Внеклассное мероприятие «Кто пойдет за «Клинским»?»
классный час (8, 9, 10 класс)

Казакова Светлана Николаевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия, целью которого является формирование личной негативной позиции к злоупотреблению аалкоголя, воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_kto_poydet_za_klinskim.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсный материал «IT-учитель – 2023»

Название: Внеклассное мероприятие «Кто пойдет за «Клинским»?»

Номинация: «Методическая разработка»

Автор:  Казакова Светлана Николаевна, учитель химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24» г. Чебоксары ЧР

Цель: создание условий для формирования личной негативной позиции обучающегося  по отношению к злоупотреблению пивом через воздействие на его информационное пространство.
Задачи: 
1. Показать на конкретных примерах негативное влияние пива на организм человека.
2. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.
3. Формировать  личную негативную позицию ученика по отношению злоупотреблению пивом. 
Тип занятия: интегрированный (химия, биология, медицина), сообщение и усвоения новых знаний.
Методы: объяснительно - иллюстративный с элементами проблемного обучения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Мифы о пользе пива». 
Форма проведения: лекционно-информационная.
Умения и навыки, развиваемые на мероприятии: вести аргументированный разговор, находить причинно-следственные связи.
Планируемый результат:
1. Расширение кругозора учащихся о негативном влиянии злоупотребления пивом на здоровье человека.
2. Осознание учащимися масштабов вреда, наносимого злоупотреблением пивом.
3. Дать возможность употребляющим пиво задуматься о последствиях этой привычки.
4. Уберечь от употребления пива не начавших выпивать учеников.
План:
1. Организационный момент
2. Лекция с показом презентации и дальнейшим обсуждением
3. Рефлексия. Подведение итогов.

  

Учитель.     Здравствуйте, ребята,  наше занятие посвящено проблеме «пивного алкоголизма». Эта проблема уже опережает проблему наркомании и токсикомании. Всех нас охватила настоящая эпидемия пивного алкоголизма, теперь уже и подросткового. И это не досужая выдумка, а суровая реальность. Сегодня едва ли не главный потребитель пива – молодежь моложе 18 лет! Интерес к пенному хмельному напитку в последние годы возрос по нескольким причинам, среди которых не последнюю роль сыграла массовая реклама пива на ТВ. Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко говорил: «Не СПИД, не туберкулез погубят Россию, а пивной алкоголизм среди юного населения». Сейчас вам кажется, что вас это нисколько не касается. Но давайте послушаем десятиклассников, которыми был проведён опрос учащихся 8-11 классов нашей школы. Именно результаты этого анкетирования и послужили поводом для сегодняшнего нашего разговора.  (Слайд 2)                                                                                                                                  Выступление учащихся 10а, сопровождающееся показом презентации и обсуждением увиденного и услышанного.

Говоря о пользе и вреде пива, заметим, что мы не утверждаем об абсолютном вреде для организма всех его компонентов. Действительно, в нем есть ряд полезных веществ и витаминов, оказывающих незначительное положительное влияние, но все это сводится на нет в сравнении с другими его веществами. Благодаря им систематическое употребление пива, даже в малых количествах, вызывает негативные последствия. В нашем выступлении  рассмотрим наиболее распространенные рекламные мифы о пользе пива.

Миф №1: Пиво - полезный слабоалкогольный напиток.  (Слайд 3)                                 На самом деле, по вредности для организма пиво может сравняться только с самогоном, т.к. в процессе спиртового брожения и в пиве и в самогоне в полном объеме сохраняются сопутствующие алкоголю гораздо более ядовитые соединения (побочные продукты брожения.) Это альдегиды, сивушные масла, метанол, эфиры, содержание которых в пиве в десятки и сотни раз превышает уровень их допустимой концентрации в водке, полученной из спирта высшей очистки. Кроме того, пиво уже давно не является слабоалкогольным напитком, т.к. за последние годы содержание алкоголя в пиве достигает 14%. По скорости привыкания, пивной алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее водочного. 

Пивной алкоголизм - тяжелое психологическое заболевание. (Слайд 4). Для него очень характерна анозогнозия, то есть отрицание заболевания и отсутствие критики к своему состоянию. Вторая отрицательная черта – быстрое развитие выраженной психической зависимости. Из-за вкуса, наличия седативных компонентов и "несерьезности в градусах" бороться с влечением к пиву сложнее, чем с влечением к водке. 

Миф №2: Пиво является важным источником полезного кремния, а с ним у вас не будет атрофии мозга, нарушения речевых функций и дезориентации.  (Слайд 5)

На самом деле алкоголь разрушает клетки головного мозга, отмирая, они попадают в кровь, затем выходят с мочой. Даже небольшое количество этилового спирта, эквивалентное бутылке пива или стопке водки, убивает несколько тысяч клеток мозга, которые не восстанавливаются. При пивной алкоголизации клетки мозга страдают гораздо сильнее, чем при водочной. В пиве в микродозах содержится кадаверин - аналог трупного яда.                                            В подростковом и юношеском возрасте, пока организм растет, все изменения происходят на порядок быстрее, чем у взрослых. Постоянное потребление пива влияет на интеллект человека, снижает его способность к обучению. Больные пивным алкоголизмом попадают в больницы в крайне тяжелом, запущенном состоянии, чаще всего с выраженным слабоумием и снижением личностной оценки.

