Программа "Семья и школа"
методическая разработка на тему
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Поэтому педагогам необходимо установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_semya_i_shkola_v.p._chernyaeva.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Хорошенькое
муниципального района Красноярский Самарской области
Согласовано: Председатель управляющего совета школы ____________ /Паничкина Л.А. / Протокол №_______ «__15__» ____января_____ 2012 г | УТВЕРЖДЕНО: Протокол № __ от «_____»_____ 20___г педагогического совета школы Директор ГБОУ ООШ с. Хорошенькое ___________/В.Н. Калинкин/ |
Программа
«Семья и школа»
Автор программы:
учитель истории
ГБОУ ООШ с. Хорошенькое
Черняева В.П.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Семья – воспитательный коллектив. Воспитание – её важнейшая функция, которую она выполняет совместно со школой. В связи с этим приобретает особую актуальность проблема педагогического просвещения, повышения общей и педагогической культуры родителей. Вместе с тем, формирование современной системы педагогических знаний невозможно без коренного пересмотра педагогической позиции, без повышения психолого-педагогического потенциала носителей знаний: учителей, воспитателей, организаторов образования, которые выступают в качестве пропагандистов, лекторов, консультантов.
Пропаганда педагогических знаний должна отражать процессы, происходящие в образовательно-воспитательной системе: демократизацию, гуманизацию воспитания, нацеленность воспитания на личность, её потребности и интересы, общечеловеческие ценности, обращение к прогрессивным традициям народной педагогики. Это сократит отрыв семьи от школы, повысит воспитательный потенциал семьи, включит семью в систему воспитательных институтов в соответствии с особенностями современного этапа развития образования. Система педагогического просвещения должна быть сориентирована на решение стратегической задачи – коренной перестройки воспитания подрастающего поколения через изменение отношения родителей к этому воспитанию и его результативности.
Школа сегодня остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Как известно, наиболее сильное воздействие на развитие ребёнка, и, прежде всего его духовно-нравственное развитие, оказывает социальный опыт, приобретённый в семье.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Поэтому педагогам необходимо установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Предлагаемая программа разработана с учетом следующих нормативно – правовых документов:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Практическую основу программы составляет накопленный в школе опыт сотрудничества с семьями учащихся. Активное участие в работе принимали психологи и классные руководители.
Необходимость создания системы работы с родителями, организации реального сотрудничества педагогов и родителей обусловила разработку программы «Семья и школа». Программа определяет цель и задачи сотрудничества, принципы, направления деятельности, функции и формы взаимодействия педагогов и родителей.
ВВЕДЕНИЕ
Цель программы
Оказание помощи родителям в исполнении функций воспитателей собственных детей в рамках обеспечения взаимодействия школы с родительской общественностью и ее привлечения к воспитательному процессу собственных детей.
Задачи программы
Формирование у учителей установки на необходимость тесных контактов с семьёй.
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и учебно-воспитательном процессе школы.
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Расширение воспитательной среды, увеличение позитивного влияния на развивающуюся личность школьника, повышение профессионализма, организуемой в школе воспитательной внеурочной деятельности, улучшение взаимоотношения учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности, формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу.
Оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся (одарённых, трудных, детей группы «риска»), индивидуальная работа с неблагополучными семьями.
Обоснование программы
Школа и семья – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Однако в условиях сегодняшней экономической и социальной нестабильности, психологических стрессов семья не сориентирована на воспитание детей. Особенно негативен процесс в семьях, где процветает пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей. Школа с. Хорошенькое не исключение. В организации работы с родителями учащихся существуют ряд проблем:
Наблюдается тенденция самоустранения некоторых родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
В некоторых семьях отсутствуют межличностные связи между детьми и родителями.
Есть семьи испытывающие затруднение в установлении контактов с детьми.
Низкий уровень посещаемости родителями учащихся собраний, лекториев.
