Класс етәксеһенә ярҙамға
материал (5 класс) по теме

Тәрбиә эше

Скачать:


Предварительный просмотр:

8-е Марта - день торжественный. Открытое мероприятие для учащихся 4-х классов

УЧИТЕЛЬ (ВЕДУЩАЯ).

Здравствуйте, уважаемые гости! Добрый день, дорогие мамы, бабушки! И он потому ещё добрый, что посвящен вам, наши милые, дорогие и единственные!

Мать – мы землю так называем, когда растим хлеба и цветы, когда в ракете над ней взмываем и видим какая она с высоты. Чистая, чистая, вся голубая – это, наверное, потому, что мамы ходят по ней, улыбаясь детям, будущему своему. Мама! Самое прекрасное слово на земле, это первое слово, которое произносит человек и звучит оно на всех языках, звучит одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно не к чему не остается равнодушным. И сколько бы тебе ни было лет - пять или пятьдесят - тебе всегда нужна мать ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

Мне хотелось бы в дни весенние,
Все невзгоды от Вас отвести,
Кубок солнечного настроения
Милым женщинам преподнести.
Чтоб под куполом небо ясного,
Где мороз на весну сердит,
У вас дети росли прекрасными,
Без печали и без обид.
Чтоб глаза наполнялись радостью,
Новой свежестью много лет
И чтоб жизнь у вас ярче радуги
Полыхала на целый свет.

(Звучит музыка “ Мамин вальс”)

1. уч.

Праздник большой и светлый
Сегодня на целом свете.
Слушайте, мамы, слушайте.
Вас поздравляют дети.

2. уч.

Дорогие наши мамы,
Заявляем без прикрас,
Что ваш праздник самый, самый,
Самый радостный для нас.

3. уч

Дети все пришли поздравить
Маму, бабушку, сестёр.
Рад вас песней позабавить
Наш весёлый детский хор.

(Исполняется песня “МАМА”, сл. Шульгиной. муз. В. Гаврилиной.)

Руки усталые тихо опущены,
Волосы русые в узел завязаны.

Пр.

Тихая моя,
Нежная моя,
Добрая моя Мама.

Всё мне мерещится годы бывалые,
Юности прожитой кофточка алая…

Пр.

Тихая моя,
Нежная моя,
Добрая моя Мама.

Как уберечь тебя, как защитить тебя,
Как удержать тебя в дни быстротечные.

Пр.

Тихая моя,
Нежная моя,
Добрая моя Мама.

4 уч.

Почему 8-го марта солнце ярко светит?
Потому, что наши мамы лучше всех на свете.
Потому, что мамин праздник — самый лучший день!
Потому, что мамин праздник — праздник всех людей!

(Звучит первый куплет песни “Неприятность эту мы переживём” из мультфильма “ Кот Леопольд”).

Появляется кот Леопольд, за ним следят Мыши.

ЛЕОПОЛЬД:

Ой, куда это я попал? Ребята, извините, что я в таком виде, но эти мыши….

Они всё время выводят меня из равновесия.

МЫШОНОК:

Я кривляка-забияка!
Я кусака и щипака!
Вот какой я сорванец
Леопольд, подлый трус!

Всё равно не дам тебе с праздником никого поздравить.

ЛЕОПОЛЬД:

Вот видите, ребята
Какие вы нарядные,
Какие вы опрятные!
И как не радоваться вам?
Сегодня праздник ваших мам!

5 уч.

А сейчас мы поиграем,
Подзадорим наших мам.
Пусть от их улыбок ярких
Станет радостнее нам.

6 уч.

Я мамочку свою люблю,
Своё ей сердце подарю
Скажу, что всё отдать готов,
За пару добрых нежных слов.

ИГРА “ГОВОРИТЕ НЕЖНЫЕ СЛОВА”

(Дети и мамы встают в круг. Передавая шарик друг другу нужно говорить нежные слова. Кто не назвал нежное слово, выходят из игры).

МЫШОНОК:

Вот проблема - женский день!
Комплименты делать лень!
Лучше кличками назвать,
И друг друга обзывать.
Эй, девчонки, выходите
И мальчишек подразните!

(Выходят три девочки)

1 девочка:

Мальчишки бывают ворчливыми,
Мальчишки бывают драчливыми,
Разболтанными, невоспитанными,
Тощими и упитанными.

2 девочка:

Бывают гоняльщики кошек,
А ещё чемпионы подножек
Охотники за косичками,
А также без кличек и с кличками.

ЛЕОПОЛЬД:

Девочки, но ведь на мальчиков можно посмотреть и с другой стороны.

Посмотрите, какие они сильные и смелые. Они ведь ваша опора в классе.

3 девочка:

Любим мы мальчишек наших очень.
Вам, родные, пожелать хотим:
Спортом занимайтесь, кашу уплетайте,
Станете крутыми, как БРЮС ЛИ! (ХА) (ногу в сторону).

МЫШОНОК:

На девчонок нет надежды,
Подведут всех, как и прежде.
Эх, мальчишки, поднажмите
И девчонок подразните.

1 мальчик:

Бывают девчонки худышками,
Толстушками, коротышками,
Задаваками обычными,
Но очень даже симпатичными!

ЛЕОПОЛЬД

Конечно, симпатичные наши девчонки. Даже очень, очень симпапульки.

УЧИТЕЛЬ:

А сейчас соревнованье,
Приложите все старанья
Похвалить себя сумейте,
Но при этом не засмейтесь.

КОНКУРС “КАКАЯ Я КРАСИВАЯ”

(Проводится среди девочек и мам. Девочка и мама глядя в зеркало, должна три раза сказать: “ АХ, какая я красивая!” меняя интонацию, и не засмеяться).

6 уч.

Женский праздник придумали в марте,
А у нас нет весны, холода…
Где Томмот? Найдите на карте,
Весна позже приходит сюда.
Но за праздником женским вдогонку,
Как на тройке примчится она
И раскрасит родную сторонку
В зелень красок девчонка-весна!

7 уч.

Пусть подснежников нет ещё в марте,
Полевые цветы ещё спят,
Ветры дуют с Алдана в азарте,
Но ребята поздравят девчат!
От души мы вас всех поздравляем,
Милых женщин, сестёр, матерей
Мира, счастья, здоровья желаем,
Светлой жизни и радостных дней.

Учитель: Снова уступают место шутке, Снова улыбнёмся на минутку.

ИГРА “ЧЕЙ ГОЛОС”

(Все стоят вплотную друг к другу. Водящий поворачивается ко всем спиной. Кто-то называет его имя, а он должен определить по голосу - кто. Если угадал, то становится в группу играющих, а тот, чей голос узнал, становится водящим)

МЫШОНОК:

Вот проблема - женский день!
А подарки делать лень!
Возьму я их у ребятишек
И поздравлю своих мышек.
Скажу: “Сильву – пле, девчата!”
Я проездом с Эмиратов.
Здесь, в пакете, мне неловко
Импортная мелочовка.
Леопольда я подставлю
И записочку оставлю,
Что во всём он виноват
Так и сделаю. Виват!

