанного, необходимо постепенно (к третьему классу) приучать его к чтению «про себя». Некоторые дети не могут сразу перейти к такому способу чтения и какое-то время продолжают читать тихо (шепотом). Однако, даже при таком чтении, ребенок в первую очередь ориентируется на смысл прочитанного, развивается его мышление, а не механическая память. В результате он учится подходить к любому тексту аналитически, выделять его смысловую структуру и логику. Обучение становится более осмысленным, а понятийное мышление, которое не рождается само по себе, а формируется в процессе обучения, эффективно развивается.
Если мышление ребенка хорошо развито, он много и с удовольствием читает, то тогда он будет способен:
- понимать то, что учитель объясняет на уроке;
- самостоятельно выполнять домашние задания;
- включать в свой личный опыт приобретаемые знания.
Все это – условия самого благоприятного прогноза обучения и развития ребенка.
Д. Дидро писал о том, что люди перестают мыслить лишь в том случае, когда перестают читать. Приобщение ребенка к чтению защищает его душу, питает ум и сердце, побуждает к самосознанию, способствует творческой самореализации личности. Психологи и социологи всего мира давно сошлись во мнении, что именно чтение развивает интеллект. Современным родителям понятно, что интеллектуально развитый ребенок это не только их гордость, но и фундамент будущего успешного человека. Читающие люди быстрее схватывают целое, лучше и полнее выявляют противоречия и связь явлений, более адекватно оценивают ситуацию, быстрее анализируют информацию, находят и принимают правильные решения, имеют больший объем памяти, активное творческое воображение, точно и ясно формулируют и излагают свои суждения, более самостоятельны в них и в поведении. Иными словами, чтение формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность. Те родители, которые читают со своими детьми и прививают им хорошие навыки чтения, понимают, что это будет приносить заметные плоды на протяжении всей последующей жизни ребенка.
Источники информации:
- Воронина В.Д. Орфографическая ориентировка в процессе смыслового чтения один из способов формирования грамотного письма. 1сентября. Открытый урок. Фестиваль…
- Малахова Н.Г. Родители как руководители детского чтения // Психолог в детской библиотеке. Сборник. Выпуск 4. Ребенок и чтение.
- Чернышева Л.В. Кризис детского чтения – общемировая тенденция.
- Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития медиасреды // Дети и культура / Отв. Ред. Б.Ю.Сорочкин. М.: КомКнига, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильный позвоночник – правильная осанка.
Формирование правильной осанки является одной из конкретных задач физического воспитания в школе, поэтому в программу по физической культуре включены специальные упражнения на осанку. Упражнения для ф...
Разработка урока по теме: Симметрия в пространстве. Правильные многогранники. Элементы симметрии правильных многогранников".
Методическое обоснование урока. Использование знаний из физики, астрономии, МХК, биологии на уроке геометрии при обобщении систематизации сведений по теме: «Симметрия в пространстве. Правил...
Психолого – педагогическая игра «Правильное решение» (профилактика правильного поведения в экстремальных ситуациях учащихся 7-9 классов)
В работе с детьми с ОВЗ очень важно уделять внимание формированию умения владеть своим эмоциональным состоянием в экстремальных ситуациях, выработке правильного поведения в таких ситуациях....
«Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.»
Презентация к уроку геометрии в 10 классе по теме «Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника.»к учебнику Атанасяна Л.С....
Что такое реферат и как правильно его написать.Что такое доклад и как правильно его написать.
в статье рассказывается о том, как правильно написать реферат и доклад....
«Правильное дыхание – правильная речь».
Рекомендации для родителей по проведению дыхательной гимнастики...
Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник
конспект урока "Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник" Атанасян...