Ваш ребенок пойдет в школу?!
классный час на тему
Ваш ребенок скоро пойдет в школу… Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для успешного усвоения всех предметов школьной программы, для дальнейшей трудовой деятельности, для формирования полноценной личности ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vash_rebenok_poydet_v_shkolu.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Ваш ребенок скоро пойдет в школу?!
Корни трудностей овладения структурой слова и фразы лежат в том, что ребенок до 5 – 6 лет слышит слова и фразы как нечто единое: слухоречевая память помогает ему имитировать речь взрослых.
Кроме того, трудности объясняются и тем, что некоторые дети к 5 – 6 годам не освоили правильное произношение многих звуков родного языка.
У детей может наблюдаться неверное, нечеткое произношение не только звуков р и л, но и большинства шипящих и свистящих звуков, отсутствие либо твердых, либо мягких вариантов этих звуков, отсутствие звонких согласных (б, в, д, ж, з, г).
Причин возникновения дефектов произношения так же много: нечеткая речь родителей, ослабленность детей из-за частых заболеваний ушей и носоглотки, переучивание детей с признаками левшества с левой руки на правую, которое нередко приводит к задержке речевого развития в целом. К тяжелым нарушениям речи приводят органические поражения центральной нервной системы во внутриутробном или раннем возрасте. А в результате ребенок, как говорит, так слышит и пишет.
Как помочь ребенку до школы? Если у ребенка заметны трудности в произношении звуков, их должен исправить логопед. Дети с исправленным произношением, как правило, успешно учатся в школе: у них в результате логопедических занятий рано развивается звуко-буквенный анализ состава слова, обогащается и активизируется словарь, исчезают грамматические погрешности. Неумелое же исправление родителями у ребенка звуков приводит к еще большим изменениям в худшую сторону.
Следите за чистотой своего произношения. Ребенок, подражая нечеткой речи родителей, закрепляет своё уже неправильное произношение. Очень важно учить детей “выступать перед зрителями”. Это могут быть члены вашей семьи, либо просто знакомые. Ребенок может петь песни и читать стихи, что развивает память, уверенность в себе и позволяет предупредить у него возникновение страха перед классом или учительницей. Организовывать такие выступления можно в конце 4-го года жизни ребенка, а иногда и раньше.
Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольные игры: лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, а также игры, развивающие познавательную деятельность (внимание, память, мышление) с речевым сопровождением. В ходе игр необходимо побуждать ребенка рассказывать о своих действиях, объясняя их (“Почему ты взял эту картинку?”), учить находить сходства и различия предметов (“Чем похожи коза и корова?”, “Чем различаются автобус и троллейбус?”). Во время этих игр возрастает активный словарь ребенка, расширяется его кругозор, голос становится более уверенным, ребенок учится подчиняться правилам игры.
В этом возрасте пора учить ребенка не только делить слова на слоги, хлопая в ладоши, но и считать, сколько сделано хлопков, т.е. сколько слогов в слове. Еще раньше, в возрасте 4 – 5 лет вы можете помочь ребенку слышать отдельные звуки. Как правило, легче всего детям выделять из слова гласные а, о, у, и, которые легко произносятся и напеваются в разных мелодиях. Четкое напевание с переходом от одного звука к другому может подкрепляться показом буквы.
Четкое артикулирование гласных является хорошей гимнастикой для мышц губ: ребенок осознает связь движения с произносимым звуком и буквой.
С 5 желательно перейти к утрированному (напряженному) произнесению хорошо произносимых всеми детьми звуков: м, п, б, д, т, н.
Одновременно с произнесением звука ребенку демонстрируется буква. Хорошо использовать азбуки – раскраски, где дети заштрихуют или раскрасят букву (гласную – красным карандашом, согласную - синим), а также картинку рядом, название которой начинается на этот звук. Эта же картинка может стать подсказкой в случае, если ребенок забудет букву. Называя картинку, учите ребенка выделять 1-й звук слова: ножницы – н, значит рядом буква н.
Называйте букву, как звук – н (не “эн”), иначе у ребенка могут возникнуть трудности при чтении. Запомнив несколько букв, дети могут начинать читать слоги с ними: ам, ом, ум, ма и т.д.
Можно предложить ребенку вспомнить слово на заданный звук, определить, есть ли этот звук в словах, которые вы называете, услышать 1-й (затем последний) звук в слове и показать (или написать) соответствующую букву. Такие занятия надо проводить эпизодически и за столом, читая слова и слоги по тетради, и во время прогулок, находя вокруг названия предметов на тот или иной звук. Постепенно можно перейти к изолированному восприятию на слух звуков с, з, ш, ж, л, р, с чтением слогов и коротких слов. Дети не всегда знают, с какого конца начинается слово, поэтому советую вам 1-ю букву слова выделить. Для домашних занятий ребенку необходима касса букв, чтобы он учился складывать сначала слоги, а затем слова из 3 – 4 букв. Это могут быть имена членов семьи, отгадки к загадкам.
Рекомендации
- Во время беседы четко формулируйте вопросы, давайте время для их обдумывания, чаще хвалите ребенка, не ругайте его если не смог ответить или дал плохой ответ.
- Постарайтесь фиксировать внимание ребенка на том, что он видит вокруг себя. Приучайте его рассказывать о своих впечатлениях. Добивайтесь подробных и развернутых рассказов.
- Чаще читайте ребенку детские книги и обсуждайте с ним прочитанное.
- Привлекайте ребенка к занятиям рисованием, аппликацией, лепкой конструированием
- Для развития научите ребенка давать полный ответ на поставленные вопросы, просите его пересказывать прочитанные ему рассказы, сказки, просмотренные фильмы и мультфильмы.
- Одной из предпосылок успешного обучения в школе является достаточно высокий уровень развития мелкой движений. У многих детей шести лет это умение сформировано недостаточно.
Главное в семье для ребенка необходимо создавать такие условия ,чтобы он испытывал удовлетворении от общения со взрослыми ,получал от них новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился строить правильно предложение ,четко произносить слова, интересно рассказывать.
Овладение ребенком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлении ребенка об окружающих предметах знакомя с художественными произведениями, беседуя на различные бытовые темы, вы формируете личность в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: "Умный в СЕКТУ не пойдет!"
Материал презентации содержит информацию о видах сект, способах психологического воздействия на человека и методах защиты от внушения...
Ваш ребенок пойдет в школу?!(презентация)
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослого, зависит от речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучение, которое начинается с первых дней его жизни....
Презентация ток-шоу"Умный за "Клинским не пойдет""
Презентация может быть использована в рамках акции "Знать, чтобы жить" при проведении классного часа или дискуссионного клуба старшеклассников...
Сценарий "К кому пойдет Коляда, петь да добра людям желать?"
Сценарий составлен для обучающихся 5-11 кл. для проведения Рождественских колядований...
Открытый урок по теме: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» (на основе произведения В.Г. Короленко «В дурном обществе»).
Предмет: литература и обществознание Тип урока: применение знаний и умений. Цели урока:1. Способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора»;2. Осозн...
Родителям на заметку "Ваш ребенок скоро пойдет в школу"
Родителям на заметку "Ваш ребенок скоро пойдет в школу"...
Внеклассное мероприятие «Кто пойдет за «Клинским»?»
Методическая разработка внеклассного мероприятия, целью которого является формирование личной негативной позиции к злоупотреблению аалкоголя, воспитание ценностного отношения к своему здоровью....