(Мышонок пишет письмо, забирает подарки и убегает).

УЧИТЕЛЬ

Как красиво зал украшен! Музыку я заведу. Дружно, весело мы спляшем. В нашем праздничном кругу.

(Танец группы мальчиков под мелодию песни “Морячка”)

УЧЕНИК:

8 марта! День весенний!
И скажем правду в этот день,
Охапку нежных поздравлений
Нести нам мамочкам не лень.
От всей души вас поздравляем
И подарки вам вручаем.

(Поворачиваемся, ищем подарки, а их нет).

А где подарки? Лишь пакет!
Что это значит? Где ответ?

(Открывает пакет, достает и читает письмо)

Леопольд - подлый трус! 

Украл подарки.

Проучите его.

Доброжелатель.

ЛЕОПОЛЬД:

Ребята, но я не мог этого сделать. Я всё время был тут: И когда вы танцевали, И когда стихи читали. Я знаю, кто это сделал! Вы не показывайте виду и Продолжайте праздник. А я за мышкой побегу и подарки вам верну. Принимаю “Озверин”. Ну, держись, мышонок ТИМ.

(Леопольд пьёт из огромной банки, на которой написано “Озверин”. Звучит песня “ Зову мышей на бой” сл. А. Хайта, муз. В. Савельева. Леопольд танцует и убегает).

УЧИТЕЛЬ:

Пока кот ищет наши подарки, давайте поиграем.

ИГРА “НАЙДИ СВОЮ ДОЧКУ ИЛИ СЫНА”

(Приглашается мама. Ей завязывают глаза платком. Перед ней стоят несколько детей, в том числе и её ребёнок. Легко поглаживая детей по голове, мама должна найти свою дочку или своего сына.)

УЧЕНИК:

Без мамы грустно и темно,
А с мамой весело, светло.
Готов сказать сто раз люблю
Родной все песни подарю.

(Исполняется песня “Мамин праздник” сл. Виноградовой муз. Ю. Гурьева.)

Весна стучится в окна
Поёт на все лады,
Блестят на солнце стёкла
И лужицы воды.

ПР.

Я беленький подснежник
Для мамы принесу, -
Он пахнет нежно-нежно,
Как талый снег в лесу.

Шумит ручей-проказник -
Проснулся ото сна,
Пришла на мамин праздник
Красавица весна.

Пр.

Я беленький подснежник
Для мамы принесу, -
Он пахнет нежно-нежно,
Как талый снег в лесу.

(Под музыку появляется Леопольд и Мыши)

ЛЕОПОЛЬД:

Ах, бесстыдник ты, Братишка!
Ведь стащил у ребятишек
Ты подарочки для мам
А их каждый сделал сам.
Ох ,и шустрый ты у нас!
За тобою глаз да глаз!
В порошок тебя сотру!
И за кражу не прощу!

(трясёт мышонка, забирает пакет с подарками).

1 МЫШОНОК:

Мама! Я боюсь ужасно!
Это сделал я напрасно!
Но простите же, ребята,
Праздник всё ж 8 марта!
А подарки забирайте.
Мамочкам скорей вручайте
Прости меня, Леопольд!

2 МЫШОНОК:

Прости нас, Леопольдушка!
Мы так больше не будем!

ЛЕОПОЛЬД:

Ребята, давайте жить дружно!

(дети дарят подарки мамам).

УЧИТЕЛЬ:

Чтобы, все мы жили дружно, давайте послушаем, как наши дети поют частушки.

Эй матрёшки-хохотушки, запевайте-ка частушки,

Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей.

УЧЕНИЦА:

Весна встречает нас цветами
И с ней мы оживает сами
Мамин праздник я люблю
Частушки для неё спою.

(группа девочек в костюмах матрешек исполняют частушки)

Чтобы в день 8 марта
Все вы были веселы,
Мы споем, не поленимся
Вам частушки от души.

Мы веселые подружки,
Мы танцуем и поем,
А сейчас мы вам расскажем
Как мы с мамами живем.

Галя вымыла полы,
Катя помогала.
Только жалко мама снова
Все перемывала.

Ах, ах, ахоньки,
Наши парни махоньки
Из-за кочек, из-за пней,
Не видать наших парней.

У неряхи-растеряхи
Все не так и не так!
И рубашка на распашку,
И без пуговиц пиджак.

Мы веселые девчата,
Мы нигде не пропадем.
Если надо - мы станцуем,
Если надо - мы споем.

Закопченную кастрюлю
Лена чистила песком,
Два часа в корыте Лену
Мыла бабушку потом.

Мы вам спели как сумели,
Мы ведь только дети.
Только знаем наши мамы
Лучшие на свете!

У частушки есть начало,
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал
Прямо скажем - молодец.

Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим
Чтобы нам похлопали!

УЧИТЕЛЬ:

У нас в гостях сегодня и ваши замечательные бабушки. Давайте поздравим их.

НАША БАБУШКА.

Бабушка наша очень добра.
Бабушка наша стала стара.
Много морщинок у бабушки нашей -
С нами она еще лучше и краше.
Если любимая кукла больна
Вылечит куклу сразу она,
Если на лбу появляется шишка,
Пуговки нет, изорвется пальтишко,
Или другая, какая беда –
Бабушка нам помогает всегда.

Бабушка теплые варежки свяжет,
Бабушка вечером сказку расскажет.
Слушать ее мы готовы часами.
Что позабудет, подскажем ей сами.

Есть много разных песенок на свете обо всем,
А мы сейчас вам песенку о бабушке споем!

(Исполняется песня “У меня есть бабушка” Слова В. Малкова, музыка Ю. Слонова).

У меня есть бабушка, бабушка родная,
Бабушка родная - очень молодая.
Ах, как хорошо!
Очень молодая.

Рано утром бабушка делает зарядку,
Делает зарядку, учит всех подряд.
Ах, как хорошо!
Учит всех подряд.

Ходим вместе с бабушкой на коньках кататься
На коньках кататься и в бассейн купаться.
Ах, как хорошо!
И в бассейн купаться.

1 реб.

Девочки и мальчики,
Давайте вместе с вами
Спасибо скажем бабушке,
Спасибо скажем маме.

2 реб.

За песенки и сказки,
За хлопоты и ласки,
За вкусные ватрушки,
За новые игрушки.

3 реб.

За книжки и считалки,
За лыжи и скакалки,
За сладкое варенье,
За долгое терпенье

Все: Спасибо!

4 реб.