Общество в лице родителей сегодня предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, требует иных подходов в формировании отношений между детьми, учителями и родителями. В основе отношений лежит личностный подход к ребенку, защита его прав. Это возможно при профессиональном педагогическом влиянии на процесс воспитания в семье, укреплении взаимоотношения родителей и детей, духовном и культурном развитии семей. Отсюда и возникла необходимость единой программы согласованных действий семьи и школы в с. Хорошенькое в деле воспитания и развития детей.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.
Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.
Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Актуальность проблемы взаимодействия семьи и школы
Данная программа является комплексной, так как включает в себя разноплановую систему взаимодействия школы с социумом:
работу с органами местного самоуправления;
взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
взаимодействие с учреждениями культуры;
взаимодействие с общественными организациями;
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей.
К основным функциям взаимодействия относятся:
информационная;
воспитательно-развивающая;
формирующая;
охранно-оздоровительная;
контролирующая;
бытовая.
Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:
изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей;
группировку семей по принципу наличия в них нравственного потенциала;
анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать согласованно со школой, поэтому главными задачами педагогов являются:
обучение родителей приемам, способам и стилю общения взрослых и детей, членов семьи;
оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций.
Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие.
Взаимодействие школы и семьи - это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.
Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние.
Приоритетные направления работы
Диагностика семей.
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.
Психолого-педагогическое просвещение родителей. Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся.
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
Этапы реализации программы
Программа носит долгосрочный характер, рассчитана на время обучения ребенка в школе. В то же время она является комплексной, так как включает в себя разноплановую деятельность. Проблематика сегодняшнего взаимодействия школы с социумом состоит из нескольких аспектов и включает:
1 этап -2010-2011 г. Диагностико-аналитический.
Изучение состояния проблемного поля программы. Определение направлений деятельности для создания условий реализации целей и задач программы.
2 этап -2011-2012г. Этап экспериментальный.
Деятельность по вовлечению в систему единого педагогического всеобуча родителей, развитие семейного воспитания, формирование общественного сознания и утверждение здорового образа жизни, понимание своей ответственности в воспитании детей, укреплении семьи.
3 этап -2012-2014 г.
Этап устойчивого функционирования, внедрению лучшего опыта, продуктивных технологий и методик в практику работы.
4 этап- 2014-2015 г.
Анализ реализации программы. Выводы. Поиск новых путей решения.
Участники программы:
Учащиеся 1–9 классов, администрация школы, родители учащихся, учителя предметники, классные руководители.
Формы работы
Основными формами работы с семьей являются групповые и индивидуальные занятия.
Анкеты, беседы, опросы, тесты.
Родительское собрание, беседы.
Школьный лекторий, школьные и классные тематические конференции для родителей, родительские лектории по микрогруппам родителей.
Совместные праздники и другие формы внеклассной деятельности, дни творчества для детей и их родителей, открытые уроки, родительское общественное патрулирование, помощь в укреплении материально-технической базы школы и класса.
Круглые столы, родительские конференции, вечера вопросов и ответов, тренинги, индивидуальные консультации.
Посещения семей, подготовка школьных и классных праздников, заседания родительских комитетов.
Классные родительские комитеты.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Принципы взаимодействия школы и семьи.
Взаимодействие педагогов и семьи - целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.
Формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей - длительный процесс, успешность которого зависит от того, какие принципы положены в основу этих отношений. В процессе взаимодействия с семьей упор делается на следующие принципы:
Принцип партнерств и содружества семьи и школы, закрепляющий статус семьи как равного партнера предполагающий взаимную ответственность сторон и открывающий ей возможности в различных сферах жизнедеятельности.
Принцип гуманистической направленности через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребенка, отношения к нему, как к будущему человеческому интеллектуальному потенциалу государства.
Принцип культуросообразности, основывающийся на общечеловеческих ценностях, открывающий ребенку дверь в мировую культуру.
Принцип взаимовлияния личностей (взрослых и детей), который предлагает сотворчество педагогов - детей - родителей - общества.
Принцип преемственности и межпоколенных связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского высокого менталитета.
