Применение инновационных технологий в воспитательной работе классного руководителя
материал (10, 11 класс)
В работе рассматривается актуальность выбора инновационных педагогических технологий в работе классного руководителя, описываются применяемые на практике технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kovaleva._inf-an_otchet_po_tehnologiyam.docx | 37.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-аналитический отчет по применению инновационных технологий в воспитательной деятельности классного коллектива
- Введение
1.1. Особенности воспитательного процесса в классе.
Воспитательная работа в классе построена таким образом, чтобы создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения.
Особенность моего класса заключаются в том, что с 5 по 9 класс большинство коллектива составляли мальчики (15 человек из 24). Дети очень активные и подвижные, часть из них не способна длительное время сосредотачивать внимание на определенном объекте, мотивация к обучению не достаточно высокая, в результате чего в классе успеваемость была средней. Уровень воспитанности также оставлял желать лучшего, некоторые ребята вели себя вызывающе, иногда даже агрессивно, угнетали более слабых, не отдавая отчета о последствиях своих поступков. Поэтому основными задачами воспитательной работы на этом этапе обучения было развитие познавательной активности, воспитание толерантности, сплочение классного коллектива. Изучив способности своих воспитанников, я старалась вовлечь их во внеклассную деятельность, способствуя применению и раскрытию этих способностей. Воспитательную работу строила, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, трудовую, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую. Дети охотно принимали участие в классных и общественных мероприятиях, олимпиадах и конкурсах, спортивных мероприятиях. Сплочению коллектива и повышению уровня воспитанности способствовало проведение поездок в театр, кино, экскурсии в музеи, отдых на природе, организация классных и общешкольных праздников.
В 2020-2021 учебном году на базе выпускников 9 классов был сформирован 10 класс, основную часть которого составили обучающиеся класса, в котором я была классным руководителем с 2015 года (12 человек из 16). Образовался новый коллектив, предстояла работа над его формированием. В построении процесса воспитательной работы с новым коллективом я руководствовалась общей целью воспитательной работы МОУ СОШ №2 г.Хвалынск, которая состоит в воспитании нравственно-гармоничной, социально адаптированной личности, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), личностное развитие школьников, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике. Особенности воспитательного процесса в 10 классе прежде всего были связаны с переходом обучающихся на новую ступень обучения и необходимостью решить целый ряд проблем общего плана:
1. Соблюдать преемственность и непрерывность между школьным и дальнейшим профессиональным образованием. Классный руководитель может оказать существенную помощь в решении проблемы выбора профессии, стоящей перед ребятами на пороге взрослой жизни.
2. Старшая школа – этап перехода от деятельности под руководством учителя к максимально самостоятельной. Проблема самостоятельного добывания знаний и их присвоения как нельзя актуальна.
3. Сформировать у выпускника целостную картину мира.
4. Сформировать потребность и способность к социальному, коммуникативному и интеллектуальному развитию.
Кроме общих проблем, связанных с новой ступенью обучения, передо мной стояла проблема формирования нового классного коллектива, болеющего за общее дело, умеющего нести ответственность, поддерживающего каждого его члена, умеющего объективно оценивать ситуацию. От меня требовалось создание благоприятных условий для максимального проявления и развития способностей каждого.
1.2. Актуальность применения инновационных воспитательных технологий в практике работы классного руководителя (обоснование актуальности через выявление проблемы).
Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Физиологически и психологически они не похожи на своих родителей, что вызывает трудности в их воспитании. Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерными для детей 20 века.
Изучив методическую литературу и проанализировав внедряемые в настоящее время в воспитательную работу разнообразные новые методы, направления, системы, которые кардинально изменяют воспитательную систему, я пришла к выводу необходимости подбора таких, которые могли бы сделать жизнь моих воспитанников в классе насыщенной и интересной. Таких, чтобы из сегодняшнего школьника сложилась цельная личность, готовая к жизни в изменяющемся мире, когда особое значение приобретает умение быстро ориентироваться в обстановке, найти необходимые данные и принять правильное решение, личность, умеющая критически мыслить и действовать, изменять окружающий мир к лучшему, самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике.
Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включенность учащихся в активную жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
Я отобрала для себя следующие технологии: социальное проектирование, информационно-коммуникативные, коллективное творческое дело, систему инновационной оценки «портфолио».
1.3. Цель информационно-аналитического отчета
Осуществить анализ и дать оценку деятельности по эффективности внедрения в практику инновационных воспитательных технологий.
Задачи
1. Провести анализ результатов внедрения инновационных технологий в воспитательный процесс.
2. Сделать выводы об эффективности воспитательной деятельности с применением инновационных технологий.
Объект исследования – педагогический процесс, направленный на формирование социальной компетентности воспитанников посредством внедрения инновационных технологий.
Предмет исследования - формы и приемы внедрения инновационных технологий в воспитательный процесс.
2. Аналитическая часть
На начало 2020-2021 учебного года была проведена входная диагностика среди обучающихся 10 класса «Уровень воспитанности учащихся» (методика Н.П.Капустина). По ее результатам 2 человека показали средний уровень воспитанности, 4 – хороший, 10 – высокий.