Весны вам радостной и нежной,
Счастливых дней и розовой мечты
Пусть дарит март вам, даже снежный,
Свои улыбки и цветы!

УЧИТЕЛЬ:

Вот и подошла к концу наша программа.
Думаем, всем было интересно
Дорогие гости, бабушки и мамы!
Спойте вместе с нами эту песню.

(Исполняется песня “Солнечная капель” муз. И. Вахрушева слова С. Соснина)

СОЛНЕЧНАЯ КАПЕЛЬ.

На дворе сосульки плакали,
Под лучами солнца таяли,
Голубые слезы капали
И проталинку оставили

Пр.

Динь – дон, динь – дон, динь – дон
Динь – дон, динь – дон,

Пляшут капельки – горошинки,
И на мартовской проталинке
Протянул ладошки к солнышку
Голубой цветочек маленький.

Пр.

Динь – дон, динь – дон, динь – дон
Динь – дон, динь – дон.

И звенят сосульки весело,
И поёт капель весенняя
Эта солнечная песенка -
Нашим мамам поздравление.

Пр.

Динь – дон, динь –дон, динь – дон
Динь – дон, динь – дон.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по противопожарной безопасности.

Цель: научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при пожаре дома или в школе, привить практические навыки тушения огня, довести до сознания учащихся правила пользования газом и электроприборами.

Оборудование: игрушечная газовая плита, утюг, оборудование для тушения пожара (покрывала, резиновые перчатки, лейка), сигнальные фонарики. Карточки с правилами, магнитофон.

Оформление: плакаты о работе пожарных, о сказке «Кошкин дом»,

«Гуси-лебеди», индивидуальные правила.

Ход занятия: 

1.Повторение изученного. 

Сегодня у нас с вами очередной урок по основам безопасности жизнедеятельности человека. Какая опасность может угрожать человеку? Какие могут возникнуть чрезвычайные ситуации? (сель, землетрясения, лавины, оползни, пожары, наводнения) А какие опасности существуют для жителей нашего города? Почему?

2. Сообщение темы урока. 

Сегодня мы поговорим с вами об одной такой ситуации. Тему урока будем открывать по одному слову, после выполнения заданий. Первое – отгадайте загадку:

Отец горяч и красен, бывает он опасен.

Накормишь – живет, напоишь – умрет.

Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает, без зубов – а кусает. Что это? (Огонь)

3. Огонь- давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Каких? (Опор на картинку из сказки

«Гуси-лебеди», где печка обогревает, пирожки печет, освещает).

А теперь, обобщая ваши ответы, послушаем ваших товарищей:

1)А без доброго огня обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами: гонит холод, гонит мрак

Он приветливое пламя поднимает будто флаг.

2) Всем огонь хороший нужен. И за то ему почет.

Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печет.

(Открывается второе слово – друг)

3) Но если с ним не дружить, он может превратиться в жестокого… (Открывается листок 2 с названием темы урока: врага)

Чаще всего дома вызывают пожары: печи, утюги, телевизор и газовые плиты) Чем же опасна газовая плита? Об этом готовили свое домашнее задание ребята 1 ряда. Послушаем их.

1 ряд.

1.Утечка газа приводит к беде.

2. Газ ______________________.

3. Пользоваться газом можно, когда комната проветривается.

4. Запрещается использовать газ для обогрева.

5. При зажигании газа надо сначала поднести горящую спичку к горелке, а потом открыть кран.

6.При запахе газа позвоните в газовую службу. А какой телефон?

(Учащиеся поднимают сигнальные карточки с телефоном)

Молодцы, ребята. Обобщая все, что рассказали ребята 1 ряда, послушайте и запомните 4 важных «не». (Открывается доска с правилами).

Учитель читает их.

- не ремонтируйте газовые приборы самостоятельно 

- не привязывайте к газовым трубам бельевых веревок 

- не исправляйте сами дефекты газопроводных труб 

- не оставляйте без присмотра работающие газовые приборы. 

А если загорелся телевизор? Что делать? Об этом нам расскажут учащиеся 2 ряда.

2 ряд. 

1. Телевизор надо сразу отключить от сети.

2. На него надо набросить плотную ткань или одеяло.

3. Тушить водой через верхнее отверстие задней стенки.

А как вести себя если загорелся утюг? Это домашнее задание 3 ряда.

3 ряд. 

1. Отключить утюг от электричества.

2. Отключать лучше в резиновой перчатке, если она есть.

3. Набросить на него плотную ткань.

4. И только потом бежать за водой.

5. Сообщить в пожарную часть. По какому телефону?

6.Игровая ситуация.

Кто правильно потушит предметы?

7. Пожар может начаться не только в квартире, но и в классе.

Что может привести к пожару?

Тили-тили-тили бом,

Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила, глаза выпучила.

Что кошка сделала неправильно. (Открыла окна и двери, не сообщила пожарным, не отключила электроприборы, не затушила печь, создала панику) Молодцы, правильно!

Итак, мы раскрыли тему нашего урока «Огонь – друг и враг» и смогли доказать свои слова.

А теперь у вас на парте лежит белый листок. Поверните его и положите перед собой. Я вам прочитаю, а вы следите.

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ:

(учитель читает)

8. Но у огня есть брат, который приносит человеку больше вреда. Кто он? Для этого послушайте и отгадайте загадку.

Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой

Над пожаром, пароходом,

Не бывает без огня. (Дым)



Предварительный просмотр:

Послание родителям от трудного ребенка.

Дорогие мои родители!

 He балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю вас.

Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне легче определить свое место.

Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это может поколебать мою веру в вас.

Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-либо только затем, чтобы просто расстроить вас. Иначе я попытаюсь достичь еще больших "побед".

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю "Я вас ненавижу". На самом деле я это не так. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

Не заставляйте меня чувствовать младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став "плаксой" и "нытиком".

Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам, иначе у меня войдет в привычку использовать вас в качестве прислуги.

Не обращайте внимания на мои "дурные привычки". Это меня портит.

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание действовать с вами заодно пропадает. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги позднее.

Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо, и что такое плохо.

Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки всегда являются непоправимыми. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Когда я запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.

Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне.

Не отвечайте на провокационные и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вы вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что меня больше учит не критика, а примеры для подражания.

И, кроме того, помните, что я вас люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью.

        

КОНТРОЛИРОВАТЬ НУЖНО, НО НЕНАВЯЗЧИВО

Вот разговор родителей с ребенком. Он настолько типичен, будто впечатан в наши гены.

  1. Где ты был? Мы очень беспокоились.
  2. Да тут, недалеко. Просто гулял.
  3. И что ты делал?
  4. Да ничего особенного.
  5. А почему ты не позвонил и не сказал нам, где ты?
  6. Я просто забыл. Вы не можете перестать следить за мной?

