Развитие интереса к учебному труду через занятия школы "Учимся учиться"
материал по теме
Почему многие школьники плохо учатся? На поставленный вопрос может быть дано множество ответов: плохо читают; плохо развита память,невнимательны ,несамостоятельны , неорганизованны, не могут сосредоточиться, необязательны, нет трудолюбия, нет старания …
Но на мой взгляд одной из главных причин , порождающих низкую успеваемость , является неумение наших детей учиться . Именно это неумение превращает учебу в бессмысленную зубрежку, делает учебный труд непосильно тяжелым , безрадостным и как результат - малопродуктивным.
Как же учиться? Конечно хорошо, скажет каждый. А как учиться,чтобы учиться хорошо? В статье даны советы ,игры ,тренинги .которые могут быть проведены родителями со своими детьми для развития памяти ,внимания.мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystup_na_rod_sobr.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на общешкольном родительском собрании учащихся 5-7 классов
«Как помочь ребенку учиться»
Почему многие школьники плохо учатся? На поставленный вопрос может быть дано множество ответов: плохо читают; плохо развита память,невнимательны ,несамостоятельны , неорганизованны, не могут сосредоточиться, необязательны, нет трудолюбия, нет старания …
Но на мой взгляд одной из главных причин , порождающих низкую успеваемость , является неумение наших детей учиться . Именно это неумение превращает учебу в бессмысленную зубрежку, делает учебный труд непосильно тяжелым , безрадостным и как результат - малопродуктивным.
Как же учиться? Конечно хорошо, скажет каждый. А как учиться,чтобы учиться хорошо? Родители , учителя дают детям множество советов- будь усидчив, на уроках внимательно слушай объяснения , выполняя домашнее задание не отвлекайся на посторонние дела ,соблюдай режим дня , и так далее , и тек далее..
Все это конечно правильно , так почему же так часто эти советы не помогают? Почему , например, ребенок может целый день просидеть над стихотворением и так и не выучить его наизусть , почему у него никак не лезут в голову исторические даты и имена, почему сразу опускаются руки при виде математической формулы и начинает болеть голова от иностранного языка?
Хорошо известно, что проявление способностей у ребенка еще не предопределяет всецело будущие успехи в школе ,- необходимо создать условия для поддержки и развития особых качеств- устойчивого внимания, логического мышления, крепкой памяти, а главное интереса и любви к изучаемым предметам
Так возможно ли научиться управлять памятью, овладеть искусством правильно усваивать новые знания? Конечно, можно!
Известно, что некоторые выдающиеся люди могли читать со скоростью до 2000 слов в минуту, говорили на нескольких языках, легко запоминали большие объемы информации. Это не фантастика. Это результат тренировок мышления. и памяти, Чтобы достичь подобных результатов, нужно объединить свои психологические и интеллектуальные способности, научиться управлять своими эмоциями, настраиваться на восприятие информации. Обучение только тогда эффективно, когда оно в радость и правильно организовано
Развить свои способности может любой человек. Осваивать "науку учиться" полезно с самого детства. Неосмысленное, механическое обучение не может приносить высоких результатов и если они есть то ,лишь в начальных классах,
Уже начиная с пятого класса память ребенка не может вместить предлагаемый объем информации на приготовление уроков затрачивает огромное количество времени ,а результат ,нередко минимальный !.Почему? С точки зрения современной педагогики и психологии в основе преподавания должно лежать обучение мышлению, то есть развитие интеллектуальных способностей ребенка .
По мнению психологов-педагогов, интеллект (от лат. intelletus) , понимание, познание, есть во 1-ых: общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;во 2-ых: система всех познавательных способностей индивида; ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения.
Способность к решению проблем без проб и ошибок “в уме”. Существуют три разновидности в понимании функции интеллекта: 1) способность к обучению; 2) оперирование символами; 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.
Формирование интеллекта происходит в процессе целенаправленной деятельности; основой развития интеллекта является труд.
Стратегия совершенного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащихся проявить свои таланты, весь свой творческий потенциал. Т.Е. образование должно превратиться в процессе непрерывного развития личности, знаний, навыков, а также способности выносить суждения и предпринимать различные действия и помочь учащимся научиться познавать и учиться, научиться жить вместе, работать и жить в ладу самим собою.
