Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассную работу.
материал
Министерство образования и науки РБ
МБОУ «Хоринская СОШ №1 им.Д.Ж. Жанаева»
Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассную работу.
Автор: Иванова Марина Ивановна,
учитель высшей квалификационной категории
2018 год
Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка, играет развитие у учащихся интереса к предмету. Говоря о проблеме развития интереса, я имею в виду следующие вопросы: что такое интерес, чем он вызывается у школьников, в какой связи находятся мотивы учения и интерес, как развиваются от класса к классу мотивы учения и как развивается в связи с этим интерес к предмету.
Под интересом в методическом плане нужно понимать эмоциональное отношение учеников к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся в их внимании и активности на уроке.
Опираясь на интерес, проявляемый детьми к предмету, учитель успешно решает вопросы воспитания учащихся, а также добивается лучших результатов обучения.
Успех обучения русскому языку в школе может быть достигнут лишь на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает мне более тщательно изучать своих учеников и совершенствовать их языковую подготовку.
Первостепенными задачами внеклассной работы я считаю следующие:
- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
- углубление и развитие интереса учащихся к изучению русского языка;
- расширение запаса знаний учащихся в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики и борьба за культуру устной и письменной речи;
- выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.
Внеклассная работа во многом основывается на общедидактических принципах, среди которых следует прежде всего назвать принцип научности, он состоит в требовании сообщать учащимся только те знания, которые полностью соответствуют установившимся в современной науке положениям.
Внеклассные мероприятия требуют также соблюдения принципа последовательности и систематичности в изложении материала. Как и на уроках материал на внеклассных занятиях должен раскрываться перед учащимися в определённой системе. Обычно большую пользу приносят учащимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные.
Однако в ряде случаев вполне возможно строить работу так, чтобы внеклассные занятия несколько опережали классные. Всё это требует чёткой реализации принципа преемственности и перспективности в усвоении знаний.
Организуя внеклассную работу, я учитываю также дидактический принцип связи теории с практикой. Эта связь, как известно, предполагает умение школьников применять полученные знания в учебной и общественно полезной деятельности.
Весьма важным для нормальной организации внеурочных занятий с учащимися является общедидактический принцип доступности преподносимого материала. Я стараюсь отбирать для внеклассной работы материал, выходящий за рамки программных требований, но не превышающий возрастные особенности детей.
Кроме перечисленных общедидактических принципов, при организации и проведении внеклассных мероприятий я принимаю во внимание и ряд специфических принципов, относящихся только к внеклассной работе. Среди них следует прежде всего назвать принцип тесной взаимосвязи внеклассных занятий с классными. Всю систему работы я строю таким образом, чтобы внеклассные мероприятия являлись естественным продолжением классных занятий. Интерес учащихся к приобретению и дальнейшему совершенствованию знаний по русскому языку должен пробуждаться ещё на уроках. Лишь тогда ученики смогут почувствовать потребность в расширении и углублении своих лингвистических знаний во внеурочное время. С другой стороны, умелая организация внеклассных мероприятий может помочь сделать более результативной работу с детьми на уроке.
К указанному принципу тесно примыкает другой – принцип добровольного участия школьников в занятиях. Только при условии заинтересованности учащихся внеклассная работа может стать по-настоящему результативной, поскольку ученик в данном случае будет работать в полную меру сил.
Организуя внеурочную деятельность учащихся, я учитываю также принцип самодеятельности, который предполагает полную самостоятельность детей во время подготовки и осуществления внеклассных мероприятий.
Внеклассную работу нельзя уподоблять дополнительным занятиям или консультациям, подобное понимание характера внеклассной работы сужает её горизонты и делает неинтересной для школьников. В связи с этим особо следует сказать о принципе занимательности. Данный принцип, по моему мнению, находит своё выражение в разнообразии и вариативности форм внеклассных занятий, методов и приёмов работы.
Специфика указанных методов при использовании на внеклассных занятиях определяется прежде всего большой долей непринуждённости учащихся в работе, когда перед ними не стоит задача в обязательном порядке запомнить, о чём говорил в ходе занятий учитель. А эта непринуждённость, соединяемая с занимательными формами подачи материала, создаёт атмосферу большей заинтересованности учащихся в работе.
На внеклассных занятиях широко использую игровые способы обучения, элементы драматизации, опыт личного творчества учащихся. Всё это способствует успешной реализации принципа занимательности, порождает у школьников естественное желание узнать как можно больше нового из области лингвистики.