         Миф №3: Пиво полезно для сосудов и сердца. (Слайд 6,7)

На самом деле пиво способствует расширению полостей сердца, утолщению его стенок, некрозам в сердечной мышце, уменьшению митохондрий и др. Признано, что эти изменения связаны с наличием в пиве кобальта, применяемого в качестве стабилизатора пивной пены. Насыщенность пива углекислым газом, приводит к тому, что попадая в организм, пиво быстро переполняет кровеносные сосуды. Это приводит к варикозному расширению вен и расширению границ сердца. Так возникает синдром "пивного сердца" или синдром "капронового чулка", когда сердце провисает, становится дряблым и плохо качает кровь.

        Миф №4: Пиво полезно для пищеварения, т.к. вы получаете растительные крахмальные соединения, которые способствуют пищеварению и выделению желудочного сока. (Слайд 8)

На самом деле материалах ВОЗ указано, что потребление пива достоверно повышает риск развития рака толстой кишки. Содержащийся в пиве кобальт вызывает воспалительные процессы в пищеводе и желудке.

        Миф №5: Пиво полезно содержанием витаминов. (Слайд 9)

На самом деле  в биологически значимых количествах в пиве присутствуют ионы калия, натрия, кальция, магния, фосфора, серы и хлора. При массивном употреблении пива избыточное поступление калия и воды резко увеличивает образование мочи и усиливает выделение почками натрия и хлора, приводя в итоге к деминерализации организма. По содержанию кальция (около 80 мг/л), магния (около 80 мг/л), фосфора (около 140 мг/л), а также железа, меди, цинка и других, содержание которых не превышает 1 мг/л, пиво не отличается особыми преимуществами. Витамины поступают в пиво в основном из солода, богатого витаминами группы В. Однако, в процессе варки пива концентрация витаминов неизбежно снижается, и в результате содержание витамина В1, или тиамина, составляет 0,005-0,15 мг/л, а витамина В2, или рибофлавина - 0,3-1,3 мг/л.

        Миф №6: Пиво полезно для потенции. (Слайд 10, 11)

На самом деле алкоголь оказывает вредное влияние на яички и яичники. Под его влиянием наблюдается жировое перерождение семенных канальцев и разрастание соединительной ткани в паренхиме яичек. Пиво содержит ряд соли тяжелых металлов, вызывающих изменения в эндокринной системе. Так, в организме мужчин при систематическом употреблении пива выделяется вещество, подавляющее выработку мужского полового гормона тестостерона. Одновременно начинают вырабатываться женские половые гормоны, вызывающие изменения внешнего вида мужчины: разрастаются грудные железы, становится шире таз.

У женщин, употребляющих пиво, возрастает вероятность заболеть раком, а если это кормящая мать, то у ребенка возможны эпилептические судороги. Также у женщин становится грубее голос и появляются так называемые "пивные усы".
     Из-за токсического действия на надпочечники, алкоголь ингибирует выработку в них андрогенов, обусловливающих половое влечение, расплата за злоупотребление - снижение полового влечения, а в далеко зашедших случаях возможно развитие полового равнодушия.  

        Миф №7: Пиво полезно для нервной системы. (Слайд 12)

На самом деле, благодаря хмелю, пиво содержит психоактивные вещества, которые создают особый, слегка отупляющий, опьяняющий эффект, отличный от эффекта других алкогольных напитков (в больших дозах эти вещества вызывают галлюцинации). Со временем начинают нарастать дозы пива, появляются алкогольные эксцессы, начинает ухудшаться память. Наркологи утверждают, что алкоголь является самым агрессивным из наркотиков, а пивной алкоголизм характеризуется особой жестокостью. Этим и объясняется завершение пивных вакханалий драками, убийствами, изнасилованиями и грабежами.
        Миф №8
: Пиво полезно для почек. (Слайд 13)

На самом деле, обладая мощным мочегонным эффектом, пиво вымывает из организма белки, жиры, углеводы и микроэлементы, особенно калий, магний и витамин С, что для растущего человека - катастрофа. При дефиците калия происходят срывы сердечного ритма, возникает сухость кожи, боли в икрах, слабость в ногах. Дефицит магния опасен тем, что меняется фон настроения, человек становится раздражительным, плаксивым, плохо спит. С вымыванием витамина С снижается иммунитет, развивается гипоксия мозга, страдает интеллект, чаще возникают простудные заболевания.