Чтобы научиться познавать, нужно хотеть познавать, поэтому необходимо создавать условия для развития у учащихся мотивации в познании, духовных потребностей, собственной индивидуальности: памяти, мышления, эстетических чувств. Физических возможностей.
Сейчас важнейшей задачей является помощь учащимся в самопознании, ибо только таким путем ученик может построить траекторию своего развития.
1. Помочь научиться познавать. Эта давно стало составной частью в системе задач образования. Сейчас необходимо создавать условия для развития у учащихся вкуса к исследовательской деятельности и овладению исследовательскими умениями.
Сформированность интеллектуальной, информационной, исследовательской культур и культуры самоорганизации действительно позволяет школьнику учиться всю жизнь.
Как обеспечить развитие у школьников интеллектуального потенциала? Для этого учителю надо поставить перед собой следующие цели.
1. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определения, понятия, задачу и др.)
2. Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты.
3. Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении, понятии, правиле, задаче, законе и др.)
4. Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др
5. Создать условия в развитии памяти учащихся. Благодаря памяти ребёнок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения.
Иными словами школа должна учить мыслить ,а не просто вооружать учеников знаниями .А умеющий мыслить может добыть себе знания сам.
Более десяти лет я работаю над темой «Формирование общеучебных умений и навыков учащихся во внеурочное время» .Главной целью вижу не только становление личности ученика , но и развитие его интеллекта .т.е. развитие в каждом ребенке заложенных природой задатков, формирование различных способов умственных действий ,навыков творческого мышления.
В Древней Греции говорили, что ученик это не сосуд ,который нужно наполнить , это факел, который нужно зажечь. На мой взгляд зажечь этот факел можно только благодаря совместным усилиям ученика-учителя-родителей. Только благодаря совместным действиям у детей формируются и развиваются особые качества: устойчивое внимание, логическое мышление ,крепкая память и при этом не пропадает ,а наоборот возрастает интерес к знаниям .Ребята хорошо владеют своей речью (объясняют , рассказывают , фантазируют ) быстрее запоминают новое и дольше удерживают его в памяти , склонны к обобщению и анализу, наблюдательны и любознательны.
Никто не жалуется на свой ум, но все жалуются на свою память. Память-это способность мозга сохранять в сознании и воспроизводить прошлые впечатления , информацию , опыт .Наличие памяти- одно из главнейших условий, необходимых как для нормальной жизнедеятельности ,так и для обучения. Говорят даже ,что личность –это ее память. Память помогает получать , хранить и воспроизводить полученную информацию. все люди обладают памятью : у одних она лучше , у других хуже. Но надо помнить , что память является функцией мозга и ее можно развивать и тренировать. Важно определить какой тип памяти зрительной , двигательной или слуховой лучше развит и на преобладающий тип памяти следует опираться в учении, особенно в тех случаях , когда нужно быстро запомнить большой по объему материал.
Итак, шаг первый Небольшие ,равные по объему отрывки текста ребенку необходимо прочитать про себя (зрительная память, записать (двигательная) прослушать (слуховая).Определите какой отрывок запомнился лучше
Если у ребенка лучше развита слуховая память ,то ему целесообразно читать и повторять учебный материал вслух ,внимательно слушать объяснения учителя , ответы товарищей, а главное работать в тишине , чтобы посторонние звуки не отвлекали внимание
Школьникам с развитой зрительной памятью необходимо внимательно читать запоминаемый материал , использовать имеющиеся в тексте таблицы , иллюстрации, при восприятии информации на слух ,фиксировать основные факты на бумаге.
Тем , у кого развита двигательная память, следует при чтении подчеркивать .делать выписки ,составлять план ,тезисы, таблицы, строить графики, диаграммы .Но при этом важно работать и над развитием остальных типов, так как в различных обстоятельствах человеку для запоминания приходится пользоваться различными анализаторами. Поэтому ребенку необходимо включать все органы чувств в процесс запоминания, Надо не только прочитать параграф в учебнике. Текст должны увидеть глаза, проговорить губы , услышать уши , основные мысли должна подчеркнуть и выписать рука. Тогда включается в работу и зрительная , и двигательная и слуховая память .Одна другую поддержит , одна другой поможет и урок запомнится хорошо и надолго.