Внеклассная работа имеет два основных вида. С одной стороны, речь идёт о постоянно действующих мероприятиях. К ним относятся кружки русского языка, общества и клубы любителей русской словесности, стенная печать, журналы. С другой стороны, проводятся мероприятия, которые носят эпизодический характер: всевозможные тематические выставки, конференции, викторины, олимпиады, конкурсы. Те и другие мероприятия должны осуществляться не разобщенно, а включаться в единую чётко планируемую систему внеклассной работы.
Занятия в лингвистических кружках способствуют расширению знаний учащихся по различным разделам русского языка, помогают им лучше овладевать знаниями.
По своему характеру работа в кружках может быть чрезвычайно разнообразной. Это подготовка докладов-сообщений по различным проблемам языкознания, решение занимательных задач, шарад, кроссвордов, подготовка материалов для выпуска газет, для проведения классных и общешкольных олимпиад и многое другое. По назначению кружки могут быть различных типов. Для пяти- и шестиклассников вполне приемлемы кружки занимательной грамматики, главной целью которых является пробуждение интереса к занятиям русским языком: выявление интересного в языке с помощью необычных, занимательных приёмов и форм работы. В старших классах переходим к более серьёзным занятиям по языку. Элементы же занимательности могут использоваться как средство создания эмоционального гастроя у учащихся.
Кружковая работа остаётся одним из традиционных путей формирования у учащихся дополнительных знаний по любому предмету. Особенно незаменима эта форма в свете единства предметов русского языка и литературы. Именно на кружковых занятиях появляется возможность работы над художественным языком конкретного произведения, изучаемого на уроках литературы, расширения и углубления теоретических сведений, полученных на уроках русского языка. Прекрасным материалом для занятий в кружке «Занимательная грамматика» оказывается сказ Н.С.Лескова «Левша».
Среди умений, предусмотренных в обучении русскому языку в школе, особо значимым оказывается уровень творческого применения материала основной программы с использованием дополнительных сведений. Он призван воплотить процесс углубленного изучения русского языка. Расширение границ вводимых теоретических сведений по языку, анализ языковых явлений и идейно-эстетических особенностей художественного текста с соответствующими наблюдениями над поэтической функцией слова, как одно из направлений углубленного изучения, позволяют не только познать теорию предмета, но и развить чувство языка, понять его эстетические функции, заинтересовать учащихся его тайнами и законами.
В процессе подобного изучения языка происходит активизация логико-познавательных сторон деятельности учащихся, развитие их способности самостоятельно анализировать факты и делать выводы.
Подобная работа в рамках кружка «Занимательная грамматика» полифункциональна. Введение теоретических сведений, выходящих за пределы программы, анализ идейно-эстетических особенностей текста, работа над поэтикой слова не просто образует ученика. Всё это позволяет сформировать у учащихся навыки самостоятельного мышления и аналитической деятельности, что в свою очередь является залогом всестороннего развития личности.
Внеклассная работа по русскому языку является мощным дополнительным средством расширения и углубления знаний. В каждой четверти можно проводить викторины, конкурсы знатоков, устные журналы, а изучение темы можно завершить либо общественным смотром знаний, либо КВН, либо учебной встречей. Последняя форма - одна из новых и представляет собой более высокую степень в познавательном отношении по сравнению с другими. На учебной встрече проверяется не только уровень знаний, но и расширяется кругозор ребят, так как в ходе подготовки к ней учащиеся изучают дополнительную научно-популярную и лингвистическую литературу. Учебной встречей можно закончить тему «Глагол» в 6 классе.
Уроки и внеклассные мероприятия, в которые включён занимательный материал, никого не оставляет равнодушными, даже у самых слабых учеников они вызывают интерес. Так, после проведения КВНа юных филологов в 6 классе я ещё раз убедилась, что игровая форма – благодатное средство формирования интереса к урокам русского языка и литературы. Ведь в преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребёнка. Внеклассные занятия активизируют творческие силы ученика, развивают его способности, о которых порою он сам не подозревает.
Большие возможности для развития языковой способности детей представляют внеклассные занятия, не ограниченные узкими рамками программы, регламентированностью учебного времени урока. Главным на таких занятиях должно стать рассмотрение семантики русского языка, поскольку языковое развитие ребёнка возможно только при развитии семантической стороны его языка, являющейся связующим звеном языка и мышления индивида. Необходимо проводить специальную работу по совершенствованию следующих трёх особенностей, отличающих человека от других живых существ: способности к творчеству, способности к образному мышлению, способности к сопереживанию. На внеклассных занятиях можно предложить пятиклассникам систему упражнений, предполагающую востребованность языковой интуиции ребёнка, внимание к семантике, метафоричному строю речи, работу над сопоставлением словесных, изобразительных и музыкальных образов. Это позволит обеспечить развитие способностей и окажет развивающее воздействие на формирование не только образного, но и теоретического мышления ученика, а также на его развитие в целом.