Для среднего уровня свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
Хороший уровень проявляется в положительной самостоятельности в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
Высокий уровень отличает устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, активная общественная и гражданская позиция.
Мною были организованы посещения уроков с целью выяснения учебной мотивации учащихся, уровня их подготовки к урокам, степени выполнения ими домашних заданий. Проводились беседы с учителями-предметниками по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках, выполнении ими домашних заданий. На основании полученной в результате наблюдений и бесед с учителями информации планировался дальнейший процесс воспитания.
В 10 классе среди учащихся проводилось анкетирование по проблемам:
Определение доминирующих мотивов обучения (сентябрь)
Коллектив и его проблемы (октябрь)
Изучение отношения обучающихся к школе (ноябрь)
Психологический тренинг «Формирование у школьников мотивации к обучению (февраль)
Психологический мониторинг «Общение» (март)
«Я и школа» (апрель)
В октябре 2020 года была проведена диагностика учащихся 10 класса по методике измерения уровня тревожности Тейлора и методике «Оценка уровня психологической комфортности в классном коллективе».
Анкетирование по методике Тейлора показало у 44% учащихся высокий уровень тревожности, у 31% - средний (с тенденцией к высокому), у 25% - средний (с тенденцией к низкому).
Высоко оценивают уровень психологической комфортности в классном коллективе 81%, показывают безразличное отношение 19%.
Исходя из выявленных проблем, принимая во внимание результаты диагностик, я стала подбирать подходящие инновационные технологии для их эффективного решения.
Для приобщения обучающихся к делам своего города, воспитания чувства сопричастности и ответственности за окружающее я применяю технологию социального проектирования.
Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.
Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования - формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.
В рамках реализации данной технологии мы облагораживали территорию школы, улиц и парка города, высаживали деревья вдоль детского сада №5. Поддерживаем связь с ветеранами педагогического труда: приглашаем их на классные часы, посещаем на дому, поздравляем с праздниками.
Ребята участвуют в различных акциях: «Молодежь против наркотиков», «Молодежь против коррупции», «Георгиевская лента», «Красная ленточка» (ко дню борьбы со СПИДом), «Блокадный хлеб» и т.д. 18 февраля 2022 г. класс принял участие в выборах молодежного парламента.
Учащиеся приняли участие во всероссийских онлайн-мероприятиях: Космический диктант, Всероссийское тестирование ко Дню Конституции, Диктант Победы.
Почти все ребята класса зарегистрированы на сайте «Добро.ру», участвуют в волонтерском движении в г. Хвалынск (голосование по выбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды»).
Учащиеся класса участвовали в создании проекта «Улица героя Платонова». Они изучили биографию нашего земляка, героя Советского Союза Г.Ф. Платонова, чьим именем в недавнее время названа одна из улиц г.Хвалынск, создали видеоролик и разместили его в соцсетях.
Социальное проектирование способствует воспитанию гражданской активности, готовит к жизни и труду. Перестройка самоощущения личности, создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе сверстников, создание каждому ситуации успеха и принятия окружающими - важные достижения проектировочной деятельности в развитии социальной компетентности.
Информационно-коммуникационные технологии – важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного педагога, способствующая оптимизации и интеграции воспитательно-образовательного процесса. Применение ИКТ в воспитательной работе сейчас не только актуально, но и чрезвычайно востребовано. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время яркой. ИКТ технологии помогают самостоятельному получению знаний через различные источники сети Интернет, учащиеся перерабатывают, анализируют информацию, используют в подготовке к урокам, воспитательным мероприятиям, применяют в работе над проектами.
Практически каждый классный час или воспитательное мероприятие сопровождаю компьютерной презентацией или кадрами из фильма. Ребята сами готовят презентации.
Т. к. введение ограничительных мер в школах с целью нераспронения коронавирусной инфекции не позволяло общаться учащимся разных классов и проводить совместные мероприятия, то использование ИКТ было просто незаменимо. Моими воспитанниками были сняты видеопоздравления к праздничным датам (День учителя, 8 Марта) и отправлены в группу учителей в вайбер. Ребята участвуют в дистанционных конкурсах, олимпиадах, акциях («Родные объятья»).
Дистанционно приходилось проводить классные часы («Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних», «День народного единства»), родительские собрания («Безопасный лед», «Безопасность детей в сети Интернет»). По окончании 9 класса выпускной вечер был также проведен в дистанционном режиме (https://yadi.sk/i/xLmgDnLoEZmcvg).
Для профессионального самоопределения учащихся хорошо помогает интерактивная проектная система ранней профессиональной навигации «ПроеКТОриЯ». Учащиеся знакомятся с миром профессий, проходят тестирование и даже могут «примерить» профессию на себя.
Исходя из задачи формирования и сплочения нового коллектива, я стала активно внедрять в воспитательный процесс технологию коллективного творческого дела (КТД) Иванова И.П. Коллективная творческая деятельность дает возможность построения коллектива на принципах коллективного планирования, организации и обсуждении результатов совместной деятельности. Эта технология обогащает и коллектив, и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. КТД дает возможность ученику реализовать и развивать свои способности расширить знания об окружающем мире; приобрести навыки проектирования; проявить организаторские умения; закрепить коммуникативные навыки формировать способности к рефлексии.