Вступая в 10-11 лет, дети обычно начинают проводить больше времени со своими сверстниками, чем с родителями. Дети заняты поисками своей идентичности и больше озабочены отношениями с другими детьми и переживаемыми при этом чувствами, нежели вполне определенными, строго очерченными действиями. Это значит, что они предпочитают болтать с друзьями без особой цели, просто чтобы быть вместе. Когда вы видите своего ребенка по вечерам в соседнем сквере, он часто не может дать вам ясного ответа, где он был и что делал. Он больше был сфокусирован на отношениях, нежели на каком-то деле, - буквально «болтался» и «ничего особенного» не делал.

Другая причина, по которой дети столь не уловимы, - это их жажда большей независимости, равно как и потребность испытать, что ограничивает его и вас.

Вопросы о том, где он был и что делал, вполне уместные, когда ребенку десять лет, теперь раздражают его как вмешательство в его личную жизнь. Он либо вступит с вами в резкую конфронтацию, либо, что бывает чаще, сделает вид, что не понимает ваших вопросов, давая на них уклончивые ответы.

Когда ваш ребенок не отвечает вам по существу, это может оказаться для вас реальной проблемой: ведь вам необходимо сейчас следить за ним больше, чем когда-либо. Этот возраст - переходный: дети достаточно взрослы, чтобы вляпаться в какую-нибудь неприятность, но еще недостаточно взрослы, чтобы заняться серьезными делами. И во многих случаях даже дети, которые хорошо понимают, что правильно и что неправильно, могут склониться к дурному под влиянием сверстников.

Как же сбалансировать необходимость удерживать контроль над ребенком с его кажущейся решимостью оказаться вне зоны действия вашего радара? Очень важно осознать: хотя ребенок стремится утвердить свой независимый имидж как дома, так и среди сверстников, это вовсе не значит, что он хочет, чтобы вы были слабаком. Ему необходимо знать ваши установки, знать, что вас заботит, куда он пошел и что делает. Следовательно, ваша забота - установить правила, которые дадут вам обоим определенные полномочия.

Начните с того, чтобы сказать ему: «Есть многое в твоей жизни, чего я не могу и на самом деле не хочу контролировать. Но нравится тебе или нет, мне необходимо быть уверенным, что ты в безопасности. Следовательно, есть определенные вещи, которые я должен знать, прежде чем дам разрешение себе пойти куда-то».

Скажите ему, что вы должны точно знать, куда он идет, с кем, как долго будет отсутствовать и как доберется до дома.

Что касается «комендантского часа» и других правил, основывайте их на возрасте вашего ребенка, его прежнем поведении и конкретной ситуации.

Если ваш тринадцатилетний сын собирается на вечеринку в пятницу вечером, вы можете настоять на том, чтобы он вернулся домой в десять. Но если вашу дочь соседи попросили посидеть с их малышом, пока они будут в кино на позднем сеансе, то она может вернуться и после полуночи.

Если вы озабочены какими-то его (или ее) планами на вечер (потому, скажем, что за компанией подростков никто из взрослых не присмотрит, или потому, что там будут ребята, не отличающиеся примерным поведением), изложите свои соображения настолько ясно, насколько возможно. «Прости, я знаю, вы с девочками хотите заводить пластинки и танцевать, но не думаю, что тебе можно оставаться у Кати до одиннадцати, если дома у нее нет родителей, - можете сказать вы дочери. - Ты можешь побыть там до половины десятого, но потом я буду должен забрать тебя. Я знаю, ты не любишь, когда я звоню. Где мне ждать тебя, на улице или в сквере? В любом случае я рассчитываю, что ты выйдешь точно в половине десятого».

Вот несколько способов сохранить влияние на ребенка, не стесняя его поведения.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ОКРУЖЕНИЕ ВАШЕГО РЕБЁНКА.

В той мере, в какой это только возможно, найдите время познакомиться со взрослыми, которые играют ту или иную роль в жизни ребёнка (учителями, родителями друзей, руководителями кружка, в котором он занимается), пусть он даже будет жаловаться, что вы обращаетесь с ним, как с маленьким. Если вы провожаете его в гости к его товарищу, задержитесь на минуту, чтобы представиться взрослым. Если его товарища приводят к вам, выйдите, если можете, и поздоровайтесь с тем, кто его сопровождает. Объясните своему ребенку: если вы почувствуете, что сможете доверять этим людям, вам легче будет позволить ему отправиться с ними в поездку или принять другие их приглашения.

ЯСНО ВЫРАЖАЙТЕ СВОИ НАМЕРЕНИЯ.

Невозможно предусмотреть все возможные и непредвиденные обстоятельства, но и ваш ребенок должен понимать, что вы как минимум нуждаетесь в том, чтобы в любое время знать, где он находится. И вы, и ребенок должны помнить телефонный номер, по которому один может дозвониться другому. Если ребенок отправился в гости к друзьям семьи, и те решили вместе с ним пойти в кино, ему следует позвонить вам и предупредить об этом. Если он хочет остаться во дворе на полчаса дольше обычного, он должен сначала попросить разрешения у вас и дать вам время обдумать его просьбу.

Пусть он знает, что свидетельства о надежности его слова в прошлом определят, согласитесь ли вы с его просьбой. Скажем: «Мне необходимо, чтобы ты постоянно был в контакте со мной. Если ты не сможешь, я должен буду ограничивать тебя до тех пор, пока ты не докажешь, что готов к большей ответственности».

ЕСЛИ ВЫ НЕ МОЖЕТЕ БЫТЬ РЯДОМ, ДАЙТЕ ПОЧУВСТВОВАТЬ СВОЕ ПРИСУТСТВИЕ.

Большинство работающих родителей приходят вечером домой в определенное время. Но когда может получиться так, что ребенок возвращается из школы. Когда никого из взрослых дома нет, условьтесь, что один из вас позвонит другому в определенное время; пусть у ребёнка будет на всякий случай телефон взрослого родственника или вашего друга.

Напишите записку с ясными указаниями: «Поешь, прежде чем сесть за уроки. Час позанимаешься - можешь час смотреть телевизор».

Предупредите его, что задержитесь на работе позже. Используемый постоянно этот вид надзора на расстоянии может оказаться столь же эффективным, как ваше реальное присутствие.

УВАЖАЙТЕ ЖЕЛАНИЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА.

Хотя права взрослого всегда должны оставаться при вас, помните, что демонстрация возможностей родительского контроля может глубоко задевать ребенка. Найдите способ учитывать потребности его в зависимости без ущерба для его безопасности.

Можно ведь встретить его в квартале от футбольного поля так, чтобы товарищи по команде не видели, что вы пришли за ним. Если вы провожаете его с приятелями на спектакль, хорошо, чтобы встретил их кто-то другой из взрослых, так чтобы ваш ребенок не оказался единственным, за кем присматривают родители.