Применение предложенных упражнений по развитию языковой способности учащихся, поможет ученикам овладеть эмоциональной стороной родной речи, увидеть нравственную силу родного слова, почувствовать себя творческой личностью, что особенно актуально в современных условиях потери нравственных ориентиров, рационализации, стандартизации общества. Таким образом, будут востребованы и эффективно использованы развивающие и воспитывающие возможности внеклассных занятий по русскому языку.
Для развития творческих способностей учащихся можно предложить организовать творческую мастерскую. В школьной практике художественные тексты чаще всего используются для пересказа, инсценировки, игр, которые являются средством развития не только речи, но и литературно-творческих способностей учащихся.
Одной из традиционных форм внеклассной работы является проведение предметных недель, цель которых вызвать живой интерес к русскому языку и литературе, способствовать проявлению тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей. Предметная неделя дает также возможность осуществить теснейшую межпредметную связь, продемонстрировать единство учебного процесса на всех уровнях, что представляет бесспорную важность для учащихся, формирует и развивает их творческую активность и повышает заинтересованность в обучении.
Роль внеклассной работы в школе заключается в том, что она является важным звеном в системе обучения русскому языку, так как воспитывает интерес учащихся к предмету, развивает потребность к приобретению, дальнейшему совершенствованию и углублению знаний, активизирует творческие способности учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
МБОУ «Хоринская СОШ №1 им.Д.Ж. Жанаева»
Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассную работу.
Автор: Иванова Марина Ивановна,
учитель высшей квалификационной категории
2018 год
Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка, играет развитие у учащихся интереса к предмету. Говоря о проблеме развития интереса, я имею в виду следующие вопросы: что такое интерес, чем он вызывается у школьников, в какой связи находятся мотивы учения и интерес, как развиваются от класса к классу мотивы учения и как развивается в связи с этим интерес к предмету.
Под интересом в методическом плане нужно понимать эмоциональное отношение учеников к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся в их внимании и активности на уроке.
Опираясь на интерес, проявляемый детьми к предмету, учитель успешно решает вопросы воспитания учащихся, а также добивается лучших результатов обучения.
Успех обучения русскому языку в школе может быть достигнут лишь на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеклассная работа, которая помогает мне более тщательно изучать своих учеников и совершенствовать их языковую подготовку.
Первостепенными задачами внеклассной работы я считаю следующие:
- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
- углубление и развитие интереса учащихся к изучению русского языка;
- расширение запаса знаний учащихся в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики и борьба за культуру устной и письменной речи;
- выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.
Внеклассная работа во многом основывается на общедидактических принципах, среди которых следует прежде всего назвать принцип научности, он состоит в требовании сообщать учащимся только те знания, которые полностью соответствуют установившимся в современной науке положениям.
Внеклассные мероприятия требуют также соблюдения принципа последовательности и систематичности в изложении материала. Как и на уроках материал на внеклассных занятиях должен раскрываться перед учащимися в определённой системе. Обычно большую пользу приносят учащимся такая организация внеклассной работы, когда классные занятия по характеру изучаемого материала несколько опережают внеклассные.
Однако в ряде случаев вполне возможно строить работу так, чтобы внеклассные занятия несколько опережали классные. Всё это требует чёткой реализации принципа преемственности и перспективности в усвоении знаний.
Организуя внеклассную работу, я учитываю также дидактический принцип связи теории с практикой. Эта связь, как известно, предполагает умение школьников применять полученные знания в учебной и общественно полезной деятельности.
Весьма важным для нормальной организации внеурочных занятий с учащимися является общедидактический принцип доступности преподносимого материала. Я стараюсь отбирать для внеклассной работы материал, выходящий за рамки программных требований, но не превышающий возрастные особенности детей.
Кроме перечисленных общедидактических принципов, при организации и проведении внеклассных мероприятий я принимаю во внимание и ряд специфических принципов, относящихся только к внеклассной работе. Среди них следует прежде всего назвать принцип тесной взаимосвязи внеклассных занятий с классными. Всю систему работы я строю таким образом, чтобы внеклассные мероприятия являлись естественным продолжением классных занятий. Интерес учащихся к приобретению и дальнейшему совершенствованию знаний по русскому языку должен пробуждаться ещё на уроках. Лишь тогда ученики смогут почувствовать потребность в расширении и углублении своих лингвистических знаний во внеурочное время. С другой стороны, умелая организация внеклассных мероприятий может помочь сделать более результативной работу с детьми на уроке.