Принцип системности. Через системный подход к организации жизнедеятельности детей, обеспечить целостность становления личности ребенка и обеспечить комплексность воспитания.
Принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьей, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания.
Принцип научности: поиск нового содержания, форм и методов развития семейного воспитания в направлении наиболее полного формирования и реализации комплекса личностных, общечеловеческих и национальных ценностей каждого участника, как ребенка, так и педагога.
Система мониторинга программы
Предмет исследования | Метод исследования | Система |
Условия для жизни каждого ребенка, социальные, педагогические возможности семьи, как воспитательного института и малой социальной группы. | Анкетный опрос о состоянии и тенденциях развития семейного воспитания | Состояние и тенденции развития семейного воспитания ГБОУ ООШ с. Хорошенькое (Анкеты: типы семей, образовательный уровень семей, национальный состав, семейные династии, молодые семьи, негативные явления в молодых семьях) Ответственный: психолог |
Уровень качества педагогического просвещения. | Анализ результатов работы педагогического всеобуча родителей в ОУ. | Социометрический опрос по работе педагогического всеобуча. Ответственный: психолог |
3. Уровень активизации родителей, | Качество и степень участия родителей в общешкольных, районных, городских смотрах, конкурсах, круглых столов, дискуссиях. | Социальная активность родителей. Ответственный: психолог |
4. Результативность работы по профилактике правонарушений, социальной защите детей. Уровень детской безнадзорности. Количество разводов. Количество сирот, детей воспитывающихся вне семьи. | Анализ результативности работы социальной службы школы и классных руководителей. Анализ использования новых форм в работе с семьей. | Социометрия по профилактики правонарушений. Ответственный: психолог |
Уровень включения детей в реальную социально-активную деятельность. | Степень участия учащихся в различных направлениях. | Активность и добровольность включения детей в деятельность на всех этапах её организации. Фиксированное наблюдение, коллективный анализ. Ответственный: зам директора по ВР |
Уровень профессиональной подготовки кадров, обеспечивающих реализацию целей и задач программы. | Анализ деятельности по повышению квалификации кадров педагогов, классных руководителей, просвещению родительского актива. | Социометрия. Ответственный: психолог |
Уровень активности и добровольности включения родителей в общественную деятельность. | Анализ деятельности классных руководителей по вовлечению родителей в жизнедеятельность класса | Анализ деятельности классных руководителей по вовлечению родителей в жизнедеятельность класса |
Взаимодействие педагогов, родителей и учащихся. | Анализ проблем, волнующих детей, родителей, педагогов (беседа, обсуждения вопросов) | Социометрия. Ответственный: психолог |
Реализация основных направлений
Направление деятельности | Задачи | Формы работы | Сроки | Ожидаемый результат |
Диагностика семьи | Изучить образ жизни семьи. Выявить особенности семейного воспитания. Выяснить отношение в семье к школе. Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений. | Анкетирование Посещения на дому. Выявление случаев жестокого обращения с детьми. Индивидуальные тематические консультации | Получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск путей взаимодействия школы и семьи. |
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой. | Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи. | Лекции. Родительское собрание Классные часы. Тематические консультации для родителей. Открытые уроки для родителей | Создание приоритета родительского воспитания. |
Психолого-педагогическое просвещение родителей. Корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся. | Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях. Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации. Учитывать и предупреждать социально - аморальное поведение родителей. | Родительские собрания. Лекции. Индивидуальные педагогические консультации. | Организация педагогического просвещения родителей. |
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. | Пропагандировать здоровый образ жизни. | Дни здоровья. Конкурс детского творчества Участие в районных и областных конкурсах. Концерты для родителей. | Построение демократической системы взаимоотношений детей и взрослых. |
План реализации программы «СЕМЬЯ И ШКОЛА»
ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙ УЧАЩИХСЯ
Деятельность | Ожидаемый результат |
Изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с системой обучения в школе. Ежегодное составление социального портрета. Посещение семей. Диагностика семей | Формирование единых педагогических требований. Создание банка данных. Составление социальных паспортов семей. Раннее выявление кризисных семей. Своевременное выявление детей, требующих внимания |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Деятельность | Ожидаемый результат |
Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы: День открытых дверей для родителей. День семьи. Вечера вопросов и ответов. Спортивные соревнования «Папа, мама и я -спортивная семья». Выставка поделок семейного творчества. Выставка семейных стенгазет. Оформление классных летописей и фотоальбомов силами родителей. Оформление портфолио учащихся силами родителей. Привлечение родителей - выпускников школы для сохранения и приумножения школьных традиций. | Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы |
Педагогическое и психологическое просвещение родителей: Собрание родителей будущих первоклассников. Занятия для родителей будущих первоклассников. Открытые уроки для родителей. Тематические собрания с привлечением специалистов. Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников. Собрания-практикумы для родителей Индивидуальная работа с родителями. Родительские конференции | Терапия семейных отношений. Улучшение микроклимата в семье |
РАБОТА С ПРОБЛЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ
Деятельность | Ожидаемый результат |
Работа классного руководителя: Регулярное посещение проблемных семей. Индивидуальные беседы с родителями. Совместная работа классного руководителя. родителей и учителей-предметников. Проведение малых педсоветов. Составление индивидуальных программ воспитания. Ведение ежегодного учета пропусков занятий учащихся, способных прогуливать уроки без уважительной причины. | Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений среди подростков, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей |
Работа администрации школы: Индивидуальные беседы и консультации. Контроль работы классных руководителей. Тематические совещания при завуче. Индивидуальные отчеты классного руководителя о текущей успеваемости и посещаемости учащихся из проблемных семей. Изучение данных о занятости учащихся в кружках и спортивных секциях. Уточнение списков проблемных семей и детей каждую четверть. | Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе |
Работа с семьями опекаемых детей: Регулярное посещение семей опекаемых детей. Контроль регулярного питания в школьной столовой. Индивидуальное собеседование с опекунами. Оказание помощи в организации летнего отдыха. Своевременное выявление детей, проживающих с родственниками при неоформленном опекунстве. | Составление банка данных, составление актов контрольного обследования два раза в год, своевременная помощь семьям в различных ситуациях |
Работа с многодетными семьями: Проведение совместно с центром социальной помощи семье и детям собраний для родителей. Контроль за постановкой детей из таких семей на бесплатное льготное питание в школьной столовой. Проведение праздников для многодетных семей и превращение таких праздников в одну из традиций школы | Составление банка данных. Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из многодетных семей |
СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Деятельность | Ожидаемый результат |
Работа родительского комитета. Создание инициативной группы родителей. Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся. Оформление классных альбомов «Наши родители». Посещение членами родительских комитетов «проблемных» семей | Создание единого воспитательного пространства «родители - дети - учителя». Создание условий для развития родительских общественных организаций |
РАБОТА С СЕМЬЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Деятельность | Ожидаемый результат |
Оказание помощи в организации изучения интересов, запросов учащихся для работы в кружках и спортивных секциях. Привлечение родителей для ведения мини-кружков по интересам. Участие в творческих отчетах кружков | Развитие творческих способностей учащихся |
РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ
Деятельность | Ожидаемый результат |
Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьей. Уточнение функциональных обязанностей классного руководителя, психолога. Привлечение к работе с педагогами центра социальной помощи семье и детям, КДН, представителей правоохранительных органов. Выявление потребности педагогов в обучении и повышении профессиональной квалификации по проблеме организации работы с семьей. Создание творческих групп классных руководителей по работе с семьей. Обобщение опыта педагогов по работе с семьей | Знание педагогами необходимых нормативных правовых документов, доступность информации по проблеме работы с семьями учащихся, создание методических разработок в помощь классным руководителям |
РАБОТА С СОЦИУМОМ
Деятельность | Ожидаемый результат |
Работа с отделом социальной помощи семье и детям. Комиссией по делам несовершеннолетних. Домом культуры «Родник». Районным музеем. Сельской библиотекой. | Расширение культурно-воспитательного пространства |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Деятельность | Ожидаемый результат |
Стимулирование деятельности педагогов. Стимулирование лучших родителей благодарственными письмами, отзывами на предприятия и места работы. | Поддержка творческих устремлений учителей через дифференцированную доплату Обобщение опыта воспитания детей лучших родителей Пропаганда достойного семейного воспитания |
ШКОЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Родительский лекторий: Адаптационный период 1-классников. Роль семьи в адаптации ребёнка. Особенности психологии учащихся начальных классов. Психологические и психофизиологические особенности подростка. Особенности психологии старшего подросткового возраста. Особенности юношеской психологии. Консультации родителей: Оказание помощи детям в конфликтных ситуациях. Консультирование родителей по результатам диагностики. Диагностика: выявление особенностей семейного воспитания, изучение детско-юношеских отношений. | Повышение уровня психологических знаний в вопросе развития и воспитания детей. |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В качестве планируемых результатов необходимо выделить следующее:
1. Установление доверительных отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.