Педагогу – развивать творческий потенциал; совершенствовать организаторские возможности; объединить учащихся, педагогов, родителей; управлять процессом развития личности школьника; развивать рефлексивные возможности.
Постулаты КТД:
- коллективное творчество;
- единое дело и добровольное участие в нем;
- свобода выбора форм деятельности;
- содружество взрослых и детей;
- развитие коллектива под влиянием творчески одаренных лидеров.
Виды коллективно - творческих дел, которые я использовала в своей работе:
Трудовые КТД.
Цель: выработать взгляды на труд; воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности; заботиться о близких и далеких людях; работать самостоятельно и творчески на пользу и радость («трудовая атака» - участие в хозяйственной деятельности класса, субботники и др.).
Познавательные КТД.
Цель: формировать потребности в познании; развивать такие качества личности, как наблюдательность и любознательность, пытливость ума и творческое воображение (игра-викторина по правилам дорожного движения; «турнир-викторина», и др.).
Художественные КТД.
Цель: развивать художественно - эстетические вкусы воспитанников; воспитывать восприимчивость; благородство души; обогащать внутренний мир человека (изготовление плакатов, видеороликов к праздникам и конкурсам, организация поездок в театр и др.).
Спортивные КТД.
Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость, настойчивость, смелость, мужество, коллективизм и дисциплинированность (спортивные соревнования, эстафеты, участие в смотре строя и песни и др.).
Организаторские КТД.
(подготовка и проведение Осеннего бала, празднование дней рождения воспитанников, чередование традиционных поручений и др.).
Результат применения технологии коллективно-творческого дела для формирования классного коллектива:
1. Включение каждого воспитанника в совместные дела
2. Творческое сотрудничество классного руководителя и учащихся
3. Проявление интереса детей в реализации своих способностей
4. Потребность в коммуникации
В своей практике применяла технологию портфолио.
Одна из задач обучения и воспитания является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. На мой взгляд, с помощью создания индивидуального «портфолио» ученика можно зафиксировать его творческие способности. Творчество для детей – путь к самореализации и самоутверждению.
Работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче.
Портфолио ученика использовала для отслеживания динамики развития каждого учащегося, оно помогало проектировать его «зону ближайшего развития».
В своей работе применяла два вида портфолио:
1. «Портфолио-копилка» - это общая папка, которая велась в течение всего года обучения. В папку вкладывались документы, фиксирующие все достижения учащегося: успеваемость, грамоты и дипломы за участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. В конце учебного года совместно с учащимися подводим итоги. Портфолио помогало педагогам, специалистам, родителям видеть достижения ребенка, давало возможность отслеживать динамику развития ребенка, построить мониторинговую систему оценивания.
2. Портфолио электронное: «Портфолио-фото отчет». Одно на класс. На собрание родителям демонстрировался фильм «о жизни класса», где отражались интересные моменты.
Благодаря внедрению данной технологии у воспитанников развивалась ценностно - смысловая компетенция, учащиеся научились:
- работать с постоянно обновляющимся информационным потоком;
- ставить цели, планировать, организовывать и оценивать собственную учебную деятельность.
С целью проверки эффективности внедрения технологий, выбранных для воспитания классным руководителем, в декабре 2021года проведена повторная диагностика «Уровень воспитанности учащихся» (методика Н.П.Капустина).
Проведенная диагностика показала положительную динамику в росте уровня воспитанности обучающихся.
По ее результатам 4 человека показали хороший уровень воспитанности, 11 – высокий.
Повторное анкетирование по методике Тейлора в 2021-2022 учебном году показало понижение уровня тревожности и повышение комфортности в классном коллективе: у 33% учащихся высокий уровень тревожности, у 40% - средний (с тенденцией к высокому), у 27% - средний (с тенденцией к низкому).
Высоко оценивают уровень психологической комфортности в классном коллективе 93%, показывают безразличное отношение 7%.
3. Выводы по результатам применения инновационных воспитательных технологий.
Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, повышают их социальную активность, придают уверенность в своих силах, способствуют более устойчивому, творческому и гармоничному развитию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационные педагогические технологии в воспитательной деятельности классного руководителя».
Обобщение опыта работы на ежегодной августовской педагогической конференции по теме "Применение инновационных педагогических технологий в воспитательной деятельности учащихся"....
Применение инновационных технологий в воспитательной работе классного руководителя
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы я начала вводить информационно-коммуникационные инновационные технологии...
Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя
Внедрение технологий во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в нов...
Анализ применения инновационных технологий в воспитательной работе.
Краткий обзор тематических мероприятий проведенных в 2017 году и внедрение новых инновационных технологий с целью повышения профессиональных компетентностей....
Тема: «Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя как залог успешности выпускника»
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелиров...
Статья "Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя как залог успешности выпускника"
Статья "Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя как залог успешности выпускника"...
В помощь классному руководителю "Инновационные технологии в воспитательной работе"
Что такое иннвация. Инновационные технологии в воспитательном процессе школьников. Их эффективное применение....