К указанному принципу тесно примыкает другой – принцип добровольного участия школьников в занятиях. Только при условии заинтересованности учащихся внеклассная работа может стать по-настоящему результативной, поскольку ученик в данном случае будет работать в полную меру сил.
Организуя внеурочную деятельность учащихся, я учитываю также принцип самодеятельности, который предполагает полную самостоятельность детей во время подготовки и осуществления внеклассных мероприятий.
Внеклассную работу нельзя уподоблять дополнительным занятиям или консультациям, подобное понимание характера внеклассной работы сужает её горизонты и делает неинтересной для школьников. В связи с этим особо следует сказать о принципе занимательности. Данный принцип, по моему мнению, находит своё выражение в разнообразии и вариативности форм внеклассных занятий, методов и приёмов работы.
Специфика указанных методов при использовании на внеклассных занятиях определяется прежде всего большой долей непринуждённости учащихся в работе, когда перед ними не стоит задача в обязательном порядке запомнить, о чём говорил в ходе занятий учитель. А эта непринуждённость, соединяемая с занимательными формами подачи материала, создаёт атмосферу большей заинтересованности учащихся в работе.
На внеклассных занятиях широко использую игровые способы обучения, элементы драматизации, опыт личного творчества учащихся. Всё это способствует успешной реализации принципа занимательности, порождает у школьников естественное желание узнать как можно больше нового из области лингвистики.
Внеклассная работа имеет два основных вида. С одной стороны, речь идёт о постоянно действующих мероприятиях. К ним относятся кружки русского языка, общества и клубы любителей русской словесности, стенная печать, журналы. С другой стороны, проводятся мероприятия, которые носят эпизодический характер: всевозможные тематические выставки, конференции, викторины, олимпиады, конкурсы. Те и другие мероприятия должны осуществляться не разобщенно, а включаться в единую чётко планируемую систему внеклассной работы.
Занятия в лингвистических кружках способствуют расширению знаний учащихся по различным разделам русского языка, помогают им лучше овладевать знаниями.
По своему характеру работа в кружках может быть чрезвычайно разнообразной. Это подготовка докладов-сообщений по различным проблемам языкознания, решение занимательных задач, шарад, кроссвордов, подготовка материалов для выпуска газет, для проведения классных и общешкольных олимпиад и многое другое. По назначению кружки могут быть различных типов. Для пяти- и шестиклассников вполне приемлемы кружки занимательной грамматики, главной целью которых является пробуждение интереса к занятиям русским языком: выявление интересного в языке с помощью необычных, занимательных приёмов и форм работы. В старших классах переходим к более серьёзным занятиям по языку. Элементы же занимательности могут использоваться как средство создания эмоционального гастроя у учащихся.
Кружковая работа остаётся одним из традиционных путей формирования у учащихся дополнительных знаний по любому предмету. Особенно незаменима эта форма в свете единства предметов русского языка и литературы. Именно на кружковых занятиях появляется возможность работы над художественным языком конкретного произведения, изучаемого на уроках литературы, расширения и углубления теоретических сведений, полученных на уроках русского языка. Прекрасным материалом для занятий в кружке «Занимательная грамматика» оказывается сказ Н.С.Лескова «Левша».
Среди умений, предусмотренных в обучении русскому языку в школе, особо значимым оказывается уровень творческого применения материала основной программы с использованием дополнительных сведений. Он призван воплотить процесс углубленного изучения русского языка. Расширение границ вводимых теоретических сведений по языку, анализ языковых явлений и идейно-эстетических особенностей художественного текста с соответствующими наблюдениями над поэтической функцией слова, как одно из направлений углубленного изучения, позволяют не только познать теорию предмета, но и развить чувство языка, понять его эстетические функции, заинтересовать учащихся его тайнами и законами.
В процессе подобного изучения языка происходит активизация логико-познавательных сторон деятельности учащихся, развитие их способности самостоятельно анализировать факты и делать выводы.
Подобная работа в рамках кружка «Занимательная грамматика» полифункциональна. Введение теоретических сведений, выходящих за пределы программы, анализ идейно-эстетических особенностей текста, работа над поэтикой слова не просто образует ученика. Всё это позволяет сформировать у учащихся навыки самостоятельного мышления и аналитической деятельности, что в свою очередь является залогом всестороннего развития личности.