Свойство мозга запоминать дополняется свойством забывать .Это защитный механизм от перегрузки и информацией и эмоциями. Только представьте себе ,если бы мы помнили все…Скорость забывания характеризуется кривой забывания .Через час можно вспомнить 60-80%материала , через 9 часов-40-60 %,а через сутки память сохранит уже меньше 30-40 %неосмысленного материала
А отсюда шаг второй .Для того чтобы весь воспринятый материал сохранился в памяти надолго, необходимо его воспринять еще раз- повторить. Такое повторение называется закреплением.
Будем откровенны: мышление нас тоже иногда подводит. Здесь, например, мы не смогли понять простой вещи, там не сумели предусмотреть последствия своих действий, когда-то недоучли сложившуюся обстановку и т.д. В результате - нелепые ошибки, досадные промахи. Особенно часто они возникают в обучении (трудно понять материал, решить задачу)
Мышление в нашей жизни выполняет множество различных функций. Главным, по-видимому, являются две: понимание и творчество. Понимание обеспечивает нам правильное постижение обстановки, накопленных человечеством знаний и т.п. Творчество способствует порождению нового - открытиям, как малым (для себя), так и большим (для общества). Эти же функции мышления взаимосвязаны: с одной стороны, чтобы хорошо творить, надо хорошо понять материал, а с другой - чтобы хорошо понять материал, надо отнестись к нему творчески.
Мышление - исключительно сложный психический процесс, и многие его повороты и "зигзаги" остаются еще не разгаданными для науки. Считается, что особенности мышления определяются от рождения: одному досталось лучшее, другому - худшее, и ничего тут не поделаешь. Однако целый ряд психологических экспериментов, в которых удавалось заметно улучшить мышление даже у детей, считавшихся безнадежными в этом отношении, опровергает такое положение. Думаю, не будет преувеличением сказать: наше мышление в наших руках. Его можно развивать, улучшать, совершенствовать. Доказано, что главным показателем умственного развития учащихся является не столько сумма знаний, приобретенных учеником, сколько уровень интеллектуальных умений, мыслительных приемов и логических операций, которыми владеет ученик.
В этой связи, я пришла к выводу о необходимости обучения школьников специальным приемам. Основной целью таких занятий является развитие мышления, формирование приемов мыслительной деятельности: обобщения, сравнения, классификации, анализу, аналогии, установлению причинно-следственных связей, поиску закономерностей и других интеллектуальных качеств личности
Но логическое мышление, интеллект нельзя развить вне зависимости от школы ,от содержания обучения. Отсюда назрела необходимость проводить целую систему упражнений и заданий, предполагающих формирование способов умственных действий на основе тренинговой работы Игровой тренинг познавательных процессов школьников (мышления, воображения и памяти) получает в последние годы все большее распространение..Делать ставку в развитии-познавательных процессов только на учебный процесс (включая логико-содержательное построение курса, создание проблемных ситуаций, соблюдение принципа диалогичности и др.) явно недостаточно; необходима еще и организация специальных занятий по совершенствованию, коррекции и шлифовке процессов мышления, приемов воображения и способов запоминания.4-5-раз в г год на базе класса провожу специальные интеллектуально- тренинговые занятия, способствующие развитию обучаемости учащихся, Часть заданий провожу на предметном материале(Я учитель истории и обществознания и материал нередко беру из этих учебных курсов) Структура занятий и формы занятий предметно-ориентированного тренинга разнообразны: групповые, индивидуальные, фронтальные. Дифференциация учащихся происходит и по желанию учащихся выполнять задания разного уровня сложности, и по моему усмотрению, в зависимости от конкретной цели каждого вида деятельности. На таких занятиях дети учатся общаться друг с другом ,правильно выражать мысль ,соревнуются ,конечно безоценочно в знаний фактов , событий , явлений. Так как мои дети очень шумные и подвижные на каждом таком занятии обязательно включаю задания на концентрацию, распределение и устойчивость внимания , умению быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Очень важен эмоциональный настрой детей. Если вижу что устали ,тренинг ограничиваю 30-35 минутами., включаю больше игровых заданий
.В 7-8 классе особое место отвожу научной организации учебного труда,Провожу занятия «как научиться беречь время», «Что такое способности и как их развивать» ,Воля и трудолюбие» , «Пять «Само» в учении» «Поиск информации»»Как говорим , так и учимся»
9-11 «Учение и воля», «План самообразования» , «Техника скорочтения» , «Самоконтроль», «Как подготовить доклад , реферат ,сообщение , тезисы выступления». «Тайны хорошей памяти»
Известный педагог В.Сухомлинский ввел в педагогику понятие «интеллектуальный фон класса» . Он говорил ,что высокий интеллектуальный фон совершенно необходим для учения. На этом фоне учение идет куда лучше , увлекательнее, куда быстрее. «Интеллектуальный фон»становится мощным источником общего развития учеников, необходимого для учения. Да и знаний ,общей эрудиции прибавляется. Повысить сей фон помогают интеллектуальные игры. Думаю ,что раз в год -1сентября –в День знаний одна игра мало что даст. Поэтому на протяжении всех лет обучения, каждый год провожу еще 2-3 игры «Что? Где? Когда?», «Самый, самый» ,»Смекайдром», «Эрудит класса» , «Умники и умницы»Начиная с простых игр «Воздушное письмо» в 5 классе заканчиваю достаточно серьезными практическими занятиями в 10-11 классах, где красной нитью проходят слова из стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться ,чтоб в ступе воду не толочь ,душа обязана трудиться и день и ночь и день и ночь»
Семья и ребенок- зеркальное отражение друг друга. С семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе , в своих силах , возможностях , умение бороться с трудностями- все это зарождается в дружной , теплой атмосфере дома.
Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса проблем .В попытках справиться с ними родители используют различные методы: подкуп, угрозы, наказания, рассуждения. Мотивы взрослых вполне объяснимы. Разве можно найти что-то плохое Именно родители должны в первую очередь помочь своим детям освоить школьную программу так , чтобы учеба не превратилась в кошмар и для детей и для родителей. в естественной родительской озабоченности? Однако часто родители только усугубляют школьные стрессы детей.
Если принять во внимание требования, предъявляемые в школе к выполнению заданий ,беспокойство многих ребят относительно одобрения своих действий со стороны учителей и страх потерпеть неудачу перед классом, становится ясно, что дети надеются отдохнуть дома .Однако нередко этого не происходит. Родители «стоят у них над душой» во время выполнения домашних заданий, не позволяя расслабиться. Это сродни ситуации ,когда работающий человек, получив долю стресса на рабочем месте, возвращается домой в такую же напряженную обстановку Сколько времени можно выдержать подобную ситуацию?
В этом помогут семейные игры для развития интеллектуальных способностей детей. Я их называю малые семейные интеллектуальные игры . Дело в том, что едва ли не основной смысл этих игр состоит как раз в возможности взаимообмена различными подходами к выполнению игровых заданий и тем самым значительном расширении "мыслительного диапазона" каждого из участников игрыНа родительских собраниях знакомлю родителей с содержанием и методикой проведения таких игр. Что-то записываем , некоторые элементы проигрываем прямо на родительском собрании. Вот некоторые из них
СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Берутся наугад три слова, мало связанные по смыслу, например, "озеро", "карандаш" и "медведь". Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова. Игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем новые связи и отношения между привычными предметами, творчески создавать новые целостные комбинации из отдельных разрозненных элементов.
- ПОИСК ОБЩЕГО
Берутся наугад два мало связанных слова, например, "кастрюля" и "лодка". Следует выписать в столбик как можно больше общих признаков этих предметов. Среди названных признаков могут быть как существенные, так и несущественные. Попытайтесь определить и обосновать, к какой несущественные признаки может оказаться весьма полезной. Игра учит в разрозненных друг с другом предметах и событиях находить множество общих моментов, "состыковок", выделять такие связи, которые обычно не лежат на поверхности.
- ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО СЛОВА
Берутся любые три слова, например, "собака", "помидор", солнце". Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, "лишнее", не обладающее этим общим для них признаком, следует исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую остающуюся пару слов и не присущих исключенному лишнему
- ПОИСК ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Называется какой-нибудь предмет или явление, например, "дом". Надо назвать как можно больше других предметов, в чем-то противоположных данному.
- СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Называется какой-либо хорошо известный предмет, например "книга" Надо перечислить как можно больше способов его применения. Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в различные ситуации и взаимосвязи, открывать в необычном неожиданные возможности
- ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ ПОНЯТИЯ
Называется хорошо знакомое всем понятие, например, "спорт". Надо выписать его существенные признаки. Например, наличие оркестра, трибуны, штанги и т.д. - явно несущественные, потому что есть масса ситуаций, бесспорно относящихся к спору, в которых признаки отсутствуют. А что же существенно? Наверняка в спорте нужен спортсмен, необходима тренировка... (продолжите перечень самостоятельно). Побеждает тот, кто назовет все важные признаки при условии, что среди них не окажется ни одного несущественного. Ответы проверяются и обсуждаются всеми играющими.