Наконец, не позволяйте себе погрузиться в обиды из-за мнимого понижения вашего родительского статуса. Да, вам приходится теперь во многом считаться с ребенком, а он порой не очень-то считается с вами - во всяком случае считается меньше, проявляя невиданную прежде самостоятельность. Напоминайте себе постоянно, что в этом нет ничего личного. В самом деле, это нечто такое, что и вы, вероятно, проделывали со своими родителями.

Как избежать семейных конфликтов:

 рекомендации родителям

Семью создать просто, гораздо больших сил, затрат и умений требуется, чтобы сохранить ее. Очень важно за бытовыми проблемами и суетой повседневной жизни не растерять любовь, нежность и теплоту. Мир и спокойствие в вашей семье помогут сохранить следующие правила.

                   Правило первое

Постарайтесь избегать в общении с детьми следующих фраз: «Я тебе тысячу раз говорила, что …», «Сколько раз тебе повторять…», «Все люди хорошо себя ведут, а ты…», «О чем ты только думаешь…», «Неужели трудно запомнить, что…», «Неужели тебе не понятно, что…».

И как можно чаще произносите: «Ты у меня самый (умный, красивый, сильный, внимательный и т.д.)», «Ты у меня молодец…», «С тобой так легко», «Ты меня всегда правильно понимаешь», «Посоветуй мне, ты ведь хорошо разбираешься в …». «Как я тебе благодарен за…», «Я бы никогда не сумела сделать так хорошо, как ты…»

Правило второе

Время от времени в доброжелательной форме и спокойном тоне обсуждайте и анализируйте все обоюдные претензии, объясняя, чем они обидны и почему незаслуженны.

Правило третье

Стремитесь к совместной деятельности с детьми, к общей увлеченности спортом, искусством. Просто необходимы совместные действия, но без критики друг друга!

Правило четвертое

Находите в окружающих людях (друзьях, родственниках) как можно больше доброго, интересного, привлекательного и как можно чаще говорите о них хорошее. И ни при каких условиях в присутствии окружающих не говорите о своих детях плохих слов, не осуждайте и не выказывайте негативных эмоций.

Правило пятое

Когда у людей не все получается или получается не так, как хочется, они пытаются скрыться от проблем, занижая требовательность к себе и как бы возвращаясь к беззаботному детству. Развивайте в своих детях взрослую часть личности. Ведите активный образ жизни: больше общайтесь с разными людьми, заводите новые знакомства, проводите вместе отпуска, путешествуйте, посещайте театры, концерты, обсуждайте книги. Все это развивает человека и заставляет почувствовать вкус взрослой самостоятельной жизни, а не беспечного детского положения.

Программа анализа

детей в семье

  1. Исполнителен и послушен ли в семье, охотно ли выполняет поручения родителей.
    а) всегда исполняет и послушен;
    б) не всегда исполнителен и послушен;
    в) часто непослушен и неисполнителен;
    г) постоянно проявляется неисполнительность и непослушание.
  2. Насколько бережлив дома и как относится к своим личным вещам, книгам?
    а) всегда бережлив; сам чинит свои вещи, приводит в порядок книги, личное имущество;
    б) не всегда бережлив;
    в) часто проявляет расточительность и небережливость;
    г) всегда небережлив и расточителен.


3
. Аккуратен ли дома?
а) аккуратен всегда и во всем;
б) не всегда и не во всем;
в) часто бывает неряшлив;
г) постоянно неряшлив.


4. Каково поведение ребенка дома?
а) всегда хорошее;
б) не всегда хорошее; позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно;
в) часто ведет себя плохо; на замечания не реагирует;
г) постоянно ведет себя плохо, дерзит, пререкается и т. д.


5. Насколько чутко и отзывчиво относится к родителям и близким?
а) отзывчив, заботлив, добр;
б) не всегда отзывчив, заботлив и добр;
в) часто проявляет грубость, черствость, эгоизм;
г) постоянно грубит, дерзит, раздражается по любому поводу.


6. Насколько ребенок трудолюбив?
а) любит труд, постоянно сам помогает старшим;
б) не всегда помогает, делает то, что поручают;
в) часто уклоняется от труда, трудится только под контролем;
г) постоянно уклоняется от труда, очень ленив.


7. Насколько воспитаны простота и скромность в отношении к родным и близким?
а) всегда прост и скромен;
б) не всегда, иногда проявляет хамство, высокомерие, зазнайство;
в) часто проявляет высокомерие, хамство, заносчивость.
г) очень заносчив, хвастлив, высокомерен.


8. Проявляется ли критичность ребенка в семье?
а) критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично;
б) критикует, но при этом не всегда правильно и тактично;
в) очень редко высказывает свое мнение и критические суждения;
г) не критичен, подстраивается к мнению других членов семьи или товарищей.


9. Проявляется ли при этом самокритичность?
а) самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания;
б) не всегда самокритичен, не всегда исправляется после критических замечаний;
в) не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи;
г) озлобленно воспринимает критику членов семьи, в ответ на замечания грубит.


10. Как относится к учению дома?
а) ответственно и добросовестно готовит домашние задания;
б) не всегда добросовестно готовит домашние задания;
в) проявляет безответственность к выполнению домашнего задания;
г) проявляет безответственность в учении, уроки дома не учит, школу посещать не хочет.


11. Как относится к общественным поручениям?
а) охотно выполняет общественные поручения, рассказывает об их выполнении дома;
б) не всегда проявляет ответственность и желание выполнять общественные поручения;
в) чаще всего безответственно относится к общественным поручениям, требует постоянного контроля со стороны родителей;
г) не любит общественную работу, не выполняет ее.


12. Каково отношение ребенка к своему классу, школе?
а) любит свой класс, свою школу, защищает их честь делами, рассказывает об этом дома;
б) любит класс и школу, но не всегда подкрепляет это хорошими делами;
в) равнодушен к делам класса и школы, открыто выражает свое отрицание;
г) не любит свой класс, свою школу, открыто выражает свое отрицательное отношение к ним.

КЛАС

СНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ГЛ

1.С каким настроением ты идешь в школу?
-с радостью
-с привычным равнодушием
-с предчувствием неприятностей
-скорей бы все это кончилось

2.Бывают ли у тебя в школе неприятности?
-часто
-редко
-никогда

3.Если бывают,то от кого они исходят?
-от учителей-предметников
-от классного руководителя
-от учеников вашего или другого класса


4.Бывают ли у тебя конфликты с классным руководителем?
-часто
-редко
-никогда

5.Какую роль, по-твоему, играет в классе твой классный руководитель?
-контроль за успеваемостью и дисциплиной
-вторая мама
-организатор досуга -помощник ребят в трудных обстоятельствах
-старший товарищ
-другое
6.Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?
-хвалить
-подбадривать
-делать замечания
-ругать
-жаловаться родителям
-быть вечно недовольным
-другое

7.Тебе хотелось бы от него перенять:
-великодушный характер
-манеру поведения
-умение всегда хорошо выглядеть
-разносторонние знания
-другое

8.Ты считаешь, что твой класс:
-сплочен и дружен
-разбит на группы
-каждый  живет сам по себе

9.Какие классные мероприятия 4 класса тебе запомнились?


