ЦЕЛЬ: В сотворчестве педагога с родителями формировать у детей основы музыкальной культуры, путём приобщения к слушанию музыки.
ЗАДАЧИ:
знакомить родителей с музыкой русских и зарубежных композиторов;
приобщать родителей к работе по ознакомлению дошкольников с классической, народной и современной музыкой;
формировать умение слушать и слышать музыку, сопоставлять, сравнивать музыкальные произведения с цветом, поэтическим и художественным образом.
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, музыкальные инструменты (бубны, барабан, треугольники, погремушки), лёгкие шарфы, краски и бумага для рисования.
СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР – КЛАССА:
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ:
Общеизвестно, что музыка – это искусство прямого и сильного воздействия, которое предоставляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творческого потенциала человека. Синтез же музыки, поэзии, изобразительной деятельности способен не только возбуждать интерес к самостоятельному поиску и самовыражению, но и помогать в развитии творческого мышления, живой и образной речи ребёнка.
Содружество и сотворчество детей и взрослых благотворно сказывается на их эмоциональном и эстетическом развитии. И, наконец, чем дольше ребёнок будет находиться в творческой атмосфере, тем больше это будет отражаться на развитии его культуры.
Через совместную с родителями практическую деятельность дети смогут лучше понять развивающую роль искусства и художественного творчества. Занятия могут стать «колыбелью» художественного мышления и творческих способностей детей. Они подарить им встречи с прекрасным, способствовать воплощению природной тяги к фантазированию и рисованию.
По мысли Эрика Бёрна, известного американского психолога и психиатра, «Ребёнок – это источник интуиции, творчества, спонтанных порывов и радости». Следовательно, нам взрослым, надо только создать условия для их проявления и развития, другими словами, создать «романтический детский мир».
Способность чувствовать красоту в искусстве, природе, жизни – во многом зависит от эмоциональных переживаний, заложенных в раннем детстве. Очевидно, что ведущая роль в этом должна принадлежать семье. Если в семейных традициях имеют место посещения музеев, выставок, театров, то соприкосновение с прекрасным обогащает чувственную сферу ребёнка. А общение с искусством совместно с самыми близкими для него людьми является важнейшим и незаменимым средством гармонического развития души и ума.
Не требует доказательства мысль, что семейная педагогика должна быть центрирована не только на здоровье, материальном благополучии, быте, отдыхе ребёнка, но и на его интеллектуальном, эмоционально-чувственном развитии. Эмоционально положительным отношением, ровным спокойным тоном в общении, добротой и нежностью родители дают импульс к его творчеству. Разве не прекрасно, когда дети знают, что на «циферблате семейного дня» есть время для совместных творческих дел, когда они начинают испытывать потребность в каждодневном общении с искусством вместе с близкими людьми.
Совместное прослушивание музыки – очень важный этап для установления эмоционального контакта ребёнка с родителями. Ибо заставить детей чем-либо заниматься невозможно при любой, даже самой благожелательной нашей мотивации. Материнская речь, чувства, поступки всегда передаются ребёнку, влияя на становление его характера и развитие способностей. Общение в процессе сотворчества уже само по себе и воспитание и образование.
ТЕЗИСЫ ПО ПРОБЛЕМЕ:
Чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребёнка.
В семье, где ребёнок с первых дней жизни получает разнообразные и ценные музыкально-художественные впечатления – формируется культура.
Заинтересованность взрослого в слушании музыки вместе с ребёнком и высказывание своего отношения, объяснение своих ощущений не проходит бесследно: ребёнок духовно обогащается, развиваются его музыкальные способности, воображение, речь.
Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на ребёнка, с её помощью можно корректировать поведение ребёнка в нужном направлении.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОКАЗ:
I ЭТАП: Знакомство с произведениями Д.Д.Шостаковича из сборника «Танцы кукол».
Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Д.Д.Шостаковича и на примере его произведений посмотрим, как сделать процесс слушания музыки доступным и увлекательным для ребёнка.
Д.Д.Шостакович – гениальный композитор нашего времени, человек, которого волновала судьба Родины, судьбы миллионов людей. Анна Ахматова посвятила ему стихи, в которых о его музыке писала так:
В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах её края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся,
Когда последний друг отвёл глаза
Она была со мной в моей могиле
И пела, словно первая гроза,
Иль будто все цветы заговорили.
Д.Д.Шостакович написал немного произведений для детей. Очень известен его сборник «Танцы кукол», который составлен из 7 пьес, использованных в его балетах.
Вы знаете, что почувствовать настроение, выраженное в музыке, проследить, как оно меняется, это и означает понять музыкальное произведение. Если, например, музыка звучала сначала светло, нежно, потом тревожно и беспокойно, а в конце опять возникло нежное звучание, то, слушая это произведение, мы понимаем, что тревога и беспокойство развеялись, а светлое настроение вернулось.