Внеклассная работа по русскому языку является мощным дополнительным средством расширения и углубления знаний. В каждой четверти можно проводить викторины, конкурсы знатоков, устные журналы, а изучение темы можно завершить либо общественным смотром знаний, либо КВН, либо учебной встречей. Последняя форма - одна из новых и представляет собой более высокую степень в познавательном отношении по сравнению с другими. На учебной встрече проверяется не только уровень знаний, но и расширяется кругозор ребят, так как в ходе подготовки к ней учащиеся изучают дополнительную научно-популярную и лингвистическую литературу. Учебной встречей можно закончить тему «Глагол» в 6 классе.
Уроки и внеклассные мероприятия, в которые включён занимательный материал, никого не оставляет равнодушными, даже у самых слабых учеников они вызывают интерес. Так, после проведения КВНа юных филологов в 6 классе я ещё раз убедилась, что игровая форма – благодатное средство формирования интереса к урокам русского языка и литературы. Ведь в преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребёнка. Внеклассные занятия активизируют творческие силы ученика, развивают его способности, о которых порою он сам не подозревает.
Большие возможности для развития языковой способности детей представляют внеклассные занятия, не ограниченные узкими рамками программы, регламентированностью учебного времени урока. Главным на таких занятиях должно стать рассмотрение семантики русского языка, поскольку языковое развитие ребёнка возможно только при развитии семантической стороны его языка, являющейся связующим звеном языка и мышления индивида. Необходимо проводить специальную работу по совершенствованию следующих трёх особенностей, отличающих человека от других живых существ: способности к творчеству, способности к образному мышлению, способности к сопереживанию. На внеклассных занятиях можно предложить пятиклассникам систему упражнений, предполагающую востребованность языковой интуиции ребёнка, внимание к семантике, метафоричному строю речи, работу над сопоставлением словесных, изобразительных и музыкальных образов. Это позволит обеспечить развитие способностей и окажет развивающее воздействие на формирование не только образного, но и теоретического мышления ученика, а также на его развитие в целом.
Применение предложенных упражнений по развитию языковой способности учащихся, поможет ученикам овладеть эмоциональной стороной родной речи, увидеть нравственную силу родного слова, почувствовать себя творческой личностью, что особенно актуально в современных условиях потери нравственных ориентиров, рационализации, стандартизации общества. Таким образом, будут востребованы и эффективно использованы развивающие и воспитывающие возможности внеклассных занятий по русскому языку.
Для развития творческих способностей учащихся можно предложить организовать творческую мастерскую. В школьной практике художественные тексты чаще всего используются для пересказа, инсценировки, игр, которые являются средством развития не только речи, но и литературно-творческих способностей учащихся.
Одной из традиционных форм внеклассной работы является проведение предметных недель, цель которых вызвать живой интерес к русскому языку и литературе, способствовать проявлению тех или иных наклонностей учащихся, их творческих способностей. Предметная неделя дает также возможность осуществить теснейшую межпредметную связь, продемонстрировать единство учебного процесса на всех уровнях, что представляет бесспорную важность для учащихся, формирует и развивает их творческую активность и повышает заинтересованность в обучении.
Роль внеклассной работы в школе заключается в том, что она является важным звеном в системе обучения русскому языку, так как воспитывает интерес учащихся к предмету, развивает потребность к приобретению, дальнейшему совершенствованию и углублению знаний, активизирует творческие способности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к русскому языку у учащихся предпрофильных классов через исследовательскую деятельность
Математическими способами ребенок решает поставленную задачу по русскому языку...
Развитие интереса к русскому языку через использование нестандартных занимательных заданий
выпускная работа...
Формирование и развитие интереса к русскому языку через внеклассную работу.
Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка, играет развитие у учащихся интереса к предмету. Говоря о проблеме развития интереса, я имею в виду следующие вопросы...
Развитие интереса учащихся к предмету через внеклассную работу
Для учителя мало преподнести интересно учебный матерал на уроках, для развития интереса учащихс к предмету необходимо привлекать учеников во внеклассые мероприятия : предметные декады, кружки, экскурс...
Развитие познавательного интереса к русскому языку через организацию и проведение предметной недели
Учебно-методические материалы из опыта работы, которые помогут учителям русского языка в организации и проведении мероприятий, направленных на развитие познавательного интереса и творческого потенциал...
Статья "Роль внеклассной работы в развитии интереса к русскому языку и литературы"
Как внеклассные занятия влияют на мотивацию изучения предмета "Русский язык и литература"...
ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ВНЕКЛАССНУЮ РАБОТУ
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Содержание языкового и страноведческого материала, используемого при проведении ...