10.Какие темы классных часов тебя заинтересовали?


11.Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?

 

1.С каким настроением ты идешь в школу?
-с радостью
-с привычным равнодушием
-с предчувствием неприятностей
-скорей бы все это кончилось

2.Бывают ли у тебя в школе неприятности?
-часто
-редко
-никогда

3.Если бывают,то от кого они исходят?
-от учителей-предметников
-от классного руководителя
-от учеников вашего или другого класса


4.Бывают ли у тебя конфликты с классным руководителем?
-часто
-редко
-никогда

5.Какую роль, по-твоему, играет в классе твой классный руководитель?
-контроль за успеваемостью и дисциплиной
-вторая мама
-организатор досуга -помощник ребят в трудных обстоятельствах
-старший товарищ
-другое
6.Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?
-хвалить
-подбадривать
-делать замечания
-ругать
-жаловаться родителям
-быть вечно недовольным
-другое

7.Тебе хотелось бы от него перенять:
-великодушный характер
-манеру поведения
-умение всегда хорошо выглядеть
-разносторонние знания
-другое

8.Ты считаешь, что твой класс:
-сплочен и дружен
-разбит на группы
-каждый  живет сам по себе

9.Какие классные мероприятия 4 класса тебе запомнились?


10.Какие темы классных часов тебя заинтересовали?


11.Можно ли сказать, что тебе повезло, что ты учишься в этом классе?

Как крестьянин понимает землю,
как доктор разбирается в болезнях,
как скульптор знает особенности мрамора -
так и родители должны понимать своих детей.

Согласитесь, что, произнося словосочетание «Родительское собрание» многим из нас представляется одинаковая картина. Класс, за детскими партами втиснуты взрослые дамы, среди них парочка представителей мужского пола. Учитель по очереди перемывает косточки ученикам, говоря, как положено, об их достоинствах и недостатках. Во время перечисления оных у одних родителей расправляются плечи, разливается по телу тепло (надо же, на контрольной успел два варианта сделать), у других же в то же самое время вызревают планы мести собственным детям (никогда в жизни не было так стыдно, поиграешь ты теперь на компьютере, как же).

После этого родителям предлагают поиграть в демократию: обсудить, как лучше провести огонек, экскурсию, или оформить класс. Женщины оживляются, особенно те, в чей адрес прозвучала критика (надо же хоть чем-то ребенку помочь). Следуют предложения, причем не только теоретические, но и практические. Интересно, что мужчин не слушают. Многим вообще не понятно, зачем они пришли – какие из них воспитатели? Разве что попросить на машине привезти что-то в класс. Заканчивается традиционным сбором денег «на нужды класса».

И так в девяноста процентах случаев. Конечно, могут быть отступления. Учитель может рассказать о том, как надо и как не надо воспитывать детей. Звучат наставления «вы должны убедить ребенка», «заинтересуйте его учебой», «вырабатывайте чувство ответственности» и тому подобное. Главное, что никому, даже учителю, не понятно как это сделать, но он упрямо твердит «добивайтесь своего», «будьте требовательны», «воспитывайте».

Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом.

Повышенная эмоциональность ребенка, склонность к беспокойству, беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребенка и привести как к нервным срывам или полному непослушанию.

Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое из перечисленного воспитывается в семье.

Формирование поведения детей в семье

Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.

Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета.

В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми.

Отношение родителей

Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.

В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей, отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.

Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком случае появятся взаимные трудности в общении.

Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.

Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей.__________________________________________________________________________

Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

.

Анализ семейного воспитания

Воспитание детей можно охарактеризовать определенными сторонами отношения родителей к детям:

  1. В общении с детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои нервные состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия, подавляя детей своим авторитаризмом
  2. Родители, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают своей вины.
  3. Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в тупик.
  4. Родители не могут стать детям друзьями и наладить с ними доверительные, теплые отношения.

В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения воспитания:

  1. Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.
  2. Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.
  3. Несоответствие требований и ожиданий родителей.
  4. Негибкость родителей.
  5. Неравномерность отношений с детьми в разные периоды их жизни.
  6. Непоследовательность в обращении с детьми.
  7. Несогласованность отношений между родителями.
  8. Эффективность — раздражение, недовольство, тревога, беспокойство, страх.
  9. Тревожность.
  10. Доминантность — безоговорочность, категоричность, полное подчинение детей.
  11. Гиперсоциальность — воспитание без учета индивидуальностей ребенка.
  12. Недоверие к возможностям детей.
  13. Нечуткость.
  14. Противоречивость.

Если родителям удается справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них теплую дружественную обстановку поддержки и любви, то у родителей и детей складываются очень хорошие взаимоотношения и понимание.

Семья, что растит и пестует малыша, лепит из него человека. Она желает ему счастья, а потому обязана учить его жить среди людей, считаться с ними, любить их, быть честным, научить думать над своими поступками, оценивать их, отвечать за них. Наша общая цель – воспитать человека, который трудом своих рук и души наполнял свою жизнь смыслом. Уважаемые родители, свое выступление  хочу завершит словами поэта Саади, написавшего почти семьсот лет назад:

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправить.

Нравственный закон внутри нас"

Чтобы молодой человек мог следовать этому мудрому совету, он должен иметь понятие о чести. Стало быть, он с детства должен обладать чувством стыда, совести, сознанием долга. Он должен жить по принципам здоровой морали.

Нравственность, как и весь характер, формируется уже с той поры, когда ребёнок ещё мал. Нравственное воспитание, его основы, закладываются в семье.

Хочу предложить вашему вниманию статью учителя – методиста Е. Ильина, напечатанную в газете (г. Санкт-Петербург). Привожу её текст.

Первое сентября. Начиная “с торжественной линейки, выстроился как бы график постепенного снижения воспитанности первоклашек.

На линейке, впрочем, ещё не так заметно. Но вот под музыку, один за другим, сквозь плотные ряды счастливых родителей и бабушек направляются они, ведомые учительницей, к дверям школы и впервые переступают её порог. Тут-то и начинаются трудности отнюдь не привычного характера. С виду симпатичные и аккуратные, умиляющие до слёз малыши, начинают вдруг кричать, толкаться, нервничать. Носятся по коридорам, едва не сбивая с ног своих учителей.