Борьба добра и зла, самые различные переживания человека – его стремления, мечтания, тревоги, душевная боль или безмятежная радость – выражены в музыке. Давайте прислушаемся, как звучат три вальса Д.Д.Шостаковича: все они различны по настроению. Слово «вальс» в переводе с французского означает «кружиться». Чаще это плавный танец, Но вальсы бывают разные: стремительные, радостные, быстрые, или нежные, медленные, грустные, или очень весёлые, шутливые.
Попробуйте сами определить характер каждой пьесы, чувства, выраженные в них.
Исполняется «Вальс», /ответы родителей/
Да, первый вальс грустный, печальный, жалобный, тихий. Музыка очень душевная, искренняя, звучит тепло, просто и жалобно. А второй вальс?
Исполняется фрагмент «Лирического вальса» /ответы родителей/
Да, он звучит нежно и взволнованно, этот вальс стремительный, полётный, так и хочется покружиться под эту музыку! Каков же третий вальс?
Исполняется «Вальс-шутка» /ответы родителей/
Он тоже весёлый, но очень тихий, отрывистый, как будто танцуют игрушки, куклы, и название его говорит само за себя – «Вальс – шутка».
«Лирический вальс» открывает сборник «Танцы кукол». В этом вальсе, быть может, композитор вспоминает о волшебном мире детства. В детстве всё, даже в игре, в танцах кукол, воспринимается «взаправду», где ребёнок по-настоящему глубоко переживает всё происходящее – радуется, мечтает, бывает счастливым, грустит. Начинается вальс волшебной, сказочно – красивой мелодией, нежной и мечтательной, устремлённой и полётной. Давайте попробуем движением рук передать характер музыки.
Исполняется «Лирический вальс».
Сколько частей было в вальсе? Вы, верно, услышали – три. Сначала музыка нежная, потом более весёлая и опять нежная. Давайте попробуем продирижировать «Вальс-шутку». Что у нас получится?
Исполняется «Вальс-шутка»
Ваши движения были отрывистые. Этот вальс звучит в очень высоком регистре, отрывисто, прозрачно, изящно, как музыкальная шкатулка. Звонкие и нежные звуки создают впечатление танцующей куколки. Вальс этот звучит волшебно, он очень красив. Отрывистые повторяющиеся звуки в аккомпанементе создают впечатление чего-то механического, игрушечного.
Музыку можно не просто слушать, а ещё и оркестровать её. Как вы думаете, на каком из представленных инструментов (бубен, барабан, треугольник) можно сыграть эту отрывистую, высокую мелодию?
Родители исполняют «Вальс-шутку» на треугольниках.
Под музыку «Лирического вальса» давайте попробуем потанцевать. Можно взять в руки лёгкий шарф, чтобы он помог вам найти движения плавные, а иногда и порывистые. Кто хочет попробовать сыграть этот вальс? В крайних частях можно играть на треугольнике – это танцует Фея, а в средней части, когда танцуют куклы, – на погремушках, бубнах.
Родители танцуют и исполняют на инструментах «Вальс – шутку».
Мы с вами познакомились с вальсами кукол. Но у Д.Д.Шостаковича есть и другие танцы для них. Мы говорили о характере вальса, танцевали, оркестровали эти пьесы. На нашем примере вы можете познакомить ваших детей не только с вальсами, но и с «Гавотом», «Полькой», «Романсом», «Шарманкой».
II ЭТАП: В своей работе мы используем различные темы для знакомства детей с музыкой. Например:
Музыка выражает настроения, чувства, характер людей.
Песня, танец, марш.
Музыка рассказывает о животных и птицах.
Природа и музыка.
Сказка в музыке.
Последняя тема очень близка детям. Я хочу предложить вам попробовать поговорить с нами о музыке. Кто готов? Замечательно! Слушаем произведение Эдварда Грига «шествие гномов».
Исполняется «Шествие гномов» Э.Грига
Какие вопросы вы зададите детям? (Какой характер у этой музыки? Кого она изображает? Какие гномы? Что они делали? Что необычного в музыке? )
Что можно предложить детям? (Подвигаться, и из этого определить трёхчастность произведения.)
Можно представить себе картину: гномы отправились в поход за сокровищами. Они попали в пещеру, полную самоцветных камней. Вы слышали, как композитор передал их сияние в музыке. Затем, гномы отправились в обратный путь. Давайте попробуем нарисовать то, что каждый из вас услышал.
Исполняется «Шествие гномов» Э.Грига – родители рисуют на фоне музыки.
Обсуждение рисунков.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Какое из прослушанных произведений вам понравилось больше и почему?
Какое из заданий вызвало наибольший интерес?
Что вызвало у вас затруднения?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Подберите и послушайте с ребёнком музыку на тему «Музыка рассказывает о животных и птицах» и подберите к этой музыке стихотворение или сочините его вместе с ребёнком. Может, ваши дети захотят нарисовать «услышанное».
Надеюсь, на нашей следующей встрече вы поделитесь с нами впечатлениями о проведенных вами занятиях. Я желаю вам, чтобы они стали минутами отдыха и сплочения вашей семьи. Успехов!