        Миф №9: Пиво приносит пользу экономике государства. (Слайд 14)

На самом деле в РФ существует около 300 пивоваренных заводов. Абсолютное их число принадлежит иностранному капиталу. Например, доходы от пива "Холстер" идут в Германию, "Миллер" - в Америку, "Старый мельник" - в Турцию, "Толстяк" - в Бельгию, "Бочкарев" - в Испанию, "Золотая Бочка" - в Южную Африку. Прибыль от пива концерна "Балтика", а также от пива ОА "Пикра" - уходит в Скандинавию.

        Заключение (Слайд 15, 16) Мировое потребление спиртных напитков характеризуется огромными цифрами. От этого страдает всё общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодёжь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно его разрушая. 

Сначала преобладает возбуждение, которое сменяется резким торможением нервных процессов, суждения становятся поверхностными, снижается память, затрудняется речь, резко падает внимание, замедляются все реакции, движения утрачивают быстроту, ловкость, точность. Поэтому неудивительно, что выпивший человек теряет контроль над собой. Чем больше он пьёт, тем быстрее это происходит. И всякий раз это сопровождается отравлением клеток алкоголем, что приводит к нарушению деятельности всех органов и систем организма.

Л. И. Толстой  писал: «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит души людей и их потомство» – прокомментируйте данное высказывание.

Рефлексия.

После встречи  я:

  • Задумаюсь над своими вредными привычками;
  • Подумаю, как помочь другу;
  • Постараюсь ещё больше узнать о проблеме пивного алкоголизма;
  • Постараюсь бросить вредные привычки;
  • Обращусь за помощью;
  • Ничего не буду делать;
  • Я не имею вредных привычек.

Приложение №1. Анкета.

1. Приходилось ли вам употреблять спиртные напитки? (да или нет)

2. Пробовали вы пиво или нет?

3. Кто впервые предложил вам спиртные напитки?

4. Какие последствия влечёт злоупотребление пива?

5. Какие меры наказания предусмотрены за распитие спиртных напитков в общественных местах?

Приложение №2.  Презентация «Мифы о пользе пива».  (17 слайдов)

Приложение №3. Памятка «Как сказать «нет».

Что ты можешь сделать:

Во-первых, реши для себя раз и навсегда, будет ли твоей жизнью править алкоголь.

Во-вторых, научись отказываться от того, что тебе не нужно.

В-третьих, если ты чувствуешь, что самому тебе не справиться с бедой, подумай, кто бы мог тебе помочь. Есть ли человек, которому ты доверяешь свои проблемы? Может, этим человеком мог бы стать твой школьный психолог, врач подросткового кабинета, консультант «Телефона доверия». Не паникуй! Обращайся! Спрашивай!

Если твой друг уже не может обойтись без выпивки, ты сам должен стать очень осторожным! Вот несколько очень важных «нельзя»:

  • Избегай опасных ситуаций. Не ходи на вечеринки, дискотеки, где главное – напиться до потери сознания.
  • Не разрешай другу давить на тебя ради сохранения отношений. Держись подальше от пьяниц.
  • Не позволяй другу почувствовать, что ты потворствуешь его увлечению.
  • Не играй в «супермена». Алкоголь – дело серьезное. Не надейся справиться с алкогольной зависимостью сам. Ты не можешь знать ответы на все вопросы.

Ты хочешь предостеречь его от беды:

  • Сначала попробуй обсудить свои намерения с родителями. Естественно, им может не понравиться, что их сын или дочь связались с «алкашом». Поэтому тебе нужно постараться убедить их в своих добрых намерениях – ведь ты тоже не хочешь, чтобы проблема друга превратилась в твою собственную.
  • Попробуй отвлечь друга от пьяной компании. Помоги ему найти смысл жизни. Годится все, что может пробудить интерес друга к жизни без дежурной бутылки.
  • Если ты чувствуешь себя хорошо информированным и уверенным в своих силах, тогда самое время вызвать друга на серьезный откровенный разговор. Будь открытым, спокойным и внимательным. Не суди его, не обвиняй. Скажи, что ты понимаешь, что это болезнь, с которой ты готов помочь ему справиться. Убеди его поговорить со взрослыми, которым он доверяет.
  • Удостоверься, когда ты разговариваешь с другом,  когда он  в трезвом состоянии, потому что убедить человека, находящегося «под градусом», в том, что у него возникли проблемы, невозможно. Но даже в этом случае не удивляйся, если друг откажется признать существование проблемы.Дай ему время усвоить все сказанное тобой. Убедись, что он понял: ты будешь рядом, чтобы ему помочь.
  • Поговори с тем из взрослых, кому ты доверяешь. Тебе надо забыть свои страхи и делать что-то. Многие подростки не осознают, что любовь взрослых к ним может проявляться не только на словах, но и на деле. Подумай об этом так: сейчас тебе неприятно «наезжать» на друга, но если он погибнет или в состоянии алкогольного опьянения совершит преступление, ты будешь чувствовать себя гораздо хуже!
  • Ты понимаешь, что самому тебе не справиться? Не отчаивайся, тебе помогут. Людей, которым можно доверить свои проблемы, не так уж мало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...