Авторитет взрослого, будь то директор, учитель или уборщица действует лишь постольку, поскольку прилежно идешь на поводу у их прихотей. Стоит же хоть в чём-то не угодить - и “прелестные шалуны” тут же преображаются. Попробуй, например, не разреши сегодняшнему малышу позвонить домой из учительской.

Тихие, милые девочки начинают недовольно морщиться, роптать, демонстративно обижаться. Мальчики же часто переходят в атаку, считая свою семилетнюю честь задетой.

Не один и не два ведут себя так – многие. Перед неуправляемой лавиной нормальных, казалось бы, детей, игнорирующих учителя, школу, древняя искусница Педагогика ощущает неожиданное бессилие.

“Что хочу, то и дозволено!” - подобный девиз домашнего очага единственные сыновья и дочери своих родителей приносят в школу, чтобы вслед за мамой – папой “победить” теперь и учителя. Невинный, “детский” эгоизм, пришедший из дома в класс, - устраняет или усугубляет его школа!”.

Хотелось бы услышать ваше мнение об этой статье (проводится обсуждение).

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазны словами: “Все так делают” - писал Л. Н. Толстой.

Семья является коллективом, в котором происходит формирование характера ребёнка. Там где семья дружная и крепкая, там и дети, как правило, вырастают спокойными, выдержанными и уравновешенными. И, наоборот, в тех семьях, где между родителями происходят постоянные пререкания, где царит неспокойная атмосфера, там и дети раздражительны и капризны, нервны.

Вы приходите с работы усталыми и начинаете брюзжать по поводу того, что жена не слишком расторопно подала Вам обед. А на Вас смотрят внимательные глаза вашего сына (или дочери). Он слушает Вас и думает, сопоставляет, прикидывает. И для него не проходит бесследно Ваша перепалка с женой. Вот поэтому-то я хочу сказать Вам: не спешите искать извне причины излишней раздражительности и нервозности ребёнка.

Подумайте, а нет ли здесь и вашей вины, и всё ли вы сделали для того, чтобы вырастить ребёнка крепким, здоровым и жизнерадостным.

Ровное и спокойное отношение взрослых необходимо детям не меньше, чем во - время приготовленный обед и завтрак или полноценный сон и отдых. Детство доверчиво, а доверчивость – беззащитна. Психика ребёнка подобна чрезвычайно чувствительному музыкальному инструменту, тонко реагирующему на самое лёгкое прикосновение! Берегите нервную систему ребёнка.

Американский психолог Джен Десмонт показал, что некоторые ритмы музыки наносят значительный вред здоровью, особенно те, которые как бы “перебивают” ритм биение человеческого сердца, рассогласованы с ним. Нервная система при этом страдает обязательно. У детей, длительно смотрящих телевизор, иногда появляются эпилептические припадки или астма. Их вызывает явление, которое физики называют резонансом (частота ритма развёртки на экране совпадает с биоэлектрическим потенциалом мозга).

Только в семье, где отец и мать являются единомышленниками во взглядах на воспитание ребёнка и согласовывают свои требования и действия по отношению к нему, только в такой семье созданы хорошие условия для нормального состояния его нервной системы.

Искусство воспитания ребёнка – загадка, разгадка требует усилий, времени, но даёт ощутимый результат и радость, если разгадана. Насколько мы, взрослые, чутки и деликатны в общении с детьми? Научились ли разгадывать загадочную юную душу? Отдаём ли мы себе отчёт в том, что за каждым нашим шагом, вздохом следит внимательный детский взгляд? Всегда ли правы мы, воспитывая детей по образу и подобию своему?

Родители – это первый объект, изучаемый детьми. Здесь закладываются азы морали и нравственности, те, что во многом и навсегда определят сущность человека.

Лет сто назад, когда отец тачал сапоги или шил платье, его главная жизнь – его работа – была на виду у детей.

Ныне профессиональный труд ушёл из дома. Ребёнок уже не может наблюдать работу взрослых, участвовать в ней. Труд, лучший воспитатель, отделился от семейного быта.

Если в доме царит культ матери, если отец не позволяет себе унижать жену, дети невольно получают что-то вроде прививки от хамства. Ведь всякое хамство начинается именно с этого – с унижения женского достоинства, безнаказанности перед слабыми.

И ещё поговорим о культе трезвости в доме. Пьянство, которое Сенека назвал добровольным сумасшествием, - худшее из зол. Тоже относится и к наркотикам. Социологи, изучая причины аморализма и преступности детей, лишний раз убедились, что на скользкий путь толкают ребенка, прежде всего, родительский пример. Чему хорошему может научить ребёнка семья алкоголика, наркомана? Чему научат его бесконечные ссоры родителей, алчность и жажда личной наживы старших, ложные обещания, лицемерие. Не ведёт ли это к развращению юной души? Уверенность в том, что любой наш поступок по отношению к детям всегда правилен и не должен вызывать у последних сомнений, а тем более возражений, - не состоятельна.

Особенности плохого характера стимулируются неправильным воспитанием, достаточно противоречивыми требованиями, предъявляемыми взрослыми ребёнку.

Есть семьи, в которых ребёнок беспрерывно слышит слово “нельзя”. Есть родители, которые считают, что благодаря таким запретам и ограничениям, им легче будет воспитать послушных, неизбалованных детей.

А между тем, бесконечные запреты часто приводят к очень нежелательному результату. Так как ребёнку почти всё запрещено, а хочется ему очень многого, то он начинает вести себя так, как-будто запретов вообще не существует. Обилие запретов – причина непослушания.

И не редко такие дети действительно совершают поступки, которые вызывают законное беспокойство родителей. Кто же в этом виноват? Надо было не запрещать ребёнку всё подряд, а научить его разбираться в том, что хорошо и что плохо, что можно делать и что нельзя, на самом деле нельзя. Запрещая что-нибудь ребёнку, необходимо объяснить причину запрета.

Может ли забота принести кому-нибудь вред? К сожалению, может. Кто не встречал заботливых родителей, которые стремятся оградить своих детей от всех трудностей жизни, избавить от любых усилий, готовы чуть ли не до старости вести их на помочах. Иногда это им удаётся – и тогда вырастает человек, мало приспособленный к жизни, бесхарактерный, безответственный, эгоистичный. Такому человеку плохо жить на свете, он боится столкновений с малейшими трудностями, избегает их, страдает сам и заставляет страдать других.

А вот другой ребёнок – не менее любимый и окружённый не меньшей заботой. Только эта забота направлена не на то, чтобы избавить его от сложностей жизни, а на то, чтобы научить преодолевать их, закалить характер, воспитать тягу к знанию и труду. Если даёт результаты такая забота, общество получает людей, которыми оно держится. Им тоже бывает нелегко, потому что они первыми подставляют плечо под общий груз. Но тяжёлая ноша наполняет их жизнь смыслом, которого безуспешно ищут те, кто топает рядом с лёгкой поклажей, а то и совсем без оной.