2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.
3. Формирование педагогической позиции родителей и реализация их педагогического просвещения, в том числе привлечение к активной созидательной, воспитательной практике, развитие национальных духовных традиций, участию в учебно-воспитательном процессе.
4. Создание реального сотрудничества педагогов и родителей в процессе воспитания учащихся, в организации взаимодействия семьи и школы на основе единой педагогической позиции.
Данная программа поможет:
Педагогам, учащимся и родителям лучше узнать друг друга.
Выявить возможности семей по воспитанию детей.
Выявить функции взаимодействия педагогического коллектива и родителей.
Сформировать педагогическую позицию родителей.
Организовать педагогическое просвещение родителей.
Привлечь родителей учащихся к участию в учебно-воспитательном процессе.
Привлечь родителей учащихся к работе в органах школьного самоуправления.
Сформировать единую позицию педагогов и родителей в обеспечение качественного образования учащихся, развитии профессиональных интересов и подготовки детей к сознательному выбору профессии, в воспитании нравственности и культуры поведения, потребности в здоровом образе жизни, в подготовке школьников к семейной жизни.
Создать реальное сотрудничество педагогов и родителей в процессе воспитания учащихся, в организации взаимодействия семьи и школы на основе единой педагогической позиции.
Список литературы
Конвенция о правах ребёнка.
Конституция Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Решение коллегии Минобразования России «Об опыте взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребёнка».
Семейный кодекс Российской Федерации.
Закон Российской Федерации «Об образовании» с изменениями и дополнениями.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о попечительских советах».
Концепция государственной политики в отношении молодой семьи.
Борисова Е. «Мудрость народной педагогики: О традициях воспитания детей в русской крестьянской семье». Народное образование., 1998, № 9-10.
Буянов М.И. «Ребёнок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра». Книга для учителей и родителей. М., 1998.
Маркова Л.Н. «Проблемы семьи — проблемы школы». Классный руководитель. 1998, № 2.
Мишин Г. Три причины стресса. М., 1990.
Розин М.В. «Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подрастковой субкультуре» Вопросы психологии. 1999, № 4.
Сухомлинский В.А. О педагогической культуре родителей. Избранные педагогические сочинения в 3 т. М., 1987, Т.3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»
Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от здоровья ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...
сценарий Юбилея школы Сценарий юбилея школы "Наше продолжение" Автор сценария и ведущая - учитель музыки АОУ школы №9 г. Долгопрудный ТЕПЛЫХ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
В концерте участвуют учителя, выпускники и учащиеся. Это совместное творчество....
Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2» «Школа полного дня»
Модель образовательного пространства начальной школыМОУ «Выльгортская средняя общеобразовательная школа№2»разработана в соответствии с целью современного начального образования – Создание услови...
Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»
В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...
Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.
Современная школа - современный учитель. Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....
ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ
Дистанционный курс по предмету "История музыки" разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...