Игра развивает способность "смотреть в корень", схватывать только суть явления, отвлекаясь от частных признаков. Это способность исключительно важна для постижения нового: ведь понимание - это "продирание" мысли сквозь несущественные признаки к существенным.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Называется знакомый всем предмет или явление, например, "город".Надо дать ему наиболее точное, "научное" определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и касалось бы несущественных. Побеждает тот, чье определение однозначно характеризует данный предмет, то есть любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, ни какой другой предмет под него не попадает.
Игра учит четкости и стройности мышления, умению фиксировать существенные признаки, отвлекаясь от несущественных, а также развивать способность одним "мысленным взором" охватить самые разные проявления одного и того же предмета, порой непохожие друг на друга. Особенно полезна эта игра для тех учащихся, которые испытывают трудности при формулировании, понимании или запоминании определений.
Дети взрослеют, изменяется и стиль взаимоотношений с родителями, изменяется и форма помощи мам и пап в учебе. Поэтому в 7-8 классах мы ведем разговор о том как помочь ребенку в поиски информации,как научить самоконтролировать себя , о том как жить в ладу с самим собою и с окружающими людьми. Определяем особенности индивидуального способа познания т.е.кто наши дети : зрители ,слушатели или деятели и разрабатываем траекторию помощи каждому ребенку. А 10-11 кл. говорим о том как правильно настроить и подготовить ребенка к выпускным экзаменам , а теперь и к ЕГЭ, как верно реагировать на плохие оценки ,как не допустить конфликта с одноклассниками и учителями ,а если он назрел ,как выйти из него.
Каков же результат такой работы? Он налицо. Дети к окончанию школы не потеряли интерес к учебному труду , творчеству , исследовательской деятельности. Они эрудированны и начитаны, они владеют достаточно прочной базой приемов учебной деятельности ,позволяющих успешно и после завершения школы продолжать свое обучение. А все потому что удалось разбудить интерес к учебе , благодаря совместной работе детей семьи ,учителей и классного руководителя.
Литература
Тихомирова А.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника Ярославль Академия развития 1996г.
Руднянский Я. Как учиться М.Просвещение 1992г
Селевко Г.К.Научи себя учиться М.Народное образование 2006г
Коломинский Я.Л. Человек: психология М.,1996
Введение в психологию под ред.А.В.Петровского. М.1996
Ивашов А. Н., Заика Е. В. Методика исследования коммуникативных установок личности, 91'5 с.162.ж.Вопросы психологии 1993
Заика Е. В. Комплекс упражнений для развития логической памяти учащихся, 91'6 с.83.ж.Вопросы психологии 1993г
http://festival.1september.ru/articles
http://psy.1september.ru/articlef.
www.voppsyl.ru/4y/AUTHORS/zaikaev.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к русскому языку через использование нестандартных занимательных заданий
выпускная работа...
Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассную работу.
Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка, играет развитие у учащихся интереса к предмету. Говоря о проблеме развития интереса, я имею в виду следующие вопросы...
Развитие интереса учащихся к предмету через внеклассную работу
Для учителя мало преподнести интересно учебный матерал на уроках, для развития интереса учащихс к предмету необходимо привлекать учеников во внеклассые мероприятия : предметные декады, кружки, экскурс...
«Развитие интереса к урокам музыки через фольклор»
I. Справочно-информационные сведения об опыте 1....
«Формирование положительного отношения к труду через занятия творчеством»
Тема по самообразованию: «Формирование положительного отношения к труду через занятия творчеством»...
Доклад на тему: «Подготовка учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида к самостоятельной жизни и труду через занятия по программе «Родник творчества».
“С любимым делом жизнь в сто крат милее,Лишь надо приложить к нему терпениеИ мастерство становиться смелее,Когда приходит к сердцу вдохновение.Любовь к искусству вечное горение,Художнику как сладостно...
МО "Развитие положительного отношения к труду через занятия творчеством"
Развитие положительного отношения к труду через творчество-важное средство всестороннего развитя личности ребенка....