Поговорим ещё о самой большой красоте человеческого общения. И начнём с самого необходимого условия этого общения – с доброжелательности, а ещё проще с улыбки, которая обнаруживает не только духовное здоровье, но и нравственную силу человека. Я не оговорилась - именно духовное здоровье, именно нравственная сила.

Держать себя нужно так, чтобы не быть неприятным людям. В одном случае человек постарается воздержаться от разговора, могущего быть неприятным кому-либо, в другом – человек, у которого всё благополучно, не станет демонстрировать своё благополучие в присутствии людей, которым менее повезло.

Сила доброго примера родителей должна присутствовать даже в мелочах. Многие люди, среди которых мы живём, отличаются этими прекрасным чертами: “Общаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже, общаясь же с ними так, как-будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы “заставляем” их становиться лучше”- Гёте.

Среди многих талантов большое значение в жизни имеет талант общения с людьми. Я не знаю человека, который был бы лишён общения, но я не знаю и людей, которые развивали бы в себе эту способность. А делать это надо.

Самосознание начинается с отношения к собственной внешности. Причём в подростковом возрасте это становится особенно важным. Мы, взрослые, размышляем, как помочь своему ребёнку в развитии, в учении, а его волнует и собственный рост, и вес, и цвет лица. Этот повышенный интерес к внешности, как это ни странно, определяет очень многое в самочувствии ребёнка, а, значит, в его общем умственном и духовном развитии.

Ребёнок всегда себя видит среди других так, как сложился в его сознании “образ – Я”. И если этот образ наделён отрицательными чертами, то и виденье себя весьма непривлекательно.

В детской среде культивируется свой стандарт. Всё, что выходит за пределы этого стандарта, как правило, подлежит осмеянию. Чуть выше рост – “Дядя, достань воробушка!”. Чуть полнее – “Жирный”. И ребёнок откликается на новые “имена” (потому что стоит показать, что ты обиделся, будут дразнить ещё больше), но каждый раз, когда слышит: “Эй, жир!”, вздрагивает. Ему было бы совсем худо, если бы не надежда!

Истинная вера – это уверенность в себе. Следует всеми силами стараться помочь ребёнку возыметь веру в себя. Это можно сделать, удалив из его натуры смущение, нерешительность, сомнение, ибо это – главные причины всех неудач в жизни. Уверенность в себе и целеустремлённость – вот ключи к любому успеху.

Родители, при всех условиях, остаются для ребёнка самыми близкими людьми и в том случае, когда они с уважением относятся к его желаниям, внимательно и серьёзно выслушивают его, близость взаимопонимания между ними и ребёнком не будет нарушена, и родители смогут оказать на него необходимое воздействие.

Дети во всём полагаются на нас, они искренне гордятся нами, чем выше наша ответственность за них, тем недопустимее в нашем поведении, поступках любое отклонение морально-нравственных норм.

Сегодня необходимо учить ребят самовыражению, умению отстаивать собственную позицию, свои взгляды. Хорошо, что они высказывают своё мнение вслух, пусть порой, и ошибочное. Убедить ребят, привести их к верным мыслям, за которым встанет поступок, - наша задача.

Конечно, с детства заложить основу правильной жизненной позиции, сформировать культуру умственного труда, скажем прямо, стоит тяжёлого труда, привить высокий эстетический вкус – не просто, но к этому призваны родители.

Семья, что растит и пестует малыша, лепит из него человека. Она желает ему счастья, а потому обязана учить его жить среди людей, считаться с ними, любить их, быть честным, научить думать над своими поступками, оценивать их, отвечать за них. Наша общая цель – воспитать человека, который трудом своих рук и души наполнял свою жизнь смыслом. Уважаемые родители, свое выступление  хочу завершит словами поэта Саади, написавшего почти семьсот лет назад:

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправить.



Предварительный просмотр:

ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Цели: развивать познавательные способности ребят, коммуникативные навыки общения, любознательность; закрепление знания, полученные на уроках.

                                Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте,  дорогие друзья. Сегодня у нас игра, которая называется ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Пусть царят у нас смекалка и остроумие. Желаем удачи!

На столе 4 конверта разных цветов, в них карточки. Цвет конверта определяет цвет сектора.

Зеленый - по природоведению

Желтый - по русскому языку

Синий -  по математике

Белый - вопросы по чтению

Вопросы к зеленому  сектору.

  1. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)
  2. Пингвин птица или нет? (Да)
  3. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
  4. Кто может пить ногой? (Лягушка)
  5. Кто бежит задними ногами вперед (Заяц)
  6. Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

Вопросы  желтого сектора.

  1. Раскрыть смысл следующих выражений

а) Совать нос (вмешиваться в чужие дела)

б) Клевать носом (дремать)

в) Бить баклуши (бездельничать)

г) Морочить голову (обманывать)

      2.   Составить предложения.

             Чемодан, с, мальчик, во, нашел, конфеты, маленький, двор, и, гулял

  1. Метаграмма – это такая загадка – стихотворение в которой загадываются слова, сходные по звучанию, но отличающие  одной буквой.

Например. С буквой «С» живу в пруду.

Все рыболовы меня знают.

С буквой «Ф» за красоту.

Меня жар-птицей называют.

  1. Составить слова как можно больше. Любознательный.

Вопросы синего сектора.

      1.   Задача на смекалку. У мальчика Саши столько сестер, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько всего братьев из всех сестер? (4 брата и 3 сестры )

1.Чему  равно произведение чисел.

18и4

2)Делимое70, делитель 5. Найдите частное

 Во сколько раз 64>2.

  Заполните таблицу

а

54

72

48

90

б

3

13

18

а: б

6

6

3

Вопросы белого сектора.

1. Закончи пословицы:

Не плюй в колодец…

Что бережет копейка в известной пословице.

Сам кашу заварил, сам и …

  1. Знаете ли вы?

Где жил Джинн тысячу лет? (в бутылке)

На каком транспорте любит ездить Емеля?

Кем был папа Карло? (шарманчик)

  Черный ящик

Этот предмет может в одно и то же время висеть и стоять, стоять и ходить, ходить и лежать, лежать и врать. Что это? (Часы)

Подведение итогов.
Дорогие ребята! Нам очень приятно было встретиться с вами, мы рады, что вы приняли  участие  в этой игре. Наша игра показала, что вы много знаете  и наша задача – обогатить и расширить эти знания. Спасибо за участие! До новых встреч.

 Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....


 

Комментарии

Детям отдаем мы все на свете,
Отдаем от сердца, не взаймы.
Лишь бы только дети, наши дети
Были бы людьми,
Cтали бы людьми...

Из песни